Статья на тему Способности, необходимые для обучения математики как учебной дисциплины

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя школа №1 г.Дубовки Дубовского муниципального района Волгоградской области






Способности, необходимые для обучения математики как учебной дисциплины






Учителя математики

Ефремовой Анны Валентиновны.





г. Дубовка 2016г.

Всестороннее развитие способностей детей - одна из важных целей обучения и воспитания в российской школе.

В связи с проблемой формирования и развития способностей следует указать, что целый ряд исследований психологов направлен на выявление структуры способностей школьников к различным видам деятельности. При этом под способностями понимается комплекс индивидуально-психологических особенностей человека, отвечающих требованиям данной деятельности и являющихся условием ее успешного выполнения. По определению В.А.Крутецкого «Способности - это индивидуально- психологические особенности человека. Отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения».

В отечественной психологии исследованием проблемы математических способностей занимался В. А. Крутецкий. В своей книге «Психология математических способностей школьников» он приводит следующую схему структуры математических способностей школьников. Во-первых,

получение математической информации- способность к формализированному восприятию математического материала, схватыванию структуры задачи. Во-вторых, переработка математической информации - способность к логическому мышлению в сфере количественных и пространственных отношений, числовой и знаковой символики. способность мыслить математическими символами, способность к быстрому и широкому обобщению математических объектов, отношений и действий, способность к свертыванию процесса математических рассуждений и системы соответствующих действий, способность мыслить свернутыми структурами. Также необходима гибкость мыслительных процессов в математической деятельности, стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений. Существенную роль играет тут способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса, переключению с прямого на обратный ход мысли (обратимость мыслительного процесса при математическом рассуждении). В-третьих, хранение математической информации - математическая память (обобщенная память на математические отношения, типовые характеристики, схемы рассуждений и доказательств, методы решения задач и принципы подхода к ним). И, наконец, общий синтетический компонент- математическая направленность ума.

Все это позволяет утверждать, что фактор общих математических рассуждений лежит в основе общих умственных способностей, и математические способности имеют общеинтеллектуальную основу.

К способностям необходимым для обучения математики относятся: способность обобщать математический материал, выделять главное, способность к владению числовой и знаковой символикой, умение схематизировать, умение самостоятельно добывать знания, умение делать выводы, гибкость мышления, математическая память, способность к логическому мышлению в области количественных и пространственных отношений.

Способности к математике, как и вообще все способности, - продукт развития. Они формируются в процессе обучения математике, упражнения в ней.

Математические способности формируются и развиваются в жизни и деятельности человека, и нельзя заранее точно указать границы, до которых может пойти это развитие. При правильном обучении вполне возможно обеспечить достаточно высокий уровень математического развития школьников.


Литература

  1. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. -М.,Просвещение,1968.

  2. Крутецкий В.А. Психология. Учебник для учащихся педагогических училищ. -М.;Просвещение,1980.


© 2010-2022