- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления (5 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Львова Е.Н. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 28»
пос. Богородское
УТВЕРЖДАЮ.
Директор МБОУ СОШ № 28: _________________
/Е.И.Дикун/
«_____» августа 2015г.
приказ №___ от "___"_______2015г
М. П.
Рабочая программа
Внеурочной деятельности
«Юные пифагорейцы»
Возраст детей - 10-11 лет (5 класс)
Срок реализации программы - 1 год
Составил учитель математики
высшей квалификационной категории
Львова Елена Николаевна
2015 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по математике «Юные пифагорейцы» для 5 класса разработана на основе:
-
Внеурочной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №28;
-
Учебного плана внеурочной деятельности на 2015-2016 учебный год МБОУ СОШ №28;
-
С учетом авторской рабочей программы внеурочной деятельности для 5 классов Путешествие в страну Геометрия. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты занятий внеурочной деятельности: учеб.-метод. Комплект / авт. - сост. Т. Д. Копцева. - Волгоград: «Учитель», 2015
-
Направленность программы
Программа внеурочной деятельности по математике «Юные пифагорейцы» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.
Тип программы - авторская, адаптированная на возраст 10-11 лет.
-
Уровень результатов
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых
результатов и инструментарию для оценки их достижения. Согласно этому подходу за точку отсчета принимается необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень образовательных достижений.
Достижение этого опорного уровня интерпретируется как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учетом зоны ближайшего развития.
При оценивании достижений планируемых результатов используются следующие формы, методы и виды оценки:
- письменные и устные проверочные и лабораторные работы;
- проекты, практические и творческие работы;
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности);
- результаты достижений учеников с оформлением на стенде, в виде устного сообщения или индивидуального листа оценки;
- использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
- использование новых форм контроля результатов: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учениками и действий и качеств по заданным параметрам).
Учитель, работающий по данной программе, может выбрать и иные виды оценки планируемых результатов.
-
По построению - концентрическая
-
Актуальность данной программы обусловлена ее методологической значимостью: пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности и пространственное воображение. Материал создает основу математической грамотности, необходимой как тем, кто будет решать принципиальные задачи, связанные с математикой, так и тем, для кого математика не станет основной профессиональной деятельностью. Знания и умения, необходимые для развития интеллекта и пространственного мышления, могут стать основой для организации научно-исследовательской деятельности.
-
В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности, служит для раскрытия и реализации познавательных способностей учащихся, воспитания успешного поколения граждан страны, работающих на развитие собственных творческих возможностей.
-
Программа позволяет пятиклассникам ознакомиться со многими важнейшими вопросами математики на данном этапе обучения, расширить представление о геометрии как науке. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, усилит интерес учащихся к познавательной деятельности, будет способствовать общему интеллектуальному развитию.
-
Необходимым условием реализации данной программы является стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать, ИКТ-компетенции, а также совершенствовать у детей навыки отстаивания собственной позиции по определенному вопросу.
-
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана на 35 часов в год , 1час в неделю
-
Цели и задачи предмета
Цели: развитие пространственного воображения и логического мышления с помощью ознакомления со свойствами геометрических фигур; знакомство с геометрией как с инструментом познания и преобразования окружающего мира; формирование информационной геометрической грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.
Задачи:
1. Усвоение геометрической терминологии и символики.
2. Сравнение и измерение геометрических величин.
3. Осмысленное запоминание и воспроизведение определений и свойств геометрических фигур и отношений.
4. Наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование абстрактных геометрических фигур исходя из опыта наблюдений.
5. Приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами.
6. Формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям.
7. Развитие познавательного интереса.
8. Содействие воспитанию активности личности, культуры общения и нормативного поведения в социуме.
-
Отличительные особенности данной программы
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» является программой раннего изучения предмета «Геометрия» в основной школе и предусматривает включение упражнений, которые отличаются новизной и необычностью математической ситуации. У пятиклассников появляется желание отказаться от образца, проявить самостоятельность, что способствует развитию у них сообразительности и любознательности. Программа обеспечивает разностороннюю пропедевтику систематического курса геометрии, влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей. Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы общего образования, в которой предусмотрено духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие учащихся.
Программа кружка по геометрии поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады, международной игры «Кенгуру», предметных олимпиад «Олимпус».
-
Новизной данной программы является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Программа внеурочной деятельности «Путешествие в страну Геометрию» предназначена для учащихся 5 классов и направлена на формирование методологических качеств учащихся (умение поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновенность, гибкость ума, критичность, наличие своего мнения) и коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию. В ходе решения системы геометрических задач у пятиклассников могут быть сформированы следующие способности:
- рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
- целеполагать (ставить и удерживать цели);
- моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
-
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 10-11 лет (5 класс);
-
Сроки реализации программы ВД - 1 учебный год
-
Формы подведения итогов реализации программы
-
игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),
-
собеседования (индивидуальное и групповое),
-
опросников,
-
тестирования,
-
проведения самостоятельных работ репродуктивного характера.
-
Учебно-тематический план
№
п/п
Тема учебного занятия
Всего
часов
Содержание
деятельности
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Вводное занятие
1
1
2
Точка, линия, прямая
1
1
3
Виды углов
1
1
4
Окружность. Круг
1
1
5
Лабораторная работа 1
1
1
6
Рисуем на асфальте
(парковое занятие)
1
1
7
Измерение углов
1
1
8
Лабораторная работа 2
1
1
9
Биссектриса угла
1
1
10
Смежные углы
1
1
11
Вертикальные углы
1
1
12
Лабораторная работа 3
1
1
13
Треугольники
2
2
14
Осевая симметрия
1
1
15
Центральная симметрия
1
1
16
Симметрия вокруг нас
(парковое занятие)
2
2
17
Орнамент и бордюр
3
1
2
18
Решение занимательных
геометрических задач
3
1
2
19
Геометрия вокруг нас
10
2
8
Итого
34
16
18
Содержание изучаемого курса
№ п/п
Темы
Теоретические виды занятий
Практические виды занятий
Плановые сроки прохождения темы
Фактические сроки прохожде-ния темы
Введение (1занятие)
1
Вводное занятие
Всего 1 час
Геометрические фигуры на плоскости - 12часов
2
Точка, линия, прямая
Ввести понятия «Геометрия», «точка», «прямая», «отрезок», «линия», «замкнутая линия» и объяснить их обозначения
Распознавание
на чертежах геометрических фигур.
1. Закончите предложения.
1) Основными понятиями геометрии являются…
2) Примерами геометрических фигур являются…
3) Точка на плоскости обозначается…
4) Прямая на плоскости обозначается…
2. Выберите правильный или дайте свой вариант ответа.
1) Если прямая проходит через точку, то точка...
принадлежит прямой;
не принадлежит прямой; свой вариант ответа: ________________________________________________________
2) Если прямая не проходит через точку, то точка...
принадлежит прямой;
не принадлежит прямой;
свой вариант ответа: ________________________________________________________
3) Отрезком называется...
часть прямой;
часть прямой, состоящая из точек этой прямой, лежащих между его концами;
часть прямой, состоящая из всех точек этой прямой, лежащей между его концами.
4) Отрезок может иметь...
только один конец;
два конца;
множество концов.
3. Выполните задание на выбор фигуры.
Работа с циркулем.
- Постройте окружности. Проведите два радиуса синим и желтым карандашами, раскрасьте фигуры
Практическое задание.
- Постройте три точки и обозначьте их. Соедините две любые.
- Постройте две прямые и обозначьте их. Постройте два отрезка и обозначьте их. Чем отличаются прямые от отрезков?
- Начертите синим карандашом замкнутые линии, а зеленым - незамкнутые.
При выполнении практической учащиеся оценивают себя:
«+» - справился;
«?» - сомневался;
«-» - не справился
- Скопируйте фигуру по клеточкам в тетрадь. Разделите кораблик на знакомые геометрические фигуры.
Игра «Снежный ком»
3
Виды углов
Введение понятий угол, вершина угла, стороны угла, разные виды углов;
- Назовите углы, изображенные на рисунке. Какой из углов больше, почему? Какой угол
называют прямым?
- Угол, который меньше прямого, называется острым углом.
- Угол, который больше прямого, но меньше развернутого, называется тупым углом.
Вывод: тупой угол больше прямого, но меньше развернутого.
- Назовите углы. Какой угол больше? (АВС > DBC.)
2. Ответьте на вопросы.
- Тупой угол - это… (BOD.) Укажите углы, которые больше прямого. (BOD, DOC.)
- Какие углы меньше развернутого? (BOD, AOD.)
- Какой угол больше прямого и меньше развернутого? (BOD.)
- Угол BOD: а) острый; б) прямой; в) тупой; г) развернутый?
3. Записаны величины различных углов: 20°, 33°, 45°, 64°, 90°, 122°, 156° 178°, 180°.
На какие группы их можно разбить? (Прямой, острые, тупые, развернутый углы.)
сравнение углов
Задания на развитие творческих способностей
Практическая работа.
- Используя чертежный треугольник, выполните упражнения:
Постройте два прямых угла; два острых; два тупых.
Начертите в тетради три угла и сравните их. Начертите луч ОА и постройте три угла со стороной ОА: прямой угол АОВ; острый угол АОС; тупой угол АОD.
Начертите прямую а и отметьте на ней точку Р. По одну сторону от прямой а постройте три угла (прямой, острый, тупой) с вершиной в точке Р, одна сторона которых принадлежит прямой а.
Начертите прямую с, отметьте на ней точки А и В. Постройте три угла со стороной АВ: прямой АВС, острый АВМ, тупой АВК.
Отметьте точку А и начертите прямой угол с вершиной в точке А. Постройте острый угол, тупой. Обозначьте стороны угла. Запишите названия острого угла, тупого угла.
Отметьте в тетради точку К и начертите прямой угол с вершиной в этой точке. Постройте тупой угол, одна сторона которого проходит между сторонами прямого угла. Запишите названия тупых углов, получившихся на чертеже.
Один ученик выполняет задание на закрытой до проверки доске, каждое задание проверяется по отдельности
4
Окружность. Круг
Понятия окружности, круга, хорды, центра, радиуса и диаметра
Надо только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
- Назовите предметы, которые имеют форму окружности, круга
2. Вычеркните термины, не имеющие отношения к окружности: прямая, отрезок, дуга, хорда, треугольник, центр, прямоугольник, радиус, угол, диаметр.
3. Постройте окружность, у которой R = 2 см. Найдите длину окружности. Сколько решений имеет задача?
4. Постройте произвольную окружность. Внутри окружности начертите три радиуса и три диаметра, одну хорду. Сделайте соответствующие обозначения. Можно ли диаметр назвать хордой?
Закончите предложения:
1. Окружностью называется фигура...
2. Радиус окружности - это…
3. Центр окружности от любой точки окружности удален на…
4. Хордой окружности называется…
5. Диаметр состоит из… радиусов.
- Свое применение окружность нашла в народном творчестве, архитектуре. Народные умельцы использовали ее, в частности, в резьбе по дереву. Орнамент состоит из окруж-
ностей и ее элементов. Позже мы с вами познакомимся с понятием «орнамент».
Практическая работа.
- Постройте прямую. Обозначьте ее АВ. Отметьте точки С, D, принадлежащие прямой АВ,
и точки М, Р, N, не принадлежащие прямой АВ.
- Постройте отрезок АК, луч ВF.
- В чем отличие и в чем сходство прямой, луча, отрезка?
Практическое задание.
1. С помощью линейки установите расстояние 2 см между иглой и грифелем циркуля.
Поставьте острие циркуля в отмеченную точку О и, не отрывая грифеля от бумаги и не меняя раствора циркуля, прочертите линию. Получилась фигура, которую называют окружностью. Точка О - центр окружности. Точка, в которую ставится острие циркуля, называется центром окружности.
2. Начертите еще одну окружность. Закрасьте ее. Получился круг. Отметьте на окружности три точки. Обозначьте их буквами. Каждую точку соедините с центром окружности. С помощью циркуля сравните длины всех отрезков. Запишите результат.
- Какой вывод можно сделать? (Все отрезки равны.)
3. Отрезок, соединяющий любую точку окружности с центром, называется радиусом окружности (круга).
- Соедините две любые точки окружности. Полученный отрезок называется хордой.
Обозначения: О - центр окружности, ОА, ОВ, ОС - радиусы (r или R).
OA = OB = r; AB = 2r = d - диаметр;
С = πd = 2πr, где С - длина окружности;
π = 3,14159265358… (или 22/7).
Запоминалка*
Чтобы нам не ошибаться,
Надо правильно прочесть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
5
Лабораторная работа 1
чертить отрезки, лучи и окружности
6
Рисуем на асфальте
(парковое занятие)
7
Измерение углов
Понятие величины угла; инструменты измерения углов (транспортир). Нахождение прямых, тупых и острых углов на рисунке.
Какие из углов, изображенных на рисунке, являются: а) острыми; б) тупыми; в) прямыми? Почему? Какой угол называется острым, тупым?
- Скажите, как можно сравнить два угла?
Введение понятия градус.
История возникновения транспортира.
- Постройте произвольную окружность. Разделите ее на четыре части, проведя два диаметра. Одну часть закрасьте цветными карандашами.
- Подумайте дома и найдите, пользуясь разными источниками, ответ на вопрос «Как называется закрашенная часть окружности?».
Углы, как и отрезки, можно сравнивать между собой. Сравните углы наложением.
Показ модели.
Выполнение заданий по теме «Виды углов» (работа в группах по карточкам).
1. Измерьте углы.
2. Измерьте углы, изображенные на рисунке, и запишите их градусные меры.
Практическая работа.
1. Дополните чертежи изображением луча MN, чтобы были выполнены условия:
а) NMT - развернутый, K NMT;
б) NMT - прямой, K NMT;
в) NMT = 60°, K NMT;
г) NMT = 120°, K NMT.
8
Лабораторная работа 2
строить углы по заданной угловой мере и измерять углы с помощью транспортира.
9
Биссектриса угла
Введение понятия биссектриса угла; построение биссектрисы угла
По готовым чертежам определите, где проведена биссектриса и почему данный луч -
биссектриса.
Формирование практического навыка.
- Начертите окружность радиусом 2 см. Выполните одно за другим следующие
построения:
Практическая работа.
1. Построение биссектрисы с помощью циркуля, линейки.
- Постройте острый угол BAC.
Ножку циркуля поставьте в вершину A и проведите дугу так, чтобы она пересекла стороны угла. Обозначьте точки пересечения M и N.
Из точек M и N проведите еще две дуги. Точку пересечения дуг обозначьте О. Точку О соедините с точкой А. Полученный луч и есть биссектриса угла.
2. Постройте тупой и прямой углы, проведите биссектрисы.
Педагог проверяет правильность выполнения заданий, комментирует лучшие работы
учеников
10
Смежные углы
Понятие смежных углов.
записывать их названия
Распознавать и строить смежные углы
Начертите прямую. Выберите на ней точку А. Какой угол получили? (Развернутый.)
- Проведите произвольный луч. На сколько углов разбил луч развернутый угол? (На два.)
- Какие это углы? (Острый и тупой.)
- Не измеряя их градусную меру, скажите, сколько градусов в сумме они будут составлять?
(В сумме они составляют 180°.)
- Полученные углы называются смежными.
Задание. Докажите или опровергните утверждение: на всех чертежах смежные углы.
Практическая работа.
1. Постройте развернутый угол. На стороне угла выберите точку В. Из точки В постройте произвольный луч. Напишите, какие углы получили.
2. Измерьте градусные меры этих углов. Сложите градусные меры. Что получили? Сделайте вывод.
3. Начертите две пересекающиеся прямые, укажите четыре пары различных смежных углов. Измерьте градусные меры этих углов. Сложите градусные меры каждой пары углов и сделайте вывод
11
Вертикальные углы
Понятие вертикальных углов.
1. Закончите верно предложения.
При пересечении двух прямых всегда получается…
Если один из вертикальных углов острый, то второй…
Вертикальные углы…
Если один из вертикальных углов равен 36°, то второй равен…
Если один из вертикальных углов равен 112°, то второй равен…
2. Решите задачу по рисунку.
(Учитель показывает оформление решения геометрической задачи.)
- Известен один угол: 1 = 120°. Найдите остальные.
Возможно, что 2 = 40°; 4 = 145°?
2. Решите задачу по рисунку.
(Учитель показывает оформление решения геометрической задачи.)
- Известен один угол: 1 = 120°. Найдите остальные.
Возможно, что 2 = 40°; 4 = 145°?
3. Решите самостоятельно.
На рисунке изображены две пересекающиеся прямые и задана величина одного из углов. Найдите величины остальных углов.
2 = 29° 4 = 137°
12
Лабораторная работа 3
обозначать, строить и сравнивать углы
13
Треугольники
Понятия остроугольного, тупоугольного, прямоугольного треугольников
Заслушивание сообщений учащихся о геометрической фигуре - треугольнике.
- Вычеркните ошибочные утверждения:
Треугольники классифицируются по сторонам: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные.
Треугольники классифицируются по углам: прямоугольные, тупоугольные, остроугольные.
Треугольники классифицируются по углам: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.
Треугольники классифицируются по сторонам: равносторонние, равнобедренные, разносторонние.
В любом треугольнике все углы острые.
В любом треугольнике все углы прямые.
В равностороннем треугольнике две стороны равны.
В равностороннем треугольнике все стороны равны.
В равнобедренном треугольнике все стороны равны.
В равнобедренном треугольнике две стороны равны.
В разностороннем треугольнике все стороны разные.
- На рисунке изображены различные треугольники. Определите на глаз, какие из этих
треугольников являются:
а) равнобедренными;
б) равносторонними;
в) разносторонними.
Самостоятельная работа
I вариант
1. Построить окружность, у которой r = 2 см. Построить хорду и обозначить ее.
2. Начертить острый и развернутый углы.
II вариант
1. Построить окружность, у которой r = 3 см. Построить диаметр и обозначить его.
2. Начертить тупой и прямой углы.
- Выполните взаимопроверку самостоятельной работы
Работая в паре или группе, используя Интернет, найдите познавательную и интересную информацию о треугольнике.
Задание 1.
- Отметьте в тетради три точки, не лежащие на одной прямой. Начертите один треугольник так, чтобы эти точки являлись его вершинами, другой треугольник - так, чтобы точки лежали на сторонах треугольника.
Задание 2.
- Определите на глаз вид треугольника:
а) остроугольный; б) прямоугольный; в) тупоугольный.
Практическая работа.
1. Начертите елочки:
1-й вариант: из прямоугольных треугольников;
2-й вариант: из остроугольных треугольников.
Дополнительно: из всех видов треугольников.
Демонстрируются лучшие работы.
2. Постройте треугольник, в котором:
два угла прямых;
один угол прямой, другой тупой;
два тупых.
- Все ли задания можно выполнить? Почему?
Всего 12ч
Симметрия. - 4 часа
14
Осевая симметрия
Введение понятия симметрии; определение фигур, обладающих осью симметрии; различение и построение
фигур, симметричных относительно прямой;
Историческая справка.
Введение понятия осевая симметрия. Правило построения симметричных точек относительно прямой
Практические задания.
- Приведите примеры симметричных предметов, которые окружают нас. (Парта, тетрадь, доска, окно и др.)
- Назовите буквы, которые имеют ось симметрии.
- Нарисуйте от руки фигуру, симметричную данной относительно прямой.
- Постройте прямую, относительно которой симметричны две данные фигуры.
- Постройте прямую, относительно которой симметричны две данные фигуры.
Выполнение практических задач.
1. Постройте точки, симметричные данным.
2. Постройте фигуры, симметричные относительно прямой.
Формирование графической культуры.
Срисовывание и раскрашивание рисунков (под инструментальную музыку).
- Найдите симметричные фигуры.
15
Центральная симметрия
Понятия центральной симметрии, центра симметрии
Примерами фигур, обладающих центральной симметрией, являются окружность и параллелограмм. Центром симметрии окружности является центр окружности, а центром симметрии параллелограмма - точка пересечения его диагоналей.
В природе примером центральной симметрии являются цветы ромашки, календулы.
Прослушаем информационную справку о понятии симметрия.
Заранее дается индивидуальное задание группе учеников: в разных источниках найти толкование слова «симметрия»
Возьмите листочек. На нем постройте точку А и точку В. Соедините точки и продолжите линию за точку В. Отложите отрезок, равный АВ. Поставьте точку С.
Точки А и С называются симметричными относительно центра В.
Точка В является серединой отрезка.
Как построить точку, симметричную относительно центра В?
Вывод: Чтобы построить точку, симметричную точке А относительно точки В, достаточно провести прямую АВ и по другую сторону от точки В построить отрезок, равный отрезку АВ.
Фигура называется симметричной относительно точки О, если для каждой точки фигуры симметричная ей точка относительно точки О также принадлежит этой фигуре. Точка О
называется центром симметрии фигуры. Говорят также, что фигура обладает центральной симметрией.
Формирование практических навыков.
1. Найдите центр симметрии фигуры, состоящей из двух окружностей.
2. Постройте отрезок, симметричный данному относительно точки А, затем отрезок, симметричный данному относительно точки В.
3. Точка О - центр симметрии фигуры. Дорисуйте фигуру.
4. Начертите в тетрадях треугольник и проведите в нем все оси симметрии.
Самостоятельная работа (по вариантам).
1-й вариант :
а) постройте фигуру, у которой одна ось симметрии;
б) приведите пример фигур, имеющих ось симметрии.
2-й вариант :
а) постройте фигуру, у которой две оси симметрии;
б) приведите пример фигур, имеющих ось симметрии.
16-17
Симметрия вокруг нас
(парковое занятие)
Всего 4ч
Орнамент. Бордюр - 3 часа
18-20
Орнамент и бордюр
Понятия орнамента, бордюра
расширить знания учащихся о практическом применении геометрии
строить орна-менты, бордюры
Практическая работа.
1. Перерисуйте бордюры.
- Из каких фигур состоит бордюр? (Точки, треугольники.)
- Из каких фигур состоит данный бордюр? (Круги, прямоугольники.)
2. Составьте бордюр из треугольника и окружности.
3. Составьте бордюр, используя:
а) листочек;
б) листочек и треугольник;
в) листочек и квадрат.
- Раскрасьте составленные вами бордюры. (Деятельность осуществляется под звуки инструментальной музыки.)
- Покажите результаты своей работы друг другу
Всего - 3часа
Основные задачи на построение с помощью циркуля, линейки и транспортира. - 3 часа
21
Построение равных углов.
Понятие равных углов, сравнение углов способом наложения и измерения
Умение строить угол, равный данному, с помощью циркуля и линейки, измерять градусную величину угла
22
Деление угла пополам.
Понятие биссектрисы угла, деление угла пополам с помощью бумаги
Делить угол пополам с помощью циркуля и линейки
23
Построение треугольников.
Понятие равных треугольников, сравнение треугольников наложением и измерением
Построение треугольников по разным элементам
Всего 3 часа
Занимательная геометрия. - 1час
24
Решение занимательных
геометрических задач
Знакомство с занимательными геометрическими задачами и способами решения некоторых из них
Решать задачи на вычисления и нахождение неизвестных элементов, используя простейшие формулы и дополнительные построения построения
Всего 1 час
Геометрия вокруг нас. -10 часов
26-34
Геометрия вокруг нас.
Знакомство с элементами архитектуры
Нахождение геометрических фигур в окружающих предметах быта, архитектуры и природы
Всего 10 часов
Повторение пройденного - 1 час
35
Повторение
Всего 1 час
ИТОГО 35 часов
Ожидаемые результаты освоения Программы
Ожидаемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, опыт проектной деятельности, навыки работы с информацией.
Личностные результаты:
готовность и способность учащихся к саморазвитию;
мотивация деятельности;
самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;
навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Метапредметные результаты:
развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;
формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни;
развитие понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира;
развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач;
формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге.
Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения. Примерами таких технологий являются игровые технологии.
Воспитательный эффект достигается по двум уровням взаимодействия - связь ученика с учителем и взаимодействие школьников между собой на уровне группы кружка.
Осуществляется приобретение школьниками:
знаний о геометрии как части общечеловеческой культуры, как форме описания и методе познания действительности, о значимости геометрии в развитии цивилизации и современного общества;
знаний о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
знаний о правилах конструктивной групповой работы;
навыков культуры речи.
Результат выражается в понимании сути наблюдений, исследований, умении поэтапно решать простые геометрические задачи и достигается во взаимодействии с учителем как значимым носителем положительного социального знания и повседневного опыта («педагог - ученик»).
Для достижения третьего уровня организуется творческая мастерская по изготовлению многогранников. Красочные тематические, сюжетные кубики найдут применение на уроках начальной школы или занятиях дошкольников. На школьном сайте размещаются информационные сообщения, результаты выполненных проектов, творческих работ кружковцев, занимательные задания, викторины для учащихся и т. д. (осуществление популяризации кружка). Дети приобретают первоначальные профессиональные навыки журналистики и пиар-менеджмента.
Реализация программы способствует достижению следующих результатов:
В сфере личностных универсальных учебных действий у детей будут сформированы умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие; умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий учащиеся научатся выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения - лидер, подчиненный).
Одним из значимых результатов будет продолжение формирования ИКТ-компетентности учащихся.
Перечень учебно - методического и материально-технического обеспечения
1. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский [и др.] ; под ред. В. А. Горского. - М. : Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. - М. : Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
4. Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н. Е. Кордина. - Волгоград : Учитель, 2014.
5. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер ; сокр. пер. с англ. В. С. Бермана ; под ред. Г. Е. Шилова. - М. : Наука, 1978.
6. Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев [и др.] ; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2010.
7. Математика. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев [и др.] ; под ред. Г. В. Дорофеева, И. Ф. Шарыгина ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования. - М. : Просвещение, 2010.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
9. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5-6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2006.
10. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5-6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. - М. : Дрофа, 2010.
Интернет-ресурсы.
11. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Режим доступа : tiuu.ru/content/pages/228.htm
12. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : school-collection.edu.ru
13. Математика : учеб.-метод. газ. - М. : ИД «Первое сентября», 1999, 2003, 2004. - Режим доступа : mat.1september.ru
14. Методики игровой педагогики. - Режим доступа : summercamp.ru
15. Программа МОУ Гимназия города Юрги. Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Первые шаги» / авт.-сост. В. И. Кабышева, Н. И. Кузьминых. - Режим доступа : imc-belovo.ucoz.ru/index/bank_programm_vneurochnoj_dejatelnosti/0-92
16. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Режим доступа : standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
17. Физкультпаузы на уроках и дома. - Режим доступа : trud-prk.narod.ru/p59aa1.html
Оборудование.
1. Набор геометрических фигур.
2. Компьютер, мультимедийный проектор.
3. Таблицы по геометрии для 7 класса.
Согласовано.
Протокол заседания ШМО
от «_____» мая 2015 г.
№ _____
Согласовано.
Зам.директора по УВР
_____________/ Кириллова Н. В. /
«_____»_августа 2015 г.