Планирование внеурочной деятельности по математике Занимательная математика

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа авторского элективного курса

«Занимательная математика»


учитель математики

Тутубалина Светлана Петровна









Пояснительная записка


Данный курс «Занимательная математика» рассчитан на учащихся 1-2 классов, как курс дополнительных внеклассных занятий. 1 час в неделю ( всего 34 часа). Состоит из разделов: «Математика в ребусах, кроссвордах», «Весёлая математика», «Головоломки», «Затруднительные положения», «Логические задачи», «Математический тренинг».

Данная программа разработана с учётом уровня знаний учащихся в данном возрасте. В программу введены дидактические игры обучающего и развивающего характера «Соедини», «Разрежь», «Раздели на части», и др. Решение кроссвордов и чайнвордов закрепит знание математических терминов и выражений. На этих занятиях используется раздаточный материал, где кроме выполнения задания ребёнок развивает мелкую моторику пальцев (проводит линии, пересчитывает, дорисовывает)


Цель курса:

Обеспечить развитие познавательного интереса и способностей, учащихся в младшем школьном возрасте.


Задачи курса:

1.Познакомить учащихся с ведущими для данного профиля видами деятельности. Научить детей анализировать, синтезировать, сравнивать, ориентироваться в пространстве, уметь классифицировать предметы по форме, цвету, размеру.

2.Активизировать познавательную деятельность учащихся. Развивать у учащихся внимание сообразительность, мышление память, находчивость.

3.Воспитывать чувство коллективизма, сопереживание за команду, стремление к успеху, победе. Способствовать самоопределению ученика.


Место курса в образовательном процессе.

Данный курс «Занимательная математика» осуществляет межпредметную связь с такими дисциплинами, как логика, развитие речи, изобразительное искусство, трудовое обучение.


Содержание курса «Занимательная математика»

На занятиях «Занимательной математики» учащиеся будут решать кроссворды по запоминанию терминов, действий и понятий из математики решать задачи-шутки, задачи-загадки, «затруднительные» задачи, будет изучен большой геометрический материал. Занятия будут организованы в занимательной форме, в основном в виде соревнований (индивидуальные и групповые).

Структурная модель последовательности занятий.


Модель данного курса:

Блочная.


Методы проведения занятий.

Основу преподавания курса составляют следующие принципы: обучение на наглядно-действенной и наглядно-образной основе. Курс позволяет использовать технологию развивающего обучения.

Интерактивные методы, способствующие обучению через опыт и сотрудничество. Работа в парах, группах, имитационное моделирование (деловые игры), тренинги,


Ожидаемые результаты изучения курса.

Данный курс поможет сформировать три составляющих мышления необходимых для успешного дальнейшего обучения:

  1. высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, активности.

  2. высокий уровень организованности и целенаправленности.

  3. высокий уровень раскованности мышления.


























Учебно - тематический план элективного курса «Занимательная математика»


Наименование темы, раздела

Кол-во часов

Формы и методы обучения

Образовательный продукт

Примечание

всего

теорет

практ

Пособие, дата

1

Введение

1

1

рассказ

2

Математика в ребусах и кроссвордах

Разгадывание ребусов

Решение кроссвордов

Разгадывание чайнвордов

Разгадывание криптограмм

4


1

1

1

1

4


1

1

1

1

Объяснение, соревнование, работа в парах, группах

Кроссворды, ребусы, чайнворды


3

Весёлая математика

Поэтическая математика

Задачи - шутки

Цифровые изображения

Математические развлечения

4

1

1

1

1

4

1

1

1

1

Игра, работа в группе, ролевые игры

Задачи - шутки, стихотворные задачки

4

Затруднительные положения

Задачи на перестановку

Задачи на деление на части

Задачи на счёт предметов

3

1

1

1

3

1

1

1

Соревнование, мозговой штурм, работа в парах, группах

Составление задач по образцу

5

Логические задачи

Задачи решаемые уравнением

Сопоставление, передвижения

Логические примеры

8

2

4

2

8

2

4

2

Метод проблемного изложения, мозговая атака, ТРИЗ

Составление обратных задач, цепочек примеров

6

Математический тренинг

Расставление чисел в фигурах по закономерности

Расположение фигур рядами

Размещение внутри геометрических фигур

Разделение на части

Соединение точек

Составление фигур

Складывание фигур

Перекраивание фигур

Пересчитывание фигур внутри фигур

Перегибание фигур

10


1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

10


1

1


1

1

1

1

1

1

1

1

Тренинг, моделирование работа в паре, самостоятельная работа

Создание фигур и силуэтов из геометрических фигуг, панно

7

Математическая викторина

Занимательное зачётное занятие

1

1

1

1

Работа в группе, соревнование





Содержание курса «Занимательная математика» 34 часа


Введение 1 час

На данном уроке учитель объясняет важность и значение занятий данного курса. Сообщает цель занятий. Шуточная викторина.

Глава 1

Математика в ребусах и кроссвордах. 4 часа

В этой главе учащиеся будут заниматься разгадыванием кроссвордов, ребусов, чайнвордов, криптограмм. Также самостоятельно составлять ребусы и кроссворды на математические темы: «Термины», «Действия», «Фигуры», «Числа и цифры».

Глава 2

Весёлая математика. 4 часа

Решение стихотворных задач, задач-шуток. Составление и чтение завуалированных цифровых изображений.

Глава 3

Головоломки. 4 часа

Решение числовых головоломок. Занятие по непрерывному рисованию. Задания по конструированию головоломок со спичками.

Глава 4

Затруднительные положения 3 часа

Решение логических задач, в которых созданы затруднительные ситуации с перестановками. Решение задач на деление целого на части и наоборот составление целого из частей. Решение задач на счёт предметов.

Глава 5

Логические задачи 9 часов

Решение задач с помощью уравнений, на сопоставление. Решение обратных задач. Решение задач в несколько действий. Решение задач «с продолжением».

Решение цепочек примеров.

Глава 6

Математический тренинг 10 часов

Решение задач на развитие комбинаторных способностей. Работа с геометрическим материалом: классификация фигур, расположение фигур, разделение на определённое число частей линиями, складывание фигур, пересчитывание фигур внутри других фигур.

Глава 7

Математическая викторина 1 час

Итоговое зачётное занимательное занятие



Список литературы:


  1. А.П. Тонких, Т.Т.Кравцова, Е.А.Мысенкова, Д.А. Стогова, С.В. Голощапова «Логические игры и задачи на уроках математики» Ярославль «Академия развития» 1999 г.

  2. С.С.Худадатова «Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах» Москва «Школьная пресса» 2003 г.

  3. В.П.Труднев «Считай, смекай, отгадывай» Москва «Просвещение» 1969 г

  4. Н.В. Агаркова «Нескучная математика» 1-4 классы. Занимательная математика. Волгоград «Учитель» 2007 г.

  5. Т.В. Шкляров «Как научить вашего ребёнка решать задачи» Москва «Грамотей» 2004 г.

  6. И.П. Сахаров, Н.Н. Аменицын «Забавная арифметика» Санкт - Петербург «Лань» 2011 г.

  7. Журналы «Начальная школа Казахстана» 2002-2013 годы издания

© 2010-2022