Программа факультативных занятий по математике для 9 класса

Рабочая программа кружка «За страницами учебника математики» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.    Рабочая программа составлена на основе Программы по алгебре для общеобразовательных учреждений (сост. Т.А.Бурмистрова), конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по темам курса. Кружок предназначен для учащихся 9...
Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №9»



«Согласовано»

Зам. директора по ВР

_________________________

«____» ____________ 2014 г.



«Утверждаю»

Директор МОУ «СОШ №9» _____________ ___________

«___» _____________ 2014 г.













Дополнительная образовательная программа

«За страницами учебника математики»















Составитель:

Зверева Т.С., учитель математики

второй квалификационной категории





г. Воскресенск

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «За страницами учебника математики» для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

Рабочая программа составлена на основе Программы по алгебре для общеобразовательных учреждений (сост. Т.А.Бурмистрова), конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по темам курса.

Общая характеристика программы

Кружок предназначен для учащихся 9 класса. На занятия выделяется 1 час в неделю (35 ч в год), в соответствии, с чем и составлена данная программа.

Она предусматривает изучение отдельных вопросов, непосредственно примыкающих к основному курсу и углубляющих его через включение более сложных задач, исторических сведений, материала занимательного характера при минимальном расширении теоретического материала. Программа предусматривает доступность излагаемого материала для учащихся и планомерное развитие их интереса к предмету.

Много внимания уделяется выполнению самостоятельных заданий творческого характера, что позволяет развивать у школьников логическое мышление и пространственное воображение.

Изучение программного материала основано на использовании укрупнения дидактических единиц, что позволяет учащимся за короткий срок повторить и закрепить программу основной школы по математике. Сложность задач нарастает постепенно. Перед рассмотрением задач повышенной трудности рассматривается решение более простых, входящих как составная часть в решение сложных.


Цели

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Задачи

Основная задача обучения математике в основной школе - обеспечить прочное и сознательное овладение обучающимися системой математических знаний, умений и навыков, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества.

Однако часть школьников по различным причинам не может усваивать ряд разделов математики, что влечет за собой неудовлетворительные знания при изучении предметов естественного цикла.

Для закрепления у обучающихся знаний, умений и навыков, полученных в курсе математики основной школы, был организован данный кружок. Для учащихся, которые пока не проявляют заметной склонности к математике, эти занятия могут стать толчком в развитии интереса к предмету и вызвать желание узнать больше.

Основные цели кружка:

  • привитие интереса учащимся к математике;

  • углубление и расширение знаний обучающихся по математике;

  • развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся;

  • формирование у обучающихся опыта творческой деятельности;

  • воспитание у школьников настойчивости, инициативы, самостоятельности.

Задачи кружка:

  • научить учащихся выполнять тождественные преобразования выражений;

  • научить учащихся основным приемам решения уравнений, неравенств и их систем;

  • научить строить графики функций и читать их;

  • научить различным приемам решения текстовых задач;

  • помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;

  • подготовить учащихся к ГИА по математике в 9 классе;

  • подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.

Результаты обучения

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки, задающих систему итоговых результатов обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися, оканчивающими основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения программы кружка ученик должен:

знать/понимать:

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь:

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций, строить их графики;


  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Содержание программы

Системы счисления (4 ч)

Исторический очерк развития понятия числа. Рациональные числа и измерения.

Непозиционные и позиционные системы счисления. Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую. Десятичные дроби. Исторический очерк. Действия с десятичными дробями. Обыкновенные дроби. Исторический очерк. Действия с обыкновенными дробями.

Алгебраические выражения (3 ч)

Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения. Исторический очерк. Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений. Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. Миф об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа.

Уравнения и системы уравнений (5 ч)

Развитие понятия уравнения. Исторический очерк. Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений. Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной. Квадратные уравнения. Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений. Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители. Основные приемы решения систем уравнений.

Неравенства и системы неравенств (4 ч)

Развитие понятия неравенства. Исторический очерк. Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств. Решение неравенств. Метод интервалов - универсальный метод решения неравенств. Метод оценки при решении неравенств. Системы неравенств, основные методы их решения.

Функции и их графики (6 ч)

Развитие понятия функции. Исторический очерк. Числовые функции, их графики. Функции в природе и технике. Свойства графиков, чтение графиков. Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций. Графическое решение уравнений и их систем. Графическое решение неравенств и их систем. Построение графиков «кусочных» функций.

Текстовые задачи (8 ч)

Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. Задачи на равномерное движение. Задачи на движение по реке. Задачи на работу. Задачи на проценты. Задачи на пропорциональные отношения. Арифметические текстовые задачи. Задачи с геометрическими фигурами. Логические задачи. Занимательные задачи. Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).

Итоговое занятие. Защита творческих проектов (2 ч)

Элементы комбинаторики (5 ч) Примеры комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания.

Учебно-методическое обеспечение:


  1. И.В.Ященко «Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 (новая форма). Санкт-Петербург- МЦНМО. 2009

  2. И.С.Петраков «Математика для любознательных». Москва - «Просвещение». 2000

  3. Е.А.Полякова «Уравнения и неравенства с параметрами». Москва - ИЛЕКСА. 2012

  4. М.Л.Галицкий, А.М.Гольдман, Л.И.Звавич «Сборник задач по алгебре». Москва - «Просвещение». 2002

  5. М.В.Ткачёва, Н.Е.Фёдорова «Элементы статистики вероятность». Москва - «Просвещение». 2009

  6. В.Н.Березин «Сборник задач для факультативных и внеклассных занятий по математике». Москва - «Просвещение». 1985

  7. О.Б.Богомолова «Логические задачи». Москва - Бином. Лаборатория знаний. 2006


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/_____________/

«______» августа 2014г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» августа 2014г.

Руководитель ШМО

_____________ /_____________/

Календарно - тематический план

«За страницами учебника алгебры» для 9а класса

на 2014 - 2015 учебный год.

Номера занятий

по порядку

№ занятия

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Системы счисления (4 ч)


1


1

Исторический очерк развития понятия числа. Рациональные числа и измерения.

Непозиционные и позиционные системы счисления.

01.09-05.09


2


2

Десятичная и двоичная системы счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.

08.09-12.09


3


3

Десятичные дроби. Исторический очерк. Действия с десятичными дробями.

15.09-19.09


4


4

Обыкновенные дроби. Исторический очерк. Действия с обыкновенными дробями.

22.09-26.09

Алгебраические выражения (3 ч)


5


1

Числовые выражения и выражения с переменными. Преобразование алгебраических выражений с помощью формул сокращенного умножения.

29.09-03.10


6


2

Исторический очерк. Дробно-рациональные выражения. Тождественные преобразования дробно-рациональных выражений.

06.10-10.10



7



3

Иррациональные числа. Действия с иррациональными числами. Миф об иррациональных числах. Два замечательных иррациональных числа.

13.10-17.10

Уравнения и системы уравнений (5 ч)25.10

8

1

Развитие понятия уравнения. Исторический очерк. Равносильность уравнений, их систем. Следствие из уравнения и системы уравнений.

20.10-24.10

9

2

Основные методы решения рациональных уравнений: разложение на множители, введение новой переменной. Квадратные уравнения.

27.10-31.10

10

3

Исторический очерк. Теорема Виета. Решение квадратных уравнений.

10.11-14.11


11

4

Квадратный трехчлен. Нахождение корней квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители.

17.11-21.11

12

5

Основные приемы решения систем уравнений.

24.11-28.11

Неравенства и системы неравенств (4 ч)

13

1

Развитие понятия неравенства. Исторический очерк. Равносильность неравенств, их систем. Свойства неравенств. Решение неравенств.

01.12-05.12

14

2

Метод интервалов - универсальный метод решения неравенств.

08.12-12.12

15

3

Метод оценки при решении неравенств.

15.12-19.12

16

4

Системы неравенств, основные методы их решения.

22.12-26.12

Функции и их графики (6 ч)

17

1

Развитие понятия функции. Исторический очерк. Числовые функции, их графики.

29.12-31.12

18

2

Функции в природе и технике. Свойства графиков, чтение графиков.

19

3

Элементарные приемы построения и преобразования графиков функций.

20

4

Графическое решение уравнений и их систем.

21

5

Графическое решение неравенств и их систем.

22

6

Построение графиков «кусочных» функций.

Текстовые задачи (8 ч)

23

1

Основные типы текстовых задач. Алгоритм моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры. Задачи на равномерное движение.

24

2

Задачи на движение по реке.

25

3

Задачи на совместную работу.

26

4

Задачи на проценты.

27

5

Задачи на пропорциональные отношения.


28

6

Арифметические текстовые задачи. Задачи с геометрическими фигурами.

29

7

Логические задачи. Занимательные задачи.


30

8

Нестандартные методы решения задач (графические методы, перебор вариантов).

Элементы комбинаторики (5 ч)

31

1

Примеры комбинаторных задач.

32

2

Перестановки.

33

3

Размещения.

34

4

Сочетания.

35

5

Итоговый урок

Итого

часов

по программе

175

выполнено


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/______________/

«______» августа 2013г.

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № ___ от «___» августа 2013г.

Руководитель ШМО

_____________ /_______________/




© 2010-2022