- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике (7 класс) к учебникам А. Г. Мордкович и Л. С. Атанасян
Рабочая программа по математике (7 класс) к учебникам А. Г. Мордкович и Л. С. Атанасян
Раздел | Математика |
Класс | 7 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Болотникова Е.Ю. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и с учетом рекомендаций авторских программ по алгебре Мордкович А.Г. и др. «Алгебра,7 и геометрии Атанасян Л.С. и др. «Геометрия,7 - 9»: Просвещение, 2010 г. Математика подразделяется на два компонента: алгебру и геометрию.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования 7 классы отводится 175 часов из расчета 5 ч в неделю. (107 ч. - алгебра, 3 ч. в неделю, 68 ч. - геометрия, 2 ч. в неделю) Курс математики изучается блоками.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
В рабочей программе представлены содержание образования, требования к обязательному уровню подготовки обучающегося.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса; требования к уровню подготовки обучающихся; список рекомендуемой учебно-методической литературы; контрольно-измерительные материалы; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): алгебра, геометрия. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
развить логическое мышление и речь - умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
1.овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
2.интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
3.формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
4.воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Учебно-тематическое планирование
Уроков математика
Классы: 7 класс
Учитель: Болотникова Елена Юрьевна
Кол-во часов за год:
Всего 175
В неделю 5 часов
Плановых контрольных работ: 15 , самостоятельных и
практических работ: 45.
Административных контрольных уроков: 4
Планирование составлено на основе образовательной программы по математике
Н.Ф.Гаврилова Универсальные поурочные разработки по геометрии 7 класс-2 изд. М.:ВАКО,2011
А.Н.Рурукин.Поурочные разработки по алгебре:7 класс -М.: ВАКО 2010
№ п\п
Раздел
Количество часов
К/Р
1
Математический язык. Математическая модель.
13
1
2
Начальные геометрические сведения
10
1
3
Линейная функция
12
1
4
Треугольники
22
1
5
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
13
1
6
Степень с натуральным показателем и ее свойства
6
1
7
Параллельные прямые
13
1
8
Одночлены. Арифметические операции над одночленами
8
1
9
Многочлены. Арифметические операции над многочленами
16
1
12
Соотношения между сторонами и углами треугольника
10
1
13
Разложение многочлена на множители
18
1
14
Прямоугольные треугольники
10
1
15
Функция .
9
1
16
Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс
10
1
17
Обобщающее повторение курса геометрии за 7 класс
5
1
,
Календарно-тематическое планирование
Содержание
Часов по разделу
Часов по теме
К/р, ,п/р, тесты
Дата проведения
Примечание
Математический язык. Математическая модель.
14
Введение. Повторение
1
Числовые и алгебраические выражения
2
с/р
Что такое математический язык
1
Что такое математическая модель
2
с/р
3
тест
Координатная прямая
2
Входной мониторинг
1
к/р
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1
с/р
Контрольная работа по теме «Математический язык. Математическая модель»
1
к/р
Начальные геометрические сведения
10
Прямая и отрезок
1
Луч и угол
1
с/р
Сравнение отрезков и углов
1
п/р
Измерение отрезков и углов
1
п/р
Перпендикулярные прямые
1
Решение задач
3
с/р
Повторительно-обобщающий урок
1
Контрольная работа по теме «Начальные геометрические сведения»
1
к/р
Линейная функция
12
Координатная плоскость
2
с/р
Линейное уравнение с двумя переменными и его график
3
с/р
Линейная функция и ее график
3
с/р
Линейная функция у = kx
1
Взаимное расположение графиков линейных функций
1
с/р
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1
Проверочная работа 2014-2015 учебный год(промежуточный)
1
к/р
Треугольники
22
Первый признак равенства треугольников
4
с/р
Медианы, биссектрисы и высоты треугольника
4
с/р
Второй и третий признаки равенства треугольников
4
с/р
Задачи на построение
4
Решение задач
4
с/р
Повторительно-обобщающий урок
1
Контрольная работа по теме «Треугольники»
1
к/р
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными
13
Основные понятия
2
Метод подстановки
3
с/р
Метод алгебраического сложения
3
с/р
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций
3
с/р
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1
Контрольная работа по теме «Системы линейных уравнений»
1
к/р
Степень с натуральным показателем и ее свойства
6
Что такое степень с натуральным показателем
1
Таблица основных степеней
1
с/р
Свойства степени с натуральным показателем
2
с/р
Умножение и деление степеней с одинаковым показателем
1
с/р
Степень с натуральным показателем
1
с/р
Проверочная работа за 2014-2015 учебный год(промежуточный мониторинг)
1
к/р
Параллельные прямые
13
Признаки параллельности двух прямых
3
с/р
Аксиома параллельных прямых
5
с/р
Решение задач
3
с/р
Повторительно-обобщающий урок
1
Контрольная работа по теме «Параллельные прямые»
1
к/р
Одночлены. Арифметические операции над одночленами
8
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена
1
Сложение и вычитание одночленов
2
с/р
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень
2
с/р
Деление одночлена на одночлен
1
с/р
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний
1
Контрольная работа по теме «Одночлены. Арифметические операции над одночленами»
1
к/р
Многочлены. Арифметические операции над многочленами
16
Основные понятия
2
Сложение и вычитание многочленов
1
с/р
Умножение многочлена на одночлен
2
с/р
Умножение многочлена на многочлен
3
с/р
Формулы сокращенного умножения
4
с/р
Деление многочлена на одночлен
2
с/р
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1
Контрольная работа по теме «Многочлены. Арифметические операции над многочленами»
1
к/р
Соотношения между сторонами и углами треугольника
10
Сумма углов треугольника
4
с/р
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Решение задач.
6
с/р
Разложение многочлена на множители
18
Что такое разложение многочлена на множители и зачем оно нужно
1
Вынесение общего множителя за скобки
2
с/р
Способ группировки
2
с/р
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.
4
с/р
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов
3
с/р
Сокращение алгебраических дробей
3
с/р
Тождества
1
Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний.
1
Контрольная работа по теме «Разложение многочлена на множители»
1
к/р
Прямоугольные треугольники
10
Некоторые свойства прямоугольных треугольников
3
с/р
Признаки равенства прямоугольных треугольников. Решение задач
3
с/р
Построение треугольника по трём элементам. Решение задач
3
с/р
Контрольная работа по теме «Прямоугольные треугольники»
1
к/р
Функция .
9
Функция и ее график
2
Графическое решение уравнений.
3
с/р
Что означает в математике запись
2
Проверочная работа за 2014-2015 учебный год (итоговый мониторинг)
1
Контрольная работа по теме «Функция »
1
к/р
Обобщающее повторение курса алгебры за 7 класс
10
к/р
Решение задач по геометрии. Повторение
7
с/р
Содержание тем учебного курса
Алгебра
Математический язык. Математическая модель (13 ч)
Числовые и алгебраические выражения. Переменная. Допустимое значение переменной. Недопустимое значение переменной. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения с одной переменной. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Координатная прямая, виды промежутков на ней.
Линейная функция (12 ч)
Координатная плоскость. Алгоритм отыскания координат точки. Алгоритм построения точки М (а; b) в прямоугольной системе координат.
Линейное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения ах + by + с = 0. График уравнения. Алгоритм построения графика уравнения ах + by + с = 0.
Линейная функция. Независимая переменная (аргумент). Зависимая переменная. График линейной функции. Наибольшее и наименьшее значения линейной функции на заданном промежутке. Возрастание и убывание линейной функции.
Линейная функция у = kx и ее график.
Взаимное расположение графиков линейных функций.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными (13 ч)
Система уравнений. Решение системы уравнений. Графический метод решения системы уравнений. Метод подстановки. Метод алгебраического сложения.
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
Степень с натуральным показателем (6 ч)
Степень. Основание степени. Показатель степени. Свойства степени с натуральным показателем. Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями. Степень с нулевым показателем.
Одночлены. Операции над одночленами (8 ч)
Одночлен. Коэффициент одночлена. Стандартный вид одночлена. Подобные одночлены.
Сложение одночленов. Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
Многочлены. Арифметические операции над многочленами (16 ч)
Многочлен. Члены многочлена. Двучлен. Трехчлен. Приведение подобных членов многочлена. Стандартный вид многочлена.
Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен. Умножение многочлена на многочлен.
Квадрат суммы и квадрат разности. Разность квадратов. Разность кубов и сумма кубов.
Деление многочлена на одночлен.
Разложение многочленов на множители (18 ч)
Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения, комбинации различных приемов. Метод выделения полного квадрата.
Понятие алгебраической дроби. Сокращение алгебраической дроби.
Тождество. Тождественно равные выражения. Тождественные преобразования.
Функция у = х2(9 ч)
Функция у = х2, ее свойства и график. Функция у = - х2, ее свойства и график.
Графическое решение уравнений. Кусочная функция. Чтение графика функции. Область определения функции. Первое представление о непрерывных функциях. Точка разрыва. Разъяснение смысла записи у = f(x). Функциональная символика.
Обобщающее повторение (12ч)
Геометрия
1. Начальные геометрические сведения (10 ч).
Начальные понятия планиметрии. Геометрические фигуры. Понятие о равенстве фигур. Отрезок. Равенство отрезков. Длина отрезка и ее свойства. Угол. Равенство углов. Величина угла и ее свойства. Смежные и вертикальные углы и их свойства. Перпендикулярные прямые.
2. Треугольники (22 ч).
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Основные задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
3. Параллельные прямые (13 ч).
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (20 ч).
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Расстояние между параллельными прямыми. Задачи на построение.
5. Повторение. Решение задач (5 ч).
Учебно- методическое обеспечение
1.Учебники: Мордкович А.Г. «Алгебра,7 Учебник .Мнемозина,2010
2. Мордкович А.Г. и др.«Алгебра,7», Часть 2. Задачник. Мнемозина,2010
-
Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина, Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений - 16-е изд. - М., Просвещение, 2010 г.
4.А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская. Алгебра,7 -9. Тесты.
5.Атанасян, Л. С. Геометрия: учебник для 7-9 кл. общеобразовательных учреждений / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов. - М.: Просвещение, 2010
6.Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2010.
Интернет- источники
ege.moipkro.ru fipi.ru ege.edu.ru
mioo.ru 1september.ru math.ru
18