Рабочая программа по геометрии Л. С. Атанасяна 7 класс

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса по геометрии для 7 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования по математике (базовый уровень) с учётом требований Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г № 1089. И с учетом рекомендаций авторской программы. При разработке рабочей программы было использовано методическое пособие «Программы общеобразовательных учреждений. Составитель Бурмистрова Т. А. М.: «Просвещение», 2009.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает распределение учебных часов по разделам курса. Содержание предлагаемого курса полностью соответствует "Обязательному минимуму содержания образования по математике, рекомендованному Министерством образования РФ и Стандарту среднего образования.

В соответствии с учебным планом на изучение геометрии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год. Так как 1 урока геометрии в 7 Б классе выпадает на весенние каникулы, в 7Г классе на (8.03), и 2 урока в 7В классе на (23.02) и (8.02), то программа будет реализована за 69 фактически проведённых часов за счёт уплотнения программного материала (уроки итогового повторения).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  1. Учебник геометрия 7-9 под редакцией коллектива авторов: Л.С.Атанасян, С.Б.Кадомцев, В.Ф.Бутузов и др.

  2. Поурочные разработки по геометрии 7 класс. Н.Ф. Гаврилова, Москва «Вако», 2011 г.

  3. Контрольные работы, тесты, диктанты по геометрии 7 класс, А.В. Фарков, «Экзамен», Москва, 2008 г.

Программа предусматривает проведение традиционных уроков, проведение практических занятий, тестирование, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, упражнения; обобщающих уроков, и др.

Для успешной реализации рабочей программы использовались следующие методы и формы обучения:

  1. уроки-лекции

  2. лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);

  3. уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т.п.);

  4. комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме: проверка д/з, проверка ранее усвоенных знаний (фронтальная беседа, тестирование, устный счёт, письменная работа); мотивация учения, тема, цели, задачи; восприятие, осмысление, усвоение нового материала; упражнения по образцу; выполнение творческих заданий; самостоятельная работа на применение знаний в нестандартных ситуациях; обобщение и систематизация; итоги урока и д/з.

  5. консультативные занятия как форма обучения призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим

  6. урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений, навыков.

  7. домашняя работа - форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя

  8. олимпиады.

Цели обучения математики в общеобразовательной школе определяются ее ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования. Она необходима для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Цели изучения курса:

  • -развивать пространственное мышление и математическую культуру;

  • -учить ясно и точно излагать свои мысли;

  • -формировать качества личности необходимые человеку в повседневной жизни: умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;

  • -помочь приобрести опыт исследовательской работы.

Задачи курса:

  • -научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;

  • -научить пользоваться различными измерительными инструментами;

  • -ввести понятие равенства и признаки равенства треугольников, научить решать задачи на применение признаков равенства;

  • -ознакомить с параллельными прямыми, признаками параллельности двух прямых.

  • научить строить треугольники по трём элементам.

В результате изучения геометрии ученик должен

знать/понимать:

  • существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; приводить примеры алгорит­мов;

  • каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утвержде­ний о них, важных для практики;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры оши­бок, возникающих при идеализации.

уметь:

  • пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразования фигур;

  • распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;

  • проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;

  • вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • решать простейшие планиметрические задачи в пространстве;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;

  • решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин

  • ( используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построение геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекта, в который входят:

  • Л. С. Атанасян и др. Геометрия. Учебник для 7-9 классов. «Просвещение». 2007.

  • Б. Г. Зив. Дидактические материалы по геометрии для 9 класса. «Просвещение». 2008.

  • Л. С. Атанасян и др. Примерное планирование учебного материала. Контрольные работы. «Просещение» 2008.

  • В. И. Жохов и др. Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-11 классы. «Вербум- М» 2005;

  • Изучение геометрии в 7-9 классах. Методические рекомендации к учебнику.





Содержание программы

п/п

Раздел программы

Кол-во

часов

Содержание

Требование к уровню подготовки

1

Начальные геометрические понятия

14

Систематизировать знания учащихся об основных свойствах

простейших геометри­ческих фигур, ввести понятие равенства фи­гур.

Основная цель: систематизировать знания учащихся об основных свойствах простейших геометрических фигур.

Обучающиеся должны знать: что изучает планиметрия; простейшие геометрические фигуры и их свойства.

Обучающиеся должны уметь: применять свойства геометрических фигур в ходе решения задач.

2

Треугольники

17

Сформировать умение доказывать равенство данных треугольников, опираясь на изученные признаки; отработать навыки решения про­стейших задач па по­строение с помощью циркуля и линейки.

Основная цель: сформировать умение доказывать равенство треугольников с опорой на признаки равенства, развить навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Обучающиеся должны знать: формулировки признаков равенства треугольников; определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника; понятие равнобедренного треугольника и его свойства.

Обучающиеся должны уметь: доказывать признаки равенства треугольников и применять их в процессе решения задач; решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки.

3

Параллельные прямые

11

Дать систематические сведения о параллель­ности прямых, первое представление об ак­сиомах и аксиоматиче­ском методе в геомет­рии; ввести аксиому параллельных прямых

Основная цель: дать систематизированные сведения о параллельности прямых.

Обучающиеся должны знать: определение параллельных прямых; признаки параллельности прямых; свойства параллельных прямых.

Обучающиеся должны уметь: доказывать признаки параллельности прямых; применять свойства параллельных прямых в процессе решения задач.

4

Соотношения между сторонами и углами треугольника

20

Расширить знания учащихся о треугольниках

Основная цель: расширить знания учащихся о треугольниках, углубить навыки решения задач на построение с помощью циркуля и линейки.

Обучающиеся должны знать: формулировку теоремы о сумме углов треугольника; определение внешнего угла треугольника и его свойство; неравенство треугольника; словесные формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и их свойств.

Обучающиеся должны уметь: доказывать теорему о сумме углов треугольника и применять ее в процессе решения задач; применять признаки равенства прямоугольных треугольников в ходе решения задач на доказательство; строить треугольники по заданным трем элементам с помощью циркуля и линейки.

5

Повторение материала

7

Систематизировать и обобщить знания уча­щихся, полученные из курса геометрии 7 класса.

Основная цель - повторить и закрепить знания, полученные в курсе изучения геометрии 7 класса.








Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс

урока

Раздел

Тема

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Дата


Дата


Дата


Начальные геометрические сведения. Прямая и отрезок - 14 часов

1.

Прямая и отрезок

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

- устное решение простых заданий

2.09

1.09

2.09

2.

Прямая и отрезок

1

-решение задач на применение знаний по теме

- ответы на вопросы изученной темы

-выполнение чертежей по условию задач

4.09

4.09

5.09

3.

Луч и угол

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-решение задач по готовым чертежам

9.09

8.09

9.09

4.

Сравнение отрезков и углов

1

-решение задач по готовым чертежам

-восприятие, осмысление и запоминание информации

11.09

11.09

12.09

5.

Измерение отрезков

1

-решение задач на применение знаний по теме

-выполнение чертежей по условию задач

16.09

15.09

16.09



6.

Измерение отрезков. Самостоятельная работа по теме «Измерение отрезков»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-самостоятельное выполнение заданий по закреплению навыков решения.

18.09

18.09

19.09

7.

Измерение углов

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

- выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

- комментирование заданий домашней работы

23.09

22.09

23.09

8.

Измерение углов

1

-решение задач по готовым чертежам -решение задач на применение знаний по теме

- работа по учебнику

25.09

25.09

26.09

9.

Перпендикулярные прямые

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-комментирование заданий домашней работы

-устное решение простых задач

30.09

29.09

30.09


10.

Перпендикулярные прямые

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-работа с раздаточным материалом

2.10

2.10

3.10

11.

Перпендикулярные прямые

1

-решение задач по готовым чертежам

-решение задач на применение знаний по теме

7.10

6.10

7.10

12.

Решение задач по теме «Прямая и отрезок». Самостоятельная работа по теме «Прямая и отрезок»

1

-решение задач на применение знаний по теме

-самостоятельное выполнение заданий по закреплению навыков решения.

9.10

9.10

10.10

13.

Решение задач по данной теме «Прямая и отрезок»

1

- комментирование заданий домашней работы

-решение задач на применение знаний по теме

-работа с учебником

14.10

13.10

14.10

14.

Контрольная работа №1 по теме «Прямая и отрезок»

1

-выполнение заданий контрольной работы с целью диагностики прочности усвоения знаний

16.10

16.10

17.10


Равенство треугольников - 17 часов

15.

Треугольник

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-работа над ошибками к/р

-выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

21.10

20.10

21.10

16.

Признак равенства треугольников

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-выполнение чертежей по условию задачи

-решение задач на применение знаний по теме

23.10

23.10

24.10

17.

Признак равенства треугольников

1

-решение задач на применение знаний по теме

-комментирование заданий домашней работы

-решение задач по готовым чертежам

28.10

27.10

28.10

18.

Перпендикуляр к прямой

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

- выдвижение гипотез и доказательств

-устное решение простых задач

30.10

30.10

31.10

19.

Медиана, биссектриса, высота

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

- выполнение чертежей по условию задач

-выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

11.11

10.11

11.11

20.

Свойства равнобедренных треугольников

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

- описание свойств геометрических фигур

- решение задач на применение знаний по теме

13.11

13.11

14.11

21.

Второй признак равенства треугольника

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

18.11

17.11

18.11

22.

Третий признак равенства треугольника

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-комментирование заданий домашней работы

-решение задач по готовым чертежам

20.11

20.11

21.11


23.

Решение задач по теме «Треугольник»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

-выполнение чертежей по условию задач

25.11

24.11

25.11

24.

Решение задач по теме «Треугольник». Самостоятельная работа по теме «Признаки равенства треугольника»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-выполнение заданий самостоятельной работы по закреплению навыков решения.

27.11

27.11

28.11

25.

Окружность

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

2.12

1.12

2.12

26.

Задачи на построение

1

-выполнение чертежей по условию задач

- восприятие и осмысление информации

4.12

4.12

5.12

27.

Задачи на построение

1

-решение задач на применение знаний по теме

- работа с учебником

9.12

8.12

9.12

28.

Решение задач по теме «Треугольники»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-комментирование заданий домашней работы

11.12

11.12

12.12

29.

Решение задач по теме «Треугольники». Самостоятельная работа по теме «Равенство треугольников»

1

-выполнение заданий самостоятельной работы по закреплению навыков решения.

-устное решение простых задач

16.12

15.12

16.12

30.

Решение задач по теме «Треугольники»

1

-выполнение чертежей по условию задач

- решение задач на применение знаний по теме

-работа с раздаточным материалом

18.12

18.12

19.12

31.

Контрольная работа №2

по теме «Равенство треугольников».

1

-выполнение заданий контрольной работы с целью диагностики прочности усвоения знаний

23.12

22.12

23.12

Параллельные прямые - 11 часов

32.

Параллельные прямые

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-решение задач по готовым чертежам

25.12

25.12

26.12

33.

Признаки параллельности двух прямых

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-устное решение простых задач

- комментирование заданий домашней работы

13.01

12.01

13.01

34.

Признаки параллельности двух прямых

1

-решение задач на применение знаний по теме

- выдвижение гипотез и их доказательств

15.01

15.01

16.01

35.

Аксиома параллельных прямых

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

20.01

19.01

20.01

36.

Свойства параллельных прямых

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-описание свойств геометрических фигур

-решение задач на применение знаний по теме

22.01

22.01

23.01

37.

Свойства параллельных прямых

1

-решение задач на применение знаний по теме

- работа с раздаточным материалом

описание свойств геометрических фигур

27.01

26.01

27.01

38.

Решение задач с использованием свойств параллельных прямых. Самостоятельная работа по теме «Параллельные прямые»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-выполнение заданий самостоятельной работы по закреплению навыков решения.

29.01

29.01

30.01

39.

Решение задач с использованием свойств параллельных прямых

1

-комментирование заданий домашней работы

-решение задач по готовым чертежам

- выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

3.02

02.02

3.02


40.

Решение задач с использованием свойств параллельных прямых

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-устное решение простых задач

5.02

5.02

6.02


41.

Решение задач с использованием свойств параллельных прямых

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-выполнение чертежей по условию задачи

10.02

9.02

10.02

42.

Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые»

1

-выполнение заданий контрольной работы с целью диагностики прочности усвоения знаний

12.02

12.02

13.02

Соотношение между сторонами и углами треугольника - 20 часов

43.

Сумма углов треугольника

1

-решение задач по готовым чертежам

-восприятие, осмысление и запоминание информации

17.02

16.02

17.02

44.

Внешний угол треугольника

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-выполнение чертежей по условию задачи

19.02

19.02

20.02

45.

Виды треугольников

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-решение задач по готовым чертежам

24.02

26.02

24.02

46.

Соотношение в треугольнике. Самостоятельная работа по теме «Виды треугольников»

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-выполнение заданий самостоятельной работы по закреплению навыков решения.

26.02

1.03

27.02

47.

Соотношение в треугольнике

1

-решение задач на применение знаний по теме

-решение задач по готовым чертежам

2.03

4.03

1.03

48.

Неравенство треугольника

1

-решение задач на применение знаний по теме

- выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

-решение устных задач

4.03

11.03

5.03


49.

Решение задач по теме «Сумма углов треугольника»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-работа с раздаточным материалом

-комментирование заданий домашней работы

9.03

15.03

12.03


50.

Решение задач по теме «Неравенства треугольника»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-устное решение простых задач

-работа с учебником

11.03

18.03

15.03

51.

Контрольная работа №4

по теме «Соотношение между сторонами и углами треугольника»

1

- выполнение заданий контрольной работы с целью диагностики прочности усвоения знаний

16.03

22.03

19.03

52.

Свойства прямоугольных треугольников

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-решение задач по готовым чертежам

18.03

1.04

22.03

53.

Свойства прямоугольных треугольников

1

-решение задач на применение знаний по теме

-описание свойств геометрических фигур

-решение задач по готовим чертежам

1.04

5.04

2.04

54.

Признаки равенства прямоугольных треугольников

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

-устное решение простых задач

-выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

6.04

8.04

6.04

55.

Треугольные равенства

1

-решение задач на применение знаний по теме

- комментирование заданий домашней работы

8.04

12.04

9.04


56.

Решение задач по теме «Свойства прямоугольных треугольников»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-работа с раздаточным материалом

13.04

15.04

13.04

57.

Расстояние между параллельными прямыми

1

-восприятие, осмысление и запоминание информации

15.04

19.04

16.04

58.

Задачи на построение. Самостоятельная работа по теме «Треугольные равенства»

1

-решение задач на применение знаний по теме

-выполнение заданий самостоятельной работы по закреплению навыков решения.

20.04

22.04

20.04

59.

Задачи на построение

1

-решение задач на применение знаний по теме

22.04

26.04

23.04


60.

Решение задач по теме «Треугольные равенства»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-устное решение простых задач

-комментирование заданий домашней работы

27.04

29.04

27.04


61.

Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-работа с учебником

-выполнение чертежей по условию задачи

29.04

3.05

30.04


62.

Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольные треугольники»

1

- выполнение заданий контрольной работы с целью диагностики прочности усвоения знаний

4.05

6.05

4.05

Повторение - 7 часов

63.

Измерение углов, отрезков, перпендикулярные прямые

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

--выполнение чертежей по условию задачи

6.05

10.05

7.05

64.

Признаки равенства треугольника

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-выступление учащихся по отдельным вопросам повторения

11.05

13.05

11.05

65.

Сумма углов треугольника, виды треугольников, неравенства треугольника

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-комментирование заданий домашней работы

-устное решение простых задач

13.05

17.05

14.05

66.

Признаки параллельных прямых

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-работа с раздаточным материалом

18.05

20.05

18.05

67.

Свойства прямоугольных треугольников

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-решение задач по готовым чертежам

20.05

24.05

21.05

68.

Итоговая контрольная работа.

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-выполнение заданий на индивидуальных карточках по закреплению навыков решения.

25.05

27.05

25.05

69.

Решение задач по теме «Свойства прямоугольных треугольников»

1

- применение знаний, умений и навыков при решении типовых задач;

-выполнение заданий на индивидуальных карточках по закреплению навыков решения.

27.05

31.05

28.05



© 2010-2022