- Преподавателю
- Математика
- "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ OДБ. 03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ ПО ПРОФЕССИИ 43. 01. 02 ПАРИКМАХЕР"
"РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ OДБ. 03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ ПО ПРОФЕССИИ 43. 01. 02 ПАРИКМАХЕР"
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Инжеваткина Т.В. |
Дата | 20.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
OДБ.03 МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
43.01.02 ПАРИКМАХЕР
г. Павловский Посад, 2015 г.
Рабочая программа дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» по профессии 43.01.02 Парикмахер разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия», рекомендованной ФГАУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.
Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.
Регистрационный номер рецензии 382 от 23 июля 2015 г.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».
Разработчик: Инжеваткина Татьяна Вячеславовна, преподаватель
Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией
общих естественнонаучных и математических дисциплин
Председатель _____________
Протокол № _____ от «____» _____________ 20___г.
СОДЕРЖАНИЕ
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-5
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6-29
-
условия реализации программы
30
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
31-37
-
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» является частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Математика: алгебра и начала математического анализа;
геометрия» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).
1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание учебной дисциплины формирует общие компетенции, включающие в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе, с применением полученных профессиональных знаний.
Освоение содержания учебной дисциплины «Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
− сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;
− понимание значимости математики для научно-технического прогресса, сформированность отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей;
− развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
− овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для освоения смежных естественно-научных дисциплин и дисциплин профессионального цикла, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− готовность и способность к самостоятельной творческой и ответственной деятельности;
− готовность к коллективной работе, сотрудничеству со сверстниками в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
− отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
• метапредметных:
− умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
− умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
− готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
− владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
− владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств для их достижения;
− целеустремленность в поисках и принятии решений, сообразительность и интуиция, развитость пространственных представлений; способность воспринимать красоту и гармонию мира;
• предметных:
− сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;
− сформированность представлений о математических понятиях как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий;
− владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
− владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;
− сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей;
− владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; сформированность умения распознавать геометрические фигуры на чертежах, моделях и в реальном мире; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием;
− сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, статистических закономерностях в реальном мире, основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин;
− владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
477
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
318
в том числе:
практические занятия
232
контрольные работы
18
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
159
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины МАТЕМАТИКА: АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА; ГЕОМЕТРИЯ
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации
деятельности обучающихся
Объем часов
1
2
3
Тема 1. Введение
Содержание учебного материала
Уровень освоения
11
1. Математика в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Цели и задачи изучения математики при освоении профессий СПО и специальностей СПО
1
Тематика учебных занятий
3
1
Урок по теме: «Цели и задачи изучения математики при освоении
профессий СПО и специальностей СПО»
2
Практическое занятие по теме: «Математика в науке, технике, экономике,
информационных технологиях и практической деятельности»
1
3
Практическое занятие по теме: «Математика в науке, технике, экономике,
информационных технологиях и практической деятельности»
1
Самостоятельная работа обучающихся
-
Проценты. Пропорции. Прогрессии. Тождественные преобразования.
8
Тема 2.
Развитие понятия о числе
Содержание учебного материала
Уровень освоения
20
1. Целые и рациональные числа. Действительные числа. Приближенные вычисления. Комплексные числа.
2;3
Тематика учебных занятий
12
4
Урок по теме: «Целые и рациональные числа»
1
5
Практическое занятие по теме: «Целые и рациональные числа»
1
6
Практическое занятие по теме: «Целые и рациональные числа»
1
7
Практическое занятие по теме: «Действительные числа»
1
8
Практическое занятие по теме: «Действительные числа»
1
9
Практическое занятие по теме: «Действительные числа»
1
10
Практическое занятие по теме: «Действительные числа»
1
11
Практическое занятие по теме: «Приближенные вычисления»
1
12
Практическое занятие по теме: «Приближенные вычисления»
1
13
Практическое занятие по теме: «Приближенные вычисления»
1
14
Практическое занятие по теме: «Решение на повторение»
1
15
Контрольная работа по теме: «Развитие и понятие о числе»
1
Самостоятельная работа обучающихся
8
-
Приближенные вычисления.
-
Комплексные числа.
Тема 3.
Корни, степени и логарифмы
Корни и степени. Корни натуральной степени из числа и их свойства. Степени с рациональными показателями, их свойства. Степени с действительными показателями. Свойства степени с действительным показателем.
Логарифм. Логарифм числа. Основное логарифмическое тождество. Десятичные и натуральные логарифмы. Правила действий с логарифмами. Переход к новому основанию.
Преобразование алгебраических выражений. Преобразование рациональных, иррациональных степенных, показательных и логарифмических выражений.
Арифметические действия над числами, нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной), сравнение числовых выражений. Вычисление и сравнение корней. Выполнение расчетов с радикалами. Решение иррациональных уравнений. Нахождение значений степеней с рациональными показателями. Сравнение степеней. Преобразования выражений, содержащих степени. Решение показательных уравнений. Решение прикладных задач. Нахождение значений логарифма по произвольному основанию. Переход от одного
основания к другому. Вычисление и сравнение логарифмов. Логарифмиро-вание и потенцирование выражений. Приближенные вычисления и решения прикладных задач. Решение логарифмических уравнений.
2;3
53
Тематика учебных занятий
36
16
Практическое занятие по теме: «Арифметические действия над числами, нахождение
приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и
относительной)»
1
17
Практическое занятие по теме: «Сравнение числовых выражений»
1
18
Урок по теме: «Корни натуральной степени из числа и их свойства»
1
19
Практическое занятие по теме: «Выполнение расчетов с радикалами»
1
20
Практическое занятие по теме: «Выполнение расчетов с радикалами»
1
21
Практическое занятие по теме: «Решение иррациональных уравнений»
1
22
Практическое занятие по теме: «Решение иррациональных уравнений»
1
23
Практическое занятие по теме: «Нахождение значений степеней с рациональными
показателями»
1
24
Урок по теме: «Сравнение степеней»
1
25
Практическое занятие по теме: «Преобразования выражений, содержащих степени»
1
26
Практическое занятие по теме: «Решение показательных уравнений»
1
27
Практическое занятие по теме: « Решение показательных уравнений»
1
28
Практическое занятие по теме: «Решение прикладных задач»
1
29
Контрольная работа по теме : «Корни и степени»
1
30
Урок по теме: «Логарифм. Логарифм числа»
1
31
Практическое занятие по теме: «Нахождение значений логарифма по
произвольному основанию»
1
32
Практическое занятие по теме: «Нахождение значений логарифма по произвольному
основанию»
1
33
Практическое занятие по теме: «Нахождение значений логарифма по произвольному
основанию»
1
34
Практическое занятие по теме: «Переход от одного основания к другому»
1
35
Практическое занятие по теме: «Переход от одного основания к другому»
1
36
Практическое занятие по теме: «Вычисление и сравнение логарифмов»
1
37
Практическое занятие по теме: «Вычисление и сравнение логарифмов»
1
38
Практическое занятие по теме: «Логарифмирование выражений»
1
39
Практическое занятие по теме: «Логарифмирование выражений»
1
40
Практическое занятие по теме: «Логарифмирование выражений»
1
41
Практическое занятие по теме: «Приближенные вычисления и решения прикладных
задач»
1
42
Практическое занятие по теме: «Решение логарифмических уравнений»
1
43
Практическое занятие по теме: «Решение логарифмических уравнений»
1
44
Практическое занятие по теме: «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
1
45
Практическое занятие по теме: «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
1
46
Практическое занятие по теме: «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
1
47
Практическое занятие по теме: «Решение логарифмических уравнений и неравенств»
1
48
Урок по теме: «Преобразование алгебраических выражений»
49
Практическое занятие по теме: «Преобразование рациональных, иррациональных
степенных, показательных и логарифмических выражений»
1
50
Практическое занятие по теме: «Преобразование рациональных, иррациональных
степенных, показательных и логарифмических выражений»
1
51
Контрольная работа по теме «Логарифм. Логарифм числа»
1
Самостоятельная работа обучающихся
17
-
Свойства степени с действительным показателем.
-
Рациональные и иррациональные числа.
-
Преобразования алгебраических выражений, выражений содержащих радикалы и степени с дробными показателями, тригонометрических выражений, выражений содержащих степени и логарифмы.
-
Натуральные логарифмы.
-
Логарифмирование и потенцирование выражений.
Тема 4.
Прямые и плоскости в пространстве
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Взаимное расположение двух прямых в пространстве. Параллельность прямой и плоскости. Параллельность плоскостей. Перпендикулярность прямой и плоскости. Перпендикуляр и наклонная. Угол между прямой и плоскостью. Двугранный угол. Угол между плоскостями. Перпендикулярность двух плоскостей.
Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости.
Параллельное проектирование. Площадь ортогональной проекции. Изображение пространственных фигур.
Признаки взаимного расположения прямых. Угол между прямыми. Взаимное расположение прямых и плоскостей. Перпендикуляр и наклонная к плоскости. Угол между прямой и плоскостью. Теоремы о взаимном расположении прямой и плоскости.
Теорема о трех перпендикулярах.
Признаки и свойства параллельных и перпендикулярных плоскостей.
Расстояние от точки до плоскости, от прямой до плоскости, расстояние между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве.
Параллельное проектирование и его свойства. Теорема о площади ортогональной проекции многоугольника. Взаимное расположение пространственных фигур.
2;3
37
Тематика учебных занятий
25
52
Урок по теме: «Взаимное расположение двух прямых в пространстве»
1
53
Практическое занятие по теме: «Взаимное расположение двух прямых в пространстве»
1
54
Практическое занятие по теме: «Параллельность прямой и плоскости»
1
55
Практическое занятие по теме: «Угол между прямыми»
1
56
Практическое занятие по теме: «Параллельность плоскостей»
1
57
Практическое занятие по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости»
1
58
Практическое занятие по теме: «Перпендикулярность прямой и плоскости»
1
59
Практическое занятие по теме: «Перпендикуляр и наклонная»
1
60
Практическое занятие по теме: «Теорема о трех перпендикулярах»
1
61
Практическое занятие по теме: «Угол между прямой и плоскостью»
1
62
Практическое занятие по теме: «Двугранный угол»
1
63
Практическое занятие по теме: «Угол между плоскостями»
1
64
Практическое занятие по теме: «Перпендикулярность двух плоскостей»
1
65
Практическое занятие по теме: «Перпендикулярность двух плоскостей»
1
66
Урок по теме: «Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости»
1
67
Практическое занятие по теме: «Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости»
1
68
Практическое занятие по теме: «Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости»
1
69
Практическое занятие по теме: «Геометрические преобразования пространства: параллельный перенос, симметрия относительно плоскости»
1
70
Практическое занятие по теме: «Параллельное проектирование»
1
71
Практическое занятие по теме: «Параллельное проектирование»
1
72
Практическое занятие по теме: «Взаимное расположение пространственных фигур»
1
73
Практическое занятие по теме: «Взаимное расположение пространственных фигур»
1
74
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
75
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
76
Контрольная работа по теме «Прямые и плоскости в пространстве»
1
Самостоятельная работа обучающихся
12
1. Площадь ортогональной проекции
2. Теорема о площади ортогональной проекции многоугольника
Тема 5.
Комбинаторика
Содержание учебного материала
Уровень освоения
20
Основные понятия комбинаторики. Задачи на подсчет числа размещений, перестановок, сочетаний. Решение задач на перебор вариантов. Формула бинома Ньютона. Свойства биноминальных коэффициентов. Треугольник Паскаля.
2;3
Тематика учебных занятий
14
77
Урок по теме: «Основные понятия комбинаторики»
1
78
Практическое занятие по теме: «Задачи на подсчет числа размещений»
1
79
Практическое занятие по теме: «Задачи на подсчет числа размещений»
1
80
Практическое занятие по теме: «Задачи на подсчет числа перестановок»
1
81
Практическое занятие по теме: «Задачи на подсчет числа перестановок»
1
82
Практическое занятие по теме: «Задачи на подсчет числа сочетаний»
1
83
Практическое занятие по теме: «Задачи на подсчет числа сочетаний»
1
84
Практическое занятие по теме: «Решение задач на перебор вариантов»
1
85
Практическое занятие по теме: «Решение задач на перебор вариантов»
1
86
Практическое занятие по теме: «Формула бинома Ньютона»
1
87
Практическое занятие по теме: «Формула бинома Ньютона»
1
88
Практическое занятие по теме: «Свойства биноминальных коэффициентов»
1
89
Урок по теме: «Треугольник Паскаля»
1
90
Контрольная работа по теме «Комбинаторика»
1
Самостоятельная работа обучающихся
6
-
Решение задач на перебор вариантов
Тема 6.
Координаты и векторы
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве. Формула расстояния между двумя точками. Уравнения сферы, плоскости и прямой.
Векторы. Модуль вектора. Равенство векторов. Сложение векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по направлениям. Угол между двумя векторами. Проекция вектора на ось. Координаты вектора. Скалярное произведение векторов.
Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач.
Векторы. Действия с векторами. Декартова система координат в пространстве. Уравнение окружности, сферы, плоскости. Расстояние между точками. Действия с векторами, заданными координатами. Скалярное произведение векторов. Векторное уравнение прямой и плоскости.
2;3
35
Тематика учебных занятий
23
91
Урок по теме: «Векторы. Модуль вектора»
1
92
Практическое занятие по теме: «Равенство векторов»
1
93
Практическое занятие по теме: «Сложение векторов»
1
94
Практическое занятие по теме: «Умножение вектора на число»
1
95
Урок по теме: «Разложение вектора по направлениям.»
1
96
Практическое занятие по теме: «Действия с векторами»
1
97
Практическое занятие по теме: «Действия с векторами»
1
98
Практическое занятие по теме: «Действия с векторами»
1
99
Урок по теме: «Прямоугольная (декартова) система координат в пространстве»
1
100
Практическое занятие по теме: «Координаты вектора»
1
101
Практическое занятие по теме: «Связь между координатами векторов и координатами точек»
1
102
Практическое занятие по теме: «Простейшие задачи в координатах»
1
103
Практическое занятие по теме: «Простейшие задачи в координатах»
1
104
Практическое занятие по теме: «Простейшие задачи в координатах»
1
105
Урок по теме: «Угол между двумя векторами»
1
106
Практическое занятие по теме: «Скалярное произведение векторов»
1
107
Практическое занятие по теме: «Скалярное произведение векторов»
1
108
Практическое занятие по теме: «Скалярное произведение векторов»
1
109
Урок по теме: «Вычисление углов между прямыми и плоскостями»
1
110
Практическое занятие по теме: «Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач»
1
111
Практическое занятие по теме: «Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач»
1
112
Практическое занятие по теме: «Использование координат и векторов при решении математических и прикладных задач»
1
113
Контрольная работа по теме «Координаты и векторы»
1
Самостоятельная работа обучающихся
12
-
Уравнения плоскости и прямой
-
Проекция вектора на ось
Тема 7.
Основы тригонометрии
Содержание учебного материала
Уровень освоения
45
Радианная мера угла. Вращательное движение. Синус, косинус, тангенс и котангенс числа. Формулы приведения. Формулы сложения. Формулы удвоения Формулы половинного угла.
Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.
Простейшие тригонометрические уравнения. Простейшие тригонометрические неравенства.
Обратные тригонометрические функции. Арксинус, арккосинус, арктангенс.
Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой.
Основные тригонометрические тождества, формулы сложения, удвоения, преобразование суммы тригонометрических функций в произведение, преобразование произведения тригонометрических функций в сумму. Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства.
Обратные тригонометрические функции: арксинус, арккосинус, арктангенс.
2;3
Тематика учебных занятий
33
114
Урок по теме: «Радианная мера угла. Вращательное движение»
1
115
Практическое занятие по теме: «Радианный метод измерения углов вращения и связь с градусной мерой»
1
116
Урок по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс числа»
1
117
Практическое занятие по теме: «Основные тригонометрические тождества»
1
118
Практическое занятие по теме: «Основные тригонометрические тождества»
1
119
Практическое занятие по теме: «Основные тригонометрические тождества»
1
120
Урок по теме: «Формулы приведения»
1
121
Практическое занятие по теме: «Формулы сложения»
1
122
Практическое занятие по теме: «Формулы удвоения»
1
123
Практическое занятие по теме: «Формулы половинного угла»
1
124
Практическое занятие по теме: «Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму»
1
125
Практическое занятие по теме: «Преобразование суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму»
1
126
Урок по теме: «Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента»
1
127
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
128
Практическое занятие по теме: «Решение задач на повторение»
1
129
Контрольная работа по теме «Основы тригонометрии»
1
130
Урок по теме: «Арксинус, арккосинус, арктангенс»
1
131
Практическое занятие по теме: «Обратные тригонометрические функции: арксинус, арккосинус, арктангенс»
1
132
Урок по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения»
1
133
Урок по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения»
1
134
Практическое занятие по теме: «Простейшие тригонометрические уравнения»
1
135
Практическое занятие по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
1
136
Практическое занятие по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
1
137
Практическое занятие по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
1
138
Практическое занятие по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
1
139
Практическое занятие по теме: «Решение тригонометрических уравнений»
1
140
Урок по теме: «Простейшие тригонометрические неравенства»
1
141
Практическое занятие по теме: «Простейшие тригонометрические неравенства»
1
142
Практическое занятие по теме: «Решение тригонометрических неравенств»
1
143
Практическое занятие по теме: «Решение тригонометрических неравенств»
1
144
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
145
Практическое занятие по теме: «Решение задач на повторение»
1
146
Контрольная работа по теме «Тригонометрические уравнения и неравенства»
1
Самостоятельная работа обучающихся
12
1.Формулы половинного угла.
2. Выражение тригонометрических функций через тангенс половинного аргумента.
3.Простейшие тригонометрические неравенства.
Тема 8.
Функции и графики
Содержание учебного материала
Уровень освоения
46
Функции. Область определения и множество значений; график функции, построение графиков функций, заданных различными способами.
Свойства функции. Монотонность, четность, нечетность, ограниченность, периодичность. Промежутки возрастания и убывания, наибольшее и наименьшее значения, точки экстремума. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях. Арифметические операции над функциями. Сложная функция (композиция). Понятие о непрерывности функции.
Обратные функции. Область определения и область значений обратной функции. График обратной функции.
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции.
Обратные тригонометрические функции
Определения функций, их свойства и графики.
Преобразования графиков. Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат, симметрия относительно прямой y = x, растяжение и сжатие вдоль осей координат.
Примеры зависимостей между переменными в реальных процессах из смежных дисциплин. Определение функций. Построение и чтение графиков функций. Исследование функции. Свойства линейной, квадратичной, кусочно-линейной и дробно-линейной функций. Непрерывные и периодические функции. Свойства и графики синуса, косинуса, тангенса и котангенса. Обратные функции и их графики. Обратные тригонометрические функции. Преобразования графика функции. Гармонические колебания. Прикладные задачи.
Показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения и неравенства.
2;3
Тематика учебных занятий
12
147
Урок по теме: «Область определения и множество значений; график функции»
1
148
Практическое занятие по теме: «Определение функций»
1
149
Урок по теме: «Построение графиков функций, заданных различными способами»
1
150
Практическое занятие по теме: «Построение и чтение графиков функций»
1
151
Урок по теме: «Свойства функции»
1
152
Практическое занятие по теме: «Свойства функции»
1
153
Практическое занятие по теме: «Промежутки возрастания и убывания»
1
154
Практическое занятие по теме: «Промежутки возрастания и убывания»
1
155
Практическое занятие по теме: «Исследование функции»
1
156
Урок по теме: «Обратные тригонометрические функции»
1
157
Урок по теме: «Преобразования графиков»
1
158
Зачет
1
Самостоятельная работа обучающихся
4
-
Гармонические колебания. Прикладные задачи.
2 курс
14
Тема 8.
Функции и графики
159
Практическое занятие по теме: «Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат»
1
160
Практическое занятие по теме: «Параллельный перенос, симметрия относительно осей координат и симметрия относительно начала координат»
1
161
Практическое занятие по теме: «Растяжение и сжатие вдоль осей координат»
1
162
Практическое занятие по теме: «Растяжение и сжатие вдоль осей координат»
1
163
Практическое занятие по теме: «Исследование функции»
1
164
Практическое занятие по теме: «Исследование функции»
1
165
Урок по теме: «Степенная функция, ее свойства и график»
1
166
Урок по теме: «Показательная функция, ее свойства и график»
1
167
Урок по теме: «Логарифмическая функция, ее свойства и график»
1
168
Практическое занятие по теме: «Логарифмическая функция, ее свойства и график»
1
169
Урок по теме: «Тригонометрическая функция, ее свойства и график»
1
170
Практическое занятие по теме: «Тригонометрическая функция, ее свойства и график»
1
171
Практическое занятие по теме: «Тригонометрическая функция, ее свойства и график»
1
172
Контрольная работа по теме «Функции и графики»
1
Самостоятельная работа обучающихся (при наличии указывается тематика и содержание домашних заданий)
16
-
Понятие о непрерывности функции.
-
Область определения и область значений обратной функции.
3. График обратной функции.
Тема 9.
Многогранни-ки и круглые тела
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Многогранники
Вершины, ребра, грани многогранника. Развертка. Многогранные углы. Выпуклые многогранники. Теорема Эйлера.
Призма. Прямая и наклонная призма. Правильная призма. Параллелепипед. Куб. Пирамида. Правильная пирамида. Усеченная пирамида. Тетраэдр.
Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде.
Сечения куба, призмы и пирамиды.
Представление о правильных многогранниках (тетраэдре, кубе, октаэдре, додекаэдре и икосаэдре).
Тела и поверхности вращения
Цилиндр и конус. Усеченный конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка. Осевые сечения и сечения, параллельные основанию.
Шар и сфера, их сечения. Касательная плоскость к сфере.
Объем и его измерение. Интегральная формула объема.
Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда, призмы, цилиндра. Формулы объема пирамиды и конуса. Формулы площади поверхностей цилиндра и конуса. Формулы объема шара и площади сферы.
2;3
55
Тематика учебных занятий
39
173
Урок по теме: «Вершины, ребра, грани многогранника»
1
174
Урок по теме: «Выпуклые многогранники»
1
175
Практическое занятие по теме: «Призма. Прямая призма»
1
176
Практическое занятие по теме: «Наклонная призма»
1
177
Практическое занятие по теме: «Правильная призма»
1
178
Практическое занятие по теме: «Параллелепипед»
1
179
Практическое занятие по теме: «Куб»
1
180
Урок по теме: «Пирамида. Правильная пирамида»
1
181
Практическое занятие по теме: «Усеченная пирамида»
1
182
Практическое занятие по теме: «Тетраэдр»
1
183
Урок по теме: «Симметрии в кубе, в параллелепипеде, в призме и пирамиде»
1
184
Урок по теме: «Сечения куба, призмы и пирамиды»
1
185
Урок по теме: «Представление о правильных многогранниках»
1
186
Контрольная работа по теме «Многогранники»
1
187
Практическое занятие по теме: «Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка»
1
188
Практическое занятие по теме: «Цилиндр. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка»
1
189
Практическое занятие по теме: «Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка»
1
190
Практическое занятие по теме: «Конус. Основание, высота, боковая поверхность, образующая, развертка»
1
191
Практическое занятие по теме: «Усеченный конус»
1
192
Урок по теме: «Осевые сечения и сечения, параллельные основанию»
1
193
Практическое занятие по теме: «Шар и сфера, их сечения»
1
194
Практическое занятие по теме: «Шар и сфера, их сечения»
1
195
Практическое занятие по теме: «Касательная плоскость к сфере»
1
196
Практическое занятие по теме: «Касательная плоскость к сфере»
1
197
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
198
Контрольная работа по теме «Тела и поверхности вращения»
1
199
Урок по теме: «Объем и его измерение. Интегральная формула объема»
1
200
Урок по теме: «Формулы объема куба, прямоугольного параллелепипеда»
1
201
Практическое занятие по теме: «Формула объема призмы»
1
202
Практическое занятие по теме: «Формула объема цилиндра»
1
203
Практическое занятие по теме: «Формула объема пирамиды»
1
204
Практическое занятие по теме: «Формула объема конуса»
1
205
Урок по теме: «Формулы площади поверхности цилиндра»
1
206
Урок по теме: «Формулы площади поверхности конуса»
1
207
Практическое занятие по теме: «Формулы объема шара и площади сферы»
1
208
Практическое занятие по теме: «Формулы объема шара и площади сферы»
1
209
Практическое занятие по теме: «Формулы объема шара и площади сферы»
1
210
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
211
Контрольная работа по теме: «Измерения в геометрии»
1
Самостоятельная работа обучающихся
16
-
Развертка. Многогранные углы.
-
Выпуклые многогранники.
-
Теорема Эйлера.
-
Подобие тел. Отношения площадей поверхностей и объемов подобных тел.
Тема 10.
Начала математическо-го анализа
Содержание учебного материала
Уровень освоения
50
Последовательности. Способы задания и свойства числовых последовательностей. Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности. Суммирование последовательностей. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма.
Производная. Понятие о производной функции, ее геометрический и физический смысл. Уравнение касательной к графику функции. Производные суммы, разности, произведения, частные. Производные основных элементарных функций. Применение производной к исследованию функций и построению графиков. Производные обратной функции и композиции функции.
Примеры использования производной для нахождения наилучшего решения в прикладных задачах. Вторая производная, ее геометрический и физический смысл. Нахождение скорости для процесса, заданного формулой и графиком.
Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности. Предел последовательности. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Производная: механический и геометрический смысл производной.
Уравнение касательной в общем виде. Правила и формулы дифференцирования, таблица производных элементарных функций. Исследование функции с помощью производной. Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции.
2;3
Тематика учебных занятий
38
212
Урок по теме: «Способы задания и свойства числовых последовательностей»
1
213
Практическое занятие по теме: «Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности»
1
214
Практическое занятие по теме: «Числовая последовательность, способы ее задания, вычисления членов последовательности»
1
215
Практическое занятие по теме: «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма»
1
216
Практическое занятие по теме: «Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия и ее сумма»
1
217
Урок по теме: «Приращение функции»
1
218
Урок по теме: «Понятие о производной»
1
219
Практическое занятие по теме: «Производные суммы, разности, произведения, частного»
1
220
Практическое занятие по теме: «Производные суммы, разности, произведения, частного»
1
221
Практическое занятие по теме: «Производные суммы, разности, произведения, частного»
1
222
Практическое занятие по теме: «Производные некоторых элементарных функций»
1
223
Практическое занятие по теме: «Производные некоторых элементарных функций»
1
224
Практическое занятие по теме: «Производные некоторых элементарных функций»
1
225
Урок по теме: «Производная сложной функции»
1
226
Практическое занятие по теме: «Производная сложной функции»
1
227
Практическое занятие по теме: «Производная сложной функции»
1
228
Урок по теме: «Геометрический и физический смысл производной»
1
229
Урок по теме: «Уравнение касательной к графику функции»
1
230
Практическое занятие по теме: «Уравнение касательной к графику функции»
1
231
Практическое занятие по теме: «Примеры применения производной»
1
232
Практическое занятие по теме: «Примеры применения производной»
1
233
Практическое занятие по теме: «Решение на повторение»
1
234
Контрольная работа по теме «Производная»
1
235
Урок по теме: «Признак возрастания (убывания) функции»
1
236
Практическое занятие по теме: «Признак возрастания (убывания) функции»
1
237
Практическое занятие по теме: «Критические точки функции, максимумы и минимумы»
1
238
Практическое занятие по теме: «Критические точки функции, максимумы и минимумы»
1
239
Урок по теме: «Исследование функции с помощью производной »
1
240
Практическое занятие по теме: «Исследование функции с помощью производной»
1
241
Практическое занятие по теме: «Исследование функции с помощью производной»
1
242
Урок по теме: «Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции»
1
243
Практическое занятие по теме: «Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции»
1
244
Практическое занятие по теме: «Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции»
1
245
Практическое занятие по теме: «Нахождение наибольшего, наименьшего значения и экстремальных значений функции»
1
246
Урок по теме: «Вторая производная, ее геометрический и физический смысл»
1
247
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
248
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
249
Контрольная работа по теме «Применение производной»
1
Самостоятельная работа обучающихся
12
1 . Понятие о пределе последовательности. Существование предела монотонной ограниченной последовательности.
2. Производные обратной функции и композиции функции.
Тема 11.
Интеграл и его применение
Содержание учебного материала
Уровень освоения
20
Первообразная и интеграл. Применение определенного интеграла для нахождения площади криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Примеры применения интеграла в физике и геометрии.
Интеграл и первообразная. Теорема Ньютона-Лейбница. Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей.
2;3
Тематика учебных занятий
14
250
Урок по теме: «Определение первообразной»
1
251
Урок по теме: «Основное свойство первообразной»
1
252
Практическое занятие по теме: «Основное свойство первообразной»
1
253
Урок по теме: «Три правила нахождения первообразных»
1
254
Практическое занятие по теме: «Три правила нахождения первообразных»
1
255
Урок по теме: «Площадь криволинейной трапеции»
1
256
Практическое занятие по теме: «Площадь криволинейной трапеции»
1
257
Урок по теме: «Понятие об интеграле»
1
258
Урок по теме: «Формула Ньютона-Лейбница»
1
259
Практическое занятие по теме: «Формула Ньютона-Лейбница»
1
260
Практическое занятие по теме: «Применение интеграла»
1
261
Практическое занятие по теме: «Применение интеграла»
1
262
Практическое занятие по теме: «Решение на повторение»
1
263
Контрольная работа по теме «Интеграл и его применение»
1
Самостоятельная работа обучающихся
6
-
Применение интеграла к вычислению физических величин и площадей.
29
Тема 12.
Элементы теории вероятностей и математи-ческой статистики
Содержание учебного материала
Уровень освоения
Элементы математической статистики
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики), генеральная совокупность, выборка, среднее арифметическое, медиана. Понятие о задачах математической статистики.
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
История развития комбинаторики, теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности. Правила комбинаторики. Решение комбинаторных задач. Размещения, сочетания и перестановки. Бином Ньютона и треугольник Паскаля. Прикладные задачи.
Классическое определение вероятности, свойства вероятностей, теорема о сумме вероятностей. Вычисление вероятностей. Прикладные задачи. Представление числовых данных. Прикладные задачи.
2;3
Тематика учебных занятий
14
264
Урок по теме: «Представление данных (таблицы, диаграммы, графики)»
1
265
Практическое занятие по теме: «Представление данных (таблицы, диаграммы, графики)»
1
266
Урок по теме: «История развития теории вероятностей и статистики и их роль в различных сферах человеческой жизнедеятельности»
1
267
Урок по теме: «Классическое определение вероятности, свойства вероятностей, теорема о сумме вероятностей»
1
268
Практическое занятие по теме: «Классическое определение вероятности, свойства вероятностей, теорема о сумме вероятностей»
1
269
Практическое занятие по теме: «Вычисление вероятностей»
1
270
Практическое занятие по теме: «Вычисление вероятностей»
1
271
Практическое занятие по теме: «Вычисление вероятностей»
1
272
Практическое занятие по теме: «Прикладные задачи»
1
273
Урок по теме: «Представление числовых данных»
1
274
Практическое занятие по теме: «Представление числовых данных»
1
275
Практическое занятие по теме: «Прикладные задачи»
1
276
Практическое занятие по теме: «Решение задач»
1
277
Контрольная работа по теме «Элементы теории вероятностей и математической статистики»
1
Самостоятельная работа обучающихся
15
-
Понятие о независимости событий.
-
Дискретная случайная величина, закон ее распределения. Числовые характеристики дискретной случайной величины.
-
Понятие о законе больших чисел.
-
Понятие о задачах математической статистики.
-
Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Тема 13.
Уравнения и неравенства
Содержание учебного материала
Уровень освоения
48
Уравнения и системы уравнений. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения и системы.
Равносильность уравнений, неравенств, систем.
Основные приемы их решения (разложение на множители, введение новых неизвестных, подстановка, графический метод).
Неравенства. Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения.
Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств. Метод интервалов. Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
Интерпретация результата, учет реальных ограничений. Практические занятия
Корни уравнений. Равносильность уравнений. Преобразование уравнений.
Основные приемы решения уравнений. Решение систем уравнений.
Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств.
2;3
Тематика учебных занятий
33
278
Урок по теме: «Рациональные, иррациональные, показательные и тригонометрические уравнения. Основные приемы их решения »
1
279
Практическое занятие по теме: «Корни уравнений»
1
280
Урок по теме: «Равносильность уравнений»
1
281
Урок по теме: «Преобразование уравнений»
1
282
Практическое занятие по теме: «Преобразование уравнений»
1
283
Практическое занятие по теме: «Основные приемы решения уравнений»
1
284
Практическое занятие по теме: «Основные приемы решения уравнений»
1
285
Практическое занятие по теме: «Основные приемы решения уравнений»
1
286
Практическое занятие по теме: «Основные приемы решения
уравнений»
1
287
Практическое занятие по теме: «Решение уравнений»
1
288
Практическое занятие по теме: «Решение уравнений»
1
289
Практическое занятие по теме: «Решение уравнений»
1
290
Практическое занятие по теме: «Решение уравнений»
1
291
Практическое занятие по теме: «Решение уравнений»
1
292
Практическое занятие по теме: «Решение систем уравнений»
1
293
Практическое занятие по теме: «Решение систем уравнений»
1
294
Практическое занятие по теме: «Решение систем уравнений»
1
295
Урок по теме: «Рациональные, иррациональные, показательные и неравенства»
1
296
Практическое занятие по теме: «Рациональные, иррациональные, показательные неравенства»
1
297
Практическое занятие по теме: «Рациональные, иррациональные, показательные неравенства»
1
298
Практическое занятие по теме: «Решение неравенств»
1
299
Практическое занятие по теме: «Решение неравенств»
1
300
Практическое занятие по теме: «Решение неравенств»
1
301
Практическое занятие по теме: «Решение неравенств»
1
302
Урок по теме: «Использование свойств и графиков функций при решении уравнений и неравенств»
1
303
Практическое занятие по теме: «Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств»
1
304
Практическое занятие по теме: «Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств»
1
305
Практическое занятие по теме: «Использование свойств и графиков функций для решения уравнений и неравенств»
1
306
Практическое занятие по теме: «Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем»
1
307
Практическое занятие по теме: «Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики»
1
308
Практическое занятие по теме: «Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики»
1
309
Практическое занятие по теме: «Решение на повторение»
1
310
Контрольная работа по теме: «Уравнения и неравенства»
1
Самостоятельная работа обучающихся
15
Тригонометрические неравенства. Основные приемы их решения.
-
Изображение на координатной плоскости множества решений уравнений и неравенств с двумя переменными и их систем.
-
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики.
-
Интерпретация результата, учет реальных ограничений.
Тема 14.
Итоговое повторение
Содержание учебного материала
Уровень освоения
8
Действительные числа. Решение задач.
Тождественные преобразования. Решение задач.
Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Решение задач.
Функции. Решение задач.
Производная, применение производной. Решение задач.
Первообразная и интеграл. Решение задач.
2;3
Тематика учебных занятий
8
311
Действительные числа. Решение задач.
1
312
Тождественные преобразования. Решение задач.
1
313
Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств. Решение задач.
1
314
Функции. Решение задач.
1
315
Производная, применение производной. Решение задач
1
316
Производная, применение производной. Решение задач
1
317
Первообразная и интеграл. Решение задач.
1
318
Итоговая контрольная работа
1
Всего:
477
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение
Реализация программы предполагает наличие учебных кабинетов кабинет математики;
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий по математике;
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Колмогоров А.Н. и др.Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы.-М., 2011.
-
Алимов Ш.А. и др.. Алгебра и начала математического анализа.10-11 классы. - М., 2011.
-
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. Геометрия. 10-11 классы. - М., 2011.
Дополнительные источники:
-
Башмаков М.И. Математика. - М., 2011
-
Гусев В.А., Григорьев С.Г., Иволгина С.В. Математика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. - М., 2014.
4. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения
Характеристика основных видов деятельности студентов
(на уровне учебных действий)
Введение
Ознакомление с ролью математики в науке, технике, экономике, информационных технологиях и практической деятельности. Ознакомление с целями и задачами изучения математики при освоении профессий СПО и специальностей СПО
АЛГЕБРА
Развитие понятия о числе
Выполнение арифметических действий над числами, сочетая устные и письменные приемы.
Нахождение приближенных значений величин и погрешностей вычислений (абсолютной и относительной); сравнение числовых выражений.
Нахождениеошибок в преобразованиях и вычислениях (относится ко всем пунктам программы)
Корни, степени, лога-
рифмы
Ознакомление с понятием корня n-й степени, свойствами радикалов и правилами сравнения корней.
Формулирование определения корня и свойств корней. Вычисление и сравнение корней, выполнение прикидки значения корня. Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих радикалы.
Выполнение расчетов по формулам, содержащим радикалы, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Определение равносильности выражений с радикалами. Решение иррациональных уравнений.
Ознакомление с понятием степени с действительным показателем.
Нахождение значений степени, используя при необходимости инструментальные средства.
Записывание корня n-й степени в виде степени с дробным показателем и наоборот.
Формулирование свойств степеней. Вычисление степеней с рациональным показателем, выполнение прикидки значения степени, сравнение степеней.
Преобразование числовых и буквенных выражений, содержащих степени, применяя свойства. Решение показательных уравнений.
Ознакомление с применением корней и степеней при вычислении средних, делении отрезка в «золотом сечении». Решение прикладных задач на сложные проценты
Преобразование алгебраических выражений
Выполнение преобразований выражений, применение формул, связанных со свойствами степеней и логарифмов.
Определение области допустимых значений логарифмического выражения. Решение логарифмических уравнений
ОСНОВЫ ТРИГОНОМЕТРИИ
Основные понятия
Изучение радианного метода измерения углов вращения и их связи с градусной мерой. Изображение углов вращения на окружности, соотнесение величины угла с его расположением.
Формулирование определений тригонометрических функций для углов поворота и острых углов прямоугольного треугольника и объяснение их взаимосвязи
Основные тригонометрические тождества
Применение основных тригонометрических тождеств для вычисления значений тригонометрических функций по одной из них
Преобразования простейших тригонометрических выражений
Изучение основных формул тригонометрии: формулы сложения, удвоения, преобразования суммы тригонометрических функций в произведение и произведения в сумму и применение при вычислении значения тригонометрического выражения и упрощения его.
Ознакомление со свойствами симметрии точек на единичной окружности и применение их для вывода формул приведения
Простейшие тригонометрические уравнения и неравенства
Решение по формулам и тригонометрическому кругу простейших тригонометрических уравнений.
Применение общих методов решения уравнений (приведение к линейному, квадратному, метод разложения на множители, замены переменной) при решении тригонометрических уравнений. Умение отмечать на круге решения простейших тригонометрических неравенств
Арксинус, арккосинус, арктангенс числа
Ознакомление с понятием обратных тригонометрических функций.
Изучение определений арксинуса, арккосинуса, арктангенса числа, формулирование их, изображение на единичной окружности, применение при решении уравнений
ФУНКЦИИ, ИХ СВОЙСТВА И ГРАФИКИ
Функции.
Понятие о непрерывности функции
Ознакомление с понятием переменной, примерами зависимостей между переменными.
Ознакомление с понятием графика, определение принадлежности точки графику функции. Определение по формуле простейшей зависимости, вида ее графика. Выражение по формуле одной переменной через другие.
Ознакомление с определением функции, формулирование его.
Нахождение области определения и области значений функции
Свойства функции. Графическая интерпретация. Примеры функциональных зависимостей в реальных процессах и явлениях
Ознакомление с примерами функциональных зависимостей в реальных процессах из смежных дисциплин.
Ознакомление с доказательными рассуждениями некоторых свойств линейной и квадратичной функций, проведение исследования линейной, кусочно-линейной, дробно-линейной и квадратичной функций, построение их графиков. Построение и чтение графиков функций. Исследование функции.
Составление видов функций по данному условию, решение задач на экстремум.
Выполнение преобразований графика функции
Обратные функции
Изучение понятия обратной функции, определение вида и построение графика обратной функции, нахождение ее области определения и области значений. Применение свойств функций при исследовании уравнений и решении задач на экстремум. Ознакомление с понятием сложной функции
Степенные, показательные, логарифмические и тригонометрические функции. Обратные тригонометрические функции
Вычисление значений функций по значению аргумента. Определение положения точки на графике по ее координатам и наоборот.
Использование свойств функций для сравнения значений степеней и логарифмов.
Построение графиков степенных и логарифмических функций.
Решение показательных и логарифмических уравнений и неравенств по известным алгоритмам.
Ознакомление с понятием непрерывной периодической функции, формулирование свойств синуса и косинуса, построение их графиков.
Ознакомление с понятием гармонических колебаний и примерами гармонических колебаний для описания процессов в физике и других областях знания.
Ознакомление с понятием разрывной периодической функции, формулирование свойств тангенса и котангенса, построение их графиков.
Применение свойств функций для сравнения значений тригонометрических функций, решения тригонометрических уравнений. Построение графиков обратных тригонометрических функций и определение по графикам их свойств. Выполнение преобразования графиков
НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Последовательности
Ознакомление с понятием числовой последовательности, способами ее задания, вычислениями ее членов.
Ознакомление с понятием предела последовательности. Ознакомление с вычислением суммы бесконечного числового ряда на примере вычисления суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии.
Решение задач на применение формулы суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии
Производная и ее применение
Ознакомление с понятием производной.
Изучение и формулирование ее механического и геометрического смысла, изучение алгоритма вычисления производной на примере вычисления мгновенной скорости и углового коэффициента касательной.
Составление уравнения касательной в общем виде.
Усвоение правил дифференцирования, таблицы производных элементарных функций, применение для дифференцирования функций, составления уравнения касательной.
Изучение теорем о связи свойств функции и производной, формулировка их.
Проведение с помощью производной исследования функции, заданной формулой.
Установление связи свойств функции и производной по их графикам.
Применение производной для решения задач на нахождение наибольшего, наименьшего значения и на нахождение экстремума
Первообразная и интеграл
Ознакомление с понятием интеграла и первообразной. Изучение правила вычисления первообразной и теоремы Ньютона-Лейбница.
Решение задач на связь первообразной и ее производной, вычисление первообразной для данной функции.
Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей
УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА
Уравнения и системы уравнений
Неравенства и системы неравенств с двумя переменными
Ознакомление с простейшими сведениями о корнях алгебраических уравнений, понятиями исследования уравнений и систем уравнений.
Изучение теории равносильности уравнений и ее применения. Повторение записи решения стандартных уравнений, приемов преобразования уравнений для сведения к стандартному уравнению.
Решение рациональных, иррациональных, показательных и тригонометрических уравнений и систем.
Использование свойств и графиков функций для решения уравнений. Повторение основных приемов решения систем. Решение уравнений с применением всех приемов (разложения на множители, введения новых неизвестных, подстановки, графического метода).
Решение систем уравнений с применением различных способов. Ознакомление с общими вопросами решения неравенств и использование свойств и графиков функций при решении неравенств. Решение неравенств и систем неравенств с применением различных способов.
Применение математических методов для решения содержательных задач из различных областей науки и практики. Интерпретирование результатов с учетом реальных ограничений
ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ, ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И СТАТИСТИКИ
Основные понятия комбинаторики
Изучение правила комбинаторики и применение при решении комбинаторных задач.
Решение комбинаторных задач методом перебора и по правилу умножения.
Ознакомление с понятиями комбинаторики: размещениями, сочетаниями, перестановками и формулами для их вычисления. Объяснение и применение формул для вычисления размещений, перестановок и сочетаний при решении задач.
Ознакомление с биномом Ньютона и треугольником Паскаля. Решение практических задач с использованием понятий и правил комбинаторики
Элементы теории вероятностей
Изучение классического определения вероятности, свойств вероятности, теоремы о сумме вероятностей.
Рассмотрение примеров вычисления вероятностей. Решение задач на вычисление вероятностей событий
Представление данных (таблицы, диаграммы, графики)
Ознакомление с представлением числовых данных и их характеристиками.
Решение практических задач на обработку числовых данных, вычисление их характеристик
ГЕОМЕТРИЯ
Прямые и плоскости в пространстве
Формулировка и приведение доказательств признаков взаимного расположения прямых и плоскостей. Распознавание на чертежах и моделях различных случаев взаимного расположения прямых и плоскостей, аргументирование своих суждений.
Формулирование определений, признаков и свойств параллельных и перпендикулярных плоскостей, двугранных и линейных углов.
Выполнение построения углов между прямыми, прямой и плоскостью, между плоскостями по описанию и распознавание их на моделях.
Применение признаков и свойств расположения прямых и плоскостей при решении задач.
Изображение на рисунках и конструирование на моделях перпендикуляров и наклонных к плоскости, прямых, параллельных плоскостей, углов между прямой и плоскостью и обоснование построения.
Решение задач на вычисление геометрических величин. Описывание расстояния от точки до плоскости, от прямой до плоскости, между плоскостями, между скрещивающимися прямыми, между произвольными фигурами в пространстве.
Формулирование и доказывание основных теорем о расстояниях (теорем существования, свойства).
Изображение на чертежах и моделях расстояния и обоснование своих суждений. Определение и вычисление расстояний в пространстве. Применение формул и теорем планиметрии для решения задач.
Ознакомление с понятием параллельного проектирования и его свойствами. Формулирование теоремы о площади ортогональной проекции многоугольника.
Применение теории для обоснования построений и вычислений. Аргументирование своих суждений о взаимном расположении пространственных фигур
Многогранники
Описание и характеристика различных видов многогранников, перечисление их элементов и свойств.
Изображение многогранников и выполнение построения на изображениях и моделях многогранников.
Вычисление линейных элементов и углов в пространственных конфигурациях, аргументирование своих суждений.
Характеристика и изображение сечения, развертки многогранников, вычисление площадей поверхностей.
Построение простейших сечений куба, призмы, пирамиды. Применение фактов и сведений из планиметрии.
Ознакомление с видами симметрий в пространстве, формулирование определений и свойств. Характеристика симметрии тел вращения и многогранников.
Применение свойств симметрии при решении задач.
Использование приобретенных знаний для исследования и моделирования несложных задач.
Изображение основных многогранников и выполнение рисунков по условиям задач
Тела и поверхности вращения
Ознакомление с видами тел вращения, формулирование их определений и свойств.
Формулирование теорем о сечении шара плоскостью и плоскости, касательной к сфере.
Характеристика и изображение тел вращения, их развертки, сечения.
Решение задач на построение сечений, вычисление длин, расстояний, углов, площадей. Проведение доказательных рассуждений при решении задач.
Применение свойств симметрии при решении задач на тела вращения, комбинацию тел.
Изображение основных круглых тел и выполнение рисунка по условию задачи
Измерения в геометрии
Ознакомление с понятиями площади и объема, аксиомами и свойствами.
Решение задач на вычисление площадей плоских фигур с применением соответствующих формул и фактов из планиметрии. Изучение теорем о вычислении объемов пространственных тел, решение задач на применение формул вычисления объемов. Изучение формул для вычисления площадей поверхностей многогранников и тел вращения.
Ознакомление с методом вычисления площади поверхности сферы. Решение задач на вычисление площадей поверхности пространственных тел
Координаты и векторы
Ознакомление с понятием вектора. Изучение декартовой системы координат в пространстве, построение по заданным координатам точек и плоскостей, нахождение координат точек.
Нахождение уравнений окружности, сферы, плоскости. Вычисление расстояний между точками.
Изучение свойств векторных величин, правил разложения векторов в трехмерном пространстве, правил нахождения координат вектора в пространстве, правил действий с векторами, заданными координатами.
Применение теории при решении задач на действия с векторами. Изучение скалярного произведения векторов, векторного уравнения прямой и плоскости. Применение теории при решении задач на действия с векторами, координатный метод, применение векторов для вычисления величин углов и расстояний. Ознакомление с доказательствами теорем стереометрии о взаимном расположении прямых и плоскостей с использованием векторов
1
6