- Преподавателю
- Математика
- Интегрированный урок Химия= Математика Решение задач по теме Растворы при подготовке к ЕГЭ
Интегрированный урок Химия= Математика Решение задач по теме Растворы при подготовке к ЕГЭ
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Бондарева Н.В. |
Дата | 12.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МКОУ «НОВОУСМАНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Интегрированный урок (математика + химия).
(Дополнительные занятия по математике при подготовке к ЕГЭ.)
« Решение задач по теме "Растворы"»
(Открытое внеклассное мероприятие на декаде математики)
Подготовили:
учитель химии Тарханова Т.И.
учитель математики Бондарева Н.В.
Интегрированный урок (математика + химия).
Решение задач по теме "Растворы"
Цели урока:
обобщить и закрепить знания учащихся по теме «Растворы»;
показать различные способы решения задач с учетом возрастных особенностей и математической подготовки, решение задач из заданий ЕГЭ.
Задачи:
1. Образовательные:
освоить приемы решения задач по теме «Растворы»;
отработать умения и навыки учащихся при решении расчетных задач.
2. Воспитательные:
воспитывать умение контролировать внимание на всех этапах урока;
продолжить эстетическое воспитание через оформление доски, записей в тетради, использование наглядностей;
способствовать развитию коммуникативных качеств учащихся.
3. Развивающие:
развивать познавательные процессы, операции логического мышления (анализ, прогнозирование, умение делать выводы) при решении задач, через преобразование формул и подставление известных величин в конечную формулу или алгебраическое уравнение;
развивать познавательный интерес к предмету через решение задач, имеющих важное практическое значение;
способствовать развитию математической речи учащихся;
развивать самостоятельность учащихся при решении задач.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная;
индивидуальная;
групповая.
Ход урока
Учитель химии. Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы рассмотрим решения химических задач, для чего нужно вспомнить решение линейных уравнений, систем уравнений, пропорций. Поэтому урок мы проведем вместе с учителем математики. Вспомним :
-
Что такое раствор?
-
Из каких компонентов он состоит?
-
Какие растворы бывают по агрегатному состоянию? Приведите примеры.
-
Какие растворы бывают по внешнему виду? Приведите примеры.
-
Где в жизни мы встречаемся с растворами?
Учитель математики. Чтобы узнать, какая тема сегодня на уроке посмотрим презентацию, созданную нашими учениками.
-
«Смесь»
-
«Чистое вещество»
-
«Примесь»
-
Доли чистого вещества в смеси - «a»
-
Чистое вещество - «m»
-
Общее количество - «М»
a = m : M m = a M M= m : a
Итак, решать задачи мы будем по теме: «Растворы».
Учитель математики. Какие правила, вы использовали для решения линейных уравнений и пропорций?
Давайте вспомним основные методы решения систем уравнений:
метод подстановки;
метод алгебраического сложения.
Учитель химии. С понятием растворы мы очень часто сталкиваемся в повседневной жизни.
При решении задач по теме «Растворы» используют формулы: Слайд 1,2
Рассмотрим решение задач №1 и №2:
Задача №1. В 800г раствора содержится 40г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?
Дано:
mр-ра = 800 г
m(NaCl)=40 г
Найти ω (NaCl)
Решение ( Слайд)
Задача №2.
-
В 100г раствора содержится 5г вещества и 95г воды
-
А в 200г раствора?
-
В 100г раствора- 5г в-ва и 95г Н₂О
-
В 200г раствора- x г в-ва и y г Н₂О
-
Х= 5*200/100;
-
X= 10г в-ва
m(Н₂О)= 200-10=190г (Слайд )
Классификация задач
1.На понижение и повышение концентрации
2.На смешивание растворов разных концентраций (Слайд)
Ребята, сейчас мы будем решать задачи самостоятельно по вариантам, с взаимопроверкой в конце урока.
Вариант 1.
Определите массы 10%-го и 90%-го растворов уксусной кислоты, необходимые для приготовления 500 г 30%-го раствора?
Сколько грамм йода и спирта нужно взять аптекарю, для приготовления 500 г 5% раствора йодной настойки?
Вариант 2.
Нужно приготовить 500 г столового уксуса (3%-раствор уксусной кислоты). Какое количество 90%-го раствора уксусной кислоты следует взять для этого?
В аптеке имеются растворы аммиака 5% и 25% . Как из них приготовить 1 кг нашатырного спирта (10% раствор аммиака).
Работа у доски: ученики
1) Какой раствор получится при смешивании 300 граммов 50%-го раствора соли и раствора, в котором 120 граммов соли составляют 60%?
2) Смешивают 300 граммов 90%-го раствора соли и 900 граммов 30%-го раствора той же соли. Определить содержание соли в полученном растворе?
(Решение задач проверяется по образцу на экране проектора)
Вспомним: Основные этапы решения задач
-
Выбор неизвестной (или неизвестных).
-
Выбор чистого вещества.
-
Переход к долям.
-
Отслеживание состояния смеси.
-
Составление уравнения.
-
Решение уравнения (или их системы).
-
Формирование ответа.
Ребята, вы можете сами сделать
ВЫВОД
При решении задач следует руководствоваться тем, что при соединении (разъединении) смесей с одним и тем же чистым веществом количества чистого вещества и общие количества смесей складываются (вычитаются). Складывать и вычитать доли и процентные содержания нельзя.
Итог урока.
Учащиеся проводят самоанализ. Каждый из них отвечает на вопросы: «Что я знаю хорошо, а что мне нужно подучить», «Какую бы отметку я себе поставил за урок?» По желанию несколько учащихся могут провести самооценку вслух.
Литература : Сборники ЕГЭ под редакцией Лысенко
Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Профильный уровень. Пратусевич М.Я. и др. (2009, 415с.)
Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. 10 класс. Шабунин М.И., Прокофьев А.А. (2007, 424с.)
Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Задачник для 10-11 классов. Шабунин М.И. и др. (2009, 477с.)
Математика. Алгебра. Начала математического анализа. Профильный уровень. Методическое пособие для 10 класса. Шабунин М.И. и др. (2008, 448с.)
Алгебра и математический анализ для 11 класса. Уч. пособие для шк. и кл. с углубл. изуч. математики. Виленкин Н.Я. и др. (1998, 288с.)
Дидактические материалы по алгебре и математическому анализу с ответами и решениями для 10-11 классов. Рыжик В.И, Черкасова Т.Х. (2008, 428с.)
Сборник заданий для подготовки и проведения письменного экзамена по математике, алгебре и началам анализа. 11 кл. Дорофеев Г.В. и др. (2008, 160с.)
Решение экзаменационных задач по математике за 11 класс к уч. изданию " Сборник заданий для проведения письменного экзамена по математике (курс А), алгебре и началам анализа (курс В) за курс средней школы: 11 класс" Дорофеев Г.В. и др.
Решение экзаменационных задач по алгебре и началам анализа за 11 класс к сборнику "Алгебра и начала анализа: Сборник задач для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы." Под ред. Шестакова С.А. (2004, 478с.)
Решение всех экзаменационных задач по алгебре и началам анализа за 11 класс: Курсы "А", "В", "С", "Д" к "Сборнику задач по алгебре и началам анализа для подготовки и проведения итоговой аттестации за курс средней школы." Под ред. Шестакова С.А. (с