Урок по математике «Рейтинговая оценка знаний»

"Описание материала: "Методическая разработка « Рейтинговая система оценки знаний» предназначена учителям предметникам как альтернатива традиционной пятибалльной системе оценки знаний, которая является основной в школе. Методическая разработка содержит основную идею суммирования баллов за разные виды работ. Это повышает мотивацию обучения, способствует разным формам деятельности учащегося на уроке. Пользоваться методической разработкой можно на любом уроке, она будет полезна как молодым пееда...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Рейтинговая система оценки знаний»

Обоснование выбора темы.

Несмотря на то, что ныне существующая система оценивания деятельности учащихся применяется длительное время, ее основные положения до сих пор не разработаны: не решена проблема объективности школьных оценок; система оценивания не выполняет в должной мере функцию инструмента воздействия на ученика; оценивание осуществляется не по всем параметрам, которые декларируется как подлежащие оценке и т.д. И как следствие этого, идет поиск других систем. Одной из них и является рейтинговая система обучения.

Основную идею рейтингового подхода можно выразить так: ответил ученик тему на уроке - получил баллы, написал реферат - еще пару баллов, сдал зачет - еще баллы, помог товарищу - еще несколько и так далее. В конце некоторого периода все баллы, набранные учеником, суммируются и сравниваются в процентном отношении с максимально возможной суммой. После этого учеников можно ранжировать, определив их рейтинг.

Задачи:

1. Разработать планы уроков в соответствие с темой самообразования.

2.Создать тесты, сборник кроссвордов, ребусов в соответствии с темой самообразования и использовать на каждом уроке.

Ожидаемый результат:

1.Повышает мотивацию и самостоятельность учащегося.

4.Выработка умений самостоятельного оценивания знаний.

Рейтинг - это суммарная интегральная оценка, характеризующая уровень и объём работы школьников в процессе усвоения учебного материала. Рейтинг - это объективный интегральный критерий качества знаний учащегося, равный сумме заработанных учеником баллов за различные контрольные мероприятия. Рейтинг - это модель оплаты учебного труда учащегося, ему присущи все черты реальной оплаты нашего труда. Заметим кстати, что любой неоплачиваемый труд, в том числе и учебный труд - один из сложнейших видов труда, принципиально не может быть эффективным. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых - своевременная и систематическая оценка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учеников, система поощрения хорошо успевающих школьников.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний включает следующие действия:

  1. Весь курс по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен;

  2. По окончании каждого раздела проводится достаточно полный контроль знаний ученика с оценкой в баллах;

  3. В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая оценка. Школьники, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100 %, могут быть освобождены от зачётов и итоговых контрольных работ.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат учителя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Важное значение приобретает "разбалловка" материала.

Оцениваются практически все виды деятельности учащегося, но за каждый вид работы учащийся получает разное количество баллов в зависимости от сложности выполняемой работы. За итоговые - контрольные, зачётные - работы начисляется обычно большое количество баллов.

А за домашние работы, небольшие самостоятельные работы начисляется меньшее количество баллов. Даже за тренировочные, пробные задания начисляется небольшой балл.

В конечном итоге процент выполнения заданий для каждого учащегося зависит от его личной суммы баллов и максимально возможной.

Алгоритм рейтинговой оценки успеваемости школьников:

1. Устанавливается "весомость" конкретного учебного элемента.

2. Проверяется выполнение задания и рассчитывается общая (максимальная) сумма баллов, сумма баллов для каждого учащегося, процент выполнения и вычисляется "текущий" рейтинг.

Рейтинг курса:

оценка - "5" соответствует проценту усвоения более 90 %,

"4"

-

75 - 90%

"3"

-

60 - 75%

"2"

-

менее 60%

3. Основное количество баллов рассчитывается по "контрольным точкам"

Основные контрольные точки:

  • Выполнение задания по выбору учащихся: реферат, доклад, выступление (10 б);

  • Конспект текста учебника, журнала, статьи (3 б);

  • Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов (3 б);

  • Подготовка дополнительного материала по теме (5 б).

  • Выполнение практической работы по теме (1,5-3 б).

  • Решение проблемных задач по теме (5 б).

  • Устный ответ - монолог (5 б).

  • Самостоятельные работы (от 2 до 5 баллов)

  • Анализ работы товарищей (от 3 до 5 баллов)

  • Контрольная (зачётная) работа по содержанию темы (10-20 б).

4. Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий учителя, оформления средств наглядности и др. (до 5 б)

5. В журнал выставляется оценка по 5-балльной системе, причём, она показывает уровень достижений учащегося по всему материалу на данный момент времени, т. е. оценка является итогом всей предыдущей работы. Это позволяет учащемуся систематически контролировать себя и при желании повысить свой рейтинг ещё задолго до окончания четверти или года. В то же время учитель настойчиво напоминает, что в конце контрольного периода практически невозможно исправить результат за несколько занятий. Кроме того, не возникает проблемы "среднего балла", когда количество неудовлетворительных оценок за итоговые работы компенсируется количеством хороших оценок за небольшие по объёму работы. Данная технология позволяет развивать и воспитывать:

  1. Аналитическое и критическое мышление;

  2. Коммуникативные способности;

  3. Ответственность за результаты своей работы;

  4. Чувство взаимопомощи, умение контролировать себя;

  5. Умение рационально распределять своё время;

  6. Чувство самоуважения.

Следовательно, применение рейтинговой технологии обучения приводит к повышению уровня образованности и воспитанности каждого ученика, всего класса.

Кажется все просто, но почему-то широкого применения, особенно в школе, рейтинговая система не получила. Причин здесь несколько: дополнительная нагрузка по регистрации баллов и их обработке; недостаточно дидактического материала по применению системы на конкретных уроках.

Значение рейтинговой системы:

1. Снижается субъективизм итоговой отметки, она не зависит от взаимоотношениях учителя и ученика.

2. Придает обучению элемент соревнования, что играет большую роль в школе.

3. Стимулирует как обязательную, так и дополнительную самостоятельную работу школьников.

4. Позволяет снизить возможность получения случайной итоговой отметки, так как учитывается работа ученика в течение длительного промежутка.

5. Возрастает роль текущего и промежуточного контроля (самостоятельные работы, опросы, тесты). На этих этапах обучаемому предоставляется возможность набрать до 80% всех баллов, что стимулирует повседневную систематическую работу учеников.

6. Позволяет учитывать поуровневый подход в обучении.

7. Позволяет обращать внимания на незначительные ошибки при выполнении заданий.. Учитель может за это снять 0,5 балла, и хотя, по сравнению с 25 баллами за работу, это мелочь, таких ошибок в работе может быть несколько.

8. Устраняются негативные стороны уравнительной системы обучения. Уже нет отличников, хорошистов. Вместо них появляются «первый» ученик, «десятый», «двадцатый». «При этом у ученика возникает вполне оправданное ощущение, что ему нужно совсем не так уж много усилий, чтобы передвинуться с 16-го места на 15-е, и успех вполне возможен. Усилия же, необходимые для того, чтобы из «троечника» стать «хорошистом», могут не без основания показаться ему неоправданно значительными».

9. Позволяет ученику выбирать стратегию своей деятельности, так как отметки предлагаемых видов деятельности определены заранее.




4

© 2010-2022