Рабочая программа Математические ступеньки. Тематическое планирование. Предшкольная подготовка

Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

фМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 155

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

(МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара)


РАССМОТРЕНО

ПРОВЕРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического объединения

(протокол № 1

от 26.08.2014 г.)

Председатель МО

_________ И.А.Хоружева

Заместитель

директора по учебно- воспитательной работе


__________Л.Ф. Алтунина


30.08.14 г.

Директор

МБОУ СОШ № 155

г.о. Самара


_________О.А. Горшкова

30.08.14 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПРЕДМЕТ, КУРС: «Математические ступеньки»

НАПРАВЛЕННОСТЬ : предшкольная подготовка


ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА: Шашкиной Ириной Витальевной





Пояснительная записка.

Обращаясь к проблеме преемственности различных этапов образования, следует заметить, что наиболее остро она стоит в двух ключевых точках - в момент поступления детей в школу (при переходе малышей из предшкольного звена в школьное) и в период перехода учащихся из начальной школы в среднюю.

Поэтому на первый план выходит новые вопросы: почему проблема готовности ребенка к обучению в школе стала одной из самых обсуждаемых на разном уровне - среди ученых, работников органов управления образованием, учителей, воспитателей, широкой общественности? Почему не уменьшаются претензии со стороны учителя в адрес воспитателя детского сада и родителей будущего первоклассника, и наоборот, многих не устраивает школьная жизнь ребенка, впервые переступающего порог школы.

Существующий разрыв между дошкольной и школьной системой образования со всей остротой ставит проблему разработки требований к содержанию и результатам предшкольного образования, нацеленного на формирование предметной и психологической готовности ребенка к успешному обучению в школе.

Актуальность разработки данной программы:

- необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей;

- формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (уже к концу дошкольного возраста формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми);

- разрыв между системой дошкольного и школьного образования и необходимость сохранения единства образовательного пространства, преемственность ступеней образовательной системы (актуальность проблемы обеспечения непрерывности образования в детском возрасте обусловлена возрастанием явлений школьной дезадаптации, обусловленной низкой школьной зрелостью и недостаточной психологической готовностью детей к школьному обучению);

- возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации (низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества, большом числе детей с низким социометрическим статусом, изолированных и отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему).

.

Цели программы:

1. Выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, формирование навыков учебной деятельности.

Воспитывать и развивать у каждого ребёнка:

  • положительное отношение к себе и окружающему миру;

  • познавательную и социальную мотивацию;

  • инициативность;

  • самостоятельность.

2. Создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста,

позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.

3. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни ;

4. Формирование целостной картины мира, познавательных интересов, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, расширение кругозора ребенка, комплексное развитие устной речи, содействие интеллектуальному развитию ребенка.

5. Содействие появлению у детей ценностных ориентаций, социальной и познавательной мотивации учения, формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, основ экологического сознания, ответственного отношения к решению поставленной задачи.

6. Развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста, формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе, подготовке его к систематическому обучению.

7. Формирование сенсорного опыта детей и освоение ими основных логических операций (классификация и сериация); формирование представлений о количестве предметов; развитие представлений о геометрических фигурах и форме предметов; развитие представлений о непрерывных величинах; развитие представлений о положении предметов в пространстве; формирование представлений о содержании числового периода обучения математике; формирование представлений о числах (от 1 до 5), о ряде чисел в пределах 10; ознакомление детей с арифметическими действиями сложения и вычитания в пределах первого десятка.

Задачи подготовительного курса:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;

- помочь детям вжиться в позицию школьника;

- содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

- формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности;

-обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка, развивать его положительное самоощущение;

- развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению;

- развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми);

-учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;

- уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

- вариативность содержания и форм проведения занятий;

- систематичность и последовательность занятий;

- наглядность.

- обеспечение начальной математической подготовкой учащихся: детям предстоит научиться распознавать свойства предметов и геометрические фигуры; научиться правильно называть и обозначать числа, понимать смысл арифметических действий и отношений.

- изучение пространственных отношений между предметами, выделение из группы предметов один в соответствии с обозначенными свойствами: цвет, величина, форма, назначение. Перед учителем стоит цель научить детей правильно называть эталонные свойства предметов и правильно воспринимать эти свойства, а так же определять местоположение предметов в пространстве.

- раскрытие смысла арифметических действий связано с решением простых задач. Задачи являются богатейшим материалом, на котором будет решаться важнейшая задача математики - развитие мышления и творческой активности учащихся.

- развитие высших психических процессов, в связи с этим в курс обучения математике включены элементы логики.

Содержание программы.

Количество и счёт:

• закрепление навыков счёта в пределах 10 и выше;

• счёт на слух, счёт по осязанию. Отсчитывание предметов с открытыми и закрытыми глазами;

• количественный состав числа из единиц в пределах 10, а также замена одного числа двумя меньшими; порядковый счёт в пределах 10;

• образование натуральных чисел в пределах 10 из предыдущего числа и единицы;

• сравнение натуральных чисел первого десятка;

• присчитывание и отсчитывание, начиная от любого числа в пределах 10; счёт группами (по два, по три и так далее); знакомство с цифрами;

• знакомство со структурой задачи (условие, вопрос), составление и решение простых задач, раскрывающих конкретный смысл действий сложения и вычитания (когда второе слагаемое меньше первого и вычитаемое меньше остатка);

• классификация множеств как по отдельным признакам, так и по их сочетаниям;

• развитие логического мышления.

Величина:

• измерение длины, ширины, высоты, окружающих предметов с помощью условной

мерки;

• развитие глазомера.

Форма:

• закрепление представлений об элементарных геометрических фигурах,

• правильное название геометрических фигур (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, куб);

• использование геометрического материала в качестве средства классификации и

сериации множеств.

Ориентировка в пространстве:

• ориентировка на листе бумаги в клетку (левее, правее, выше, ниже, от, до, над, под).

Ориентировка во времени:

• закрепление представлений о последовательности дней недели, название сезонов и месяцев года;

• развитие «чувства времени» у детей.

В соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочей программы предшкольной подготовки «Дошколята».

Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий.


Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.

К концу обучения по программе «Математические ступеньки» обучающиеся должны иметь представление:

  • об использовании числового ряда для присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц;

  • об измерении длины предметов с помощью мерки:

  • о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, прямоугольнике, круге;

  • о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составление целых фигур из частей;

  • о составе чисел первого десятка;

  • как получить каждое число первого десятка (прибавить или отнять 1);

  • о цифрах 0-9,

  • о знаках +, - =;

  • выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

  • сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами;

  • объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

  • сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;

  • называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

  • определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

  • соотносить цифру с количеством предметов;

  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

  • узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, многоугольник.

  • разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей.

  • выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в клетку;

Данный раздел программы направлен на развитие умений:

  • называть числа в прямом и обратном порядке в пределах 10;

  • соотносить цифру с числом предметов;

  • пользоваться арифметическими знаками действий;

  • составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

  • измерять длину предметов с помощью условной меры;

  • составлять из нескольких треугольников (четырехугольников) фигуры большего размера;

  • делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части;

  • ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

  • проводить наблюдения;

  • сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

  • понимать относительность свойств объекта;

  • делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

  • уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.











МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 155

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА

(МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара)


РАССМОТРЕНО

ПРОВЕРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании методического объединения (протокол № 1 От 26 .08.2014)

Председатель МО

__________Хоружева И.А,


Заместитель

директора по учебно- воспитательной работе


__________Л.Ф. Алтунина

30.08. 2014 г.


Директор

МБОУ СОШ № 155

г.о. Самара


_________О.А. Горшкова

30.08. 2014 г.







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

на 2014 -2015 учебный год


ПРЕДМЕТ (КУРС): «Математический ступеньки»

Направленность : предшкольная подготовка

Ф.И.О.УЧИТЕЛЯ: Шашкина Ирина Витальевна

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ВСЕГО: 28

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ: 1





Тематический план .

Сроки

Наименование темы

Количество часов

Примечание

11.10

Сравнение предметов по длине, ширине, высоте.

1


    18.10

    Понятия: «больше», «меньше», «равно»

    1


      25.10

      Понятия «один»- «много».

      1


        1.11

        Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости .

        1


          8.11

          Временные интервалы. Порядковое числительное (первый). Число 1

          1


            15.11

            Ориентация на плоскости. Пространственные отношения: внутри, снаружи. Треугольник.

            1


              22.11

              Число 2 и цифра 2. Пара

              1


                29.11

                Представление о точке и линии. Отрезке и луче. Квадрат.

                1


                  6.12

                  Число 3. Цифра 3

                  1


                    1312

                    Представления о замкнутой и незамкнутой линиях, об отрезке и многоугольнике.

                    1


                      20.12

                      Число 4. Цифра 4

                      1


                        27.12

                        Представление о числовом отрезке.

                        1


                          10.01

                          Число 5. Цифра 5

                          1


                            17.01

                            Пространственные отношения: впереди, сзади. Круг.

                            1


                              24.01

                              Отношение: часть-целое. Представление о действии сложения ( на наглядном материале)

                              1


                                31.01

                                Число 6. Цифра 6

                                1


                                  7.02

                                  Удаление части из целого (вычитание)

                                  1


                                    14.02

                                    Пространственные отношения: длиннее, короче.

                                    1


                                      21.02

                                      Число 7 и цифра 7

                                      1


                                        28.02

                                        Отношения: тяжелее, легче. Сравнение массы .

                                        1


                                          7.03

                                          Число 8 и цифра 8

                                          1


                                            14.03

                                            Представление об объеме. Сравнение объема.

                                            1


                                              21.03

                                              Число 9 и цифра 9

                                              1


                                                28.03

                                                Преставление о площади. Сравнение площади

                                                1


                                                  4.04

                                                  Число 0 и цифра 0

                                                  1


                                                    11.04

                                                    Число 10. Представление о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе.

                                                    1


                                                      18.04

                                                      Знакомство с пространственными фигурами- шар, куб, параллелепипед, пирамида, конус, цилиндр. Их распознание.

                                                      1


                                                        25.04

                                                        Работа с таблицами.

                                                        1


                                                        Всего

                                                        28

                                                        ЛИТЕРАТУРА

                                                        Бортникова Е. Ф. Развиваем математические способности (рб.тет. в 2 ч.) - Екатеринбург: ООО « Литур», 2012.

                                                        БугрименкоЕ. А., ВенгерА. Л. и др. Готовность детей к школе. - М.,1992.

                                                        Белова Т. В., Солнцева В. А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2005.

                                                        Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999.

                                                        Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика,1986.

                                                        Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогическое общество России, 2000.

                                                        Дружинин А., Дружинина О. Первый раз в первый класс. - М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003.

                                                        Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988.

                                                        Колесникова Е. В. Весёлая грамматика для детей 5 - 7 лет (Раб.тет) - М.: Ювента, 2010.

                                                        Колесникова Е. В. От А до Я (раб.тет.) - М.: Ювента, 2012.

                                                        Колесникова Е. В. Ну-ка, буква, отзовись! (раб.тет) - М. :Ювента, 2009

                                                        Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

                                                        Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес,2000.

                                                        Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз- ступенька, два - ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации - М.: Ювента, 2008

                                                        Холодова О.А. за три месяца до школы: задания по развитию познавательных способностей - М.: изд. РОСТ, 2012

                                                        Чуракова Н.А. Предшкола нового поколения. Концептуальные основы и программы.- М.:Академкнига,2010.

                                                        Эльконин Д. Б. Природа детства и его периодизация / Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

                                                        Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2000.





                                                        © 2010-2022