• Преподавателю
  • Математика
  • ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫ

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫ

Сама программа «Живая математика» представляет собой уникальный продукт, позволяющий строить современный компьютерный чертеж, который выглядит как традиционный, и, как правило, легко идентифицируется с традиционным, однако, представляет собой качественно совершенно новое явление. Чертёж, построенный на бумаге с помощью карандаша и линейки, имеет важнейшее значение, но обладает двумя недостатками: требует затрат времени и конечный продукт оказывается статичным. Программа «Живая математика» поз...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ Видновская гимназия

Учитель математики Павленко В.В.


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫ

Сама программа «Живая математика» представляет собой уникальный продукт, позволяющий строить современный компьютерный чертеж, который выглядит как традиционный, и, как правило, легко идентифицируется с традиционным, однако, представляет собой качественно совершенно новое явление. Чертёж, построенный на бумаге с помощью карандаша и линейки, имеет важнейшее значение, но обладает двумя недостатками: требует затрат времени и конечный продукт оказывается статичным. Программа «Живая математика» позволяет значительно экономить время, но самое главное: чертёж, построенный с помощью программы, можно тиражировать, деформировать, перемещать и видоизменять. Элементы чертежа легко измерить компьютерными средствами, а результаты этих измерений допускают дальнейшую компьютерную обработку. Возможны также многократные обмены чертежами с учителем, хранение нескольких вариантов одного и того же чертежа и т. п. Появляется возможность добиваться от учащихся точных и грамотных письменных формулировок (по крайней мере, констатирующих то, что они видят); их можно переделывать столько раз, сколько требуется.

Работая с УМК «Живая Математика», учитель может:

  • проиллюстрировать объяснение эффектными и точными чертежами;

  • организовать экспериментальную исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с уровнем и потребностями учащихся;

• повысить разнообразие форм работы учащихся, значительно увеличить долю активной творческой рабoты в их учебной деятельности;

  • высвободить время на выполнение учащимися твoрческих задач;

  • реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей учеников и индивидуализировать обучение (этo отнoсится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений).

Учителю математики, приступающему к работе в УМК, достаточно владеть компьютером на уровне начинающего пользователя. Сама программа «Живая Математика» легко осваивается при помощи руководства, содержащегося в первом разделе данного пособия.

Главной осoбенностью компьютерных чертежей является их динамичность (подвижность). Чертеж существует вместе со всеми своими возмoжными деформациями. Элементы чертежей можно двигать, при этом сохраняется конфигурация, заданная построением: перпендикулярные линии остаются перпендикулярными, равные отрезки - равными и т. д. И учитель, и ученик имеют возможность изменять исходные параметры чертежа, получая большое количество дополнительных вариантов задач. Оформление чертежа зависит от типа задачи или теоретического материала, для иллюстрации которого этот чертеж создан.

Иллюстрации к определениям содержат подвижный чертеж определяемого объекта, который, как правило, выделен каким-нибудь ярким цветом и, иногда, измерения, характеризующие его. Работа с определениями аналогична традиционной (запомнить чертеж, повторить формулировку, вдуматься в формулировку, соотнести с другими известными определениями). Дополнительные возможности связаны с вариациями чертежей, которые позволяют зрительно запомнить свойства, относящиеся к семействам фигур, а не только к отдельным фигурам. Например, при изучении понятия многоугольника полезно наглядно проверить свойства выпуклого и невыпуклого многоугольника для разных вариаций фигур

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫРис.1. Динамическая иллюстрация понятия выпуклого и невыпуклого многоугольника.

Ставя проблему перед учащимися с помощью компьютерных чертежей мы можем экспериментировать, исследовать, делать определённые выводы.

Рассматривая теорему о сумме углов треугольника, учащиеся экспериментальным путём убеждаются в том, что сумма углов треугольника составляет 180⁰, независимо от вида треугольника.

Учитель: О сумме углов треугольника известно ещё с 5 класса. Назовите виды треугольников в зависимости от углов

Ученик: Треугольники бывают остроугольные, прямоугольные и тупоугольные

Учитель: Попытаемся вычислить сумму углов каждого из перечисленных видов

Демонстрируется слайд «Сумма углов треугольника»

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫРИС.2 Динамическая иллюстрация суммы углов треугольника

Учитель: Для какого треугольника справедливо это утверждение?

Ученик: Для любого.

Далее приводится доказательство этой теоремы.

Во многих геометрических задачах встречается четырёхугольник, в котором соединены середины сторон, и нужно доказать, что этот четырёхугольник - параллелограмм. Визуально, наблюдая динамику чертежа, видим сходство полученного четырёхугольника с параллелограммом.

Эта задача известна как теорема Вариньона (демонстрация слайда «Теорема Вариньона»)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫРис. 4 Динамическая иллюстрация теоремы Вариньона

Очень удобно доказывать свойства углов трапеции, прилежащих к боковым сторонам трапеции. Сначала устанавливаем экспериментально этот факт, затем приводим известное доказательство. Наглядность позволяет надолго запомнить это свойство. (Демонстрация слайда «Трапеция. Свойства углов»).

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫРис.5 Динамическая иллюстрация свойства углов трапеции

На уроках алгебры формировать исследовательские навыки удобно при изучении функций и их свойств. При изучении линейной функции учащиеся замечают, что при изменении углового коэффициента прямая образует острый или тупой угол с положительным направлением оси Ох

Учитель: Выясним, как влияют на расположение графика линейной функции коэффициенты а и к. Прошу обратить ваше внимание на мелькающие значения этих коэффициентов и как ведёт себя график этой функции.

Ученики наблюдают изменение расположение графика .

Учитель: Какой из коэффициентов отвечает за направление прямой?

Ученик: Коэффициент к

Учитель: При каком к прямая изменяет своё направление?

Ученик: При положительном и при отрицательном к прямая имеет разные направления

Учитель: Влияет ли на поведение графика функции коэффициент b?

Ученик: Нет.

Учитель: Прошу вас обратить внимание как изменяется угол между прямой и положительным направлением оси Ох. При каком значении к этот угол острый? Тупой?

Ученик: При положительном к угол острый, при отрицательном - тупой

Учитель: Как изменяются значения функции при этих к?

Ученик: При k>0 значения увеличиваются, а при k<0 уменьшаются.

Учитель: Подведём итог: по значению коэффициента к мы можем узнать, как ведёт себя функция: убывает или возрастает

Ученик делает вывод: при k>0 функция возрастает, а при k<0 убывает.

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫРис. 6. Динамическая иллюстрация графика линейной функции

На уроках алгебры при рассмотрении графиков функции можно за считанные минуты получить график рассматриваемой функции. Ярким примером является рассмотрение свойств квадратичной функции и её графика. (Демонстрация слайда «График квадратичной функции»)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫ

Рис. 7. Динамическая иллюстрация графика квадратичной функции

Учитель: Как называется график этой функции?

Ученик: Парабола.

Учитель: Обратите внимание на изменение направления ветвей параболы.

От чего зависит это направление?

Ученик: От значения коэффициента а

Учитель: Когда ветви параболы направлены вверх? Вниз?

Ученик: при a>0 ветви направлены вверх, а при а<0 - вниз.

Учитель: Что вы можете сказать о монотонности этой функции?

Ученик: В зависимости от значений а промежутки возрастания и убывания как бы меняются местами

Учитель: Ограничены ли значения этой функции?

Ученик: да, числом нуль

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ УМК «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ И АЛГЕБРЫ




© 2010-2022