Методическая разработка элективного курса

1.Средние величины, их сущность и значение. Историческая справка Понятие средней величины знакомо каждому из нас, так как они имеют большое значение   в повседневной жизни. С помощью среднего можно, например, определить: а) среднее потребление витаминов в течение года; б) средний возраст учителей в школе; в) средний процент качества знаний и т.д. В экономике средние – это важнейшие показатели товарооборота, запасов, цен, прибыли, рентабельности и других показателей работы отраслей народного хоз...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



«Средние величины и соотношения между ними»

Методическая разработка

элективного курса для 9 класса












Рагина Нина Ивановна-учитель

математики МБОУ СОШ №2


План:

1.Средние величины, их сущность и значение. Историческая справка

2.Определение средних величин

3.Доказательство теорем, связанных со средними величинами

4. Геометрическая интерпретация связи средних величин

5.Применение средних величин при решении некоторых

геометрических и алгебраических задач

6.Средние величины, используемые в математической статистике и

экономике






1.Средние величины, их сущность и значение. Историческая справка

Понятие средней величины знакомо каждому из нас, так как они имеют большое значение в повседневной жизни. С помощью среднего можно, например, определить:

а) среднее потребление витаминов в течение года;

б) средний возраст учителей в школе;

в) средний процент качества знаний и т.д.

В экономике средние - это важнейшие показатели товарооборота, запасов, цен, прибыли, рентабельности и других показателей работы отраслей народного хозяйства.

Почему средние так прочно вошли в нашу жизнь? Потому что ,средняя - это один из приемов обобщений. Важность средних величин для науки и экономики отмечалась в работах многих ученых. Весьма широко применял средние и относительные величины английский ученый Кинг (1648-1712) при анализе данных населения Англии (средний доход на семью, средний подушевой доход и др.) Не обошлось и без курьезов. Так английский ученый Петти (1623-1673) предлагал использовать в качестве меры стоимости - затраты на среднее дневное пропитание одного взрослого работника. И его не смущала абстрактность средней, то, что данные конкретного человека могут с ней не совпадать. В качестве еще одного яркого примера приведу рассказ Г. Успенского «Живые цифры». Там средний доход определялся сложением 1 млн. рублей миллионера Колотушкина и 1 гроша просвирни Кукушкиной и получалось, что он составлял 0,5 млн. рублей. Есть еще теория среднего человека» - это идеал человека, но в природе такого человека не существует.

Хотя средние - это обобщающие показатели, но они не всегда типичны и верны. Таким образом, средняя величина может быть как почти объективна, так и фиктивна, если она не рассчитана по однородной совокупности и теряет всякий смысл.

Школьникам средние знакомы как числовые величины. О них было известно еще более 2000 лет назад. Именно тогда стало известно неравенство, содержащееся в десятой книге «Начал» Евклида и гласящее: Среднее геометрическое двух неотрицательных чисел не больше среднего арифметического этих чисел. Доказательство основывалось на фундаментальном неравенстве, которое выражает неотрицательность квадрата любого числа

(l-m)2≥0( если(l-m)2=0 , то l=m);

l2+m2≥2lm, Методическая разработка элективного курса≥lm; l2=a, m2=b, значит, Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса

Обобщив для 3,4,…,п неотрицательных чисел Огюстен Луи Коши в 1821 году доказал, что Методическая разработка элективного курса;

Классическое доказательство основано на методе математической индукции

2.Определение средних величин

Общее определение средней величины:

Средней величиной действительных чисел называют число х, удовлетворяющее условию m < x < M, где

m- наименьшее среди этих чисел,

M - наибольшее.

Средняя одна, если эти числа равны.

Наиболее знакомы в школьной математике следующие средние величины:

Среднее- арифметическое:

Средним арифметическим действительных чисел а12,…ап ; (пМетодическая разработка элективного курса2) называется действительное число А=А(а12,…ап)= Методическая разработка элективного курса

Пример: Методическая разработка элективного курса

Среднее геометрическое:

Средним геометрическим действительных неотрицательных чисел

а12,…ап ; (пМетодическая разработка элективного курса2)называют действительное неотрицательное число

G = G(а12,…ап)= Методическая разработка элективного курса;

Если a1=a2=…=an ,то G=a

Пример: Методическая разработка элективного курса;

Для двух положительных чисел равенство двух отношений Методическая разработка элективного курса a:d=c:b, называют геометрической пропорцией, а числа с и d - средними членами пропорции.

Если с = d = х, то а : х = х : в; х2=ав; х = √ав - среднее геометрическое (или среднее пропорциональное) положительных чисел а и в.

Если а = в, то х = а.

С помощью G(а; в), где а›0, в›0 можно определить:

а) длину высоты прямоугольного треугольника, опущенную из вершины прямого угла на гипотенузу;

б) по заданному отрезку строить отрезки длины √а и др.

Между средним арифметическим и средним геометрическим есть замечательное соотношение - неравенство Коши, о котором упоминалось выше. Однако, наиболее знакомо неравенство Коши для п=2 (реже п=3).

В школьном курсе математики среднее арифметическое и среднее геометрическое встречаются довольно часто, например:

а) каждый член (кроме первого и последнего) арифметической прогрессии является средним арифметическим равноотстоящих от него членов прогрессии;

б) каждый член (кроме первого и последнего) геометрической прогрессии является средним геометрическим равноотстоящих от него членов прогрессии;

в) свойство средней линии трапеции;

г) свойство высоты прямоугольного треугольника, опущенной на гипотенузу из вершины прямого угла.

Учителю на уроке желательно проиллюстрировать примеры и заодно повторить теорию.

Гораздо меньше известны в школьном курсе математики такие средние как среднее гармоническое и среднее квадратическое (квадратичное).

Средним гармоническим действительных положительных чисел

а12,…ап ; (пМетодическая разработка элективного курса2) называют число Н = Н(а12,…ап) = Методическая разработка элективного курса;

Пример:Методическая разработка элективного курса;

Средним квадратичным действительных чисел а12,…ап ; (пМетодическая разработка элективного курса2) называют число Q = Q(а12,…ап) = Методическая разработка элективного курса.

Пример: Q = Методическая разработка элективного курса;

Эти 2 средние присутствуют в школьном курсе как бы анонимно и даже, когда мы в задачах их явно используем, то чаще всего не называем. Однако, в учебнике алгебры за 8 класс под редакцией М.И Башмакова эти средние рассматриваются достаточно подробно на физических и геометрических задачах (беседа «Продолжим изучение средних величин» стр. 116-117)

Примеры:

1) Определить среднюю скорость туриста на всем пути, если он из пункта А

до пункта В шел со скоростью V1 км/ч, а обратно со скоростью V2 км/ч.

Решение:

Пусть S - расстояние между А и В. Vcр= Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса;

Т.е. Vср = НМетодическая разработка элективного курса- среднее гармоническое.

2) Определить общее сопротивление R параллельно соединенных проводников, если их сопротивления R1 и R2.

Решение:

Методическая разработка элективного курса; Методическая разработка элективного курса;

Желательно дать учащимся два вида записи среднего гармонического, в частности при п=2:

Методическая разработка элективного курса;Методическая разработка элективного курса

3) Построить по заданным отрезкам а и в отрезок длины Методическая разработка элективного курса;

4) Доказать, что в последовательности 1,1/2,1/3, …,1/п, (пМетодическая разработка элективного курса3) каждый член, кроме первого и последнего является средним гармоническим соседних с ним членов.

Решение: рассмотрим последовательность п), где а1=1, а2=1/2, …,ап=1/п, надо показать, что ак= Н(ак-1;ак+1)= 1/к .

Н(1/к-1;1/к+1) = Методическая разработка элективного курса .

Последовательность 1,1/2,1/3, …,1/п, (пМетодическая разработка элективного курса3) - пример гармонической последовательности ( каждый член, кроме первого и последнего - среднее гармоническое равноотстоящих от него членов).

3.Доказательство теорем, связанных со средними величинами

В каком же соотношении находятся все средние величины?

Сравнивая результаты примеров, получаем:

А (3,4,9,12) = 7

G (3,4,9,12) = 6

Н (3,4,9,12) = Методическая разработка элективного курса

Q (3,4,9,12) = 2,5Методическая разработка элективного курса

На основании числовых примеров выдвигаем гипотезу, что Н Методическая разработка элективного курсаG Методическая разработка элективного курса A Методическая разработка элективного курса Q

Желательно, чтобы учащиеся сами сформулировали теорему для любых

положительных чисел а и в:

Теорема 1:

Для любых положительных чисел а и в справедливы следующие соотношения:

min {а,в}Методическая разработка элективного курса Н(а.в) Методическая разработка элективного курсаG(а,в) Методическая разработка элективного курса А(а,в) Методическая разработка элективного курсаQ(а,в) Методическая разработка элективного курсаmax(а,в),

где max(а,в) - наибольшее из чисел а и в,

min {а,в}- наименьшее из чисел а и в.

Доказательство:

1. Обоснование крайних соотношений достигается методом оценок заменить оба числа а и в соответственно на меньшее, точнее, на не большее) и на большее ( на не меньшее) в выражениях для среднего гармонического и среднего квадратического, а соотношение G(а,в) Методическая разработка элективного курсаА(а,в) уже было доказано.

2. Докажем, что Н(а.в) Методическая разработка элективного курсаG(а,в), т.е что Методическая разработка элективного курса;

Для чисел Методическая разработка элективного курса применим неравенство Коши:

Методическая разработка элективного курса; по свойству числовых неравенств а0, в0 и ав, то

1/а Методическая разработка элективного курса1/в, значит, Методическая разработка элективного курса.

3. Докажем, что А(а,в) Методическая разработка элективного курсаQ(а,в), т.е Методическая разработка элективного курса.

Перейдя к равносильному неравенству (а + в)2Методическая разработка элективного курса 2(а2+ в2) и используя частный случай неравенства Коши - Буняковского:

(1а+1в) 2 Методическая разработка элективного курса((а22)(12+12), значит, Методическая разработка элективного курса.

Теперь можно предложить ученикам сформулировать теорему для п положительных чисел:

Теорема 2: Для любого числа положительных чисел а1 2,…ап ; (пМетодическая разработка элективного курса2)веры следующие соотношения:

min { а12,…ап ; }Методическая разработка элективного курса Н(а12,…ап ; ) Методическая разработка элективного курсаG(а12,…ап ;) Методическая разработка элективного курса А(а12,…ап ;) Методическая разработка элективного курсаQ(а12,…ап ;) Методическая разработка элективного курсаmax {а12,…ап ; }

Доказательство аналогично случаю для двух чисел .

Применение теоремы можно рассмотреть на примерах.

1.Докажите, что для любых положительных чисел а, в, с справедливо неравенство:

Методическая разработка элективного курса

Доказательство:

Используя теорему 2: Н Методическая разработка элективного курса А

Методическая разработка элективного курса

Имеем: Методическая разработка элективного курса; отсюда Методическая разработка элективного курса.


2.Доказать, что для любых положительных а и в , а≠в и nєN справедливо:

Методическая разработка элективного курса;

Доказательство:

Методическая разработка элективного курса

Методическая разработка элективного курса;

3. Доказать, что последовательности (1+1/п)п и (1-1/п)п- возрастающие, а последовательность (1+1/п)п+1- убывающая.

Доказательство:

а) пусть а=1, в=1+1/п, тогда Методическая разработка элективного курса ( доказано выше),

Методическая разработка элективного курса, т.е (1+1/п)п < (1+1/(п+1))п+1, значит, последовательность (1+1/п)п возрастает (по определению);

б) аналогично доказывается, что последовательность(1-1/п)п-возрастающая,

(можно предложить учащимся доказать самостоятельно);

в) Методическая разработка элективного курса.

Последовательность ап=Методическая разработка элективного курсавозрастает, значит, последовательность 1/ап - убывает.



4. Геометрическая интерпретация связи средних величин

Геометрическая интерпретация неравенств, связывающих средние величины, очень важна. Достаточно показать ее для двух положительных чисел на примере трапеции.

Рассмотрим произвольную трапецию MNPK с основаниями а и в.

Проведем прямые, параллельные

основаниям трапеции так, что

1) Прямая НН 1 проходит через точку

Методическая разработка элективного курсапересечения диагоналей трапеции,

2) Прямая GG1 делит трапецию на две подобных трапеции,

3) Прямая АА1 проходит через середины боковых сторон трапеции,

4) Прямая НН 1 делит трапецию на две равновеликие трапеции.

1)

a) Пусть НН 1=х.

Треугольники MNK и HNO подобны (ученики самостоятельно доказывают)

MK:HO = NK:NO = b : HO ;

(NO+OK):NO =1+Методическая разработка элективного курса(из подобия треугольниковNOP и KOM)

Отсюда: MK:HO = ( a+ b) : a; HO=Методическая разработка элективного курса;

б) Треугольники OH1K и NPK подобны,

значит, HP: OH1=(NO+OK):OK,

NP: OH1= ON:OK +1; т.е a: OH1= Методическая разработка элективного курса;

в) OH+OH1 = Методическая разработка элективного курса= H(a; b) НН 1 = H(a; b)

2) Пусть GG1= х

Из подобия трапеций GNPG! и MG G!K:

а : x = x : b; отсюда, х = Методическая разработка элективного курса GG1 = G(a; b)

3) АА1 - средняя линия трапеции по определению, АА1=Методическая разработка элективного курса, АА1=А(a;b)

4) Пусть QQ1= х, по условию:

Методическая разработка элективного курса(1) , с другой стороны,

Методическая разработка элективного курса(2). Имеем: Методическая разработка элективного курса ;Методическая разработка элективного курса

b2-x2=x2-a2, х2=Методическая разработка элективного курса; т.е QQ1=Q(a; b)

Таким образом, мы доказали, что в трапеции есть все вышеупомянутые средние. Осталось доказать что,

Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса.

Можно привести такое доказательство:

a) NH:HM = a: b, a <b; Методическая разработка элективного курса;

NG:GM=a: GG1=Методическая разработка элективного курса ; 1› Методическая разработка элективного курса › , т.к Методическая разработка элективного курса<1, значит, НН 1 Методическая разработка элективного курсаGG1,

б) GG1<АА1, т.к АА1=1 , т.о НН 1 Методическая разработка элективного курсаGG1 Методическая разработка элективного курса АА1,

в) NQ:QM= h1:h2=Методическая разработка элективного курса, т.о

НН 1 Методическая разработка элективного курсаGG1 Методическая разработка элективного курса АА1 Методическая разработка элективного курса QQ1, т.е Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса. (ч. т. д )

Равенство будет, когда а = b, тогда фигура- параллелограмм и доказательство неинтересно, но можно задать ученикам вопрос: какая фигура будет в случае равенства а и b.

Вторая интерпретация теоремы 1 связана с прямоугольным треугольником. Целесообразно привести и ее, с целью повторить геометрию и показать красоту математических заключений.

Методическая разработка элективного курса

1. Возьмем полуокружность с центром в точке О и диаметром ВС.

2. Проведем Методическая разработка элективного курсаО ДМетодическая разработка элективного курса ВС.

3. На продолжении ВС возьмем точку А произвольно и проведем АЕ - касательную к окружности.

4. Проведем ЕF Методическая разработка элективного курсаBC/

5. Пусть АВ=а1, АС=а2, (а1Методическая разработка элективного курса а2), тогда АО =Методическая разработка элективного курса (ВС= а1 - а2,

ОС = ½( а12), ОА = а2-½( а12) = Методическая разработка элективного курса

6. Из треугольника ОЕА: АЕ = Методическая разработка элективного курса

7. Из треугольника ОДА: АД =Методическая разработка элективного курса

8. AF=AE2/OA, AF=Методическая разработка элективного курса.

Таким образом, АЕ - среднее геометрическое полож. чисел а1 и а2

АО - Среднее- арифметическое полож. чисел а1 и а2

АД - Среднее квадратичное полож. чисел а1 и а2

АF - среднее гармоническое полож. чисел а1 и а2

Предложить учащимся самим доказать (исходя из чертежа), что

AF<AE<OA<AD, а равенство при ?.

Замечание: Средним геометрическим двух положительных чисел является также среднее геометрическое между их средним арифметическим и средним гармоническим. (Предложить сам-но в этом убедиться).

5.Применение средних величин при решении некоторых

геометрических и алгебраических задач

Есть много интересных геометрических интерпретаций частных случаев теоремы 1.

Пример 1.

Методическая разработка элективного курса

a2/2 +b2/2 ≥ ab ( и далее )

Пример 2.

Можно предложить задачи:

1) Окружности диаметров а и в касаются внешним образом. Доказать, что отрезок их общей внешней касательной, заключенный между точками касания, равен среднему геометрическому их диаметров.

2. Окружности диаметров а и в не имеют общих точек, а отрезок их общей внешней касательной, заключенный между точками, равен среднему арифметическому диаметров. Докажите, что расстояние между центрами окружностей равно среднему гармоническому диаметров.

3). Подумайте, как с помощью рисунка к задаче 1 доказать, что

Н(а; в) Методическая разработка элективного курсаG(а; в)

( найти расстояние от точки касания окружностей до внешней касательной, а треугольник с вершинами в трех точках касания - прямоугольный).

Пример3. Неравенство Коши и объемы.

Ниже пример доказательства неравенства Коши применительно для трех положительных чисел, которое приведено в журнале « Квант», кроме этого еще некоторые задачи и упражнения, опубликованные в 1975-2000г в этом же журнале.


Методическая разработка элективного курса

Методическая разработка элективного курса


Методическая разработка элективного курса

Методическая разработка элективного курса


Методическая разработка элективного курса

Применение средних величин при решении уравнений, неравенств и других задач.

1) Решить уравнение:

Методическая разработка элективного курса.

Решение:

Применим неравенство Коши к левой части уравнения:

Методическая разработка элективного курса(1)

Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса

Сложив (1) и (2): Методическая разработка элективного курса;

Таким образом, х2-х+2Методическая разработка элективного курсах+1; (х-1)2Методическая разработка элективного курса0; х=1 Ответ: х=1.

2) Решить уравнение:

Методическая разработка элективного курса;о.о.у: Методическая разработка элективного курса

Решение:

Подстановка: Методическая разработка элективного курса

Уравнение принимает вид: Методическая разработка элективного курса;

Применим н. Коши: Методическая разработка элективного курса; значит, слагаемые равны (т.к неравенство обратилось в равенство)

Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса; у≥0; у+3›0

3-у=Методическая разработка элективного курса; 4(3-у)2=1/4; 3-у=Методическая разработка элективного курса1/2; 1) у=5/22, , х =Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса/2

2) у=7/2, х2=-13/4- корней нет.

Ответ: х =Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса/2

3) Решить уравнение:

4+2у4 = 4ху - 1. (*)

Решение:

Применяя н. Коши: 2х4+2у4≥2Методическая разработка элективного курса,4+2у4≥4х2у2, (2ху-1)2Методическая разработка элективного курса0,

xy =1/2, у =1/2х.

Подставляя в уравнение (*) и решив его, получим: Методическая разработка элективного курса

4) Решить уравнение:

Методическая разработка элективного курсах2+6х+11.

Решение:

Применяя н. Коши: Методическая разработка элективного курса,

Методическая разработка элективного курса,

Сложим обе части неравенств и получим, что Методическая разработка элективного курса2.

а х2+6х+11=(х-3)2+2 ≥2 ,

Значит, уравнение имеет решение только тогда, когда его левая и правая части равны 2. Легко заметить, что х=3.

5) Доказать, что log1719>log1920.

Доказательство:

Докажем, что Методическая разработка элективного курсаlog1920·log1917<1.

По н. Коши log1920·log1917Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса

Т.е log1719>log1920.

6) Решить неравенство: ((sin2 ( x+ y )+ 2 sin(x + y)+2)log2(3x+3-x) Методическая разработка элективного курса1.

Решение:

Перепишем неравенство: (sin(x + y)+1)2+1≥1, 3x+3-x ≥ 2 (н. Коши), значит,

log2(3x+3-x) ≥1.

Таким образом, неравенство имеет решение только в случае равенства:

((sin2 ( x+ y )+ 2 sin(x + y)+2)log2 (3x+3-x) = 1, значит,

.sin(x + y)=-1, а 3х = 1.

Ответ:(0; -П/2+Пк; к є Z).

7) При каких х функция f(x)=(1+2х)4(1-2х)достигает

на отрезке[0; 1/2]наибольшего значения?

Решение:

f(x)=¼·(1+2х) (1+2х) (1+2х) (1+2х)(4-8х),

Найдем среднее арифметическое :

Методическая разработка элективного курса((1+2х)+ (1+2х)+ (1+2х)+ (1+2х)+ (4-8х))=Методическая разработка элективного курса,

f(x) Методическая разработка элективного курсаМетодическая разработка элективного курса, значит,

f(x) достигает своего наибольшего значения, когда(1+2х)= (4-8х), х = 0,3

8) Найти наибольшее и наименьшее значение функции f(x)=Методическая разработка элективного курса.

Решение:

Записать Методическая разработка элективного курса=Методическая разработка элективного курсаи применить н. Коши для знаменателя этой дроби.

Ответ: наименьшее значение f(x) равно 0

наибольшее значение (x )равно ½.

Предложить ученикам решить самостоятельно или на усмотрение учителя такие задачи:

а)Найти наименьшее значение f(x)=Методическая разработка элективного курса; где х - положительное число;

б) Найти наибольшее значение f(x)=Методическая разработка элективного курсана отрезке [-2;2].

9)Доказать, что если А+В+С= π, то ( sinМетодическая разработка элективного курса)-1 + ( sinМетодическая разработка элективного курса)-1 + (sinМетодическая разработка элективного курса)-1Методическая разработка элективного курса 1

При доказательстве воспользоваться неравенством Коши для левой части, а произведение sinМетодическая разработка элективного курса sinМетодическая разработка элективного курса sinМетодическая разработка элективного курсапреобразовать и записать как

Методическая разработка элективного курсаи т. д.

Аналогичные задания можно дать домой, например:

а) если А+В+С= π, то 8cosA cosB cosCМетодическая разработка элективного курса1;

б) если А+В+С= π, то tg2A+ tg2B+ tg2C 9.

Очень хороша задача прикладного характера про дешевый ящик:

2 стенки ящика, имеющего форму прямоугольного параллелепипеда и объем 1м3, изготавливаются из одного материала , 4 другие из материала, который в 8 раз дешевле.

При каких размерах x, y, z ящика стоимость материалов, нужных для его изготовления, минимальна ?

Решение:

1) по условию xyz = 1;

2) пусть стоимость второго материала р рублей;

3) возможны случаи: а) стенки смежные,

б) стенки не смежные.

а) пусть стенки смежныеМетодическая разработка элективного курса

и стоимость 1м3 второго материала - Р рублей, тогда стоимость всего материала , необходимого для изготовления ящика:

S1 = 8p( xy + yz) + p( xy + yz + 2xz) = pxyz (9/z + 9/x +2/y) = p ((9/z + 9/x 2/y).

б) пусть стенки не смежные, тогда стоимость всего материала , необходимого для изготовления ящика:

S2 = 8p2xy + p( 2xz + 2yz)=2pxyz( 8/z + 1/y + 1/x) = 2p( 8/z + 1/y + 1/x).

Применим н. Коши:

(9/z + 9/x +2/y) ≥ 3Методическая разработка элективного курса, S1 ≥ 9 Методическая разработка элективного курсаp ;

( 8/z + 1/y + 1/x) ≥ 3Методическая разработка элективного курса= 6, S2 ≥ 12p,

Но 9 Методическая разработка элективного курсаp ≥ 12p, значит, стоимость S2 будет минимальна тогда и только тогда, когда будет минимальна сумма ( 8/z + 1/y + 1/x), а это будет, когда в неравенстве Коши будет равенство, т. е:

8/z = 1/y = 1/x, учитывая, что xyz=1, получаем: x=0,5; y=0,5; z=4.

Ответ: стоимость всего материала , необходимого для изготовления ящика минимальна, если его стенки имеют форму квадрата со стороной 0,5м, а расстояние между ними равно 4м.

На усмотрение учителя число примеров на применение средних величин(в основном, неравенства Коши) можно увеличить или уменьшить.

В математике существуют и другие средние величины, например, среднее арифметико-геометрическое Гаусса и среднее арифметико-гармоническое.

Есть способ введения понятия средней величины с помощью так называемого предельного перехода. Его суть - определить среднюю величину нового вида как предел последовательности, члены которой формируются с помощью уже введенных и изученных средних величин.

Пусть а>в, а>0, в>0, тогда образуем две последовательности:

Методическая разработка элективного курса

Методическая разработка элективного курса

которые обладают следующими свойствами:

А) (ап)- убывающая и ограниченная снизу,

Б) (вп)-возрастающая и ограничена сверху

В) обе последовательности сходятся к конечным пределам и они совпадают.

Определение:

Общий предел последовательностей (ап) и (вп) называют средним арифметико-геометрическим чисел а и в.

Если повторить такое построение, но среднее геометрическое заменить на среднее гармоническое, то получим (ап ) и (вп), обладающие свойствами А-В, но общий предел равен Методическая разработка элективного курса, то это арифметико-гармоническое.

Есть еще симметрические средние величины, но их определение достаточно сложно для учеников и учитель должен сам решить давать в конкретном классе эти величины подробно или нет.

6.Средние величины, используемые в математической статистике и экономике


В практике статистической обработки материала возникают различные задачи, имеются особенности изучаемых явлений, и поэтому для их решения требуются различные сведения, которые получают, применяя средние величины.

Средняя, рассчитанная по совокупности в целом, называется в статистике общей средней. Средние, вычисленные для каждой группы, называются групповыми средними. Общая средняя отражает общие черты изучаемого явления, а групповая средняя дает характеристику размера явления, складывающуюся в конкретных условиях данной группы.

Например, статистическое изучение рождаемости и среднего количества детей в семье на территории бывшего СССР проводилось по регионам. Традиционно более высокая рождаемость была в Средней Азии и Закавказье по сравнению с центральными районами России. Среднее количество детей в семье, исчисленное по каждому региону - это групповые средние, а соответственно исчисленной по всей территории СССР - это общая средняя. Сравнительный анализ групповых и общих средних используется для характеристики социально-экономических типов изучаемого общественного явления.

Существуют две категории средних величин:

1. Степенные средние.

К ним относятся:

Средняя арифметическая

Средняя гармоническая

Средняя геометрическая

2. Структурные средние:

Мода

Медиана.

Выбор того или иного вида средней производится в зависимости от целей исследования, экономической сущности усредняемого характера имеющихся исходных данных.

Если учитель захочет дать более подробно материал по этой теме, то

источников достаточно.








25

© 2010-2022