- Преподавателю
- Математика
- Программа элективного курса по математике в 9 класса Секреты комбинаторики
Программа элективного курса по математике в 9 класса Секреты комбинаторики
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шагера В.А. |
Дата | 23.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный элективный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки для ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей учащихся в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. Он предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 10 часов.
Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.
Задачи по теории вероятности и комбинаторике входят в состав ГИА по математике.
Целью данного элективного курса является формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений.
В процессе изучения курса решаются следующие задачи:
-
получение знаний о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;
-
овладение умениями решать задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией;
-
умение определять связь теории вероятностей с практическими потребностями.
Требования к уровню подготовки учащихся
После изучения курса учащиеся должны:
-
Знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики.
-
Уметь вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами.
-
Видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.
-
Уметь представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий.
-
Уметь использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей.
-
Различать дискретные и непрерывные случайные величины.
-
Уметь находить числовые характеристики случайных величин.
-
Уметь решать простейшие задачи математической статистики.
-
Уметь интерпретировать полученные результаты.
Формы организации учебных занятий
На занятиях предполагается использование различных форм активного обучения: игры, учебные исследования, опрос общественного мнения, проведение опытов, интерактивные занятия, создание мини-проекта.
Формы контроля
Текущий контроль проводится в форме собеседования с учащимися по решению практических задач.
Тематический контроль предполагает проверку выполнения тестовых заданий.
Итоговый контроль происходит в форме защиты проекта по теме элективного курса.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебно - тематический план
№
Тема
Кол-во часов (теор./ практ.)
Вид занятия
1
Статистика. Статистические характеристики:
-
среднее арифметическое,
-
размах,
-
мода,
-
медиана
2
(1/1)
Беседа
Решение задач
2
Статистические исследования:
-
сбор и группировка данных,
-
наглядное представление информации.
2
(1/1)
Беседа
Решение задач
Практическая работа
3
Элементы комбинаторики:
-
задачи по комбинаторике,
-
перестановки,
-
размещения,
-
сочетания.
4
(1/3)
Лекция
Решения задач
4
Элементы теории вероятности
-
случайные события,
-
относительная частота.
2
(1/1)
Лекция
Решение задач
Содержание программы.
На изучение данного курса отводится 10 часов.
Тема 1. Статистика. Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана (2 ч.)
Тема 2. Статистические исследования: сбор и группировка данных, наглядное представление информации. Построение столбчатых и круговых диаграмм, графиков (2 ч.)
Тема 3. Элементы комбинаторики. Задачи по комбинаторике, перестановки, размещения, сочетания. Правило умножения (4 ч.)
Тема 4. Элементы теории вероятности: случайные события, относительная частота. Достоверные и невозможные события. Статистическое и классическое определения вероятности. (2 ч.)
В процессе изучения тем элективного курса обучающиеся составляют задачи по изученному материалу, решают их.
3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
элективного курса по математике
«Элементы комбинаторики»
№
Тема и содержание
Всего
часов
Дата
план
факт
Статистика. Статистические характеристики
2
1
Среднее арифметическое,размах. Решение задач
1
2
Мода, медиана
1
Статистические исследования
2
3
Сбор и группировка данных,
1
4
Наглядное представление информации.
1
Элементы комбинаторики
4
5
Решение задач по комбинаторике
1
6
Размещения. Решение задач.
1
7
Перестановки. Определение перестановки. Подсчет количества перестановок из n предметов по m.
1
8
Сочетания. Количество сочетаний. Правило Паскаля. Треугольник Паскаля.
1
Элементы теории вероятности
2
9
Случайные события
1
10
Относительная частота
1
Итого:
10 часов
4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Интернет ресурсы
-
combinatorica.narod.ru/
Материалы для занятий.
-
Презентации по темам:
-
Тема 1. Статистика. Статистические характеристики.
-
Тема 2. Наглядное представление информации.
-
Тема 3. Комбинаторика.
-
Тема 4. Элементы теории вероятности.
-
-
Дополнительный материал
-
Задачи по комбинаторике
-
5. Литература.
-
Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра 7-9. М.: Просвещение, 2008 г.
-
Ткачева М.В. Элементы статистики и вероятность: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005. - 112 с.
-
Лебедев К.А., Теория вероятностей и математической статистики. Часть 1 (элементарное введение). Учебно-методическое пособие для школьников и студентов. Краснодар: Terra Print, 2010. - 69 с.
-
Математический Кенгуру клуб. Комбинаторика. Выпуск 18, 2010.
7