Программа спецкурса математика (7 класс)

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным

изучением отдельных предметов» г. Саратова



«Согласовано»

Руководитель МО

________ Швецова Н.И.

Протокол № ___ от

«_____»_______2015г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

________Большакова Г.С.

«____» ________ 2015 г.

«Утверждено»

Директор МОУ СОШ № 56

__________ Радаева М.Н.

Приказ № ____ от

«__» _____2015 г.

Рабочая программа педагога

Иванченко Ирины Павловны

по спецкурсу «Математика»

7 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол № _____ от

«___» ________ 2015г.









2014-2015 учебный год.

Пояснительная записка


Рабочая программа спецкурса «Математика»для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований федерального компонента государственного стандарта.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация дополнительных образовательных услуг в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, цель дополнительных занятий по математике не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.

Данный курс ставит перед собой:

Общеучебные цели:

  • Создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

  • Создание условий для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

  • Формирование умений использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.

  • Формирование умений свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Создание условий для плодотворного участия в работе в группе, умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.

  • Формирование умений использовать приобретенные знания и умения в практическойдеятельности и повседневной жизнидля исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

  • Создание условий для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс развивает общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

  • Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

  • Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

  • Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Формы учебных занятий:

  • Теоретическая

  • Практическая деятельность

  • Беседа

Наполняемость группы - 10человек

Объём программы: 56 часов.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Содержание курса.

1. Введение (1 ч).

Вводный инструктаж, ознакомление с целями и планом работы группы.

2. Решение задач.(4 ч)

Задачи Древнего Востока.

Пёстрые картинки из разных стран.

Лабиринты.

Античные этюды.

3. Графы и их применение в решении задач.(2 ч)

Решение задач с использованием графов.

4.Из истории математики. (2ч.)

Знакомство с биографией Леонарда Эйлера, А.Кэли, А Мёбиуса, К. Ферма (рефераты).

Высказывания о математике.

5. В стране удивительных чисел (решение задач) (4 ч)

6. Математика на каждом шагу.(4 ч)

Занимательные задачи-шутки

Числовые последовательности

Задачи на комбинаторику

7. Модуль числа.(9 ч)

Решение уравнений, содержащих модули.

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля.

Неравенства с модулем.

8. Логические задачи.(6 ч)

Решение логических задач.

Решение прошлогодних задач конкурса «Кенгуру».

9. Решение олимпиадных задач.(4ч)

Задачи на оценку.

Задачи на разрезание.

Решение задач методом перебора.

10. Решение задач на движение.(4 ч)

Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними.

Задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку).

Задачи на движение по воде.

Задачи на среднюю скорость.

11. Решение задач на проценты.(5 ч)

Проценты в окружающем мире.

Нахождение процентного соотношения двух величин.

Задачи на растворы и концетрацию.

Задачи на проценты по вкладам

Задачи на скидку.

12. Вокруг часов.(2 ч)

13. Встреча с геометрией.(8 ч)

Решение геометрических задач.

14. Итоговое занятие (1 ч).


Учебно-тематическое планирование.

№п/п

Название темы

Кол-во часов

всего

1

Введение

1

2

Решение задач

4

3

Графы и их применение в решении задач

2

4

Из истории математики

2

5

В стране удивительных чисел

4

6

Математика на каждом шагу

4

7

Модуль числа

9

8

Логические задачи.

6

9

Решение олимпиадных задач

4

10

Решение задач на движение

4

11

Решение задач на проценты

5

12

Вокруг часов.

2

13

Встреча с геометрией

8

14

Итоговое занятие

1

Итого

56

Требования к уровню подготовки учащихся


По окончании обучения учащиеся должны знать:

• нестандартные методы решения различных математических задач;

• логические приемы, применяемые при решении задач;

• историю развития математической науки, биографии известных ученых-математиков.

По окончании обучения учащиеся должны уметь:


  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;

  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;

  • применять нестандартные методы при решении программных задач

Список литературы

  1. Деревянкин А.В " Проценты": методическая разработка для учащихся Заочной школы " Юный математик".- М.: МЦНМО, 2009. - 16 с.

  2. Андреева А.Н., Барабанов А.И., Чернявский И.Я.«Саратовские математические олимпиады 1950/51-1994/95» -2-е изд., испр. и доп. -М.: МЦНМО, 2013.-512 с.

  3. Беляев С,А. " Задачи с параметрами": методическая разработка для учащихся Заочной школы " Юный математик". - М.: МЦНМО, 2009. - 28 с.

  4. Барышникова Н.В. " Контрольные разноуровневые тесты".- Волгоград: Учитель, 2008. - 115 с.

  5. Ткачева М.В. " Тематические тесты". 8 класс. - М.: Просвещение, 2010. - 80 с.

  6. Власова Т,Г. " Предметная неделя математики в школе".- Изд. 5-е - Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 168 с.

  7. Барышникова Н.В. Нестандартные уроки. - Волгоград: Учитель, 2007. - 154 с.

  8. Карп А.П. " Даю уроки математики.: - М.: Просвещение, 1992.

  9. Волошинов А.В. " Математика и искусство". - М.: Просвещение 1992.

  10. Гарднер Г. " Математические головоломки и развлечения". - М.: " Мир", 1971.

  11. Минаеват С.С. " Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1983.

  12. Абдуллаев И. Математические задачи с микрокалькулятором. - М.: Поросвещение, 1990.

  13. Васильев Н.Б. Заочные математические олимпиады. - М.: Наука. Гл.ред. физ-мат.лит., 1987.

  14. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. - М.: Просвещение, 1991.

Календарно-тематическое планирование

№ уро ка

Тема урока

Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

Введение (1ч)

1

Вводный инструктаж, ознакомление с целями и планом работы группы

1

Решение задач.(4 ч)

2

Задачи Древнего Востока.

1

3

Пёстрые картинки из разных стран.

1

4

Лабиринты.

1

5

Античные этюды.

1

Графы и их применение в решении задач.(2 ч)

6

Понятие графа.

1

7

Решение задач с использованием графов.

1

Из истории математики. (2ч.)

8

Знакомство с биографией Леонарда Эйлера, А.Кэли, А Мёбиуса, К. Ферма

1

9

Высказывания о математике.

1

В стране удивительных чисел (решение задач) (4 ч)

10

Умеете ли вы считать?

1

11

Числовые головоломки.

1

12

Недостающие цифры.

1

13

Числа-гиганты. Решение задач.

1

Математика на каждом шагу.(4 ч)

14

Занимательные задачи-шутки.

1

15

Числовые последовательности.

1

16

Задачи на комбинаторику.

1

17

Задачи на комбинаторику (продолжение)

1

Модуль числа.(9 ч)

18

Модуль числа.

1

19

Решение уравнений, содержащих модули. Теория.

1

20

Решение задач по теме.

1

21

Графики функций, содержащих выражения под знаком модуля.

1

22

Построение графиков.

1

23

Решение задач на построение графиков.

1

24

Решение трудных задач с модулем.

1

25

Неравенства с модулем.

1

26

Неравенства с модулем.

1

Логические задачи.(6 ч)

27

Решение логических задач.

1

28

Решение логических задач табличным методом.

1

29

Круги Эйлера.

1

30

Загадки и ребусы.

1

31

Решение прошлогодних задач конкурса «Кенгуру».

1

32

Решение прошлогодних задач конкурса «Кенгуру».

1

Решение олимпиадных задач.(4ч)

33

Задачи на оценку.

1

34

Задачи на составление уравнений.

1

35

Задачи на разрезание.

1

36

Решение задач методом перебора.

1

Решение задач на движение.(4 ч)

37

Скорость, расстояние, время и таинственные отношения между ними.

1

38

Задачи на движение по прямой и замкнутой трассе (навстречу и вдогонку).

1

39

Задачи на движение по воде.

1

40

Задачи на среднюю скорость.

1

Решение задач на проценты.(5 ч)

41

Основные типы задач на проценты.

1

42

Нахождение процентного соотношения двух величин.

1

43

Задачи на растворы и концетрацию.

1

44

Задачи на проценты по вкладам

1

45

Задачи на скидку.

1

Вокруг часов.(2 ч)

46

Песочные часы

1

47

Циферблат и стрелки

1

Встреча с геометрией.(8 ч)

48

Задачи на построение

1

49

Одним росчерком

1

50

Проекции фигур

1

51

Вычисление площадей различных фигур

1

52

Задачи на наибольшую площадь

1

53

Разрезаем кубик

1

54

Разные геометрические задачи

1

55

Геометрические задачи на доказательство

1

Итоговое занятие (1 ч).

56

Итоговое занятие.

1










© 2010-2022