Как развивать ИКТ на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Как развивать ИКТ - компетентность в процессе обучения математике?»



Андрющенко Р.Х.

учитель математики

общеобразовательной школы I-III ступеней №3

отдела образования администрации города Кировское


Роль и место информационных технологий в создании модели компетентного выпускника

Аннотация

В современных условиях внедрение ИКТ в образовательный процесс является одним из главных, развивает познавательный интерес обучающихся к изучению математики, способствует повышению эффективности обучения и самообучения, а также повышению качества образования.

Ключевые слова : информационная компетентность



Образование, которое не учит жить

успешно в современном мире,

не имеет никакой ценности

Р.Т.Кийосаки

В настоящее время мы являемся свидетелями проведения существенных

изменений в системе образования. Новые государственные образовательные стандарты, ГИА, информатизация общества должны коренным образом повернуть качество образования на более высокий уровень, дать новый импульс для развития компетентностной модели образования.

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования при формировании универсальных учебных действий, наряду с традиционными методиками, целесообразно широкое использование цифровых инструментов и возможностей современной информационно-образовательной среды. Ориентировка школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются одними из важных элементов формирования универсальных учебных действий обучающихся.

В связи с этим возникает проблема: «Как развивать ИКТ - компетентность в процессе обучения математике?»

При увеличении объемов информации и скорости ее потоков в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. От умения работать с информацией, критически осмысливать ее, от умения организовать познавательную систематическую деятельность зависит степень интереса обучающихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию.
Решающее значение для адаптации выпускника основной школы к сложным реалиям современного общества имеет не только объем накопленной информации в виде знания, но и их системность и умение применять эти знания в практической деятельности. Современное представление о качественном образовании включает в состав необходимого элемента свободное владение информационными технологиями. Соответственно, наша задача - дать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.

Поэтому перед учителем ставятся следующие задачи:

1. научить обучающихся поиску, отбору и анализу необходимой учебной информации;

2. регистрировать проблемные моменты в изучаемых темах по предметам,

требующие построения модели средствами ИКТ;

3. организовать поиск решения различными способами;

4. применять наглядность и «живые» картинки для восприятия и познания закономерностей изучаемых явлений;

5.организовать внеурочную деятельность, проектную и учебно- исследовательскую работу обучающегося средствами ИКТ;

6. использовать полученные знания на практике, в реальной жизни.

Задания на развитие информационной компетентности могут быть следующих типов:

1. подготовка тематического справочного материала: буклеты, электронные учебники и электронные учебные пособия;

2. математическое моделирование;

3. разработка мультимедийных презентаций по различным темам.

Технология применения ИКТ на уроках математики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.

При формировании информационной компетенции важно формировать не только информационную грамотность, но прежде всего информационную культуру. Это понятие более широкое, чем грамотность, и выражает, прежде всего, сознательное владение современными техникой и технологиями, способность к анализу и сознательному использованию информации. Одним из признаков информационной культуры современного человека является умение, путем эффективного использования ИКТ, в доступной и понятной форме представлять результаты своей деятельности, в том числе в виде проектов по математике.

Наиболее эффективно информационная компетентность у обучающихся формируется при совместном выполнении трех условий: проблемного обучения, использования информационных технологий и метода проектов.

Метод проектов - это такая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию обучающегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых "продуктов" под контролем учителя .

В ходе выполнения проектов формируются и отрабатываются: навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации; умения подать информацию в доступном, эстетичном виде; умения работать в группе, в команде или самостоятельно, делать выбор, принимать решение; навыки публичного выступления.

Определение стратегических направлений развития систем образования волнуют практически всё мировое сообщество. В книге «Школа для XXI века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров, подчёркивает, что на вопрос: «Что вы хотите от школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться самостоятельно». Если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень.

Выпускник XXI века будет жить в мире компьютеров, в международном

информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями будет во многом определять его жизненный успех. Поэтому важно уже сейчас превратить информационное пространство школы в среду, которая обогатит ученика, сформирует у него необходимые качества. Сделать это возможно, только активно применяя компьютерные информационные технологии в учебном процессе.

На мой взгляд, основная задача учителя - научить ребенка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников и тогда процесс обучения будет наиболее эффективным.

Литература

1. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиции человекосообразности // eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm

2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М., 2012, - 220 с.





© 2010-2022