Программа элективного курса по математике в 9 класса Секреты комбинаторики

Данный элективный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки для ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей учащихся в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. Он предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 10 часов. Задачи по теории вероятности и комбинаторике входят в состав ОГЭ по математике. Целью данного элективного курса является формирование у учащихся ...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный элективный курс разработан в рамках предпрофильной подготовки для ориентации учебно-воспитательного процесса на удовлетворение потребностей учащихся в углублении их знаний, умений и навыков по математике и готовит обучающихся к переходу в старшем звене на профильный уровень обучения. Он предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 10 часов.

Курс ориентирован на развитие у школьника умений решать задачи практического характера: представление данных в таблицах и диаграммах; описательная статистика; случайные события и вероятность; математическое описание случайных событий; вероятности случайных событий; сложение и умножение вероятностей; элементы комбинаторики. Он развивает умение работать с информацией, представленной в виде таблиц, графиков, диаграмм, производить интерпретацию результатов, полученных при исследованиях и опросах общественного мнения.

Задачи по теории вероятности и комбинаторике входят в состав ГИА по математике.

Целью данного элективного курса является формирование у учащихся первоначальных вероятностно-статистических представлений.

В процессе изучения курса решаются следующие задачи:

  • получение знаний о комбинаторике и основных элементах теории вероятностей;

  • овладение умениями решать задачи, связанные с конкретной жизненной ситуацией;

  • умение определять связь теории вероятностей с практическими потребностями.

Требования к уровню подготовки учащихся

После изучения курса учащиеся должны:

  • Знать основные понятия теории вероятностей и математической статистики.

  • Уметь вычислять вероятности событий, пользуясь различными определениями вероятности и формулами.

  • Видеть в конкретных научных, технических, житейских проблемах вопросы, задачи, допускающие решения методами теории вероятностей, уметь формулировать и решать такие задачи.

  • Уметь представить событие в виде комбинации нескольких элементарных событий.

  • Уметь использовать приближенные формулы для вычисления вероятностей.

  • Различать дискретные и непрерывные случайные величины.

  • Уметь находить числовые характеристики случайных величин.

  • Уметь решать простейшие задачи математической статистики.

  • Уметь интерпретировать полученные результаты.

Формы организации учебных занятий

На занятиях предполагается использование различных форм активного обучения: игры, учебные исследования, опрос общественного мнения, проведение опытов, интерактивные занятия, создание мини-проекта.

Формы контроля

Текущий контроль проводится в форме собеседования с учащимися по решению практических задач.

Тематический контроль предполагает проверку выполнения тестовых заданий.

Итоговый контроль происходит в форме защиты проекта по теме элективного курса.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебно - тематический план



Тема

Кол-во часов (теор./ практ.)

Вид занятия

1

Статистика. Статистические характеристики:

  • среднее арифметическое,

  • размах,

  • мода,

  • медиана

2

(1/1)


Беседа

Решение задач

2

Статистические исследования:

  • сбор и группировка данных,

  • наглядное представление информации.

2

(1/1)

Беседа

Решение задач

Практическая работа

3

Элементы комбинаторики:

  • задачи по комбинаторике,

  • перестановки,

  • размещения,

  • сочетания.

4

(1/3)

Лекция

Решения задач

4

Элементы теории вероятности

  • случайные события,

  • относительная частота.

2

(1/1)

Лекция

Решение задач





Содержание программы.

На изучение данного курса отводится 10 часов.

Тема 1. Статистика. Статистические характеристики: среднее арифметическое, размах, мода, медиана (2 ч.)

Тема 2. Статистические исследования: сбор и группировка данных, наглядное представление информации. Построение столбчатых и круговых диаграмм, графиков (2 ч.)

Тема 3. Элементы комбинаторики. Задачи по комбинаторике, перестановки, размещения, сочетания. Правило умножения (4 ч.)

Тема 4. Элементы теории вероятности: случайные события, относительная частота. Достоверные и невозможные события. Статистическое и классическое определения вероятности. (2 ч.)

В процессе изучения тем элективного курса обучающиеся составляют задачи по изученному материалу, решают их.





















3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного курса по математике

«Элементы комбинаторики»


Тема и содержание

Всего

часов

Дата

план

факт


Статистика. Статистические характеристики

2


1

Среднее арифметическое,размах. Решение задач


1


2

Мода, медиана

1



Статистические исследования

2


3

Сбор и группировка данных,



1


4

Наглядное представление информации.

1



Элементы комбинаторики


4

5

Решение задач по комбинаторике


1

6

Размещения. Решение задач.

1


7

Перестановки. Определение перестановки. Подсчет количества перестановок из n предметов по m.

1



8

Сочетания. Количество сочетаний. Правило Паскаля. Треугольник Паскаля.

1




Элементы теории вероятности


2



9

Случайные события


1



10

Относительная частота

1




Итого:

10 часов




























4. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Интернет ресурсы

  1. combinatorica.narod.ru/

Материалы для занятий.

  1. Презентации по темам:

    • Тема 1. Статистика. Статистические характеристики.

    • Тема 2. Наглядное представление информации.

    • Тема 3. Комбинаторика.

    • Тема 4. Элементы теории вероятности.

  2. Дополнительный материал

    • Задачи по комбинаторике



5. Литература.

  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. и др. Элементы статистики и теории вероятностей. Алгебра 7-9. М.: Просвещение, 2008 г.

  2. Ткачева М.В. Элементы статистики и вероятность: Учебное пособие для 7-9 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2005. - 112 с.

  3. Лебедев К.А., Теория вероятностей и математической статистики. Часть 1 (элементарное введение). Учебно-методическое пособие для школьников и студентов.  Краснодар: Terra Print, 2010. - 69 с.

  4. Математический Кенгуру клуб. Комбинаторика. Выпуск 18, 2010.

7

© 2010-2022