Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»

В школьном курсе математики знакомство с рекуррентными соотношениями происходит на примерах арифметической и геометрической прогрессий. Рассмотрение рекуррентных соотношений другого вида (например, числа Фибоначчи) часто входят в программы факультативов, а их решения, как правило, получают методом математической индукции, что требует определенного навыка в построении правильного индуктивного предположения. В настоящей заметке предложен подход к решению этих задач на основе построения арифметич...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения

В школьном курсе математики знакомство с рекуррентными соотношениями происходит на примерах арифметической и геометрической прогрессий. Рассмотрение рекуррентных соотношений другого вида (например, числа Фибоначчи) часто входят в программы факультативов, а их решения, как правило, получают методом математической индукции, что требует определенного навыка в построении правильного индуктивного предположения. В настоящей заметке предложен подход к решению этих задач на основе построения арифметических последовательностей (формальные степенные ряды). Этот подход широко применяется во многих разделах математики, а применительно к рекуррентным соотношениям позволяет заменить рекуррентное соотношение уравнением в формальных степенных рядах. В частности, рекуррентные соотношения с постоянными коэффициентами приводят к линейному уравнению в формальных степенных рядах, которое решается стандартным образом с учетом специфики арифметики формальных степенных рядов.


  1. Пусть Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - последовательность элементов множества A (A = Z, Q, R, C). Будем записывать последовательность Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» в виде

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (1)

где t - формальная переменная. Такая форма записи последовательности называется формальным степенным рядом. Конечную последовательность Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»будем рассматривать как бесконечную последовательность, в которой Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». Слагаемые вида Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»часто будем опускать и записывать конечную последовательность Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» в виде Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». Множество формальных степенных рядов с коэффициентами из Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»будем обозначать Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». Если Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», то коэффициент Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»называется свободным членом формального степенного ряда Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» и будем обозначать Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».


  1. Введем на множестве формальных степенных рядов Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» операции сложения и умножения.

Если

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»,

то

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (2)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (3)

где

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (4)

Непосредственно проверяется, что введенные операции обладают свойствами:

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (5)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (6)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» (7)

Если Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», то определим противоположный ряд Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» формулой

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (8)

Тогда

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (9)


Операция умножения в Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» обладает свойствами:

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (10)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (11)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» (12)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (13)


  1. Определим для формального степенного ряда Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» производную Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» формулой

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» (14)

Производная обладает свойствами:

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (15)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (16)

Равенства (15), (16) непосредственно вытекают из определения (14).

Если Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - произвольный формальный степенной ряд, а Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - формальный степенной ряд без свободного члена, т.е. Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», то определена подстановка

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (17)


  1. Рассмотрим вопрос об обратимости формального степенного ряда. Формальный степенной ряд Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» называется обратным к формальному степенному ряду Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» , если

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (18)

Если обратный формальный степенной ряд существует, то он единственен и обозначается

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».

Примеры.

  1. Пусть Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» . Тогда

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»

(сумма бесконечной геометрической прогрессии).

  1. Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» (сумма конечной геометрической прогрессии).

Следующая теорема дает критерий обратимости формального степенного ряда.

Теорема. Формальный степенной ряд Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» обратим тогда и только тогда, когда свободный член Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» обратим в Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» .

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»Если Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» обратим в Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» и Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», то Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». В частности, Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», т.е. Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» обратим в Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» .

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»Пусть Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» и Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» обратим в Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» . Тогда

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»,

гдеУрок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - формальный степенной ряд без свободного члена. Воспользуемся формулой бесконечной геометрической прогрессии с подстановкой Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», т.е. определим

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».

Непосредственная проверка приводит к равенству

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», т.е. Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»


  1. В качестве приложения формальных степенных рядов рассмотрим рекуррентные соотношения с постоянными коэффициентами. Арифметика формальных степенных рядов позволяет в этом случае полностью решить вопрос вычисления таких последовательностей. В качестве примера рассмотрим числа Фибоначчи (см., например, [1]), т.е., последовательность Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» , заданную условиями:

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». (19)

Пусть Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - соответствующий формальный степенной ряд. Из рекуррентного соотношения (19) следует равенство

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»

Учитывая начальные условия Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», получаем,

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», т.е., Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».

Таким образом, задача сводится к вычислению

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».

Следовательно, Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», где Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»и Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - корни уравнения Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», а Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»и Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» находим из начальных условий. Вычисляя - получаем:

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»; Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».

В итоге,

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»

Итак, решение рекуррентного соотношения (19) сводится к решению линейного уравнения в RУрок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».

Этот подход непосредственно распространяется на рекуррентные соотношения с постоянными коэффициентами:

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» (20)

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - заданные числа (начальные условия).

Характеристическим уравнением рекуррентного соотношения Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»называется уравнение

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» (21)

Следующая теорема служит обобщением приведенного примера.

Теорема. Если характеристическое уравнение (21) рекуррентного соотношения (20) имеет простые корни Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», то решения рекуррентного соотношения (20) имеют вид

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» , (22)

где Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»- постоянные коэффициенты. (Коэффициенты Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» можно определить из начальных условий Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».)

Таким образом, если характеристическое уравнение имеет простые корни, то решение рекуррентного соотношения (22) - сумма геометрических прогрессий со знаменателями Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».

□ Пусть

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»

Итак, Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» удовлетворяет линейному уравнению

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения», (23)

где Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - многочлен степени Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения». Отсюда

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»,

где Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» - корни характеристического уравнения, а Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»- постоянные коэффициенты. Следовательно, Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».■

Если характеристическое уравнение рекуррентного соотношения (20) имеет корни Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» кратностей Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»соответственно, то при решении линейного уравнения (23) нужно воспользоваться равенством

Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»

(при этом полагаем, что Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»).

Отсюда следует

Теорема. Если характеристическое уравнение (21) рекуррентного соотношения (20) имеет корни Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения» кратностей Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»соответственно, то решение рекуррентного соотношения (20) есть сумма геометрических прогрессий и их производных до порядкаУрок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения»Урок «Арифметика последовательностей и рекуррентные соотношения».




Литература.


  1. Башмаков М.И., Беккер Б.М., Гольховой В.М. Задачи по математике, Алгебра и анализ, «Наука», Библиотечка «Квант», вып. 22, 1982г.

Крапивин Александр Александрович,

преподаватель математики ГОУ Пушкинский лицей №1500, к.ф-м.н.

Тел. (495)994-5848, 8(916)550-7075.

© 2010-2022