- Преподавателю
- Математика
- Разработка урока математики по технологии АМО Деление обыкновенных дробей
Разработка урока математики по технологии АМО Деление обыкновенных дробей
Раздел | Математика |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макаренко Н.Н. |
Дата | 05.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Образовательный портал «Мой университет» - moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие)
Макаренко Н.Н.
Предмет
математика
Класс, профиль класса/группа, количество человек
6 общеобразовательный,27 человек; класс разделен на 4 группы, в каждой группе ребята с разным уровнем мотивации к математике, назначен капитан из числа сильных учащихся
Продолжительность урока (занятия)
40 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия
Деление обыкновенных дробей
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется)
Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова и др. Математика. 6 класс. -изд. Мнемозина, 2010
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями)
Первый урок в теме «Деление обыкновенных дробей». Урок ознакомления с новым материалом. Решение заданий по использованию материала предыдущих уроков по теме «Взаимно обратные числа».
Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
В классе 27 человек. Большинство ребят имеют высокий и достаточный уровень мотивации к обучению (15 человек обучаются на 4 и 5), 6 ребят имеют низкий уровень мотивации к учебе и к предмету
Цели урока/ занятия
Создание условий для формирования умений делить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь и на натуральное число.
Задачи урока/ занятия
Образовательные: отрабатывать умения делить обыкновенную дробь на обыкновенную дробь и на натуральное число; находить и выделять необходимую информацию; выполнять построение логической цепи рассуждений.
Воспитательные: воспитать чувства взаимопомощи и самоконтроля, аккуратности и дисциплинированности; формировать ответственное отношение к труду.
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание; познавательный интерес к математике
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия
Предметные: умение выполнять деление обыкновенных дробей
Личностные: формирование навыков самоконтроля и самоанализа
Метапредметные:
Коммуникативные: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе.
Регулятивные: умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, научиться осознавать учащимися уровень и качество освоения материала.
Познавательные: умение выбирать необходимый алгоритм для решения тех или иных заданий
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Повторить понятие взаимно-обратные числа и их свойство; усвоить правила деления обыкновенной дроби на натуральное число, правило деления на обыкновенную дробь
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода
| Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Приветствие/ знакомство
| Приветствие, создание положительного настроя на работу | 1-2
| "Здороваемся глазами" | Заимствованный, но адаптированный | Цели: установление личностного контакта между обучающимися, передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию Необх. материалы: не требуется Предв. подготовка: не требуется Технология: учитель здоровается не словами, а молча - глазами. При этом дети стараются глазами показать, какое у них сегодня настроение. | Здравствуйте ребята. Давайте в начале нашего занятия поделимся друг с другом хорошим настроением | Личностные: установление личностного контакта между обучающимися. Коммуникативные: передача своего настроения, установление связей способствующих взаимодействию | Социальная: осознание и принятие себя в коллективе.
| Создание позитивной атмосферы на уроке, включение обучающихся в совместную деятельность |
Вхождение в тему урока (определение целей урока) | Настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты | 5 | "Верные - неверные утверждения" | Заимствованный, но адаптированный | Цели: вовлечение каждого учащегося в повторение изученного материала и формулирование темы урока Необх. материалы: бланк ответов на каждого ученика Предв. подготовка: не требуется Технология: учитель предлагает несколько утверждений в том числе и по ещё не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Проверка выполняется вместе с учителем, при выполнении последнего задания возникает проблема, как найти неизвестное число. Формулируется тема и цели урока. | Ребята, я буду произносить некоторые утверждения, ваша задача определить какие из них верные. В бланке ответов верные утверждения отметьте знаком "+", неверные - "-". Пропусков быть не должно. После выполнения работы попробуйте сформулировать тему урока. (Приложение 1) | Знаково-символические: умение работать с различными формами представления информации Познавательные: умение применить знания для решения конкретных задач | Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности | Обеспечивается включение всех учащихся класса в практическую деятельность. Учащиеся самостоятельно формулируют тему занятия | |
Определение ожиданий и опасений учащихся
| Лучше понять класс и каждого ученика при работе с данной темой. Дети озвучивают свои ожидания и опасения с тем, чтобы педагог мог учитывать их во время проведения занятия. | 3 | «Хочу узнать». | Заимствованный, но адаптированный | Цели: выразить цели обучения, ожидания, опасения, познакомить с ними всех участников образовательного процесса, а также выяснить опасения ребят. Необх. материалы: не требуется Предв. подготовка: не требуется Технология: учащиеся формулируют свои ожидания и опасения, учитель записывает на доске. Итогом работы учащихся является формулировка задач урока и план изучения темы | Ребята, подумайте и скажите чего вы ожидаете при изучении темы, и какие опасения вас волную при изучении этой темы. | регулятивные: уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, научиться осознавать учащимися уровень и качество освоения материала
| Социальная компетентность: способность к анализу.
| Формируется умение четко выражать свои мысли, | |
Фаза 2 «Работа над темой» | Инпут (интерактивная лекция) | Дать учащимся конкретное представление изучаемого вопроса, а так же правила выполнения действия деления. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний. | 10 | «Кластер» | Заимствованный, но адаптированный | Цели: Концентрация внимания участников, структурирование информации. Необх. Цветные карточки, фломастер , скотч. Предв. подготовка: не требуется. Технология: учитель в ходе инпута записывает (четкими печатными буквами) основные мысли на заранее заготовленных цветных карточках и приклеивает их на стену. Участники могут визуально следить за ходом его мыслей. К концу инпута на стене получится краткий конспект
| Дорогие ребята, в ходе выполнения первой работы «Верные неверные утверждения» У вас возник вопрос как решить уравнение, так как мы не умеем делить на обыкновенную дробь, многие из вас смогли дать ответ используя способ подбора. Сейчас мы подробно разберем решение и в ходе его я буду записывать основные моменты правила деления на цветных карточках. А затем мы с вами выведем правило. | Познавательные: уметь выполнять поиск и выделение необходимой информации; построение логической цепи рассуждений; | коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Учебно-познавательная: уметь применить знания для решения конкретных задач | Наглядно показана взаимосвязь различных тем и разделов курса математики. |
Проработка содержания темы | Повторить и систематизировать правила по теме "Деление обыкновенных дробей" | 15 | «Ульи» | Заимствованный, но адаптированный | Цели: вовлечь учащихся в процесс обсуждения темы урока, повторить необходимый теоретический материал Необх. материалы: задания для каждой из групп технологические карты выполнения заданий (для каждой группы 2-3 экз.) Предв. подготовка: материал урока оформляется в виде практических заданий и технологических карт Технология: парты в классе расставлены четырьмя группами по три, чтобы обеспечить рассадку учащихся по 6 человек. Каждой группе выдается задание и технологическая карта (приложение 2). Учащиеся выполняют задания в тетрадях, при необходимости обсуждая решение внутри группы. По сигналу учителя группы меняются местами. Количество переходов за один урок может варьироваться от 1 до 3 | Ребята. Выполните задания самостоятельно. Капитаны в случае возникновения затруднений организуют помощь силами группы. По сигналу учителя группы меняются местами по часовой стрелке | коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками регулятивные: уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, научиться осознавать уровень и качество освоения материала. познавательные: уметь определить тип задачи и выбрать необходимый алгоритм решения | Учебно-познавательная компетентность: формирование навыков учебной деятельности. Социальная: умение организовать совместную деятельность в группе | Учащиеся под контролем учителя самостоятельно осуществляют повторение ранее изученного материала | |
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Эмоциональная разрядка | Эмоциональная разрядка, динамическая пауза | 3 | «Земля, воздух, огонь и вода». | Заимствованный | Цели: снять усталость и эмоциональное напряжение Необх. материалы: нет Предв. подготовка: не требуется Технология: учитель просит изобразить ребят одно из состояний - воздух, земля, огонь и вода. | Сегодня на уроке нам пришлось немало потрудиться. Пришло время снять напряжение урока и немного отдохнуть. Каждый из вас ощутит себя одним из состояний: воздух, земля, огонь, вода Вы ВОДА: Представьте, что класс это большой бассейн, делайте мягкие и свободные движения «в воде», следите чтобы двигались суставы - кисти рук, локти, плечи, бедра. Вы ЗЕМЛЯ: установите контакт с землей: с силой давите на пол, топайте ногами и даже прыгайте, потрите ногами пол, покрутитесь на месте. Вы ОГОНЬ: Вы должны активно двигаться, выполняйте живые расслабляющие движения рук и ног. Ощутите энергию в своем теле. Вы ВОЗДУХ: дышите глубже чем обычно: глубокий вдох, выдох, ваше тело - большая губка, которая жадно впитывает кислород из воздуха, старайтесь услышать, как воздух входит в нос, почувствуйте, как он наполняет грудь И плечи, руки до самых кончиков пальцев. |
|
|
|
Рефлексия | Научить учащихся анализировать работу на уроке, выражать своё мнение, выявить уровень осознания содержания пройденного | 2 | «Что ты думаешь о …» | Заимствованный | Цели: дать участникам ещё раз взглянуть на пройденные этапы урока и выразить своё мнение. Необх. материалы: листы , цветные фломастеры. Предв. подготовка: не требуется Технология: каждый участник получает лист с перечнем этапов урока и должен выразить своё мнение. Каждый этап содержит определенные пункты. | Уважаемые, ребята заканчивая урок, мне бы хотелось знать мнения каждого из вас, вам нужно закончить предложенные высказывания. (приложение 3 ) | регулятивные: уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, научиться осознавать учащимися уровень и качество освоения материала | Социальная компетентность: способность к анализу | Каждый учащийся самостоятельно оценивает результаты своей деятельности, формируется умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и высказывать своё мнение. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия); b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология | а. АМО применяемые на уроке позволяют: - обеспечить вовлечение во все этапы урока всех учащихся класса; - учитель выступает в роли модератора, контролирующего и направляющего процесс, все задания дети выполняют самостоятельно (без вмешательства педагога) - обеспечивается организация работы как индивидуально, так и в группах. - по итогам урока оценивается результат деятельности каждого учащегося. b. учащиеся могут сами выбрать уровень сложности и количество учебного материала, учащиеся сами организуют свою деятельность в ходе урока в рамках предложенных учителем правил
|
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Предметные: повторить алгоритмы решения трех типов задач по теме Проценты Личностные: сформировать навыки самоконтроля и самоанализа Метапредметные: коммуникативные: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. регулятивные: уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, научиться осознавать учащимися уровень и качество освоения материала. познавательные: уметь определить тип задачи и выбрать необходимый алгоритм решения На первом этапе учащиеся вводятся в тему (УС), развивают умение анализировать формулировать тему и цель занятия, воспитывается ценностное отношение к учебе. Во второй фазе осуществляется актуализация знаний учащихся по теме; осуществляется систематизация изученного материала и рассматриваются способы его применения при решении конкретных задач; развивается умение высказать свое мнение и аргументировать его. В третьей фазе урока учащиеся приобретают навыки рефлексии и саморефлексии. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | АМО позволили реализовать: принципы индивидуального подхода (ученики сами выбирали объем и сложность заданий), компетентностного. А также принципов здоровьесбережения (физкультминутка, смена видов деятельности) |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Основной эффект - повышение уровня мотивации учащихся к предмету математика, развитие навыков самостоятельной работы, адекватной оценки результатов своей деятельности, содействие успешной социализации учащихся посредством включения в уроки различных форм организации групповой работы ( группы переменного состава, работа в парах) |
Методическая ценность урока/занятия
| все используемые в процессе урока АМО соответствуют общей логике урока, отвечают целям и задачам урока и его составляющих, создают полноценную и законченную картину процесса обучения |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Раздаточный материал (приложения № 1, 2, 3, 4). Изготовлены в MSWord2007 |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Учебник Математика, 65 класс Н.Я. Виленкин и др. Образовательный портал «Мой университет»: moi-universitet.ru |
Примечания автора/ов
| Форма конспекта урока взята из дистанционного курса «Разработка урока математики по технологии АМО», Образовательного портала «Мой университет», Приложение 5_2. |
Приложения к уроку
Задания к этапу Вхождение в тему "Верные - неверные утверждения»
1. У всякого числа есть обратное -
2. Дробь, обратная к неправильной, является правильной +
3. Дробь, обратная к правильной, является неправильной +
4. Существует число, обратное самому себе +
5. Произведение двух взаимно обратных дробей может быть больше 1 -
6. Завод изготовил сверх плана 120 телевизоров. 2/3 этих телевизоров отправлено строителям гидростанции . Отправили 60 телевизоров. -
7. Если числитель и знаменатель дроби поменять местами, то получится дробь обратная данной +
8. Х*0,5=2 Ответ: х=4 +
9) ½*х=2 ответ : х=4 +
Приложение 1
Номер задания
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Задание 4
Задание 5
Задание 6
Задание7
Задание 8
Задание 9
Вкрно "+"
Неверно "-"
Приложение 2
Задание 1: Выполнение вычислений, нахождение значения выражений
1). Вычислить: 4/7 : 6/7
2). Выполнить действие 14/39 :7/13 + 11/12
-
. Найти значение выражения:
42/ 7 : а; при а=1, а=25/28, а= 63/7
Технологическая карта №1
-
Выполните деление используйте, непосредственно правило деления обыкновенной дроби на обыкновенную дробь, выполните сокращение.
-
Расставьте порядок действий в выражении и выполните действия.
-
Найдите значение выражения, подставляя вместо а его значения.
Задание 2. Решение уравнений
-
⅓*х=2/7
-
2/5 *х - 12= 37
-
2/7*х+3/7*х = 45
Технологическая карта №2
-
Для решения уравнения используйте нахождение неизвестного компонента.
-
Прибавьте к обеим частям уравнения число 12 и решите уравнение используя предыдущую технологию
-
Упростите левую часть уравнения.
Задание 3. Решение задач
1). Масса дм3 гипса равна кг. Найдите массу дм3 гипса.
2). В первом ящике 8 кг винограда, что в 1 раза больше, чем во втором, и в раза меньше, чем в третьем. Сколько килограммов винограда в трех ящиках?
Технологическая карта №3
-
Найдите сколько кг гипса составляет 1 куб.дм , умножьте полученное число .
-
Составьте краткую запись к задаче.
Приложение 3
- Я научился ….
- Я могу научить других ….
- Я не понял …
- В дальнейшем я собираюсь …
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
2