Обучающие самостоятельные работы по математике. (Из опыта работы)

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Выступление «Обучающие самостоятельные работы на уроках математики. Из опыта работы» на 3 районной конференции: «Актуальные проблемы преподавания математики».

Досаева Наталья Александровна

учитель математики и физики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 г.Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области.

8 915 540 46 09






































Обучающие самостоятельные работы на уроках математики.

Из опыта работы.

Я работаю в небольшой школе, где наполняемость классов в среднем 15-18 человек. Казалось бы, класс маленький, почти на каждом уроке ведется индивидуальная работа с учениками. Процент качества должен быть высоким. Но нет, как и во всех школах есть отличники, хорошисты, слабые и очень слабые ученики. Почему так невысока познавательная деятельность?

Для выяснения причин я сочла нужным провести анонимное анкетирование среди учащихся 5-9 классов. В анкете был задан всего лишь на один вопрос: «О чем ты думаешь на уроке во время ответа твоего одноклассника?» Были получены следующие результаты:

- следили за ответом одноклассника -14%;

- думали о том, что станут отвечать, если вызовут -20%;

- о предмете в общем -10%;

- думали о разном, но не о предмете -50%;

-занимались посторонними делами -6%.

Не скрою, ответы меня шокировали! Может быть, я не сумела организовать работу на уроке? Как исправить ситуацию? Как заставить ученика не тратить время даром? Но заставить, то есть принудить его к вниманию, прилежанию, выполнению заданий вопреки собственному желанию, подчинить воле учителя можно, и для этого есть масса способов и средств: воздействие на родителей, отметки и др. Но каждый раз не будешь обращаться к родителям, а двойки надо потом как-то исправлять. Что же делать?

Я думаю, что лучшим стимулом учения является радостное чувство успеха, движения вперед, развития. Когда человек получает удовольствие от проделанной работы, его самооценка повышается, появляется желание творить, познавать что- либо новое.

Роль учителя в большей степени информационная, то есть мы стараемся на уроке выдать как можно больше информации, оставляя в стороне другую, не менее значимую - развивающую сторону обучения. Она требует от учителя не простого изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учеников надо целенаправленно обучать познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом. Уместно в связи с этим привести слова М. Монтеня: "Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный". Главной задачей учителя я считаю научить учеников самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания.

На уроках мне иногда задают вопросы: «Зачем мне математика? Где в жизни я применю эти знания? » На что я, как правило, отвечаю: «Возможно, вам математика как наука в жизни не пригодится, но изучение математики создает предпосылки для развития логического мышления, помогает овладеть навыками дедуктивных рассуждений, учит выражать лаконично и точно свои мысли. Математика развивает память, зоркость и учит искать пути решения задач, которые встречаются не только в учебнике». И привожу пример: научно техническая революция потребовала огромное количество образованных людей. Оказывается, даже сравнительно простую деятельность люди, обладающие более высокой культурой, как правило, выполняют лучше. Не случайно во многих фирмах Японии кандидатам на сугубо «рабочие» места устраивают экзамен, проверяющий именно уровень общего развития. Особое место при этом уделяется математическому развитию. Почему? Думается, ответ помогает понять известный среди математиков шуточный закон, краткая форма которого звучит так: «Математик это сделает лучше!». Более развернутая форма «закона» утверждает: «Если одно и то же дело поручено двум одинаково некомпетентным в нем людям и один из них математик, то математик сделает его лучше». Это конечно шутка, но в каждой шутке….

Моя тема «Обучающие самостоятельные работы на уроках математики» не новая, но вышеперечисленные проблемы заставляют вновь и вновь искать новые эффективные методы и приемы.

За время работы в школе я сделала для себя некоторые выводы:

  1. Ценны те знания, которые ученик добывает сам - они значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя.

  2. Нужно научить добывать эти знания самостоятельно.

Поэтому в большинство моих уроков включены самостоятельные работы, которые:

- готовят учащихся к изучению нового материала;

- содержат новую для учеников информацию.

Обучающие самостоятельные работы - это вид познавательной деятельности, направленный на формирование у учащихся умения самостоятельно приобретать и углублять свои знания.

Рассмотрим вид работ, который подготавливает учащихся к изучению нового материала.

Перед тем как предложить учащимся самостоятельную работу по новому материалу, я тщательно подбираю задания по возрастающей степени сложности и предлагаю на устном счете вспомнить тот или иной теоретический материал, который изучили ранее и который является частью новой информации. Это мне позволит начать урок не с изучения новой темы, а с самостоятельной работы. Она не должна быть объемной. В ходе выполнения я могу проконсультировать учащихся, которым нужна помощь, обращаю внимание на допущенные ошибки. Задания составляю так, чтобы ученики во время выполнения повторили правила, определения, выполнили соответствующие вычисления, воспользовались ранее изученными формулами или законами, предугадали существование нового правила или алгоритма выполнения задания, увидели некую закономерность. После окончания работы предлагаю разобрать самые трудные примеры на доске. Обязательно проверяем ответы. Во время проверки работы делаем вместе с учениками обобщения, вводим новое понятие или правило. Это позволяет сократить время на объяснение.

Приведу пример: МАТЕМАТИКА 5 КЛАСС , тема урока: «Умножение десятичных дробей на натуральные числа».

Примерный план урока:

  1. Вступительная беседа, на которой повторяем материал, нужный для усвоения новой темы, в данном случае правило сложения десятичных дробей, подчеркиваю, что сложение можно заменить умножением, и предлагаю ряд заданий по вариантам:

ВАРИАНТ 1(пример возможной самостоятельной работы):

1) Найдите значения выражений:

а) 1,2+1,2+1,2=

б) 0,3+0,3+0,3+0,3+0,3=

в)1,02+1,02+1,02=

г)0,045+0,045+0,045+0,045=

2. После выполнения первого задания предлагаю обсудить возникшие вопросы. Попробовать найти закономерность и вывести правило умножения десятичных дробей на натуральное число.

Находим правило в учебнике, читаем его и сопоставляем с нашими выводами.

Предлагаю приступить ко второму заданию

2) Закончите запись умножения чисел:

а) 1,679 б)62,04 в) 0,048 г) 0,0048

х х х х

6 7 37 37

---------- -------- ----------- ------------

10074 43428 + 336 + 336

144 144

----------- ------------

1776 1776

3. После выполнения задания выясняем, какие трудности возникли. Еще раз обсуждаем правило и приступаем к выполнению третьего задания:

3) Выполните умножение:

а) 37,97 б) 140,548 в) 0,39 г) 0,0001 д) 3,4598

х х х х х

10 100 1000 100 10 000

----------- ----------- ------- ----------- -----------

4. Делаем вместе с учениками соответствующие выводы, совместно формулируем правило умножения десятичных дробей на 10,100,1000 и др. Находим правило в учебнике и сопоставляем с полученным правилом.

5. Даю обязательные номера для выполнения самостоятельной работы и делаю краткие указания по оформлению

6. Подвожу итог.

7. Даю задание на дом.

Рассмотрим вид работ, в котором новая информация сообщается системой упражнений.

При планировании такого типа урока я не объясняю новый материал, а даю систему упражнений так, чтобы в процессе их выполнения ученики могли, опираясь на пройденный материал, увидеть новое правило, свойство, необходимость введения новых понятий или определений.

Примером может служить урок по алгебре в 8 классе: «Умножение дробей».

Самостоятельная работа.

ВАРИАНТ 1. ( пример возможной самостоятельной работы)

  1. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание:

Чтобы умножить дробь на дробь, нужно перемножить их ____________________и перемножить их_______________________ и первое произведение записать __________, а второе ______________.

  1. Выполните действия:

а)Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы) з)Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)=


б)Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы) и) Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)=

в)72xОбучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы) к)Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)=

г)Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)хОбучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)= л) Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)=

д )Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы) м)-6а3в4х Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)

е) Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы) н)Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)=

ж) Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы) о)Обучающие самостоятельные работы по математике.(Из опыта работы)=

Если ученик не может приступить к выполнению заданий, то даю необходимую консультацию, разъяснения. На таких уроках самостоятельные работы даю по вариантам, по парам или группам. Задания носят дифференцированный характер. Допускаю совещание друг с другом.

После выполнения данного набора заданий обсуждаю вместе с классом допущенные ошибки. Разбираем на доске задания, которые вызвали наибольшие затруднения.

Если у большинства учащихся самостоятельная работа вызывает затруднения, то я останавливаю выполнение самостоятельной работы и приступаю к объяснению материала сама. Когда я убеждаюсь, что материал воспринят классом, продолжаю самостоятельную работу.

После выполнения заданий и проверки я предлагаю задания из учебника.

Так как самостоятельная работа носит обучающий характер, то за выполнение самостоятельной работы я ставлю только положительные оценки.

Таким образом, данный вид самостоятельной работы способствует повышению познавательной деятельности.

Я очень надеюсь, что мои уроки пригодятся ученикам , и они смогут найти решения всех жизненных задач.

Список используемой литературы:

  1. Волович М.Б. Математика без перегрузок.-М.,: Педагогика, 1991. -144с. -(б-ка учителя и воспитателя)

  2. Гнеденко б.в. Формирование мировоззрения учащихся в процессе обучения математике. М.: 1983

  3. Ерина Т.М. рабочая тетрадь по алгебре: 8 клас: к учебнику Ю.Н. Макарычева и др. «Алгебра. 8 класс». ФГОС (к новому учебнику)\ Т.М. Ерина._4-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2015.-159с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

  4. Ерина Т.М. рабочая тетрадь по математике: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика: 5 класс». ФГОС (к новому учебнику)\ Т.М. Ерина._9-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2013.-127с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

  5. Математика.5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений [Н.Я. Виленкин и др]- 23-е изд., испр.-М.: Мнемозина, 2008.-280с.:ил.

  6. «Алгебра,8» учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией С.А. Теляковского. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва « Просвещение», 2011г.

  7. Тресин К.К. «Формирование навыков самообразования учащихся с помощью системы самостоятельных работ», - М., 1980г.



© 2010-2022