• Преподавателю
  • Математика
  • Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время

Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время

Творческий отчет учителя математики  ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны   Тема: «Применение активных форм и методов обучения   на уроках математики и во внеурочное время  Оглавление I. Введение II. Активные методы и формы обучения 2.1. Активные  методы  и формы  обучения  - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. 2. 2.Эффективность активных методов и форм обучения III. Активные формы обучения в преподавании математики  3.1.Группа методов, направленных на...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное времяТворческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное времяТворческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное времяТворческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное времяТворческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное времяТворческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное времяТворческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное времяТворческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время


Творческий отчет

учителя математики

ГУ «Каменская средняя школа»

Дзёма Валентины Ивановны

Тема: «Применение активных форм и методов обучения

на уроках математики и во внеурочное время

Оглавление

I. Введение

II. Активные методы и формы обучения

2.1. Активные методы и формы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

2. 2.Эффективность активных методов и форм обучения

III. Активные формы обучения в преподавании математики

3.1. Группа методов, направленных на практическое использование теоретических знаний

  1. Использование инновационных технологий на уроках математики

  2. Внеклассная работа по предмету.

Заключение

Список литературы



I. Введение

Важными задачами современного образования являются всестороннее развитие личности ребенка, его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Однако сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. И если человек, окончив школу и вуз, все равно самостоятельно будет продолжать свое образование и развитие, будет стремиться к новым знаниям, иметь исследовательский интерес к окружающему миру, то это и будет лучшим результатом образования.

При организации процесса обучения учитель должен стремиться выбирать такие формы и методы обучения, которые оказывают влияние на развитие интереса к учебе, как к процессу получения новых знаний, который может и должен продолжаться всю жизнь. Активные методы и формы являются необходимым условием того самого трудно оценимого результата образования. Трудно оценимого, однако, наиболее важного и ценного.

В общем объёме знаний, умений и навыков, получаемых учащимися в средней школе, важное место принадлежит математике, которая широко применяется при изучении других предметов и в практической деятельности, например, в овладении новой техникой, которая благодаря своему стремительному развитию все прочнее входит в нашу жизнь, в понимании результатов статистических исследований. Математика является инструментом познания мира, помогает осознать его законы, понимать логику происходящих событий. Активные формы обучения помогут развить в человеке интерес к исследованию мира, а математика даст человеку орудие для этого исследования.

В данной работе рассмотрено применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время.

Цель работы - разработка различных видов активных форм обучения математике и демонстрация их возможностей в учебном процессе.

Задачи:

1) анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по данной теме;

2) рассмотрение возможностей применения в процессе обучения математике активных форм обучения;

3) дидактическое наполнение активных форм обучения: дидактические игры, игры-разминки, мозговые штурмы.

Предмет исследования - активные методы и формы обучения на уроках математики, алгебры и геометрии в средней школе.

В современной школе нагрузка на учащихся школ высока. Однако проблему загруженности учащихся можно решать также и применением активных методов и форм обучения, ведь усталость по большей части - психологическая проблема. Если ученик заинтересован, вовлечен, активен, то он не чувствует усталости. А ведь помимо этого, активные методы и формы обучения эффективны еще и с точки зрения усвоения материала. Таким образом, актуальность темы обусловлена необходимостью внедрения в учебный процесс разнообразных методов и форм обучения, которые позволяют активизировать деятельность школьников в процессе обучения, развивать их интерес к учебе.

II. Активные методы и формы обучения

  1. Активные методы и формы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся.

Если верить некоторым источникам, активные методы и формы обучения впервые появились еще в античности, где в гимназиях устраивались состязания между учениками, целью которых было получение знаний и умений. Однако в средневековой Европе сложилась схоластическая система обучения («учитель спрашивает, ученики отвечают»). В XX веке вместе с мощными шагами вперед таких наук как психология и педагогика начали развиваться и активные методы обучения.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Активные методы обучения строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.

2. Эффективность активных методов и форм обучения

Эффективность процесса и результатов обучения с использованием активных методов обучения определяется тем, что разработка методов основывается на серьезной психологической и методологической базе. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.

В последнее время стало много внимания уделяться активным формам обучения, причем не только в младшей и средней школе, но и в старшей. В первую очередь такая тенденция связана с уже отмеченной высокой эффективностью активных форм.

Доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель-ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает его эффективность не менее чем на 10%.

На основе обобщения проводимых по всему миру исследований и из своего опыта работы можно отметить следующие преимущества совместной учебной деятельности:

· возрастает объем усваиваемого (материала) и глубина понимания;

· растет познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

· снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

· ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе;

· меняется характер взаимоотношений между учениками;

·ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

· учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные склонности детей, их уровень подготовки, темп работы.

III. Активные формы обучения в преподавании математики

3.1. Группа методов, направленных на практическое использование теоретических знаний

Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

Наиболее целесообразно использовать дидактические игры и игровые ситуации при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Приведу примеры игр, которые я использую на уроках.

Дидактическая игра «Юный художник».

Эта игра проводится по теме «Координатная плоскость». Ученикам предлагается отметить точки на координатной плоскости, которые нужно в той же последовательности соединить отрезками, в результате которых получается определенный рисунок. А также предлагается обратное задание: нарисовать любой рисунок, имеющий конфигурацию ломанной, и записать координаты вершин.

Слонёнок

(2;4), (2;1), (3;0), (4;-1), (3;-1), (5;-3), (6;-3), (6;-9), (8;-9), (8;-5), (10;-5), (10;-9), (12;-9), (12;-3), (13;-7), (13;-3), (12;-1,5), (10;-1), (8;-1), (8;0), (7;1),(5;1), (4;0), (3;1), (3;4), (2;4).Ухо(7;1), (9;1,5), (11;0,5), (11,5;-1), (10,5;-3,5), (9;-4), (7;-3), (7;-1).Глаз (5;0).

Игра «Горячий стул» - ученик садится на стул, а учащиеся задают примеры для устного решения до тех пор, пока он не собьется, затем его сменяет тот, кто предложил последний пример, игра продолжается. Побеждает тот, кто решил больше примеров.

Игра «Считайте, не зевайте» - каждый член команды получает табличку, на которой написаны номера от нуля до девяти. Учитель зачитывает задание, ребята устно считают, обладатели табличек с цифрами, из которых образуется ответ, должны выбежать к доске и вставить так, чтобы получился правильный ответ. Например, задание: уменьшить сумму чисел 49 и 47 в 8 раз, обладатели номеров 1 и 2 выбегают и встают, чтобы получилось 12.

Игру «математическое домино» целесообразно проводить по теме «Действия с обыкновенными дробями», «Действия с рациональными числами», «Производная». Игра проводиться:

1) в начале урока, разделив класс по рядам, с целью включить учащихся в работу на уроке;

2) как дополнительное задание для детей решающих быстрее остальных, разделив их на пары;

3) как дополнительные занятия после уроков.

На уроках геометрии можно предложить игру «Теорема - пазл». Учащимся предлагается собрать теорему из 4 фрагментов. На одном содержится формулировка теорем, на другом - чертеж к теореме, на третьем - что дано и что требуется доказать, на четвертом - доказательство.

Игровые разминки.

Разминки - это упражнения-задания, которые помогают разрядить атмосферу, снять усталость и напряжение, взбодрить учеников, перейти от одного вида деятельности к другому, актуализировать знания, закрепить навыки. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха.

Метод «Индейское имя».

Цель: снятие напряжения, создание атмосферы дружелюбия.

Проведение: знакомиться будем как представители различных индейских племён. Все встанем, примем позы, как у индейцев, и начинать представление будем с индейского приветствия «Хау!», что означает: «Привет! Как у тебя дела? Всё ли в порядке? У меня тоже все нормально!» Теперь каждый из вас назовет свое имя и словосочетание, из которых получилось бы индейское имя, а так же скажет, из какого он племени. То есть, ваше приветствие должно прозвучать примерно так: «Хау! Я Ваня - быстрый ездок из племени живоглотов!»

Мозговой штурм (мозговая атака) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес школьников.

Пример использования приёма «Мозговой штурм» на уроке алгебры в 8 классе по теме: «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни»

Ситуация: Над вашей Компанией нависла угроза банкротства, в случае

невыполнения следующего задания:

Докажите, что выражения

Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время и Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время

являются натуральными числами

Использование метода «Личность в математике» подталкивает обучающихся к самостоятельному поиску информации. Группе из 3-4 человек дается лист ватмана с изображенной на ней «лестницей эволюции» с историческими ступеньками.

Задача: разместить на этой лестнице в хронологическом порядке по годам жизни ученых-математиков: например, Виет, Пифагор, Герон, Лобачевский, Декарт, Евклид и т.д. У каждой ступеньки написать век или года жизни и рассказать, чем знаменит ученый.

Метод работы с текстом «Мудрые совы».

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации.

Упражнения по готовым чертежам.

На уроках геометрии почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос должны сопровождаться демонстрацией чертежей.

Чертеж должен находиться перед глазами учащихся на протяжении всего решения задачи. Учащиеся легче решают задачи, когда видят условие. Вот почему упражнения по готовым чертежам оказывают неоценимую услугу в усвоении и закреплении новых понятий и теорем. Они позволяют в течении малого времени усвоить и повторить большой объем материал

Приведу пример.

При проведении заключительного урока по теме «Четырехугольники» предлагаю учащимся следующие задания по готовым чертежам.

Чтобы выявить, насколько хорошо усвоена та или иная тема по математике, применяются различные формы контроля знаний. Одна из них - тесты.

Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.

Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в балах по единым критериям. Это позволяет определить, кто овладел им на минимальном уровне, кто уверенно владеет знаниями и умениями на более высоком уровне, чем это предусмотрено программой. Задание должно обеспечивать проверку знаний и умений на трех уровнях: узнаваемости и воспроизведения, применения в знакомой ситуации или творческого применения.

Например, урок математики в 5 классе на тему «Обыкновенные дроби»,

«Закончи фразу!».

  1. Обыкновенная дробь состоит из ...
    2. При сравнении дробей с одинаковыми знаменателями сравнивают ...
    3. На координатной прямой меньшая дробь расположена ...
    4. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя называется ...
    5. Знаменатель дроби показывает ...
    6. Числитель дроби показывает ...
    7. Черту дроби можно заменить ...
    8. Дробь, в которой знаменатель меньше числителя или равен ему, называется ...
    9. Из любой неправильной дроби можно ...
    10. Числитель и знаменатель дроби отделены друг от друга ...

Метод ассоциации.

Гораздо легче усваивается ход решения, если некоторые его моменты связаны с жизнью, этапы решения сравниваются с понятиями окружающего мира. В этом случае математическое умозаключение ассоциируется с представлениями реальной действительности, либо происходит зрительная ассоциация.

При переносе слагаемых из одной части уравнения в другую, ребята очень часто допускают ошибку, забывая менять знаки на противоположные. Можно предложить им под знаком «=» подразумевать границу нашей страны, чтобы поехать за границу нам обязательно надо поменять российский паспорт на заграничный. И решая уравнения, нужно внимательно определить «едет» ли данное слагаемое за границу (нужно поменять знак на противоположный) или только поменяло место жительства в стране ( оставляем с тем же знаком).

При решении систем неравенств, обращая внимание на двойную штриховку, прошу записать ответ промежуток, где «выросла елка».

Изучая неравенства, ребята часто путают знаки > и <, поэтому и допускают ошибки в направлении штриховки на числовой оси. Предлагается мысленно провести отрезок в знаке неравенства так, чтобы получилась стрелка или . Тогда легко убедиться, что стрелка показывает направление штриховки на оси.


Например, для лучшего запоминания формул приведения в 9 классе, использую «лошадиное правило».

Мнемоническое правило для формул приведения

1. Задаем себе вопрос: «Меняется ли название функции на кофункцию?» (то есть синнус на косинус, косинус на синус, тангенст на котангенс и котангенс на тангенс). Чтобы ответить на этот вопрос нужно подвигать головой вдоль оси, на которой располагается ключевая точка.

Так вот если вы мотаете головой вдоль горизонтальной прямой, потому что ключевая точка располагается на ней, то вы, как бы, отвечаете «нет» на вопрос «Меняется ли название функции на кофункцию?»

Если вы киваете головой вдоль вертикальной прямой, потому что ключевая точка располагается на ней, то вы отвечаете «да» на вопрос «Меняется ли название функции на кофункцию?».


2. Ставим справа, на выходе, тот знак, какой несет в себе левая, исходная, часть.

Метод рецензирования.

В развитии творческой активности учащихся большую роль играет метод рецензирования. Умение увидеть свою ошибку, указать ее причины и исправит всегда приводит к возрастанию активности учащихся на уроке. Например: решаю сама уравнение, а ученик прилежно списывает:

(2х+5)*2-3=23;

4х+10 -3=23;

4х=23+7 (умышленная ошибка), естественно при проверке ответ не сходится, среди учеников ажиотаж. Я говорю громко: «Найдите ошибку!». В результате все решают самостоятельно и увлеченно.

Метод самоконтроля, самоанализа, самооценки полученных знаний на уроке. В течение урока ученики поэтапно заполняют маршрутные листы или листы успеха или индивидуальные карточки контроля знаний. За каждый этап учащийся в течение всего урока самостоятельно выставляет набранное количество баллов, в конце урока суммирует баллы и выставит себе оценку за урок.

Методы получения обратной связи. «Незаконченное предложение».

Участникам предлагается закончить следующие предложения:

  1. Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня…

  2. Самым трудным для меня на сегодняшнем занятии было…

3. Сегодня я понял(а), что…

  1. Использование инновационных технологий на уроках математики

В своей работе применяю многочисленные инновационные технологии: уровневую дифференциацию обучения, личностно ориентированное обучение,

Новые педагогические технологии немыслимы без широкого применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий), именно они позволят в полной мере раскрыть педагогические, дидактические функции этих методов, реализовать заложенные в них потенциальные возможности. Конечно же, говоря об активных методах обучения нельзя не отметить применение ИКТ в образовательном процессе.

Известно, что ученики проявляют большой интерес, когда при объяснении нового материала применяются презентации. Даже самые пассивные из них с огромным желанием включаются в работу, с интересом просматривают слайды и отвечают на вопросы. Поэтому я использую презентации в программе Microsoft Power Point, как изложение к объяснительному материалу, закрепление изученных тем, знакомство с историей математики, как иллюстрации внеклассных мероприятий.

Использование ИКТ на уроках математики в полном объеме очень обременительно для учителя при подготовке к занятию. Более того, учитель должен обладать компьютерной грамотностью. Поэтому для облегчения своей работы я достаточно широко использую Интернет-ресурсы. Очень много сайтов, на которых педагоги делятся своими наработками.

Остановлюсь подробнее на применении приемов технологии Критического мышления на своих уроках.

Приём «Синквейн» - это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.

Для его написания существуют следующие правила:

Название - 1 существительное, описание - 2 прилагательных, действия - 3 глагола, чувство - фраза из 4 слов, повторение сути - синоним (1 слово)

Примеры синквейнов, составленных учениками:

  1. Треугольник

Равнобедренный, равносторонний

Строится, является, называется

Сумма сторон треугольника - периметр

Фигура

  1. Призма
    Правильная, наклонная
    Рисовать, измерять, строить
    Мир, как через призму.
    Радуга

Прием "Кластеры" используется как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии, т.е. может быть способом мотивации к размышлению до изучения темы или формой систематизирования информации при подведении итогов.
В зависимости от цели организуется индивидуальная или самостоятельная работа учащихся или коллективная - в виде общего совместного обсуждения.
Например, составление кластера по теме «Квадратные уравнения»

Квадратные уравнения


ax2 + bx + c = 0, где a Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время


Неполные квадратные уравнения


ax2 + bx = 0 ax2 + c = 0 ax2 = 0

x (ax + b) = 0 ax2 = -c x2 = 0

x = 0 или ax +b = 0 x2 = - Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время x = 0

x = - Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время Если Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время , то

x1= Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время

x2= -Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время

Приведенное квадратное уравнение

x2 + px + q = 0

Прием "Концептуальная таблица" используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по нескольким вопросам. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Например, при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессия» можно составить такую таблицу:

Прогрессии

Арифметическая прогрессия

Геометрическая прогрессия

1. Определение

2. Формула n-первых членов прогрессии

Разность или знаменатель прогрессии

3. Сумма n-первых

членов прогрессии

Прием «Ромашка»:

Делается цветок на каждом лепестке, которого содержится вопрос или указан термин, понятие. Каждый ученик отрывает по одному лепестку и отвечает на вопрос или дает определение термину. Применяется как вариант проверки домашнего задания, обобщения материала.

Например, при изучении темы «Пирамида» в 11 классе

Творческий отчет учителя математики ГУ «Каменская средняя школа» Дзёма Валентины Ивановны Тема: «Применение активных форм и методов обучения на уроках математики и во внеурочное время

В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Верю - Не верю».

Например, на уроке математики в 6 классе по теме «Рациональные числа» можно использовать такие вопросы:

  1. -25- число отрицательное? (да)

  2. 89- число положительное?(да)

  3. При сложении отрицательных чисел получается число положительное (нет)

  4. -3+(-5) = 8 (нет)

  5. -15 +(-26)= -41 (да)

  6. Нуль больше любого отрицательного числа (да)

  7. Из двух отрицательных чисел то больше, модуль которого больше (нет)

  8. Из двух чисел то число больше, которое находится правее на координатной прямой(да)

Например на уроке геометрии в 8 классе по теме: «Четырехугольники» можно использовать такие вопросы.

  • У прямоугольника смежные стороны перпендикулярны!

  • В любой прямоугольник можно вписать окружность!

  • Квадрат является прямоугольником!

  • Любой прямоугольник является ромбом!

  • Диагонали прямоугольника равны!

  • Диагонали прямоугольника взаимно перпендикулярны!

  • Диагонали прямоугольника делятся точкой пересечения пополам!

  • Диагонали прямоугольника являются биссектрисами его углов!

3.3. Внеклассная работа по предмету

С 2013-2014 года в 5 классе я веду кружок «Математическая шкатулка», который представляет собой подготовительный курс по решению задач олимпиадного характера. Обычно кружковые занятия организуются для хорошо успевающих учащихся. Однако ко мне на кружок приходят и слабо успевающие учащиеся, которые изъявили желание участвовать в работе кружка и нередко весьма успешно занимаются там. Стараюсь более внимательно отнестись к таким учащимся, хочу укрепить имеющиеся у них ростки интереса к предмету, проследить за тем, чтобы работа в математическом кружке оказалась для них посильной. Конечно, наличие слабоуспевающих учащихся среди членов математического кружка затрудняет работу учителя, однако путем применения активных методов обучения на занятии сохраняю массовый характер кружковых занятий.

К организации работы математического кружка привлекаю самих учащихся (поручаю им подготовку небольших сообщений по изучаемой теме, подбор задач и упражнений по конкретной теме, подготовку справок исторического характера и т. д.). На занятиях математического кружка создаю "атмосферу" свободного обмена мнениями и активной дискуссии. Тематика кружковых занятий по математике разнообразна. Как один из видов занимательной игры с успехом применяю учебные кроссворды, анаграммы, ребусы.

Решение олимпиадных задач позволяет учащимся накапливать опыт в сопоставлении, наблюдении, выявлять несложные математические закономерности, высказывать догадки, нуждающиеся в доказательстве. Тем самым создаются условия для выработки у учащихся потребности в рассуждениях, учащиеся учатся критически мыслить.

Для подтверждения своей успешности исследовательская группа учащиеся 5 класса приняла участие в районном конкурсе творческих работ на тему «Математика в нашей жизни» и заняла второе призовое место.


Заключение

Практика показывает, что активные методы и формы обучения - очень мощный инструмент в руках учителя. Методически верно организованные они требуют от учащихся активной познавательной деятельности не только на уровне воспроизведения или преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствуют сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.

Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. Вот почему следует совершенствовать те методы и средства обучения, которые помогают вовлечь учащихся в познавательный поиск, в труд учения: помогают научить учащихся активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету.

Умение увлечь учеников работой, научить их учиться, и есть педагогическое мастерство, к которому я всегда стремлюсь.

Тема моего творческого отчета интересна и актуальна. Многие учителя нашей школы и района тоже интересуются данной проблемой и делятся опытом своей работы с коллегами. Это позволяет поделиться как успехами, так и обсудить неудачи и найти пути решения проблем.

Нет педагогической панацеи.

Нет одного, самого главного приёма.

Радуга из одного цвета - не радуга.

Только поддерживая друг друга, приёмы дают « радужный» эффект, а технология - свой результат.

Многоцветную картину не рисуют одним махом.

Терпение и постепенность!

Лучший способ загубить новшество - схватиться за всё сразу.

Каждый новый приём, новую технологию необходимо отрабатывать до автоматизма.

Приёмы педагогической техники - каждодневный инструмент учителя.

Инструмент без работы ржавеет, а в работе - совершенствуется.

Если оркестр играет вразнобой, дирижёр смешон.

Когда оркестр сыгран, дирижёр кажется волшебником. Также и в нашей работе.

Если класс сыгран, то урок - как музыка, а технология сверкает своими алмазными отточенными гранями.

Давайте пробовать, учиться, совершенствоваться!








  1. Кульневич С.В., Т.П.Лакоценина - Современный урок., изд. «Учитель», 2005 г.

  2. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн.для учителя. - М., Просвещение, 1990 г.

  3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М., Педагогика, 1975 г.

  4. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн.для учителя, М, Просвещение, 1990 г.

  5. Якиманский И.С. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. М., Педагогика, 1989 г.

  6. Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. Кн.для учителя 7-9 кл. ср.школы.М., Просвещение, 1990 г.

  7. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике: Кн.для учителя 2-е изд-е. - М., Просвещение, 1995 г.

  8. Периодика: Приложение к газете «Первое сентября». Математика.

Сайты сети Интернет: festival.1september.ru/, infourok.ru, sabak.kz















































4. Список литературы.

1. Якиманская И.С. « Личностно- ориентированное обучение в современной школе».

«Директор школы». Спец. Выпуск

М: Сентябрь, 1996.

2. Коваленко В.Г. « Дидактические игры на уроках математики».

Книга для учителя.

М: «Просвещение», 1990.

3. С.М.Саврасов, Г.А. Ястребицкий «Упражнения на готовых чертежах».

Пособие для учителя.

М: «Просвещение», 1987.

4. Периодика: 1) Приложение к газете «Первое сентября». Математика.

2) Журнал «Математика в школе».














Содержание







Различные формы организационного момента урока

В своей педагогической практике я применяю ряд приемов и методов, позволяющих активизировать познавательную деятельность учащихся, которые используются мною на уроках в разной степени в зависимости от возраста ребят, материала изучаемого, темы, особенностей класса.

Часть этих методов заимствовано из опыта работы других учителей, часть из книг, методических пособий, часть придумана мною:

1.Использование проблемной ситуации при объяснении нового материала (через решение задач, связанных с жизненной практикой);

2.решение переформулированных задач;

3.решение занимательных задач;

4.частично - поисковый метод;

5.метод рецензирования;

6.использование на уроках элементов историзма, занимательности

7.тестирование

8.различные формы работы с книгой

9.различные игры

Частично - поисковый метод

В своей работе использую частично - поисковый метод, предложенный в методической литературе следующим образом: до решать текстовую задачу, решенную до какого - ни будь этапа. Особенно хочу сказать об уроках геометрии, я придаю большое значение изучению учащимися начальных сведений по планиметрии в 7 классе, чтобы увлечь, заинтересовать детей. Для этого я использую приготовленную методичку на каждую парту основными сведениями по данному вопросу и решенной задачей, разобрав ее каким - либо способом: это или я комментирую ее решение, или учащиеся, сначала разбивая самостоятельно ее решение. Затем решаем этюдные задачи из этой же методички, комплексные задачи из данного пособия и учебника. При изучении теорем, вначале урока восстанавливаем у учащихся те знания, которые будут применяться при доказательстве новой теоремы, затем сама говорю формулировку теоремы, строю чертеж и начинаю доказательство, а потом предлагаю продолжить его ученикам, например после знакомства с определением параллелограмма они должны сами вывести свойства параллелограмма, конечно с наводящими вопросами и помощью одного ученика, также не жалея времени.

В начале изучения курса геометрии практикую доказательство теоремы учениками по желанию устно, следом за моим полным доказательством, при этом с доски доказательство убирается. Этот прием увеличивает число детей в классе, которые становятся способными доказывать теоремы. Кроме этого на уроках геометрии в 7 классе в начале изучения каждой новой темы, каждому ученику даю домой условия задач, которые они должны решить за время изучения этой темы, а затем сдают решения на проверку с обязательной одной из задач. Кроме этого имеются в моей методической копилке по геометрии «задания для любознательных», «задачи по готовым чертежам.



© 2010-2022