Конспект урока по математике для 1 класса Название чисел при вычитании

Тема урока "Название чисел при вычитании", урок - путешествие по тундре. Очень интересный и познавательный урок. На уроке дети отправляются в тундру, в гости к бабушке Марье. Сначала они летят на вертолете ( прежде чем сесть в вертолет и выйти, дети выполняют задание пилота), потом на лыжах (охотничьих) (выполняют задание), на оленях (выполняют задание). На пути встречают волков ( чтобы волки их пропустили, тоже выполняют задание). Дети узнают, чем отличается карликовая береза от березы, которая...
Раздел Математика
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по математике 1 класс


Филиппова Марина Анатольевна, учитель начальных классов


Тема: Название чисел при вычитании: уменьшаемое, вычитаемое, разность. Использование этих терминов при чтении записей.



Цель: познакомить с компонентами вычитания; развивать вычислительные навыки.

Задачи:

  1. Ознакомить с названиями компонентов при вычитании и учить читать примеры, используя эти термины.

  2. Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.

  3. Формировать навыки самостоятельной работы, работы в группе, в парах.

  4. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.

  5. Приобщать детей к культуре Коми края и условиям жизни и быта оленеводов.

Методы работы: объяснительно - иллюстративные, частично - поисковые, словесные, наглядные, практические.






Ход урока


1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

2. Актуализация знаний.



- индивидуальная работа


- устный счет (задание классу)



- проверка индивидуальной работы


3. Подготовка к изучению нового материала.

- 1 - й слайд

- 2 - й слайд



4. Сообщение темы и целей урока.

- на доске картинки (веточки)

- сообщение







-презентация с диска


- УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ

5. Работа по теме урока.

- на экране фотография тундры





- ФИЗМИНУТКА



- логическая разминка ( работа в группе)


- самооценка

- звучит музыка

- картинка - волки

- работа по учебнику


- самооценка

- ФИЗМИНУТКА




6. Закрепление изученного материала.





- работа в тетрадях



- самооценка


7. Рефлексия.

- работа в парах

- самооценка





8. Подведение итогов урока.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости, поздоровайтесь с гостями, садитесь.

- На уроке, ребята, вас ожидает много интересных задач, примеров, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость и смелость.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы поедем в тундру, в гости бабушке Марте, и побываем в настоящем чуме.

- Ребята, что такое чум? (это жилище у оленеводов)

- Молодцы! Вы хотите побывать в чуме у бабушки Марты? (Да)

- Р, какое сейчас время года? (зима) Мы с вами посмотрим тундру какая она зимой. Доставит нас в тундру вертолёт. Прежде чем сесть в вертолёт, надо выполнить задания, которые нам дал вертолётчик. Он очень любит математику. Чтобы справиться с этими заданиями, нужно быть внимательными, собранными и активными.

- Р, на доске - выражения чисел.

Задание: Сравнить, вместо звездочек поставить знаки ˃, ˂, =.

5-2 4

8 6+4

8-5 7-3

(один ученик работает у доски)

-1. Р, назовите предыдущее и последующее число у числа 7, 5, 3.

-2. Какое число идет перед 4?, перед 2?, перед 9?

- 3. Какое число стоит между числами 1 и 3?, 7 и 9?

-4. « Потерялось число», найдите его место натуральном ряду чисел? 1, 2, 3, 4, 5, , 7, 8, 9, 10.

- Р, как получить число 6?

-5. Определите закономерность и подумайте, какое число следующее:

1, 4, 7, ….. (увеличивается на 3)

- Р, оцените работу Егора.

- Р, справились с заданиями, которые нам дал вертолётчик? (Да) Молодцы!

- Теперь нам можно сесть в вертолёт. ПОЛЕТЕЛИ! Лететь мы будем долго, чтобы нам не было скучно в полёте, мы с вами порешаем примеры.

- На экране примеры, прочитайте их.

5+1 3+4

6+2 7-3

5-2

- Р, на какие две группы можно разделить примеры? (примеры на сложение и вычитание)

5+1 5-2

3+4 7-3

6+2

- Молодцы! Сколько примеров на сложение? (3)

- Как называются числа при сложении? (слагаемое, сумма)

- Прочитайте примеры вместе с ответами, называя терминами «слагаемое» и «сумма».

- Сколько примеров на вычитание? (2) Решите.

- Можно ли их прочитать используя эти термины? (нет)

- Р, сегодня на уроке мы узнаем как называются числа при вычитании. Будем учиться читать такие выражения, используя новые термины.

- Рассмотрите рисунок.

Ϡ ϡ ϡ ϡ ϡ

-Р, это ветки какого дерева? (берёзы)

- Это ветки у карликовой берёзы. И нам Паша Истомин расскажет про неё

Карликовая берёза растёт в тундре. Это невысокий кустарник, с мелкими округлыми жёсткими листьями. Её назвали карликовой, потому что она маленькая, растёт близко от земли.

-Спасибо, молодец, Паша!

- Р, составьте выражение по рисунку.

5-2 =

- Какое число является целым? (5)

- Что с ним происходит? ( Его уменьшаем)

- Подумайте, как можно его назвать? (уменьшаемое)

- Что обозначает число 2? (Его вычитаем)

- Как можно назвать это число? (вычитаемое)

- Чем является вычитаемое: частью или целым числом? (часть)

- А теперь давайте найдём значение этого выражения. Получим число 3.

- У этого числа тоже есть название. Его я вам предлагаю узнать самостоятельно из учебника. Откройте учебники на стр. 29. (РАЗНОСТЬ)

5-2 =3

- Давайте повторим.

- Как называется число, которое уменьшаем ? (УМЕНЬШАЕМОЕ)

- Число, которое вычитаем? (ВЫЧИТАЕМОЕ)

- Результат действия вычитания? (РАЗНОСТЬ)

- А теперь давайте проверим, правильно ли мы назвали числа при вычитании. Смотрим внимательно.

- Р, правильно назвали числа при вычитании? (Да)

- Давайте, выполним задания (задания на диске, дети сами соединяют правильные ответы, работа с компьютером)

- Р, тихонечко встали, положили руки на пояс. Поморгаем глазами, посмотрели на вверх, вниз, влево, вправо и тихонечко сели.

- Вот мы и не заметили, как прилетели в тундру. Посмотрите, как выглядит тундра зимой. Вместо высоких деревьев одни кустарники и кругом лежит снег.

- Р, как мы дальше будем добираться до чума бабушки Марты? (ответы детей)

- А дальше мы поедем на лыжах. Прежде чем встать на лыжи, надо выполнить задание.

- Прочитайте выражения разными способами, найдите их значение: (устно)

7-3; 9-1; 6-4.

- Молодцы, ребята! Вот и нам дали лыжи. ( на доске откр - ся карточка)

- А сейчас тихонечко встали на лыжи (на полу лыжи, сделанные из картона). Чем отличаются эти лыжи от ваших, на которых вы катаетесь на уроке физкультуры? (они шире)

- Правильно, ребята. Они шире, для того, чтобы не проваливались в снег.

- Р, покажите, как мы едем на лыжах. Какой звук мы слышим? ( жух)

- Посмотрите, олени. (на доске картинка)

- Р, на чём мы дальше поедем? (на оленях)

- Кто ездит на оленьих упряжках? (оленеводы)

- Кто такой оленевод? (человек, который следит и ухаживает за оленями)

- Но нам так просто оленей не дадут, надо выполнить задание.

- Р, на столе - фигуры. Какие это фигуры? (геометрические) Назовите (квадрат(кр), круг(зел), прямоугольник(кр), треугольник(зел), трапеция( кр))

- На какие группы можно разделить геометрические фигуры? (Дети работают самостоятельно)

- по цвету;

- и т. д.

- Р, давайте проверим. Кто будет отвечать?

- Молодцы! Оцените свою работу в группе.

- Сейчас мы поедем дальше на оленях. Р, представьте, что мы садимся на нарты. Что такое нарты? (это сани)

- Все сели? (Да)

- Держитесь хорошо, чтобы не упасть, потому что олени бегут очень быстро.

- Р, посмотрите, стая волков. Нам надо их разогнать. Но так просто мы их не разгоним. Надо выполнить задание.

- Выполняем задание № 1 из учебника (один ученик задание читает в слух)

- кому не понятно задание?

- Р, откройте тетради, запишите сегодняшнее число (13 ф.), отступите 2 клеточки вниз и две клеточки с лева. (дети выполняют задание)

- Кто первый решит, записывает решение на доске.

- Р, давайте проверим, оцените свою работу.

- Ты по тундре стал шагать (шагает)

Далеко кругом видать ( присели, повороты вправо, влево, взгляд из - под руки)

Перешагивай деревья (шаг с высоки поднимание бедра)

Их, смотри, не растопчи (прыжок)

Если летом оказался, гнус скорее отгони (машем руками)

А зимою - не дрожи (похлопывают себя)

Сядем в нарты, и опять

Дальше тундру изучать (сели на место).

- Р, волков разогнали, поехали дальше.

- Ой, смотрите, чум у бабушки Марты.

- Но прежде чем зайти в чум , надо решить задачу. (Задачу читает учитель)

Утром возле чума было 6 оленят. К вечеру число их уменьшилось на 4. Сколько оленят осталось возле чума к вечеру?

- Р, что говорится в условии задачи? (было 6 оленят, к вечеру уменьшилось на 4)

- Что значит, уменьшилось на 4?

- Что спрашивается в задаче?

- Назовите решение задачи (6-4=2)

(Один ученик записывает решение на доске)

- Как называются числа 6,4,2?

- Как называется выражение 6-4?

- Прочитайте равенство, используя термины « уменьшаемое», «вычитаемое», «разность» разными способами. (Уменьшаемое 6, вычитаемое 4, разность 2; Разность чисел 6и 4 равна 2)

- Молодцы. Ребята! Теперь можно зайти в чум, а вот и нас встречает бабушка Марта. (на доске )

- Бабушка Марта подготовила ещё одно задание. В тетрадях отступите 2 клетки вниз, с лева 2 клеточки и слушаем задание.

- Задание называется «Запиши под диктовку».

- Уменьшаемое 7, вычитаемое 2. Найдите значение разности. Проверим: 7-2=5

- Уменьшаемое 8, вычитаемое 4. Найдите значение разности. Проверим: 8-4=4

- Р, оцените себя.

- Молодцы! Посмотрите, бабушка Марта приготовила вам подарки (пимики из кожи и меха)

- Р, давайте скажем спасибо бабушке Марте. Нам надо обратно домой, в Усть -Ухту.

- А обратно мы полетим на вертолёте. Сели прямо, пристегнулись, ПОЛЕТЕЛИ!

- Чтобы нам не было скучно в полёте, мы выполним задание.

- Будем работать в парах (карточки с дырочкой). Дети решают примеры, проверяя друг друга.

- Р, оцените свою работу в парах.

- Вот и мы прилетели домой. Куда мы сегодня ездили на уроке? (в тундру, в чум бабушки Марты)

- Р, кому понравился урок и понял новую тему , показывает жёлтый смайлик.

- Кому трудно было выполнить задания, покажите зелёный смайлик.

- Кому не понравился урок и ничего не понял, поднимите розовый смайлик.

- Сейчас мы выполним задание № 4 из учебника.

- Прочитайте задание.

- Какой пример нужно записать в первый столбик? (6+1-5)

- Какой пример запишете во второй столбик? (6-0+4)

- В третий столбик? (5+5-4)

- Р, в первый столбик решает Паша И, второй Артём Р, третий - Егор Р.

( Проверка в парах. Учащиеся меняются тетрадями, проверяют работы. Ошибки исправляют карандашом)

- Какое математическое открытие мы сегодня сделали на уроке?

- Почему первое число при вычитании называется уменьшаемым?

- Почему второе число называется вычитаемым?

- Молодцы, ребята! Спасибо за урок!



© 2010-2022