- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа Математические ступеньки. Тематическое планирование. Предшкольная подготовка
Рабочая программа Математические ступеньки. Тематическое планирование. Предшкольная подготовка
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шашкина И.В. |
Дата | 23.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
фМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 155
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
(МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара)
РАССМОТРЕНО
ПРОВЕРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического объединения
(протокол № 1
от 26.08.2014 г.)
Председатель МО
_________ И.А.Хоружева
Заместитель
директора по учебно- воспитательной работе
__________Л.Ф. Алтунина
30.08.14 г.
Директор
МБОУ СОШ № 155
г.о. Самара
_________О.А. Горшкова
30.08.14 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
-
ПРЕДМЕТ, КУРС: «Математические ступеньки»
НАПРАВЛЕННОСТЬ : предшкольная подготовка
ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА: Шашкиной Ириной Витальевной
Пояснительная записка.
Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.
Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне - среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.
Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Актуальность разработки данной программы:
- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;
- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);
- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);
- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).
.
Цели программы:
1. Выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.
Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:
-
положительное отношение к себе и окружающему миру;
-
познавательную и социальную мотивацию;
-
инициативность;
-
самостоятельность.
2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста,
позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ;
4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, содействие интеллектуальному развитию ребенка.
5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.
6. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.
7. Формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций (классификация и сериация); формирование представлений о количестве предметов; развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов; развитие представлений о непрерывных величинах; развитие представлений о положении предметов в пространстве; формирование представлений о содержании числового периода обучения математике; формирование представлений о числах (от 1 до 5), о ряде чисел в пределах 10; ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка.
Задачи подготовительного курса:
- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- помочь детям вжиться в позицию школьника;
- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;
-обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;
- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;
- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);
-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- систематичность и последовательность занятий;
- наглядность.
- обеспечение начальной математической подготовкой учащихся: детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.
- изучение пространственных отношений между предметами, выделение из группы предметов один в соответствии с обозначенными свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства, а так же определять местоположение предметов в пространстве.
- раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики - развитие мышления и творческой активности учащихся.
- развитие высших психических процессов, в связи с этим в курс обучения математике включены элементы логики.
Содержание программы.
Количество и счёт:
• закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;
• счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;
• количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;
• образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;
• сравнение натуральных чисел первого десятка;
• присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;
• знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);
• классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;
• развитие логического мышления.
Величина:
• измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной
мерки;
• развитие глазомера.
Форма:
• закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,
• правильное название геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, куб);
• использование геометрического материала в качестве средства классификации и
сериации множеств.
Ориентировка в пространстве:
• ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).
Ориентировка во времени:
• закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;
• развитие «чувства времени» у детей.
В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки «Дошколята».
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий.
-
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».
2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.
3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.
4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.
3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.
4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.
1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.
1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.
2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.
2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
3. Слушать и понимать речь других.
4. Участвовать в паре.
К концу обучения по программе «Математические ступеньки» обучающиеся должны иметь представление:
-
об использовании числового ряда для присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц;
-
об измерении длины предметов с помощью мерки:
-
о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, прямоугольнике, круге;
-
о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составление целых фигур из частей;
-
о составе чисел первого десятка;
-
как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);
-
о цифрах 0-9,
-
о знаках +, - =;
-
выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;
-
сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами;
-
объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;
-
считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;
-
сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;
-
называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.
-
определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;
-
соотносить цифру с количеством предметов;
-
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-
измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
-
узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник.
-
разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.
-
выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в клетку;
Данный раздел программы направлен на развитие умений:
-
называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;
-
соотносить цифру с числом предметов;
-
пользоваться арифметическими знаками действий;
-
составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
-
измерять длину предметов с помощью условной меры;
-
составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;
-
делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;
-
ориентироваться на листке клетчатой бумаги.
-
проводить наблюдения;
-
сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;
-
понимать относительность свойств объекта;
-
делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;
-
уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 155
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
(МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара)
РАССМОТРЕНО
ПРОВЕРЕНО
УТВЕРЖДАЮ
на заседании методического объединения (протокол № 1 От 26 .08.2014)
Председатель МО
__________Хоружева И.А,
Заместитель
директора по учебно- воспитательной работе
__________Л.Ф. Алтунина
30.08. 2014 г.
Директор
МБОУ СОШ № 155
г.о. Самара
_________О.А. Горшкова
30.08. 2014 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2014 -2015 учебный год
-
ПРЕДМЕТ (КУРС): «Математический ступеньки»
Направленность : предшкольная подготовка
Ф.И.О.УЧИТЕЛЯ: Шашкина Ирина Витальевна
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО: 28
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1
Тематический план .
№
Сроки
Наименование темы
Количество часов
Примечание
11.10
Сравнение предметов по длине, ширине, высоте.
1
18.10
Понятия: «больше», «меньше», «равно»
1
25.10
Понятия «один»- «много».
1
1.11
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости .
1
8.11
Временные интервалы. Порядковое числительное (первый). Число 1
1
15.11
Ориентация на плоскости. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Треугольник.
1
22.11
Число 2 и цифра 2. Пара
1
29.11
Представление о точке и линии. Отрезке и луче. Квадрат.
1
6.12
Число 3. Цифра 3
1
1312
Представления о замкнутой и незамкнутой линиях, об отрезке и многоугольнике.
1
20.12
Число 4. Цифра 4
1
27.12
Представление о числовом отрезке.
1
10.01
Число 5. Цифра 5
1
17.01
Пространственные отношения: впереди, сзади. Круг.
1
24.01
Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале)
1
31.01
Число 6. Цифра 6
1
7.02
Удаление части из целого (вычитание)
1
14.02
Пространственные отношения: длиннее, короче.
1
21.02
Число 7 и цифра 7
1
28.02
Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы .
1
7.03
Число 8 и цифра 8
1
14.03
Представление об объеме. Сравнение объема.
1
21.03
Число 9 и цифра 9
1
28.03
Преставление о площади. Сравнение площади
1
4.04
Число 0 и цифра 0
1
11.04
Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.
1
18.04
Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.
1
25.04
Работа с таблицами.
1
Всего
28
ЛИТЕРАТУРА
Бортникова Е. Ф. Развиваем математические способности (рб.тет. в 2 ч.) - Екатеринбург: ООО « Литур», 2012.
БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. - М.,1992.
Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2005.
Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999.
Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1986.
Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.
Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988.
Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 - 7 лет (Раб.тет) - М.: Ювента, 2010.
Колесникова Е. В. От А до Я (раб.тет.) - М.: Ювента, 2012.
Колесникова Е. В. Ну-ка, буква, отзовись! (раб.тет) - М. :Ювента, 2009
Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес,2000.
Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз- ступенька, два - ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации - М.: Ювента, 2008
Холодова О.А. за три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей - М.: изд. РОСТ, 2012
Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.
Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.
Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.