Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

"Описание материала: Урок путешествие. Считаю целесообразным проведение на этапе систематизации и обобщения знаний. Необходимы: проектор, интерактивная доска InterwriteTM Board, компьютер, сигнальные двухцветные линеечки, индивидуальные карточки с тестовыми заданиями. Двухцветные сигнальные линеечки, красного и зеленого цветов, готовятся для каждого ученика (они используются в течение года постоянно). Кроме этого к уроку необходимо заранее подготовить для каждого ученика карточки для проведения...
Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Шумячская средняя общеобразовательная школа имени В.Ф. Алешина





Урок систематизирующего и обобщающего повторения по теме:

«Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»





Учитель: Братушкина Е.И.





2014 год

Пояснительная записка

Предмет: Математика

Класс: 5

Учебник: "Математика 5" Авторы: Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд, «Мнемозина» Москва 2013.

Цели урока:

Обучающая: Совершенствовать знания и умения учащихся по применению правил сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями при решении примеров, уравнений и задач.

Развивающая: развивать внимание, память, речь, логическое мышление, любознательность, самостоятельность.

Воспитательная: воспитывать стремление достигать поставленную цель; чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.

Оборудование:

компьютер;

мультимедийный проектор;

интерактивная доска.

Ход урока.

Слайд 1 (слайды приведены в приложении к разработке урока)

I. Организационно-психологический этап.

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня я приглашаю всех, кто любит сказку и математику совершить увлекательное путешествие в поисках сокровищ. На пути будут, конечно, встречаться трудности и преграды, которые вы должны преодолеть. Но сначала надо проверить, готовы ли мы отправиться в путь, хорошо ли мы вооружены знаниями.

II. Подготовка к основному этапу урока

Устная работа:

Слайд 2

1. Что показывает знаменатель дроби?

2. Что показывает числитель дроби?

3. Как найти часть от целого?

4. Как сравнить дроби с одинаковыми знаменателями?

5. Как сравнить дроби с единицей?

6. Как сложить две дроби с одинаковыми знаменателями?

7. Как выполнить вычитание дробей с одинаковыми знаменателями?

Слайд 3

Учитель: Но какое же путешествие без карты? Картой мы сможем воспользоваться лишь в том случае, если вы правильно выполните задания.

(Устная фронтальная работа класса продолжается в ходе составления карты путешествия).

Учащиеся устно выполняют задания.

Слайд 4

1. Среди 15 тюльпанов 3 цветка желтого цвета. Какую часть всех тюльпанов составляют цветы желтого цвета?

2. Придумайте правильные дроби, используя числа 3, 7, 11.

3. Вычислите: Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; 4. Вычислите: Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 5

Тот учащийся, кто первым находил правильный ответ, вызывается к интерактивной доске и снимает с доски квадрат с таким же числом, как и в его ответе. Постепенно складывается карта.

III. Основной этап.

Слайд 6

Учитель: Итак, карта у нас есть - настроение отличное. В путь!

Начиная с этого момента, у ребят перед глазами находится карта, на ней видны все этапы путешествия.

Слайд 7

Учитель: Смотрите, мы очутились на поляне цветов. Но их красота обманчива. Среди них есть и ядовитые и целебные. Наша задача не ошибиться, когда будем собирать букет.

На доске нарисованы цветы. Они пронумерованы, а на лепестках написаны дроби. Учитель: Дроби, записанные на лепестках, необходимо сложить и ответ сверить с дробью, записанной на листочке цветка. Если ответы совпадут, то цветок целебный, если нет - ядовитый.

1) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» 2) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» 3) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» 4) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

5) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» .

Ребята письменно в своих тетрадях выполняют вычисления. Ответы дают при помощи сигнальных карточек. У каждого ученика на парте лежат красная и зеленая карточки. Если цветок ядовитый, то поднимают красную карточку, если целебный - зеленую. Вслух ничего не произносят. Все вместе устанавливаем, что цветы 1,3,4 - целебные, а 2 и 5 - ядовитые.

Учитель: Мы собрали красивый букет и отправляемся дальше. Смотрите, мы попали на перепутье. По какой же дороге нам идти? Об этом узнаем, если справимся со следующим заданием.

(Заданий дается три, по одному для каждого ряда. Ребята выполняют расчеты на своих местах. После выполнения вычислений один из учеников, сидящий на соответствующем ряду, дает ответ. Остальные сигнализируют карточками.)

Слайд 8

Задания:

1) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»; 2) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; 3) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» .

Учитель: Ноль в ответе означает тупик, которым заканчивается дорога с номером, соответствующим номеру примера. Итак, дороги № 1 и № 3 не приведут нас к цели. Значит надо идти по дороге № 2.

Слайд 9

Учитель: Ребята, смотрите, мы добрались до реки. Чтобы через нее перебраться, нам нужен мост. Мост будет построен из бревен. А для того чтобы получить бревна нам необходимо помочь лесовику решить задачу. (Решение задачи выполняется у доски).

Задача: Для посадки леса выделили участок площадью 192 га. В первый день посадили саженцы деревьев на Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» этого участка, во второй день - на Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» участка меньше, а в третий день - на Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» участка больше, чем в первый день. Сколько гектаров засадили саженцами за эти три дня?

Слайд 11

Учитель: Ура! Нам удалось построить мост и перебраться через реку.

Слайд 12

Учитель: Но что это там впереди? Да это старая мельница. Прислушайтесь, кто-то жалобно стонет. Да здесь заточена птица, которая безошибочно составляет прогноз погоды на лето. Название этой птицы зашифровано. Вы его сможете узнать, когда справитесь с очередным заданием.

Задание: ребята получают на листочках задания в тестовой форме.

Тест

1. Найдите сумму дробей Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» и Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

ф) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ч) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» л) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

2. Найдите разность дробей Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» и Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

а) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» л) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» е) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

3. Вычислите Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» -(Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»+Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»)

а) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» с) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ч) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

4. Расположите в порядке возрастания дроби: Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

е) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ;Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

т) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

м) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ;Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ; Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

5. Бельчонок заготовил на зиму Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» кг грибов, а ежонок на Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» кг больше. Сколько грибов заготовили ежонок и бельчонок вместе?

о) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» и) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» в) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

6. Поставьте вместо * знак >, <, = Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» * 1

н) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» > 1 и) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» < 1 ч) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» = 1

7. Какую дробь надо поставить вместо *, чтобы получилось верное равенство:

* - Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» = Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ?

к) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» ц) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» г) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

8. Найдите значение выражения Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» если Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

а) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» о) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» з) Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

После выполнения вычислений ребята выбирают буквы, соответствующие их ответам. Записывают буквы в той последовательности, в которой решали числовые выражения. Получают слово «ФЛАМИНГО».

Слайд 13

Учитель: Фламинго строят гнезда в виде конуса: высокие к дождливому лету, низкие к сухому.

Слайд 14

Учитель: Ой, что это? Кажется надвигается буря. Ветер пронизывает, мы вымокли и озябли. Что подскажет нам наша карта? Смотрите впереди пещера, мы сможем в ней укрыться. А погода испортилась, видимо, на несколько дней. Сколько же мы можем продержаться здесь? Ответ на этот вопрос мы найдем, решив задачу про пещеру, воду и ….дроби.

Задача: В пещере обнаружено 200 литров пресной воды. На сколько дней хватит этого запаса воды для 20 человек, если один в день расходует Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями» от всего количества воды?

Сначала разбираем решение всем классом, а затем один ученик делает записи на доске.

Учитель: Ну вот буря закончилась, мы выбираемся из своего укрытия и попадаем на лесную опушку. Здесь можно и передохнуть.

Физкультминутка. Учитель просит выполнить ребят движение глазами пять раз вверх - вниз, влево - вправо. Зажмурившись снимите напряжение, считая до десяти. Выполните круговые движения головой сначала вправо шесть раз, затем влево шесть раз. Выполните круговые движения кистями рук. Правая рука десять раз. Левая рука десять раз.

Учитель: Отдохнули? Можно и в путь. Вот уже близко то место, где зарыт клад. Но его охраняет дракон.

Учитель открывает очередной слайд, и все видят «страшное» чудовище. Каждая голова дракона держит задание с уравнением. Решив по очереди, эти уравнения у доски, ребята повергают чудовище в прах. Наступает самая волнующая минута.

Слайд 17

Учитель: Теперь можно взять и клад.

И тут учитель из «тайника» достает ларец (шкатулка, стилизованная под старину) и медленно его открывает. Напряжение в классе растет: все видят много старинных золотых монет. На самом деле - это просто маленькие круглые шоколадки в золотой фольге, но дети не думают об этом. Они честно делят клад друг с другом и весело поедают свою законную добычу.

IV. Рефлексия. (рефлексивную карточку приготовить заранее на каждого ученика)

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»






Я понял! Я научился! Ничего не понял! Не совсем понял.

Уроком доволен! Я затрудняюсь. Хочу понять!


V. Подводятся итоги урока. Выставляются оценки. После этого урока домашнего задания не задаю.

Слайд 19

Приложение

Слайд1

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 2

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 3

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»


Слайд 4

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 5

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 6

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»


Слайд 7

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 8

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 9

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 10

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 11

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 12

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 13

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 14

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 15

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»


Слайд 16

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 17

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Слайд 18

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»


Слайд 19

Урок по математике для 5 класса «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»



© 2010-2022