Внеклассное мероприятие по математике для 5-8 классов Поле чудес

Раздел Математика
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЛЕ ЧУДЕС


Цель игры: расширить кругозор учащихся, повысит их интеллект, общую культуру, интерес к изучению математики, познакомить с известными учеными-математиками древности и нашего времени.

Оборудование: плакаты с высказываниями, портреты великих математиков, математические газеты, барабан, «электронное табло», черный ящик, две шкатулки, таблица с названиями призов и очков.

ХОД ИГРЫ

На секторах барабана:

Числа - количество очков;

«П» - приз;

«+» - возможность открыть любую букву;

«*2» - очки удваиваются;

«Б» - банкрот.

Сектор «Приз» дает возможность выбрать приз, находящийся в черном ящике, или отказаться от него, тем самым продолжить игру.

Если игрок отгадал подряд три буквы, выносят две шкатулки. в одной - приз, другая пустая.

Игра первой тройки

Приглашаются игроки первой тройки. Они коротко знакомят себя со зрителями.

Вопрос: Эта мера длины упоминается в литературных источниках с середины XVI века. Во второй половине XVI века она стала употребляться в производстве, особенно в текстильной промышленности, где её применяли совместно с вершком. 4 июня 1899 года «Положением о мерах и весах» эту меру узаконили в России в качестве основной меры длины. (Аршин)

Ассистенты открывают на табло угаданные буквы.

Объявляется победитель первой тройки. Все участники получают призы.

Объявляется музыкальная пауза. Исполняется песня, посвященная математике.

Игра второй тройки

Приглашаются игроки второй тройки. Они коротко знакомят себя со зрителями.

Вопрос: Древнегреческий учёный философ, живший в VI веке до нашей эры, которому приписывается высказывание «Всё есть число». Согласно философскому мировоззрению этого ученого и его последователей, числа управляют не только мерой и весом, но также всеми явлениями, происходящими в природе и являются сущностью гармонии, царствующей в мире, душой космоса. Первые четыре числа - 1, 2, 3, 4 - означали: огонь, землю, воду и воздух. Сумма этих чисел - число 10 - изображало весь мир. Ученый впервые разделил числа на чётные и нечётные, простые и составные, впервые открыл математическую теорию музыки. Ему принадлежит такое выражение: «Будь благословенно божественное число, породившее богов и людей». (Пифагор)

Ассистенты открывают на табло угаданные буквы.

Объявляется победитель второй тройки. Все участники получают призы.

Выступление ученика о математике Ковалевской С.В.

Софья Васильевна Ковалевская.

Имя первой русской женщины-математика Софьи Васильевны Ковалевской известно всему миру. Она родилась 15 января 1850 году в семье начальника московского арсенала генерала В,В,Коврин-Круковского. Её мать, Елизавета Фёдоровна, была дочерью почетного члена Петербургской Академии наук-геодезиста Ф,Ф,Шуберта и внучкой знаменитого астролога и математика Ф,И,Шуберта.

Коврин -Круковские после выхода отца на пенсию поселились в своем имении Палибино Невельского уезда Витебской области. Одна из детских комнат из-за отсутствия обоев была оклеена листами лекций М,В,Остроградского по математическому анализу. Эти листы, испещренные странными, непонятными формулами, привлекая внимание девочки. Она подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. От долгого ежедневного разглядывания вид многих формул, хотя они были непонятны, запечатлелся у неё в памяти.

Училась Соня с большим желанием. В семье домашним учителем был И.И.Малевич, питавший, по-видимому, большее расположение не к точным, а к гуманитарным предметам. Он гордился литературными способностями ученицы именно в этом направлении, одобрял её стихи и возлагал большие надежды на её будущее.

Значительное влияние на Софью оказал её дядя - Пётр Васильевич. Он не был математиком, но прочитал много книг по математике и любил с увлечением рассказывать Софье о них. Его увлеченность передалась к племяннице.

Математика казалась Софье удивительной наукой, открывающей свои тайны только посвященным людям. Она решила всерьёз заняться математикой. Занималась у известного преподавателя А.Н. Страннолюбского. В Берлине математическими занятиями Софьи Васильевны руководил один из крупнейших немецких математиков-Карл Вейерштрасс.

За математические труды Ковалевской была присуждена ученая степень доктора философии (в 1874 г. Геттингенским университетом). В 1884 г. она стала первой в мире женщиной-профессором. В 1888 году написала свою основную работу «задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки», за которую получила премию Парижской Академии наук. В 1889 г. получила вторую премию - Шведской Академии наук за работу, посвященную вращению твёрдого тела.

Скончалась С.В.Ковалевская в 1891 году в Стокгольме от воспаления лёгких.

Игра третьей тройки

Приглашаются игроки третьей тройки. Они коротко знакомят себя со зрителями.

Вопрос: До 1425 года для обозначения данного термина не использовались какие-либо специальные символы, писали букву «p» с горизонтальной чертой. В XV веке аббревиатуру стали записывать как «pc» с небольшим кругом в конце. В XVIII веке встречается вариант написания, сходный с современным. Само слово происходит от латинского. В России это понятие впервые ввел Пётр I. (Процент)

Ассистенты открывают на табло угаданные буквы.

Объявляется победитель третьей тройки. Все участники получают призы.

Выступление ученика на тему «Возникновение математических знаков «+» и «-».


Возникновение математических знаков «+» и «-».

Знаки «+» и «-» широко применялись в торговой практике. Купцы, торговавшие вином, на пустых бочках ставили знак «-», означавший убыль. Если бочку заполняли вином, то символ «-» перечеркивали и получался «+», означавший прибыль. Символы «+» и «-», как математические знаки для операции сложения и вычитания, ввел XV веке чешский математик Я.Видман. До появления знака «+» писали 3 и 6, впоследствии 3+6. Умножение зародилось тогда, когда 20 выразили не как 10+10, а как 2 r 10. Подобные двоичные действия выполнялись в течение тысячелетий и представляли собой среднее между умножением и сложением.

Финальная игра


Приглашаются победители предыдущих уровней.

Вопрос: С конца XVI века он служил единицей веса драгоценных металлов и камней. Так же называют устройство, служащее для автоматического управления потоком пара (жидкости, газа) в тепловых машинах. Назовите эту старинную русскую меру веса. (Золотник)

Ассистенты открывают на табло угаданные буквы.

Объявляется победитель финальной игры. Из таблицы он выбирает на набранное количество очков призы. Ведущий предлагает суперигру.

Суперигра


Если предложение суперигры принимается, на барабане устанавливаются указатели с названиями призов. Победитель крутит его, узнает свой приз.

Вопрос: Существует легенда о греческом изобретателе Дедале (мастер, сделавший крылья Икару) и его племяннике, очень талантливом юноше, который придумал гончарный круг, первую в мире пилу и то, что на табло. За это он поплатился жизнью, так как завистливый дядя столкнул его с высокого городского вала. (Циркуль)

Ведущий дает разрешение назвать три буквы. Дается 1 минута на размышление.

Поздравления победителя. Вручение призов. Подведение итогов игры.


© 2010-2022