- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по геометрии 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс
Раздел | Математика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Губачева Н.И. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы по математике основного общего образования, федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год.
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения геометрии на этапе среднего общего образования отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета.
При изучении курса математики на базовом уровне продолжается и получает развитие содержательная линия «Геометрия». Цель содержания раздела - развивать у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве, применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности со строгостью является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Курсу присуще систематизирующий и обобщающий характер изложений, направленность на закрепление и развитие умений и навыков, полученных в средней школе. При доказательстве теорем и решении задач активно используются изученные в курсе планиметрии свойства геометрических фигур, применяются геометрические преобразования, векторы и координаты. Высокий уровень абстрактности изучаемого материала, логическая строгость систематического изложения соединяются с привлечением наглядности на всех этапах учебного процесса и постоянным обращением к опыту учащихся. Умения изображать важнейшие геометрические тела, вычислять их объёмы и площади поверхностей имеют большую практическую значимость.
В рамках указанной содержательной линии решаются следующие задачи: изучение свойств пространственных тел, формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
Целью изучения курса геометрии в 11 классе является:
- систематическое изучение свойств геометрических тел в пространстве, развитие пространственных представлений учащихся, освоение способов вычисления практически важных геометрических величин и дальнейшее развитие логического мышления учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе освоения содержания геометрического образования учащиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:
построения и исследования математических моделей для описания решений прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера; использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов и результатов работы группы, соотнесения своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетны источников.
Требования к уровню подготовки выпускников.
Уметь
-
распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями;
-
описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
-
анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов в пространстве;
-
решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов);
-
использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
-
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
Содержание учебного предмета.
Многогранники (18 часов).
Двугранный и многогранный углы. Линейный угол двугранного угла. Многогранники. Сечения многогранников. Призма. Прямая и правильная призмы. Параллелепипед. Пирамида. Правильная пирамида.
Основная цель - дать учащимся систематические сведения об основных видах многогранников.
На материале, связанном с изучением пространственных геометрических фигур повторяются и систематизируются знания учащихся о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве, об измерении расстояний и углов в пространстве. Пространственные представления учащихся развиваются в процессе решения большого числа задач, требующих распознавания различных видов многогранников и форм их сечений, а также построения соответствующих чертежей. Практическая направленность курса реализуется значительным количеством вычислительных задач.
Тела вращения (9 часов).
Цилиндр. Конус, усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка цилиндра и конуса. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию, цилиндра и конуса. Шар и сфера. Сечение шара плоскостью. Симметрия шара. Касательная плоскость к шару. О понятии тела и его поверхности в геометрии.
Основная цель - познакомить учащихся с простейшими телами вращения и их свойствами.
В ходе решения задач повторяются и систематизируются сведения, известные учащимся из курсов планиметрии и стереометрии 10 класса. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
Объемы многогранников (10 часов).
Понятие об объеме тела. Объем прямоугольного параллелепипеда. Объем наклонного параллелепипеда, объем призмы. Объем пирамиды. Объемы подобных тел.
Основная цель - продолжить систематическое изучение многогранников и тел вращения в ходе решения задач на вычисление их объёмов.
Понятие объёма и его свойства могут быть изучены на ознакомительном уровне с опорой на наглядные представления и жизненный опыт учащихся. При выводе формул объёмов прямоугольного параллелепипеда, пирамиды, цилиндра и конуса широко привлекаются приближённые вычисления интуитивные представления учащихся о предельном переходе. От учащихся можно не требовать воспроизведения вывода этих формул. Вывод формулы объёма шара проводится с использованием интеграла. Его можно выполнить в качестве решения задачи на уроках алгебры. Материал, связанный с выводами формулы объёма наклонного параллелепипеда и общей формулы объёмов тел вращения, имеют служебный характер: с его помощью выводятся формулы объёма призмы и объёма шара соответственно.
Большинство задач в теме составляют задачи вычислительного характера на непосредственное применение изученных формул, в том числе несложные практические задачи.
Объемы и поверхности тел вращения (15 часов).
Объем цилиндра. Объем конуса. Объем шара. Площадь боковой поверхности цилиндра и конуса. Площадь сферы.
Основная цель - завершить систематическое изучение тел вращения в процессе решения задач на вычисление площадей их поверхностей.
Понятие площади поверхности вводится с опорой на наглядные представления учащихся, а затем получает строгое определение.
Практическая направленность курса определяется большим количеством задач прикладного характера, что играет существенную роль в организации профориентационной работы с учащимися.
В ходе решения геометрических и несложных практических задач от учащихся требуется умение непосредственно применять изученные формулы. При решении вычислительных задач следует поддерживать достаточно высокий уровень обоснованности выводов.
Повторение. Избранные вопросы планиметрии. (12 часов).
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Тема урока
Планируемая
дата
Фактическая
дата
Примечания
Многогранники (18 часов)
1
Двугранный угол.
02.09.2014
2
Трехгранный и многогранный углы.
06.09.2014
3
Многогранники.
09.09.2014
4
Призма.
13.09.2014
5
Изображение призмы и построение ее плоских сечений.
16.09.2014
6
Прямая призма.
20.09.2014
7
Прямая призма.
23.09.2014
8
Параллелепипед.
27.09.2014
9
Прямоугольный параллелепипед.
30.09.2014
10
Контрольная работа №1 по теме: «Многогранники. Призма».
07.10.2014
11
Пирамида.
14.10.2014
12
Построение пирамиды и ее плоских сечений.
18.10.2014
13
Построение пирамиды и ее плоских сечений.
21.10.2014
14
Усеченная пирамида.
25.10.2014
15
Правильная пирамида.
28.10.2014
16
Правильные многогранники.
08.11.2014
17
Правильные многогранники.
11.11.2014
18
Контрольная работа №2 по теме: «Многогранники. Пирамида».
15.11.2014
Тела вращения (9 часов).
19
Цилиндр.
18.11.2014
20
Сечения цилиндра плоскостями Вписанная и описанная призмы.
22.11.2014
21
Конус.
25.11.2014
22
Сечения конуса плоскостями. Вписанная и описанная пирамиды.
29.11.2014
23
Шар. Сечение шара плоскостью.
02.12.2014
24
Симметрия шара. Касательная плоскость к шару.
06.12.2014
25
Пересечение двух сфер. Вписанные и описанные многогранники.
09.12.2014
26
О понятии тела и его поверхности в геометрии.
13.12.2014
27
Контрольная работа №3 по теме: «Тела вращения».
16.12.2014
Объемы многогранников (10 часов).
28
Понятие объема. Объем прямоугольного параллелепипеда.
20.12.2014
29
Объем наклонного параллелепипеда.
23.12.2014
30
Объем призмы.
27.12.2014
31
Объем призмы.
30.12.2014
32
Равновеликие тела.
17.01.2015
33
Объем пирамиды.
20.01.2015
34
Объем пирамиды.
24.01.2015
35
Объем усеченной пирамиды.
27.01.2015
36
Объемы подобных тел.
31.01.2015
37
Контрольная работа №4 по теме: «Объемы многогранников».
03.02.2015
Объемы и поверхности тел вращения (15 часов).
38
Объем цилиндра.
07.02.2015
39
Объем цилиндра.
10.02.2015
40
Объем конуса.
14.02.2015
41
Объем конуса.
17.02.2015
42
Объем усеченного конуса.
21.02.2015
43
Объем шара.
24.02.2015
44
Объем шарового сегмента и сектора.
28.02.2015
45
Контрольная работа №5 по теме: «Объемы тел вращения».
03.03.2015
46
Площадь боковой поверхности цилиндра.
07.03.2015
47
Площадь боковой поверхности цилиндра.
10.03.2015
48
Площадь боковой поверхности конуса.
14.03.2015
49
Площадь боковой поверхности конуса.
17.03.2015
50
Площадь сферы.
21.03.2015
51
Площадь сферы.
04.04.2015
52
Контрольная работа №6 по теме: «Площади поверхностей».
07.04.2015
Повторение. Избранные вопросы планиметрии (12 часов).
53
Решение треугольников.
11.04.2015
54
Вычисление биссектрис и медиан треугольника.
14.04.2015
55
Формула Герона и другие формулы для площади треугольника.
18.04.2015
56
Теорема Чевы.
21.04.2015
57
Теорема Менелая.
25.04.2015
58
Свойства и признаки вписанных и описанных четырехугольников.
28.04.2015
59
Углы в окружности
02.05.2015
60
Метрические соотношения в окружности.
05.05.2015
61
Итоговая контрольная работа.
12.05.2015
62
О разрешимости задач на построение.
16.05.2015
63
Геометрические места точек в задачах на построение.
19.05.2015
64
Геометрические преобразования в задачах на построение.
23.05.2015
Литература.
-
А.В.Погорелов. Геометрия: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений-Москва. Просвещение.2009
-
А. Н. Земляков. Геометрия в 11 классе. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2006.
-
С. В. Веселовский, В. Д. Рябчинская. Дидактические материалы для 11
класса. Москва. Просвещение.2009г.
4. Геометрия 11кл. / Ю. П. Дудницин./ М.: Просвещение-М, 2009г.
5. Геометрия 10-11класс. Задачи и упражнения на готовых чертежах /Е. М. Рабинович/ М.: Илекса, 2005г.
6. Геометрия. Опорные конспекты. Ключевые задачи. 10-11 классы / Издательство «Учитель», 2008г.
7. ИКТ «Интерактивные модели на уроках математики», в помощь учителю. / Издательство «Учитель», 2008г.