Система подготовки учащихся к итоговой аттестации

Репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в про­шлое. Современное общество требует от системы образования формирования у учащихся инициативности, мобильности, гиб­кости, динамизма и конструктивности. Будущий профессио­нал должен обладать стремлением к самообразованию на про­тяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные реше­ния, уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной ли...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крючкова Ирина Анатольевна

МБОУ СОШ №1, Россия, г. Поронайск, Сахалинская область

Система подготовки учащихся к итоговой аттестации по математике.

Ничто так не развивает способность человека к аналитическому мышлению, как математика. Прочные знания в области этой учебной дисциплины в дальнейшем помогут ученику не только успешно освоить ту или иную техническую специальность, но и найдут применение во многих жизненно важных ситуациях. В своей практике я довольно часто создаю ситуации, в которых ученикам необходимо применить знания математики.

Приучая детей к запоминанию логически связанных значений, я способствую развитию их мышления. При подготовке к экзаменам они должны иметь и уметь применять довольно большой объем знаний. Специфика экзаменов в форме теста ставит ребят в довольно сложное положение, т.к. они должны оперировать своими знаниями и уметь применять их чаще всего в нестандартной для них ситуации. Предупреждение и ликвидация пробелов в знаниях - одна из важнейших составляющих нашей работы, и неудовлетворительное качество этой работы ведет к накоплению у учащихся пробелов в знаниях до той степени, когда их устранение становится для ученика практически невозможным, и он переходит в разряд стабильно неуспевающих.

Без целенаправленной работы по ликвидации пробелов даже самые строгие проверка домашних заданий и учительский контроль теряют смысл, а работа над ошибками мало соответствует своей цели. Обычно при проверке письменной работы я подчеркиваю то место, где допущена ошибка. Но чтобы ее осознать и ликвидировать, ученик должен иметь под рукой правило, формулу или алгоритм решения. Учебников с такой информацией у школьников нет, и должно стать стремление научить каждого ребенка ориентироваться в этом нарастающем потоке информации, научить его отсеивать ненужное, искать достаточное для обоснования необходимого.

Проработав в школе более 30 лет , я пришла к следующим выводам:

  1. -Понимание изучаемого материала или задачи достигается только в результате активных мыслительных действий, тогда и сама деятельность становится для учащегося интересной.

  2. Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, совсем не обязательно подбирать какой- либо особо интересный материал - достаточно добиться активизации мыслительной деятельности над изучаемым материалом.

  3. Каждый этап деятельности учащегося должен быть оценен на своем уровне, но и поощрение оценкой допустимо.

  4. На каждом уроке учащийся должен знать, какие задания он должен уметь выполнять, какой этап деятельности будет следующим, какие основные вопросы по теории должен выучить.

В рамках данной технологии построение учебного процесса направлено на то, чтобы подвести всех учащихся к единому, четко заданному уровню овладения знаниями и умениями. Основная идея заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявления, виды помощи учащимся, можно добиться достижения всеми учениками заданного уровня знаний в рамках обязательных критериев, без чего невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности. В данной методике новый материал усваивается в процессе выполнения заданий. Деятельностный подход к обучению базируется на утверждении, что усвоение материала возможно только в результате собственной деятельности ученика, проходящей через определенные этапы: ориентировку, материализацию. .Данная технология в первую очередь касается знаний, умений и навыков и в гораздо меньшей степени - опыта творческой деятельности. Однако ориентация учащихся на овладение минимальным уровнем знаний, умений и навыков позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения, т.к. мышление школьников можно сформировать лишь на прочной основе знаний, умений и навыков.

Свою педагогическую идею я воплощаю, используя следующие условия, которые соответствуют технологии уровневой дифференциации. При дифференцированной работе каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности, когда за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом и творческому применению знаний.

Поэтому задания по всем темам я составляю по трем уровням. Трудность уровня «А» соответствует Госстандарту. Трудность заданий уровня «В» (базового) соответствует уровню трудности так называемых «стабильных» учебников. Ученик должен разбираться в том, что делать, поэтому задания уровня «В» требуют выполнения нескольких операций. В заданиях этого варианта преобладают задания комбинированного характера, требующие установления связей между отдельными компонентами курса и применения нестандартных приемов решения. В каждом варианте упражнения начинаются с простейших и располагаются по возрастающей сложности. Однако это возрастание в разных вариантах проходит с разным ускорением. Здесь сложность заданий возрастает более интенсивно, что позволяет ученику быстрее пройти начальный этап формирования соответствующего умения и выйти на усложненные комбинированные задания варианта «С». Трудность заданий уровня «С» (творческого) соответствует уровню трудности современных классов с углубленным изучением отдельных предметов. Данная система дифференцированных заданий опробована мною в течение ряда лет. Разноуровневые задания облегчают организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Уроки итогового повторения строю следующим образом. На уроке разбираются типовые задачи по двум-трем темам. На дом задаются аналогичные задачи. На следующем уроке выясняются затруднения, которые возникли у учеников, отрабатываются эти задачи. Затем дается проверочная работа. Ученики, не сдавшие зачет, обязаны дома проработать дополнительный вариант и сдать зачет на дополнительном занятии. Через определенное число уроков проводится тренировочная работа по целому блоку тем, анализируется, корректируется и проводится зачетная работа по данному блоку тем. Затем цикл повторяется по другим темам. После итогового повторения проводятся (две) предэкзаменационные работы в условиях, приближенных к экзаменационным. Важно, чтобы все ученики сдали обязательную часть зачетной работы. В нее можно (нужно) включать не только обязательные задания, но и более сложные (для подготовленных учеников).Информация о выполнении зачетных работ в обязательном порядке доводится до сведения родителей. Подготовка ко второй части работы осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время на элективных курсах и других занятиях. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений учащегося. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных требований, а в остальном может быть произвольным. Для успешной подготовки учащихся к итоговой аттестации использую сборники для подготовки к экзаменам, рекомендованные ФИПИ и МИИО. Важным условием успешной подготовки к экзаменам является тщательность в отслеживании успехов каждого ученика по всем темам и в своевременной коррекции уровня усвоения учебного материала.

Конечно же, данная система требует большего количества времени на подготовку к урокам, на проверку работ, на проведение дополнительных занятий. Но, если учитель заинтересован в результатах своего труда, то ему в любом случае необходимо совершенствовать систему контроля..

Репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, уходит в прошлое. Современное общество требует от системы образования формирования у учащихся инициативности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, уметь принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть новыми технологиями. Воспитание такой профессионально активной личности требует от педагога применения совершенно новых приемов, методов и форм работы. Учителю необходимо, прежде всего, применять активные методы обучения, развивающие технологии, которые направлены на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности школьников.





© 2010-2022