- Преподавателю
- Математика
- Статья на тему Способности, необходимые для обучения математики как учебной дисциплины
Статья на тему Способности, необходимые для обучения математики как учебной дисциплины
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ефремова А.В. |
Дата | 18.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя школа №1 г.Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области
Способности, необходимые для обучения математики как учебной дисциплины
Учителя математики
Ефремовой Анны Валентиновны.
г. Дубовка 2016г.
Всестороннее развитие способностей детей - одна из важных целей обучения и воспитания в российской школе.
В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющихся условием ее успешного выполнения. По определению В.А.Крутецкого «Способности - это индивидуально- психологические особенности человека. Отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения».
В отечественной психологии исследованием проблемы математических способностей занимался В. А. Крутецкий. В своей книге «Психология математических способностей школьников» он приводит следующую схему структуры математических способностей школьников. Во-первых,
получение математической информации- способность к формализированному восприятию математического материала, схватыванию структуры задачи. Во-вторых, переработка математической информации - способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. способность мыслить математическими символами, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий, способность к свертыванию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами. Также необходима гибкость мыслительных процессов в математической деятельности, стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений. Существенную роль играет тут способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении). В-третьих, хранение математической информации - математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним). И, наконец, общий синтетический компонент- математическая направленность ума.
Все это позволяет утверждать, что фактор общих математических рассуждений лежит в основе общих умственных способностей, и математические способности имеют общеинтеллектуальную основу.
К способностям необходимым для обучения математики относятся: способность обобщать математический материал, выделять главное, способность к владению числовой и знаковой символикой, умение схематизировать, умение самостоятельно добывать знания, умение делать выводы, гибкость мышления, математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений.
Способности к математике, как и вообще все способности, - продукт развития. Они формируются в процессе обучения математике, упражнения в ней.
Математические способности формируются и развиваются в жизни и деятельности человека, и нельзя заранее точно указать границы, до которых может пойти это развитие. При правильном обучении вполне возможно обеспечить достаточно высокий уровень математического развития школьников.
Литература
-
Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.,Просвещение,1968.
-
Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ. -М.;Просвещение,1980.