Статья Применение элементов ТРИЗ на уроках математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Провоторова Е.В.

Технология решения изобретательских задач (ТРИЗ)

МАОУ «СПШ №33 с УИОП», г. Старый Оскол


Основная цель использования ТРИЗ на уроках - дать школьникам возможность увидеть в изучаемых предметах инструменты творчества - доступные, сильные, изящные; выработать представление о том, как может быть использована получаемая на уроках информация.
Создавалась теория в середине XX века, основы её заложил инженер и писатель Генрих Альтшуллер.

Основное положение ТРИЗ гласит: системы развиваются по определённым законам, которые могут быть выявлены и использованы для сознательного решения изобретательских задач, без случайного блуждания и бессмысленных проб. В ТРИЗ разработана специальная программа пошагового решения задачи - это алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ). При работе с АРИЗом по определённым правилам находят ИКР (идеальный конечный результат) для данной задачи, выявляют техническое и физическое противоречия и устраняют их с помощью специальных приёмов с использованием различного рода физических, химических, математических и других эффектов. АРИЗ - это алгоритм, которым пользуется человек, а не машина, поэтому он включает специальные операторы по управлению психологией, для того чтобы снять инерцию мышления, чем обычно страдают наши школьники.

Основные функции и области применения ТРИЗ:

  1. Решение изобретательских задач любой сложности и направленности;

  2. Прогнозирование развития технических систем;

  3. Пробуждение, тренировка и грамотное использование природных способностей человека в изобретательской деятельности (прежде всего образного воображения и системного мышления);

  4. Совершенствование коллективов (в том числе творческих) по направлению к их идеалу (когда задачи выполняются, но на это не требуются никаких затрат).

Приемы активизации деятельности школьников

1. Удивляй!

Этот прием направлен на повышение интереса к учебному материалу. Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как удивительное. Учитель находит такой факт или такой угол зрения, при котором обычная информация становится удивительной.

2. Лови ошибку!

Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказать "опасные места" интонацией или жестом. Научите школьников мгновенно реагировать на ошибки.

3. Пресс-конференция

Учитель намеренно неполно раскрывает тему, предложив школьникам задать дораскрывающие вопросы.

4. Своя опора

Ученик составляет собственный опорный конспект по пройденному материалу. Это может быть полный ответ по тему или развернутый план ответа.

  1. Метод фокальных объектов

Фокальный - фокусный, относящийся к фокусу. Фокус (лат. focus очаг) - в оптике - точка в которой собирается пучок световых лучей. В центре фокуса (круга) - обобщающий объект, лучи - объекты, его составляющие..

  1. Метод морфологического анализа

Морфологический - относящийся к морфологии, касающийся внешнего вида, формы и строения. Морфология - изучение формы и строения. Этот метод используется для составления таблиц.

  1. Свои примеры

Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу.

  1. Мозговой штурм



© 2010-2022