Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

При решении стереометрических задач школьники часто сталкиваются с проблемой наглядности. Одним из способов ее преодоления является применение современных информационных технологий.   Ключевые слова: стереометрия, пространственные представления, информационные технологии, учебно-методический комплект «Живая математика», абстрактное и логическое мышление   Характерной чертой развития школьного образования является непрерывный поиск эффективных форм и методов обучения, путей совершенствования образовательного процесса в целом. Это связано с повышением требований, предъявляемых к выпускникам школ, способным грамотно и эффективно действовать в высокоразвитой информационной среде, умеющим адаптироваться при постоянно изменяющихся условиях. Исходя из этого, возникает необходимость повышения качественного уровня обучения, совершенствования методик препо... Значительное место в системе формирования интеллектуальной и творческой личности обучающегося отводится изучению геометрии как дисциплины, обладающей огромным гуманитарным и мировоззренческим потенциалом.
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии.

При решении стереометрических задач школьники часто сталкиваются с проблемой наглядности. Одним из способов ее преодоления является применение современных информационных технологий.

Ключевые слова: стереометрия, пространственные представления, информационные технологии, учебно-методический комплект «Живая математика», абстрактное и логическое мышление

Характерной чертой развития школьного образования является непрерывный поиск эффективных форм и методов обучения, путей совершенствования образовательного процесса в целом. Это связано с повышением требований, предъявляемых к выпускникам школ, способным грамотно и эффективно действовать в высокоразвитой информационной среде, умеющим адаптироваться при постоянно изменяющихся условиях. Исходя из этого, возникает необходимость повышения качественного уровня обучения, совершенствования методик преподавания школьных дисциплин.

Значительное место в системе формирования интеллектуальной и творческой личности обучающегося отводится изучению геометрии как дисциплины, обладающей огромным гуманитарным и мировоззренческим потенциалом.

Для достижения высокого уровня геометрической подготовки учащихся необходимо обеспечить возможность приобретения ими глубоких фундаментальных знаний, развития пространственного воображения, стремления к самостоятельному изучению нового материала.

Результаты вступительных экзаменов по математике в высшие учебные заведения показывают, что уровень геометрической подготовки школьников низкий, значительное число абитуриентов не справляется с решением геометрических задач.

Решению этой проблемы способствует внедрение в учебный процесс новых информационных технологий, являющихся эффективным средством управления познавательной деятельностью и формирования пространственных представлений учеников.

Именно поэтому актуальной становится такая организация процесса обучения геометрии, при котором овладение знаниями происходит с использованием новых информационных технологий. При их использовании открываются огромные возможности изменения и совершенствования методики отбора необходимой теоретической и практической информации, которая способствует улучшению формирования пространственного представления школьников на уроках геометрии. Такой процесс обучения характеризуется индивидуальным и дифференцированным подходом, приводят к изменению содержания и характера деятельности между учителем и учеником.

Усиление логической составляющей курса геометрии, стремление построить курс на строго дедуктивной основе привело к тому, что проблема развития пространственного мышления отошла на дальний план, что отрицательно отразилось на результатах обучения геометрии и, в первую очередь, стереометрии.

Процесс формирования и развития пространственных представлений характеризуется умением мысленно конструировать пространственные образы или схематические конфигурации изучаемых объектов и выполнять над ними мыслительные операции, соответствующие тем, которые должны быть выполнены над самими объектами.

Одной из основных проблем при изучении стереометрии является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших стереометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Работа в программе ЖМ позволяет избежать таких ошибoк, она позволяет сделать задачи наглядно обозримыми, помогает развивать пространственное воображение в правильном направлении. Например, задача на расстояние между прямыми в четырехугольной пирамиде.

Условие задачи с чертежом на рис.№1Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

Рис.№1. На рис.№2 выполнено дополнительное построение и решение задачи.

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

Рис. №2.

Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических фигур и их комбинации, вращать их на экране, выбирать удобное для решения положение фигур, освещать и выделять нужные объекты.

Использование при изучении стереометрии вещественных моделей для показа взаимного расположения прямых и плоскостей в пространстве необходимо, но недостаточно. Во-первых, не всегда просто показать расположение объектов внутри геометрических тел; во вторых невозможно проследить динамику построений; в-третьих, переход от вещественной пространственной модели к ее изображению на плоском чертеже затруднен для учащихся. Справится с этими проблемами помогает программа ЖМ.

При решении стереометрической задачи и развитии пространственного воображения часто нужно выполнить объединение отдельных элементов, чтобы понять суть задания. Например, такая задача.

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

Рис.№3


Выполняем объединение цветом и видим, А1ВВ1D1D - правильная 4х пирамида, все ребра которой равны и тогда решение задачи не представляет особых трудностей .

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

Рис.№4.


Рассмотрим следующее применение ЖМ. Допустим ученику необходимо решить задачу, в которой чертеж играет не маловажную роль. Если при решении задачи, ученик выполнил чертеж, таким образом, то решение этой задачи, скорее всего, займет много времени.

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрииРис.№5.

С помощью ЖМ мы можем предоставить возможность ученику взглянуть на решение этой задачи с другой стороны, подходить более творчески, заинтересовать исследовательской работой.

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

Рис.6.

При повторении пройденного материала и подготовке к ЕГЭ удобно пользоваться такими слайдами, на которых материал подается не весь, а необходимости. Например: начальная версия

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

и конечная версия.

Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии

В ЖМ возможно организовать устную работу с большим количеством участников, если к уроку подготовить такие слайды. Для примера к уроку по теме «Угол между прямыми» были подготовлены такие слайды.


Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии




Использование компьютерных технологий при изучении курса стереометрии


Каждый из этих кубов можно вращать, выполнять выделение нужных элементов цветом, толщиной линии, создавать плоскости. Работа в программе позволяет сохранять созданные файлы, ими можно делиться, совершенствовать их качество, создавать новые задачи, они интересны для учеников, для опытных учителей и тех которые пришли в школу недавно. При изучении стереометрии в «Живой математике» между учителями и учениками возникает сотрудничество, ученики могут выполнять домашнюю работу в программе, при этом дети находят другие возможности программы, которыми делятся с учителем, Обучение становится взаимодополняющим, творческим, успешным.


© 2010-2022