Методическая разработка на тему Лабиринт науки

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство просвещения ПМР

ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»


Согласовано Утверждаю

Зав.метод.отделом «РПТ» Зам.директора по УР

_________Штырбул Т.С. _______Парфентьева И.Ю.

«____»_______2015 г. «____»____________20


Методическая разработка на тему Лабиринт науки

Для преподавателей и мастеров РПТ

Лабиринт науки


Дата проведения: 1.11.2015 г.

Время проведения:09.40-11.00 час.

Место проведения: кабинет № 14

Группы НПО №18 «Повар, кондитер»

Организатор: Очеретнова Валентина Ивановна, преподаватель

математики второй квалификационной категории ГОУ СПО «РПТ»;

Методическая разработка на тему Лабиринт науки

Рассмотрен и одобрен

на заседании ЦМК преподавателей

естественно-научных дисциплин

Протокол №____ от____2015г.

Председатель ЦМК:

__________Наку И.И.

Рыбница, 2015 г.



Методическая цель:

Формирование позновательных интересов обеспечивающих активность обучающимися.

Цели мероприятия:

Образовательные:

- прививать интерес к предмету,повышать мотивацию обучения математике,

- способствовать интеллектуальному развитию учащихся,необходимых не только в математической деятельности,но и для жизни в современных условиях,

Развивающие:

- развивать интеллект учащихся,

- расширять знания и воспитывать стремление к их непрерывному совершенствованию,

Воспитательные:

- формировать чувства солидарности и здорового соперничества.

- развивать сообразительность,находчивость,чувство взаимопомощи ,

Тип мероприятия: инновационный «урок-лабиринт»

Комплексно-методическое обеспечение:

  • компьютер с необходимыми программным обеспечением,

  • канцелярские принадлежности,

  • атрибутика для игры,

  • портреты ученых-математиков,

  • высказывания ученых математических личностей.

Методы обучения:

1. Методы организации учебно-познавательной деятельности:

  • Словесные: комментарий рассказ;

  • Наглядные: показ видеороликов

2. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • создание ситуации успеха

  • сотворчество и сотрудничество,

  • вручение Грамот.

Междисциплинарные связи:

  • дисциплина «Русский язык», тема «Культура речи» ,


  • дисциплина «Право», тема «Правомерные формы поведения»;

  • дисциплина «Информатика и ИКТ», тема «Создание мультимедийных видеороликов»





Ход мероприятия:


I. Организационный момент.

  • Фиксация отсутствующих,

  • проверка подготовленности обучающихся к мероприятию,

  • психологический настрой учащихся,

  • разделение учащихся на малые группы.

II. Сообщения темы и задач мероприятия.

Мотивация деятельности для обучающихся на мероприятии.

Учитель . Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости, коллеги .В рамках недели науки и мира сегодня мы проведём мероприятии на тему «Лабиринт науки». Хотела бы начать со слов посвящённых царице нашей науки.

Математика наука

Хороша и всем нужна

Без нее прожить нам трудно

Без нее и жизнь сложна


Однако, не все разделяют эту точку зрение и есть такие учащихся которые думают что учить математику не обязательно. Но как говорил Блез Паскаль «Предмет математики столь серьёзен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным».

Сегодня вы собрались на математический конкурс - интеллектуальный лабиринт науки . Все вопросы, которые будут заданы, связаны с математикой. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», что ей больше, чем какой-либо другой науке свойственны красота, гармония, изящество и точность.

Участвовать в нашем конкурсе будут 2 команды.

III. Основная часть.


Ход мероприятия

Ученик 1: Вас приветствуем, друзья,
И шлем Вам пожеланье:

Побольше думать в этот раз,
И приложить все знания.


Ученик 2: Без конца твердят нам в школе:

"Математика важна".

На заводе, в классе, в поле

Математика нужна.


Ученик 3: В институт ли поступаешь,
Идешь работать на завод,
Коль математику не знаешь,
От ворот Вам поворот.

Ученик 4: Без математики наука,
Как без воды усталый путник.
Математика важна.
Математика нужна.


Ученик 5: О, Математика, нам в лабиринте помоги!

И скуку, лень быстрее прогони,
Сегодня мы соревнованье проведем,

Итак, друзья, скорей начнем!

Ведущий 1: 1 Что такое лабиринт ?

Выступление команд. Оценки жюри.

Ученик. Есть о математике молва,

Что она в порядок ум приводит.

Потому хорошие слова

Часто говорят о ней в народе.

Математика-наука

Хороша и всем нужна.

Без неё прожить нам трудно,

Без неё нам жизнь сложна.

Викторину начинаем

Всем успехов вам желаем.

Думать, мыслить, не зевать

Быстро всё в уме считать.

Ведущий 2: 2 конкурс интеллектуальная викторина. Команды по очереди отвечают на вопросы ведущих, если команда не дает ответа право ответа переходит к следующей команде.


  • Что за цифра-акробатка, если на голову встанет, ровно на три меньше станет? (6)

  • Какое число без остатка делиться на любое число, кроме себя? (0)

  • Сколько получится десятков, если три десятка умножить на три десятка? (90)

  • Назвать пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел, месяца и названия дней недели. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

  • Два поезда одновременно вышли навстречу друг другу, один со скоростью 55 км в час, а другой 50 км в час. На каком расстоянии будут поезда за час до встречи?

  • Как называется дробь, у которой числитель равен знаменателю? (Неправильная)

  • Когда произведение равно нулю? Когда хотя бы один из множителей равен 0)

  • Сумма каких чисел всегда равна нулю? (противоположных)

  • Сколько концов у 3 с половиной палок? (8)

  • Цифровой знак, означающий отсутствие величины. (0)

  • В одной семье 2 отца и 2 сына. Сколько мужчин в семье? (3)

  • С востока на запад шел электровоз со скоростью 50 1/2 км/ч. В том же направлении дует ветер, скорость которого 8 км/ч. В какую сторону отклоняется дым поезда? (у электровоза нет дыма)

  • Что такое равенство двух отношений? (пропорция)

  • В каком случае дробь равна нулю? (когда ее числитель равен нулю)

  • Произведение каких чисел всегда равно 1? (обратных)

  • Формула периметра квадрата. (4а)

  • Петух, стоя на одной ноге весит 3кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах? (3 кг)

  • В каждом из 4 углов комнаты сидит по кошке. Напротив каждой кошки сидят 3 кошки. Сколько кошек в комнате? (4)

  • Как называется частное двух чисел? (Отношение)

  • Какие три числа, если их сложить или перемножить, дают один и тот же результат? (1,2,3).

  • У старшего брата 10 рублей, а у младшего только 4 рубля. Сколько старший должен отдать младшему, чтоб стало поровну? (3)

Итог конкурса

Ведущий 1. Следующий, 3 тур, он посвящен великим людям. Дает ответ команда первой поднявшая руку.

III тур

Методическая разработка на тему Лабиринт науки

Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.

1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».

2) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.

3) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.

4) Мне кажется, что фамилиями этих людей названы города. Так ли это? №1. Л.Н. Толстой. Оказывается, в Ленинградской области есть города Пушкин и Ломоносов. Города Толстой пока ещё нет.

5) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.

Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок»

Ведущий 2. Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в II и III туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон, который он может отдать своей команде).

Одной рукой в ладоши не хлопнешь.

Один в поле не воин.

Один пашет, а семеро руками машут.

Одна нога тут, другая - там.

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

На одном месте и камень мхом зарастает.

Одна рука узла не вяжет.

От одного слова да навек ссора.

У ежа одна сила - колючки.

Раз солгал - навек лгуном стал.

Руки поборют одного, знанье - тысячу.

Трус умирает сто раз, а герой - один раз.

Первый блин комом.

Горе на двоих - полгоря, радость на двоих - две радости.

Два сапога - пара.

Кто скоро помог, тот дважды помог.

Лентяй дважды работает.

Одна голова - хорошо, а две - лучше.

От горшка два вершка.

Палка о двух концах.

Сидеть меж двух стульев.

Скупой платит дважды.

Убить двух зайцев.

Уплетать за обе щеки.

Хромать на обе ноги.

Двум смертям не бывать, а одной не миновать.

За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

За одного битого двух небитых дают.

Старый друг лучше новых двух.

Ум хорошо, а два лучше.

Хвастуну цена - три копейки.

Не узнавай друга в три дня - узнавай в три года.

От горшка три вершка.

Обещанного три года ждут.

Плакать в три ручья.

Без четырех углов изба не рубится.

Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.

На все четыре стороны.

Жить в четырех стенах.

Как свои пять пальцев.

Пятое колесо в телеге.

Семеро с ложкой - один с плошкой.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Семь верст до небес и все лесом.

Семи пядей во лбу.

Лук от семи недуг.

За семью морями.

На седьмом небе от счастья.

Сам не дерусь, семерых не боюсь.

Семеро одного не ждут.

Семь бед - один ответ.

Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Весна да осень - на дню погод восемь.

Не трусливого десятка.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Ведущий 2. Следующий, 4 тур, он посвящен великим математикам.


IV тур. Великие математики.

Методическая разработка на тему Лабиринт наукиМетодическая разработка на тему Лабиринт науки



Перед вами портреты древнегреческих учёных, живших в VI - III вв. до н.э.

1) Девизом каждого, кто нашел что-то новое, является слово «Эврика!». Так воскликнул ученый, открыв новый закон. Он же с большой точностью вычислил значение  - отношение длины окружности к её диаметру. №2. Архимед.

2) Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою? №1. Пифагор.

3) Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен,

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошли столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: "Отойди, не трогай моих чертежей!"? №2. Архимед.

4) Кто впервые систематизировал геометрические сведения?

Ответ: №3 Евклид - древнегреческий геометр. Он в своих тринадцати книгах под названием "Начала" систематизировал основные в то время геометрические знания. Некоторые из них используются и сейчас.

5) Кому из них принадлежат слова: «Числа правят миром». №1. Пифагор.

6) Вслед за кем мы часто горделиво восклицаем: "Дайте мне точку опоры и я переверну Землю"? №1.Архимед.

Ведущий 1. В 5 туре вам придется проявить все свои математические знания.



V тур.

1 задание

Методическая разработка на тему Лабиринт науки

1) Локоть, дюйм, фут, фунт, по-моему, это единицы измерения длины. Так ли это? №4. Фунт - мера веса.

2) Расположите единицы длины в порядке убывания. №2-3.

Методическая разработка на тему Лабиринт науки

1 локоть  46 см

1 дюйм  2,5 см

1 фут  30 см



2 задание

Методическая разработка на тему Лабиринт науки

1) Какая из этих фигур по одному очень важному признаку является лишней? №2. Все фигуры, кроме 2, являются плоскими фигурами. Куб - пространственная фигура.





  1. Здесь нарисованы многоугольники. Так ли это? №5

Игра с болельщиками: «Аукцион математических терминов»

Ведущий 2. Внимание, болельщики! Пока жюри подсчитывает очки, которые набрали участники игры в III туре, проведем аукцион математических терминов. Побеждает тот, кто последним назовет слово… (победителю вручается жетон).

Жюри, объявляет результаты V тура…

Финал

Методическая разработка на тему Лабиринт науки

Из слова «арифметика» нужно составить как можно больше слов. Каждую букву разрешается использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове, т.е. буквы «а» и «и»  два раза, а остальные - по одному. Тот, кто назовёт последнее слово,  победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло…

Две минуты истекли. команды по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

(Помощник записывает слова на доске).

Возможные варианты ответов:

Акр

Ар

Арка

Арфа

Икра

Камера

Кара

Карат

Карта

Катер

Кит

Кифара

Крем

Мак

Марка

Мера

Мерка

Метка

Метр

Метрика

Мир

Миф

Мрак

Рак

Ракета

Рама

Река

Ритм

Ритмика

Риф

Рифма

Тара

Тариф

Тема

Тик

Тир

Тиф

Фа

Фара

Ферма

Фирма

Фрак

Учитель. Дорогие друзья, я от всей души благодарю вас. Надеюсь сегодня вам было интересно и весело. И вы увидели что математика может быть и веселой и занимательной. Награждаем победителей нашего марафона. (Все команды получают грамоты)

Ученик 1. Давайте, ребята, давайте считать:

Делить, прибавлять, умножать, вычитать.

Смекалку свою проявите:

Считайте, рисуйте, чертите!

Ученик 3. Вы все молодцы! Вы все удальцы!

И пусть на года, любимой всегда

Для вас математика будет!

Ученик 4. Она и серьёзна, она и трудна!

Но если чуть-чуть постараться,

То можно и с ней играть и шутить,

Смеяться и улыбаться.

V Тур

Зачем нужна моя профессия и математика в нашей жизни.

Каждая команда зашишают свою профессию и что помогает предмет математики в нашей жизни

IV. Мы оправдали математику но в нашей жизни есть такие ситуации на уроках сейчас вы увидите одно из них

V. Итоги мероприятия.

Итак, ребята, наше мероприятие закончилось. Давайте подведем итоги. Я хочу отметить, что вы все сегодня замечательно выступили Свою благодарность за участие и проведение математический марафон выразить виде грамот.

VI. Рефлексия. Мне хочется узнать, понравилось ли мероприятие вам? Поэтому в заключение каждый из вас может выразить свое отношение к сегодняшнему мероприятию. В конце класса есть парта и роза .Там лежат разные смайлики вы должны выбрать какой смайлик подходит к вашему настроению после нашей мероприятия. Спасибо Вам большое..

VII. Выводы


План мероприятия

составлен: ___________ В.И .Очеретнова преподаватель математики второй

квалификационной категории

Методическая разработка на тему Лабиринт науки

© 2010-2022