• Преподавателю
  • Математика
  • Проект Формирование индивидуально-личностного смысла образования и повышение продуктивности познавательной деятельности в условиях межпредметной интеграции

Проект Формирование индивидуально-личностного смысла образования и повышение продуктивности познавательной деятельности в условиях межпредметной интеграции

Насущной образовательной потребностью становятся образовательные результаты, имеющие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер. В основу образовательной деятельности должны быть положены принципы метапредметности как условия целостности познания и средства формирования надпредметных знаний и осознанного присвоения их учениками и метазнаний как смыслообразующей и ценностнообразующей функции. Поэтому необходимость обращения к межпредметной интеграции вызвано рядом объективных...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: "Формирование индивидуально-личностного смысла образования и повышение продуктивности познавательной деятельности в условиях межпредметной интеграции ".

Актуальность. Согласно Национальной образовательной инициативе «НАША НОВАЯ ШКОЛА», успешность планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации зависит от того, насколько все участники экономических и социальных отношений смогут поддерживать свою конкурентоспособность, важнейшими условиями которой становятся такие качества личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. И для того, чтобы выпускник средней школы мог реализовать свои жизненные цели, он должен мыслить ярко, неординарно, иметь хорошо развитые аналитико-синтетические способности, обладать гибкостью мышления, способностью к пространственным представлениям, высоким уровнем обобщения и логизации, развитым продуктивным мышлением, проявляющим умственную самостоятельность. Кроме того, сегодня востребованы специалисты, учитывающие объективную связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением человека к личной самореализации - с другой.

Эти обстоятельства привели к смене парадигмы в понимании задач и ценностей образования, его результатов. Современное образование предполагает не только получение знаний и освоение новых технологий, но, прежде всего, формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению, умению выбирать и обновлять свой профессиональный путь. Таким образом, исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания, при сохранении фундаментальности, присущей российскому образованию.

Для современной науки характерна ситуация единения физики, химии, биологии, которое просматривается на всех уровнях - предметном, методологическом, терминологическом и понятийном. Термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма и теория систем явились основой целостной картины мира, которая была создана постнеклассической наукой.

Однако современное направление в деятельности школы по-прежнему сохраняет четкую дифференциацию дисциплин в школьном образовании и замкнутость в преподавании предметов школьного курса, что ориентирует скорее на овладение большим объемом фундаментальных знаний за счет порой слабого умения актуальной интерпретации этих научных знаний и, как следствие их медленной адаптацией к сфере учебной деятельности. Поэтому учащиеся не только средней, но и старшей школы, как показывает практика, не умеют анализировать информацию целостно, не могут выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, определять проблему и решать ее, не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей, поскольку все это требует сформированности определенных навыков умственной деятельности.

Насущной образовательной потребностью становятся образовательные результаты, имеющие не только предметный, но и надпредметный, и личностный характер. В основу образовательной деятельности должны быть положены принципы метапредметности как условия целостности познания и средства формирования надпредметных знаний и осознанного присвоения их учениками и метазнаний как смыслообразующей и ценностнообразующей функции.

Поэтому необходимость обращения к межпредметной интеграции вызвано рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы в средней школе. Интеграция - необходимое условие современного учебного процесса, переходом преподавания на качественный уровень образования.

Психологические особенности старшеклассников (необходимость самоопределения, склонность к саморефлексии, критичность мышления, повышенный интерес к взаимодействиям личностей и общества) ведут к значительному возрастанию их стремления аналитически сопоставлять различные явления действительности. Чтобы природа, мир не рассматривались учащимися как механическая совокупность химических, биологических, исторических и других факторов, порождая тем самым механистическое отношение к окружающему миру, а рассматривалась или как единое целое, необходим принцип межпредметной интеграции. Связывающим звеном здесь выступает целостная межпредметная ситуация, которая осмысливается учащимися этого возраста на высоком уровне обобщения и абстрагирования и решается через вскрытие причинно - следственных связей посредством теоретического мышления. Межпредметная интеграция способствует комплексному развитию элементов научного стиля мышления, который определяется следующими качествами: гибкостью (нешаблонностью), глубиной (умением выделять существенное), целенаправленностью (рациональностью мышления), широтой (обобщённостью мышления), активностью, критичностью, доказательностью, организованностью памяти. Решением межпредметной ситуации становится индивидуальное, необычное видение учеником окружающего мира (в слове, образе, математической функции, программе). Создаётся ситуация противоречия между стандартным видением мира и самобытным, ярким, оригинальным, то есть собственным видением.

Интеграция уроков математики с историей, астрономией, географией, экономикой, музыкой, биологией, физикой и другими учебными предметами позволяют многогранно, рассмотреть многие важные явления, связать уроки математики с жизнью, показать богатство и сложность окружающего мира, дать детям заряд любознательности, творческой энергии. Учителю же интеграция предметов позволяет воспитывать у ребят мотивацию к целенаправленному преодолению трудностей на пути познания. Новые функции педагога главным образом определяются необходимостью чёткого представлять структуру учебной деятельности и свои действия на каждом этапе от возникновения замысла до полного его осуществления.

Специфика физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, то есть сама логика данных наук ведёт к их объединению. Как и другие уроки естественно-математического цикла математика обладает огромным потенциалом для развития абстрактного, теоретического, оперативного видов мышления, формирования важнейших умений и навыков мыслительной деятельности, необходимых для успешного образовательного процесса в целом. Тем не менее, единственной целью заданий, упражнений на уроках математики становится подготовка к ЕГЭ. Поэтому все действия превращаются в механическое повторение по заданному алгоритму действий. Трудности в усвоении математических знаний усугубляются и объективной сложностью предметов естественно-математического цикла, отсюда снижение интереса у детей к таким урокам. Кроме того, нередкое отсутствие учебной мотивации заниматься математикой является невозможность в условиях урока обеспечить эмоциональное восприятие учебного материала, рождая тем самым негативное отношение к изучаемому материалу, нежелание обращаться к предмету во внеурочной деятельности.

Таким образом, актуальность исследования определяется сложившимися противоречиями между:

- современной наукой с характерной для нее ситуацией единения физики, химии, биологии, которое просматривается на всех уровнях - предметном, методологическом, терминологическом и понятийном и усиливающейся дифференциацией предметов в школьном образовании;

- целостной картиной мира, создаваемой «постнеклассической» наукой, основой которой является термодинамика неравновесных, нелинейных открытых систем (синергетика), идея универсального эволюционизма и теория систем и замкнутым преподаванием естественно-научных дисциплин;

- использованием математических методов во многих областях научного знания и оторванность школьного курса математики от практической деятельности в представлении ученика;

- необходимостью интегративных процессов в преподавании математики и существующими методическими системами, ориентированными на успешную подготовку к ЕГЭ;

- объективной сложностью изучаемого предмета и отсутствием мотивации у ребенка преодолевать трудности в обучении.

Идеи интегрированного обучения:

Межпредметная интеграция в обучении предполагает прежде всего существенное развитие и углубление межпредметных связей, которые являются аналогом связей межнаучных, переход от согласования преподавания разных предметов к глубокому их взаимодействию.

Интеграция может рассматриваться как принцип осуществления образовательного процесса, основанный на взаимодополнении разных форм постижения действительности и понимание целостной картины мира, что создает условия для становления личности и постижения себя в этом мире.

Очевидно, что интеграция учебных предметов - далеко не механическая деятельность, а интегрированный учебный предмет не есть простая сумма отдельных учебных курсов. Этот процесс требует существенной переработки содержания и структуры учебных предметов, усиления в них общих идей и теоретических концепции с применением здоровьесберегающих технологий.

Одним из факторов успешного развития личности и сохранения здоровья детей является создание условий психологического комфорта, которые предполагают наличие атмосферы творчества, сотрудничества и взаимопомощи, возможности самовыражения и самореализации. Этому способствует применение методов интеграции при организации образовательного процесса на уроках математики.

Следующей проблемой, которая может быть решена в процессе интегрированного обучения, является несогласованность, разобщённость этапов формирования у учащихся общих понятий физики, математики, информатики; выработки у них обобщённых умений и навыков, устранению формализма в восприятии выполняемой работы. Обязательная реализация рассматриваемой проблемы в какой-то практической ситуации усиливает практическую направленность обучения, что развивает критичность мышления, способность сопоставлять теорию с практикой.

Инновационность проекта заключается в том, что предлагается масштабное переносимое на другие учебные дисциплины технологическое триединство, базирующееся на информационной модели образовательного процесса. Триединство образуется из психолого-педагогической, здоровьесберегающей и информационно-коммуникационной технологии.

Проект охватывает все возрастные категории учащихся и других участников образовательного процесса. Срок реализации проекта 5 лет, возможно его применение с дошкольного возраста в учебных заведениях разного профиля и уровня. Это становится возможным благодаря многофункциональности данного проекта.

Реализация принципа межпредметной интеграции в обучении предполагает нахождение общей платформы сближения знаний на каждом уроке посредством построения системы уроков для повседневного использования и предполагает естественную взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей идеи и ключевых положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.

Поэтому, принцип межпредметной интеграции, по нашему мнению, является многофункциональным и эффективным поскольку:

- может применяться на любой ступени обучения (в дошкольном образовании, в начальной школе, среднем звене, в старшей школе);

- использоваться в работе с детьми, имеющими различный уровень развития и интеллектуальные возможности, в том числе с учащимися с особыми образовательными потребностями;

- требует минимальных финансовых затрат;

- вышеуказанный принцип придает личностный смысл занятиям математикой за счет удовлетворения интересов учащихся в других областях знаний;

- формирует устойчивые навыки выявления межпредметной интеграции в самостоятельной работе в процессе сбора и анализа информации;

- повышение продуктивности мыслительной деятельности;

- освоение опыта проектной деятельности, в которой дети приобщаются к формированию надпредметных компетентностей и во внеурочное время;

- предоставляет возможность отслеживания и фиксации личностных достижений каждого ученика;

- сформировать стремление к целенаправленному преодолению трудностей в познании и процессе исследовательской и проектной деятельности.

Проект имеет практико-ориентированную направленность.

Цель - использование принципа межпредметной интеграции как основы успешного формирования целостного познания у учащихся.

Объект - интеграция как ступень к метапредметному и надпредметному обучению.

Предмет исследования - интегративный подход в преподавании математики.

Гипотеза исследования заключается в следующем: интегрированный подход будет способствовать развитию инициативной, креативной личности, умеющей мыслить и действовать личности, умеющей находить решения в нестандартных учебных и жизненных ситуациях, что в конечном итоге к повышению качества образования:
- при отборе учебного материала интегрированного курса будут выявлены его связи с другими школьными дисциплинами, в процессе раскрытия которого будет сформирован личностно-ценностный смысл обучения для каждого ребенка;

- к глубокой интеграции содержания различных предметов на основе освоения общих процессов и законов мыслительной деятельности;

- формированию у учащихся способности осуществлять сложные виды мыслительных операций, которые выступают в виде ключевых компетентностей;

- освоению приёмов, позволяющих расширять полученные знания самостоятельно, оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;

- межпредметная интеграция станет основой для перехода к метапредметному и надпредметному обучению;

- обеспечена преемственность при учете возрастных и личностных особенностей учеников;

- произведена смена статической модели мотивации на динамическую.

Сформулированные цель и гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования.

1. Активизация всех познавательных процессов, повышение продуктивности познавательной деятельности учащихся.

2. Развитие абстрактного, практического, диалектического, оперативного видов мышления.

3. Глубокое всесторонние понимание математических и общенаучных законов, умение учащихся переносить знания из одной области деятельности в другую;

4. Самостоятельного получения учащимися большого объема знаний за довольно короткий период времени;

5. Освоение приёмов, позволяющих расширять полученные знания самостоятельно, научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки.

6. Создание системы мониторинга, отслеживающего интеллектуальное и психическое развитие учеников.

Методы:

- принцип единства и диалектического взаимодействия теории и практики в обучении;

- метод системного анализа, метод сравнений и аналогий,

- методы статистического анализа.

Методы исследования.

В соответствии с целью и поставленными задачами на различных этапах использовались следующие методы:

- теоретические:

 анализ научной философской, психолого-педагогической и методической литературы, государственных документов об образовании, учебных планов и программ школы,

 обобщение,

 моделирования;

- эмпирические:

 педагогическое наблюдение,

 беседа,

 опрос,

 анкетирование,

 тестирование,

 педагогический эксперимент,

 анализ продуктов деятельности учащихся;
Анализ ближайшего социальной ситуации:
• теоретический анализ психолого-педагогической, математической и методической литературы, программ и учебных пособий по математике, информатике, экономической теории, экономико-математическим методам и моделям, общей теории статистики, эконометрике для студентов экономических специальностей;

К сожалению, и это подтверждено многочисленными исследованиями, выпускники средней школы не умеют анализировать информацию целостно, не умеют выполнять интегративные упражнения и задания в свободной форме, что требует сформированности определенных структур умственной деятельности, не умеют определять проблему и решать ее. Они не способны действовать в нестандартных ситуациях, особенно там, где требуется применение знаний из нескольких областей. У наших детей отсутствуют навыки умственной рефлексии.
МЕТА… [< греч. meta после, за, через]. Первая составная часть сложных слов, обозначающая: 1) следование за чем-н., переход к чему-н. другому, перемену состояния, превращение, напр.: метагенез, метатеза; 2) в логике: относящийся к системам, которые служат для описания других систем, напр.: метатеория, метаязык.




Критерии и показатели результативности межпредметной интеграции в преподавании математики

Критерии

Показатели

Диагностики

Качество знаний учащихся

по изучаемым предметам и

глубокое всесторонние

понимание ими основных

законов природы.

Выши данные из Ставрополя

1. Положительная динамика результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам.

2. Полнота привлечения учащимися опорных межпредметных связей.

3. Место опорных знаний в ответах учащихся.

4. Качество синтеза межпредметных связей.

Беседа, анкетирование, устный опрос, контрольные и проверочные работы, тестовые задания, диагностические карты учебных возможностей учащихся. Сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся за 3 последних года.

Личностное развитие учащихся

1. Сформированность мировоззренческих качеств, взглядов и убеждений, ценностных ориентаций.

2. Творческие достижения учащихся (победители областных, региональных, российских олимпиад), участие в конференциях, смотрах, фестивалях, турнирах, конкурсах и т.п.

3. Наличие собственных "творений" учащихся (стихотворения, рисунки, проекты и т.), являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам в природе, в мире.

Беседа, анкетирование, наблюдение, экспресс-диагностика Анализ результатов проектно-исследовтельской деятельности учащихся по учебным предметам.

Анализ результатов участия школьников в конкурсах, олимпиадах,

и т. п.

Умение учащихся осуществлять перенос знаний из одной области деятельности в другую.

1. Умение использовать полученные знанияв новых условиях, ситуациях.

2. Умение комбинировать усвоенные элементы учебной информации и способы деятельности с целью получения целого, обладающего новизной.

Самостоятельные и контрольные работы, исследовательские работы, устные опросы.

Способность учащихся к самостоятельному научному поиску и решению проблем в нестандартных ситуациях.

1. Степень самостоятельности приобретения знаний учащимися, умение решать практические проблемы.

2. Уровень проектных и исследовательской умений школьников.

3. Способность выполнять задания творческого характера с акцентом на создание новых схем и структур. проводить учебное исследование.

Анализ творческих работ учащихся, рефератов, учебных исследовательских проектов.

Перспективы развития проекта.

Практика работы подтверждает плодотворность принципа межпредметной интеграции и выявила перспективы дальнейшего развития и совершенствования такого подхода к обучению. На данном этапе автор разрабатывает единый, универсальный подход, который может быть адаптирован для преподавания любой образовательной дисциплины на основе вышеуказанного принципа. Планируются публикации, посвященные обобщению опыта работы по данной теме, участие во всероссийских, международных научно-практических конференциях. Издание дидактического пособия с методическими рекомендациями для преподавателей общеобразовательных учреждений.





Приложение 1

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Дигитал

Основная цель

Главное - увидеть

Дать возможность

Главное - услышать

Заинтересовать

Чаще всего употребляемые слова

«Я чувствую, что», «Не могу ухватить мысль, «взять, схватить, ощутить, тяжелый».

«Я слышу, что вы говорите», «вот послушайте, «это звучит так».

«Я оцениваю это», «По отношению к чему-то».

Действия при

воспоминании

Вся воспринимаемая информация представляется в ярких картинках, зрительных образах, рассказывая что-то эти люди часто жестикулируют, как бы рисуя в воздухе представляемые образы.

Хорошо запоминают ощущения, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают движения и ощущения тела.

То, что человек этого типа вспоминает, как бы наговаривается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого.

Обрабатывают опыт, внутренний диалог.

Приложение 2

ФИО

Наблюдения

Игра

Тесты

Итог

В

К

А

Д

В

К

А

Д

В

К

А

Д

В

К

А

Д

Иванов





Петров





Сидоров





В - визуал, К - кинестетик, А - аудиал, Д - дигитал, (знаком + отмечаются результаты напротив каждого учащегося).

Приложение 3



Визуал

Кинестетик

Аудиал

«Компьютер»

Употребляемые слова

Смотреть, наблюдать, яркий, любуюсь

Чувствовать, ощущать, теплый, обожаю

Звучать, слышать, тон, громкий

Понимать, знать, представлять, интересно, логично

Поза

Голова вверх, спина прямая

Спина согнута, голова опущена

Голова склонена набок

Прямая поза, руки скрещены

Движение

напряженные

раскрепощенные

средние

ригидные

Губы

Тонкие, напряженные

Полные, расслабленные

варьируют

Тонкие, напряженные

Дыхание

Неглубокое дыхание, верхом легких

Глубокое дыхание, низ живота

Ровное дыхание всей грудью

неглубокое

Речь

Быстрая, громкая речь, высокий тон

Медленная, негромкая речь, низкий грудной голос

Мелодичный голос, выразительная речь

Монотонный голос

Взгляд

Поверх других

Вниз, ниже других

Часто в одну сторону и вниз

Через головы других

Правила слушания

«я должен видеть, чтобы слышать» (на дистанции)

Приблизиться поближе

«не смотреть, чтобы слышать»

Никакого контакта глазами

Движение глаз

Вверх влево, вверх вправо

вниз вправо, иногда вниз

Влево, вправо, голова вниз наклонена

В сторону влево, голова вверх поднята

Приложение 4

Визуал

Кинестетик

Аудиал

«Компьютер»

Начало урока

Портреты, чертежи на доске, яркие формулы, таблицы

модели

Проговорить, эпиграф, цитаты

Эвристическая задача, важность результата, интрига

Активизация знаний

Крестики-нулики, тесты. Снежный ком, Поле чудес и т.д.

Исследователь - практик, тесты, Снежный ком и т.д.

Фронтальный опрос, математический диктант, телефон ?т.д.

Фронтальный опрос, исследователь - практик. Снежный ком и т.д.

Новый материал

Исследовательская работа. Найди ошибку, отсроченная отгадка, peставрация, эвристическая задача, мозговой штурм

Театрализация, отсроченная отгадка, реставрация, эвристическая задача, мозговой штурм

проблемный диалог, отсроченная отгадка, реставрация, эвристическая задача, мозговой штурм

Привлекательность и практичность целей, отсроченная отгадка, реставрация, эвристическая задача, мозговой штурм

Отработка, закрепление, повторение знаний, умений и навыков

Печатная машинка, Угадай-ка, математическая азбука, щадящий опрос, Аукцион

Практическая работа, Угадай-ка, математическая азбука, щадящий опрос, Аукцион

Верно - неверно, озвучка, математический разговорник Угадай-ка, математическая азбука, щадящий опрос, Аукцион

Практическая работа, математический разговорник, Угадай-ка, математическая азбука, щадящий опрос, Аукцион

Контроль

Контрольная работа по открытым текстам, тесты, самооценка, групповой опрос, творческий опрос

Контрольная работа по открытым текстам, самооценка, групповой опрос, творческий опрос

Диктант, тихий опрос, самооценка, групповой опрос, творческий опрос

Тихий опрос, самооценка, групповой опрос, творческий опрос

Домашнее задание

Творческая работа включает зрительное изучение чего-либо

Творческая работа включает исследование чего-либо тактильным способом

Творческая работа включает задания на прослушивание какой-либо информации

Творческая работа с ярким конечным результатом


© 2010-2022