- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 7-9 к учебнику Атанасян Л. С
Рабочая программа по геометрии 7-9 к учебнику Атанасян Л. С
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бутенко Л.В. |
Дата | 07.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии адресована для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательной школы и рассчитана на 3 года обучения. Предмет геометрии входит в образовательную область математика. Учебный план на изучение геометрии в 7 - 9 классах основной общеобразовательной школы отводит от 50 до 68 часов в год течение каждого года обучения, всего 186 уроков. Учебное время может быть увеличено до 2 уроков в неделю в каждом классе за счет вариативной части Базисного плана и общее количество составит 204 урока.
Рабочая программа основного общего образования по геометрии составлена на основе примерной программы по математике федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного образования, а также используется программа «Геометрия 7 - 9 классы» Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др., издательства «Просвещение», 2009 г.
Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Сознательное овладение учащимися системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что её объектом являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при изучении геометрии способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки геометрического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки учащихся.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение геометрии существенно расширяют кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.
Изучение геометрии позволяет формировать умение и навыки умственного труда - планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическая оценка результатов. В процессе изучения геометрии школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым геометрия занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников.
Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формирую понимание красоты и изящества математических суждений, геометрия вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся. Енё изучение развивает воображение школьников, существенно обогащает и развивает их пространственные представления.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций (проведение экскурсий, лабораторных, практических занятий, семинаров, обобщающих уроков, диспутов и др.).
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы в ходе изучения нового материала, закрепления изученного и контроля знаний, выполнения творческих работ.
Освоение курса предполагает, помимо посещения коллективных занятий (уроков, лекций и др.), выполнение внеурочных (домашних) заданий разного характера. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные и лекционные занятия, участвуют в семинарах и других формах организации учебной деятельности, занимаются индивидуально и в группах разного состава.
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Формы контроля, применяемые для реализации рабочей программы - контрольные, тестовые, самостоятельные, лабораторные, практические работы. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом учебном занятий на разных этапах урока в индивидуальной и фронтальной работе. Итоговый контроль знаний планируется после изучения основных тем курса, а также по плану внутришкольного контроля в виде административных контрольных работ. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итоговой контрольной работы (теста), которая включает вопросы (задания) по основным проблемам курса. Изучение курса математики на уровне основного общего образования завершается государственной итоговой аттестацией по математике. В рамках государственной итоговой аттестации по математике учащиеся сдают обязательный экзамен, в контрольно-измерительные материалы которого включены задания курса геометрии.
Учебно-тематический план.
7 класс.
Количество часов всего 50-1 вариант (68-2 вариант)
В неделю
-
2 часа в течение 25 недель (1 вариант);
-
2 часа в неделю в течении всего учебного года (2 вариант).
Плановых контрольных уроков 6 часов.
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе программы «Геометрия 7 - 9 классы» Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Учебник «Геометрия, 7-9» Л.С.Атанасяна издательства «Просвещение», 2009 - 2013 г.г.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Контрольных
Начальные геометрические сведения.
7 (10)
1
Треугольники.
14(17)
1
Параллельные прямые.
9(13)
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
16(18)
2
Повторение. Решение задач.
4(10)
1
Итого
50 (68)
6
8 класс.
Количество часов всего 68
В неделю 2 часа в течение всего учебного года.
Плановых контрольных уроков 6 часов.
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе программы «Геометрия 7 - 9 классы» Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Учебник «Геометрия, 7-9» Л.С.Атанасяна издательства «Просвещение», 2009 - 2013 г.г.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Контрольных
Четырехугольники.
14
1
Площадь.
14
1
Подобные треугольники.
19
2
Окружность.
17
1
Повторение. Решение задач.
4
1
Итого
68
6
9 класс.
Количество часов всего 68
В неделю 2 часа в течение всего учебного года.
Плановых контрольных уроков 5 часов.
Административных контрольных уроков 1 ч.
Планирование составлено на основе программы «Геометрия 7 - 9 классы» Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Учебник «Геометрия, 7-9» Л.С.Атанасяна издательства «Просвещение», 2009 - 2013 г.г.
№ п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Всего
Контрольных
Векторы.
8
0
Метод координат.
10
1
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
11
1
Длина окружности и площадь круга.
12
1
Движения
8
1
Начальные сведения из стереометрии.
8
0
-
.
Об аксиомах планиметрии.
2
0
Повторение. Решение задач.
9
1
Итого
68
5
Содержание тем учебного курса.
7 класс.
Начальные геометрические сведения 7 (10)часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они систематизируют свои знания о простейших геометрических фигурах и их свойствах; познакомятся с понятием равенства фигур.
Основные изучаемые вопросы:
-
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол.
-
Понятие равенства фигур.
-
Сравнение отрезков и углов.
-
Измерение отрезков, длина отрезка.
-
Измерение углов, градусная мера угла.
-
Смежные и, вертикальные углы, их свойства.
-
Перпендикулярные прямые.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными;
-
Знать, как сравниваются и измеряются углы и отрезки;
-
Знать, что такое градус, градусная мера угла, какой угол называется прямым, острым, тупым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла;
-
Знать, какие углы называются смежными, вертикальными;
-
Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов;
-
Объяснять, какие прямые называются перпендикулярным;
-
Формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных третьей;
-
Изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с ними.
Треугольники 14 (17) часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они познакомятся с понятием теоремы; научатся доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; получат представление о новом классе задач - задачами на построение.
Основные изучаемые вопросы:
-
Треугольник. Признаки равенства треугольников.
-
Перпендикуляр к прямой.
-
Медианы, биссектрисы, высоты треугольника.
-
Равнобедренный треугольник и его свойства.
-
Решение задач на построение.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны и углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным или равносторонним треугольником, какие треугольники называются равными;
-
Изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы;
-
Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
-
Объяснять, то называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой;
-
Формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой;
-
Объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника;
-
Формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;
-
Решать задачи на признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника;
-
Формулировать определение окружности;
-
Объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр окружности;
-
Решать простейшие задачи на построение и более сложные задачи, использующие простейшие;
-
Сопоставлять полученный результат с условием задачи;
-
Анализировать возможные случаи.
Параллельные прямые 9(13) часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они познакомятся с понятием параллельности прямых; получат первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе; познакомятся с аксиомой параллельных прямых.
.Основные изучаемые вопросы:
-
Признаки параллельности прямых.
-
Аксиома параллельных прямых.
-
Свойства параллельных прямых.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Формулировать определение параллельных прямых.
-
Объяснять виды углов при пересечении двух прямых секущей.
-
Формулировать и доказывать признаки параллельности прямых.
-
Объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее.
-
Формулировать аксиому параллельных и выводить следствия из неё.
-
Формулировать и доказывать признаки параллельности двух прямых и обратные им теоремы.
-
Объяснять метод от противного. Применять его при решении задач и доказательстве теорем.
Соотношения между сторонами и углами треугольника 16 (18) часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они познакомятся с новыми и важными свойствами треугольников.
Основные изучаемые вопросы:
-
Сумма углов треугольника.
-
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
-
Неравенство треугольника.
-
Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства.
-
Расстояние от точки до прямой.
-
Расстояние между параллельными прямыми.
-
Построение треугольника по трём элементам.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствии о внешнем угле треугольника.
-
Приводить классификацию треугольников по углам.
-
Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и её следствия, теорему о неравенстве треугольника.
-
Формулировать и доказывать свойства прямоугольного треугольника с углом в 300, признаки равенства прямоугольных треугольников.
-
Формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми.
-
Решать задачи на построение, связанные с соотношением сторон и углов треугольника, расстоянием между параллельными прямыми.
Повторение. Решение задач 4 (10) часа.
8 класс.
Четырехугольники 14 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они познакомятся с наиболее важными четырехугольниками их свойствами. Получат представление о фигурах, обладающих осевой симметрией.
Основные изучаемые вопросы:
-
Многоугольник, выпуклый многоугольник, четырёхугольник.
-
Параллелограмм, его свойства.
-
Трапеция.
-
Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства.
-
Осевая и центральная симметрия.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Объяснять, что такое многоугольник, его элементы. Изображать и распознавать многоугольники, их элементы на чертежах.
-
Формулировать определение выпуклого многоугольника, изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники на чертежах называются противоположными.
-
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.
-
Объяснять, какие стороны, углы, вершины четырёхугольника.
-
Формулировать определение параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата.
-
Изображать и распознавать эти четырёхугольники на чертежах.
-
Формулировать, доказывать и применять свойства и признаки известных четырёхугольников.
-
Объяснять, какие две точки (фигуры) симметричны относительно прямой, точки, что такое ось (центр) симметрии, приводить примеры фигур, обладающих центральной или осевой симметрией в окружающей обстановке.
Площадь 14 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они расширят и углубят свои представления об измерении и вычислении площадей, научится использовать формулы площадей. Познакомятся с теоремой Пифагора.
Основные изучаемые вопросы:
-
Понятие площади многоугольника.
-
Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
-
Теорема Пифагора.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников.
-
Формулировать и выводить основные свойства площадей, применять их при решении задач.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы о площадях прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теорему о площадях треугольников, имеющих по равному углу.
-
Формулировать, доказывать, применять теорему Пифагора и ей обратную теорему.
-
Выводить и применять формулу Герона для площади треугольника.
Подобные треугольники 19 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они познакомятся с понятием подобных треугольников, рассмотрят признаки подобия треугольников и научатся их применять, познакомятся с тригонометрическим аппаратом.
Основные изучаемые вопросы:
-
Подобные треугольники.
-
Признаки подобия треугольников.
-
Применение подобия к доказательству теорем и решению задач.
-
Синус, косинус, тангенс острого угла прямоугольного треугольника.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Объяснять понятие пропорциональности отрезков.
-
Формулировать определение подобных треугольников и коэффициента подобия.
-
Формулировать и доказывать теоремы об отношениях площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.
-
Объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение и приводить примеры применения этого метода.
-
Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности.
-
Объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур.
-
Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
-
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса углов в 300, 450, 600.
-
Решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.
Окружность 17 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они расширят собственные сведения об окружности, изучат ее свойства, познакомятся с замечательными точками треугольника.
Основные изучаемые вопросы:
-
Взаимное расположение прямой и окружности.
-
Касательная к окружности, её свойство и признак.
-
Центральные и вписанные углы.
-
Четыре замечательные точки треугольника.
-
Вписанная и описанная окружность.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Исследовать взаимное расположение прямой и окружности.
-
Формулировать определение касательной к окружности.
-
Формулировать, доказывать, применять свойства, признак касательных.
-
Формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд.
-
Формулировать, доказывать, применять свойства замечательных точек треугольника.
-
Формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы об окружности вписанной и описанной около треугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теорему о свойстве сторон описанного четырёхугольника, о свойстве углов вписанного четырёхугольника.
-
Решать задачи на вычисление, доказательство, построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками.
-
Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.
Повторение. Решение задач 4 часа.
9 класс.
Векторы. Метод координат18 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они научатся выполнять действия над векторами в геометрической и координатной форме, применять метод координат при решении геометрических задач.
Основные изучаемые вопросы:
-
Понятие вектора.
-
Равенство векторов.
-
Сложение и вычитание векторов.
-
Умножение вектора на число.
-
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам.
-
Координаты вектора.
-
Простейшие задачи в координатах.
-
Уравнение окружности и прямой.
-
Применение векторов и координат при решении задач.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Формулировать определение и иллюстрировать вектор, его длину, коллинеарные и равные векторы.
-
Мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам.
-
Применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.
-
Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки, вектора.
-
Выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнение окружности и прямой.
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. 11 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они получат возможность развить своё умение применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Основные изучаемые вопросы:
-
Синус, косинус, тангенс угла.
-
Теоремы синусов и косинусов.
-
Скалярное произведение векторов его применение в геометрических задачах.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Формулировать и иллюстрировать определение синуса, косинуса, тангенса углов от 00 до 1800.
-
Выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения.
-
Формулировать, доказывать, применять при решении задач теоремы синусов и косинусов.
-
Объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности.
-
Формулировать определение угла между векторами и скалярного произведения векторов.
-
Выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов.
-
Формулировать и обосновывать свойство скалярного произведения .
-
Использовать скалярное произведение при решении задач.
Длина окружности. Площадь круга 12 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они расширят свои знания о многоугольниках. Рассмотрят понятия длины окружности и площади круга, изучат формулы для их вычисления.
Основные изучаемые вопросы:
-
Правильные многоугольники.
-
Окружность, описанная около многоугольника и вписанная в него.
-
Построение правильных многоугольников.
-
Длина окружности. Площадь круга.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Формулировать определение правильного многоугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы об окружностях, описанной и вписанной в правильный многоугольник.
-
Выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
-
Решать задачи на построение правильных многоугольников.
-
Объяснять понятия длины окружности и площади круга.
-
Выводить и применять формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и кругового сектора.
Движения 8 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они познакомятся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Основные изучаемые вопросы:
-
Отображение плоскости на себя.
-
Понятие движения.
-
Осевая и центральная симметрия.
-
Параллельный перенос.
-
Поворот.
-
Наложения и движения.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Объяснять, что такое наложение плоскости на себя, и в каком случае оно является движением плоскости.
-
Объяснять, что такое центральная и осевая симметрия, параллельный перенос и поворот.
-
Обосновывать, что эти виды отображения плоскости на себя являются движениями.
-
Объяснять взаимосвязь между наложением и движением.
-
Иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ.
Начальные сведения из стереометрии 8 часов.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они получат начальное представление о телах и поверхностях в пространстве. Познакомятся с формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
Основные изучаемые вопросы:
-
Предмет стереометрии.
-
Геометрические тела и поверхности.
-
Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов.
-
Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Объяснять, что такое многогранник, его элементы, выпуклый многогранник, что такое п-угольная призма, её элементы и виды, её связь с параллелепипедом.
-
Знать виды параллелепипеда, формулировать, обосновывать, применять свойства диагоналей.
-
Объяснять понятие объёма многогранника.
-
Выводить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.
-
Объяснять, какой многогранник является пирамидой, её элементы, виды.
-
Определять апофему правильной пирамиды, применять формулу объёма пирамиды.
-
Объяснять, какое тело называется цилиндром, его элементы. Применять формулы объёма и площади боковой поверхности цилиндра.
-
Объяснять, какое тело называется конусом, его элементы. Применять формулы объёма и площади боковой поверхности конуса.
-
Объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, их элементы. Применять формулы объёма шара и площади сферы.
-
Изображать и распознавать на чертежах пирамиду, призму, параллелепипед, цилиндр, конус, шар.
Об аксиомах планиметрии 2 часа.
Основная цель: создать условия для работы учащихся, в ходе которой они получат более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Основные изучаемые вопросы:
-
Беседа об аксиомах планиметрии.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):
-
Знать, что существуют различные системы аксиом геометрии.
Повторение. Решение задач 9 часов.
Требования к уровню подготовки учащихся
7 класс
В результате изучения курса учащиеся должны
знать
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии и основных теорем и их следствий.
уметь
-
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными;
-
Формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов;
-
Объяснять, какие прямые называются перпендикулярным;
-
Формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных третьей;
-
Изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с ними.
-
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны и углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным или равносторонним треугольником, какие треугольники называются равными;
-
Изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы;
-
Формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников;
-
Объяснять, то называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой;
-
Формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой;
-
Объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника;
-
Формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника;
-
Решать задачи на признаки равенства треугольников и свойства равнобедренного треугольника;
-
Формулировать определение окружности;
-
Объяснять, что такое центр, радиус, хорда, диаметр окружности;
-
Решать простейшие задачи на построение и более сложные задачи, использующие простейшие;
-
Сопоставлять полученный результат с условием задачи;
-
Анализировать возможные случаи.
-
Формулировать определение параллельных прямых.
-
Объяснять виды углов при пересечении двух прямых секущей.
-
Формулировать и доказывать признаки параллельности прямых.
-
Объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее.
-
Формулировать аксиому параллельных и выводить следствия из неё.
-
Формулировать и доказывать признаки параллельности двух прямых и обратные им теоремы.
-
Объяснять метод от противного. Применять его при решении задач и доказательстве теорем.
-
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствии о внешнем угле треугольника.
-
Приводить классификацию треугольников по углам.
-
Формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и её следствия, теорему о неравенстве треугольника.
-
Формулировать и доказывать свойства прямоугольного треугольника с углом в 300, признаки равенства прямоугольных треугольников.
-
Формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми.
-
Решать задачи на построение, связанные с соотношением сторон и углов треугольника, расстоянием между параллельными прямыми.
8 класс.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии и основных теорем и их следствий.
уметь
-
Объяснять, что такое многоугольник, его элементы. Изображать и распознавать многоугольники, их элементы на чертежах.
-
Формулировать определение выпуклого многоугольника, изображать и распознавать выпуклые и невыпуклые многоугольники на чертежах называются противоположными.
-
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов выпуклого многоугольника.
-
Объяснять, какие стороны, углы, вершины четырёхугольника.
-
Формулировать определение параллелограмма, трапеции, равнобедренной и прямоугольной трапеции, прямоугольника, ромба, квадрата.
-
Изображать и распознавать эти четырёхугольники на чертежах.
-
Формулировать, доказывать и применять свойства и признаки известных четырёхугольников.
-
Объяснять, какие две точки (фигуры) симметричны относительно прямой, точки, что такое ось (центр) симметрии, приводить примеры фигур, обладающих центральной или осевой симметрией в окружающей обстановке.
-
Объяснять, как производится измерение площадей многоугольников.
-
Формулировать и выводить основные свойства площадей, применять их при решении задач.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы о площадях прямоугольника, параллелограмма, трапеции, треугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теорему о площадях треугольников, имеющих по равному углу.
-
Формулировать, доказывать, применять теорему Пифагора и ей обратную теорему.
-
Применять формулу Герона для площади треугольника.
-
Объяснять понятие пропорциональности отрезков.
-
Формулировать определение подобных треугольников и коэффициента подобия.
-
Формулировать и доказывать теоремы об отношениях площадей подобных треугольников, о признаках подобия треугольников, о средней линии треугольника, о пересечении медиан треугольника, о пропорциональных отрезках в прямоугольном треугольнике.
-
Объяснять, что такое метод подобия в задачах на построение и приводить примеры применения этого метода.
-
Объяснять, как можно использовать свойства подобных треугольников в измерительных работах на местности.
-
Объяснять, как ввести понятие подобия для произвольных фигур.
-
Формулировать определения и иллюстрировать понятия синуса, косинуса, тангенса острого угла прямоугольного треугольника.
-
Выводить основное тригонометрическое тождество и значения синуса, косинуса, тангенса углов в 300, 450, 600.
-
Решать задачи, связанные с подобием треугольников, для вычисления значений тригонометрических функций использовать компьютерные программы.
-
Исследовать взаимное расположение прямой и окружности.
-
Формулировать определение касательной к окружности.
-
Формулировать, доказывать, применять свойства, признак касательных.
-
Формулировать понятие центрального угла и градусной меры дуги окружности.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы о вписанном угле, о произведении отрезков пересекающихся хорд.
-
Формулировать, доказывать, применять свойства замечательных точек треугольника.
-
Формулировать определения окружностей, вписанной в многоугольник и описанной около многоугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы об окружности вписанной и описанной около треугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теорему о свойстве сторон описанного четырёхугольника, о свойстве углов вписанного четырёхугольника.
-
Решать задачи на вычисление, доказательство, построение, связанные с окружностью, вписанными и описанными треугольниками.
-
Исследовать свойства конфигураций, связанных с окружностью, с помощью компьютерных программ.
9 класс.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать
основные понятия и определения геометрических фигур по программе;
формулировки аксиом планиметрии и основных теорем и их следствий.
уметь
-
Формулировать определение и иллюстрировать вектор, его длину, коллинеарные и равные векторы.
-
Мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам.
-
Применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач.
-
Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки, вектора.
-
Выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины вектора, расстояния между двумя точками, уравнение окружности и прямой.
-
Формулировать и иллюстрировать определение синуса, косинуса, тангенса углов от 00 до 1800.
-
Выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения.
-
Формулировать, доказывать, применять при решении задач теоремы синусов и косинусов.
-
Объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности.
-
Формулировать определение угла между векторами и скалярного произведения векторов.
-
Выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов.
-
Формулировать и обосновывать свойство скалярного произведения .
-
Использовать скалярное произведение при решении задач.
-
Формулировать определение правильного многоугольника.
-
Формулировать, доказывать, применять теоремы об окружностях, описанной и вписанной в правильный многоугольник.
-
Выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности.
-
Решать задачи на построение правильных многоугольников.
-
Объяснять понятия длины окружности и площади круга.
-
Выводить и применять формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и кругового сектора.
-
Объяснять, что такое наложение плоскости на себя, и в каком случае оно является движением плоскости.
-
Объяснять, что такое центральная и осевая симметрия, параллельный перенос и поворот.
-
Обосновывать, что эти виды отображения плоскости на себя являются движениями.
-
Объяснять взаимосвязь между наложением и движением.
-
Иллюстрировать основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ.
-
Объяснять, что такое многогранник, его элементы, выпуклый многогранник, что такое п-угольная призма, её элементы и виды, её связь с параллелепипедом.
-
Объяснять понятие объёма многогранника.
-
Выводить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.
-
Объяснять, какой многогранник является пирамидой, её элементы, виды.
-
Определять апофему правильной пирамиды, применять формулу объёма пирамиды.
-
Объяснять, какое тело называется цилиндром, его элементы. Применять формулы объёма и площади боковой поверхности цилиндра.
-
Объяснять, какое тело называется конусом, его элементы. Применять формулы объёма и площади боковой поверхности конуса.
-
Объяснять, какая поверхность называется сферой и какое тело называется шаром, их элементы. Применять формулы объёма шара и площади сферы.
-
Изображать и распознавать на чертежах пирамиду, призму, параллелепипед, цилиндр, конус, шар.
-
О существовании различные систем аксиом геометрии.
Требования к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения программы основного общего образования:
личностные:
-
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
-
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
-
Сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
-
Представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, её значимости для развития цивилизации;
-
Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
-
Креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
-
Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-
Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
-
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
Умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
-
Умение адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
-
Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
-
Умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и выводы;
-
Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели, схемы для решения учебных и познавательных задач;
-
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-
Сформированность и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
-
Первоначальные представления об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
-
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
-
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
-
Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
-
Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
-
Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии в решении задач;
-
Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
-
Умение самостоятельно ставить цели и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
-
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; иметь представление о числе, геометрической фигуре, как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
-
Умение работать с геометрическим текстом (анализ, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
-
Умение выполнять устные, письменные и инструментальные вычисления;
-
Овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
-
Усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядно уровне - о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
-
Умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей, и объёмов геометрических фигур;
-
Умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач, практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Методические и учебные пособия:
-
Федеральный государственный образовательный основного общего образования 2004 г.
-
Примерные программы основного общего образования. Математика. М.-«Просвещение», 2006 г.
-
Программы по геометрии 7-9. Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. М.-«Просвещение», 2009 г.
-
«Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах», Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков и др., М.-«Просвещение», 2009 г.
-
Учебник «Геометрия 7-9», Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. «Просвещение», 2009-2013 г. г.
-
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки геометрии 7-9 Кирилла и Мефодия», CD-ROM .
-
Электронное приложение «Уроки геометрии 7-9 классы», CD-ROM издательство «Планета».
Оборудование и приборы;
-
Компьютер;
-
Мультимедиапроектор;
-
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль;
-
Таблицы по геометрии для 7-9 классов по всем темам курса.
Дидактический материал;
-
Геометрия. Рабочая тетрадь для 7,8,9 класса. Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, Ю.А.Глазков, И.И.Юдина, Москва «Просвещение», 2004-2011.
-
Геометрия. Тематические тесты. 7,8,9 класс. Т.М.Мищенко, А.Д.Блинков, Москва «Просвещение», 2009 г.
-
Геометрия: Дидактические материалы для 7,8,9 класса, В.Б.Зив, В.М.Мейлер , Москва «Просвещение», 2006-2008.
-
И.В.Ященко и другие «Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Учебное пособие», изд.М.- «Интеллект-Центр»
-
И.В.Ященко и другие «ГИА 2013-2014. Математика 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания», изд. «Экзамен»
-
Справочные пособия (энциклопедии, словари, сборники основных формул и т. п.)
Ресурсы Интернета
Портал информационной поддержки ЕГЭ
ege.edu.ru
Федеральный институт педагогических измерений
fipi.ru
Открытый банк задач ЕГЭ по математике
mathege.ru
Открытый банк задач ГИА по математике
mathgia.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
fcior.edu.ru
Образовательный портал для подготовки к экзаменам
решуеге.рф
Онлайн тесты
uztest.ru
Материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ
100ege.ru
Онлайн тесты по математике
ege-online-test.ru
Список литературы.
Основная литература:
-
Федеральный государственный образовательный стандарт 2004 г.
-
Примерные программы основного общего образования. Математика. М.-«Просвещение», 2006 г.
-
Программы по геометрии 7-9. Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. М.-«Просвещение», 2009 г.
Дополнительная литература:
-
О.Л. Безрукова « Олимпиадные задачи по математике», Волгоград «Учитель», 2009 г.
-
Г.И.Глейзер «История Математики в школе VII -VIII классы», М. «Просвещение», 1982 г.
-
И.С.Петраков « Математика для любознательных», М.-«Просвещение» , 2000г.
3