1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса              Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики Дидактические игры очень ...
Раздел Математика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИСтатья отнесена к разделу: Преподавание математики


  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики - современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающемe образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с « серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс учения интересным и занимательным. Создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей усвоения рабочего материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.




Учащиеся убеждаются в том, что «система отсчета «для всех игроков должна быть одинаковой, так как без этого они просто не смогут играть. Наконец, игра учит быть выдержанным в самые трудные минуты «гибели эскадры», сражаться до конца, до последнего «снаряда» под обстрелом «неприятельских линкоров».

Учитель, руководя игрой, направляет ее в нужное дидактическое русло при необходимости активизируя ее ход, поддерживая интерес к ней.

Оборудование игры в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и наличие технических средств оборудования, и различные средства наглядности, и дидактические раздаточные материалы.

Дидактическая игра имеет определенный результат. Который предает ей законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленного задания и оценивая действия учащихся.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Дидактические игры применяют при изучении нового материала при закреплении, при проверке результатов обучения, выработке формирования умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Дидактические игры становятся эффективным средством активизации учебной деятельности школьников при их систематическом использовании.

Определение места дидактической игры в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависит от правильного понимания учителем функций дидактических игр и их классификаций. В первую очередь коллективные игры в классе следует разделять по дидактическим задачам урока. Это, прежде всего, игры обучающие, контролирующие и обобщающие.

Обучающей будет игра, если учащихся участвуя в ней, приобретают новые значение, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре. Причём результат условия значений будет лучше, чем чётче будет выражен мотив познавательной деятельности не только в игре, но и в самом содержании математического материала.

Контролирующей будет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний . Для участия в ней каждому ученику необходима определённая подготовка.

Обобщающие игры требуют интеграции знаний. Они способствуют установлению межпредметных связей, направлены на приобретенt умений действовать в различных учебных ситуациях.

В деловых играх на основе игрового замысла моделируются

жизненные ситуации и отношения, в рамках которых выбираются оптимальные варианты решения рассматриваемой проблемы, и имитируется его реализация на практике. Деловые игры делятся на производственные, организационно- деятельностные, проблемные, учебные и комплексные

В рамках уроков чаще всего ограничиваются применением деловых учебных игр. Их отличительными свойствами являются:

- моделирование приближенных к реальной жизни ситуаций;

- поэтапное развитие игры, в результате чего выполнение

предшествующего этапа влияет на ход следующего;

- наличие конфликтных ситуаций;

- обязательная совместная деятельность участников игры, выполняющих

предусмотренные сценарием роли;

- использование описания объекта, игрового имитационного

моделирования;

-контроль игрового времени; - элементы состоятельности;

- правила, система оценок и результат игры.

Методика разработанных деловых игр включает в себя следующие этапы:

1. Обоснованные требования к проведению игры.

2. Составление плана ее разработки.

3. Написание сценария, включая правила и рекомендации по организации игр

4 Подбор информации, средств обучения, создающих игровую обстановку.

5. Уточнение целей проведения игры, составление руководства для ведущего, инструкции для игроков, дополнительный подбор и оформление дидактических материалов.

6. Разработка способов оценки игры в целом и ее отдельных участков.

Возможный вариант структуры деловой игры на уроке может быть таким:

-знакомство с реальной ситуацией;

-построение ее имитационной модели;

-построение главной задачи команды(бригадам, группам), уточнение их роли в игре;

создание игровой проблемной ситуации;

-вычленение необходимого для решения проблемы теоретического материала;

-разрешение проблемы;

-обсуждение и проверка полученных результатов;

-коррекция;

-реализация принятого решения;

-анализ итогов работы;

-оценка результатов работы.

В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала.

В процессе игры вырабатывается умение мыслить системно , продуктивно, , пробуждается стремление к поиску новых идей, а это уже шаг к творчеству.

На уроках при изучении некоторых тем можно проводить викторины. Викторина-это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы. Выигрывает тот, кто даёт больше правильных ответов. Викторины можно проводить в начале урока- при отработке навыков устных вычислений, в середине урока- при проверке усвоений нового материала, в конце урока- при проверке знаний и умений учащихся. Хорошо организованная викторина способствует активизации умственной деятельности школьников на уроке.

Задания викторины обычно проецируется на экран или выполняются на листочках. Ответы на предложенную задачу учащиеся дают сразу. При оценке ответа учитывается не только правильность, но и то, как быстро учащейся справился с заданием. Отвечают ученики поочередно из каждой команды. В конце викторины поводятся итоги, при этом учитывается число решенных заданий, качество их обоснованности, оригинальность решений.

При изучении темы «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел» можно учащимся предложить игру ,которая называете «Фишка».

Цел игры- отработать навыки сложения вычитания целых чисел, а также их сравнение. Первоначально фишка стоит на любой клеточке на линии старта. Ученик двигает фишку по таблице с числами. За один ход по правилам игры он может продвинуть её на ближайшее среднее поле по вертикали или диагонали. При переходе из одной клетки в другую надо прибавить число, записанное в клетке, на которую поставили фишку. Выигрывает тот, кто на линии финиша получит наибольшее число.

Пример таблицы.

9

8

7

6

5

4

3

2

3

4

5

6

финиш

-10

-9

-8

-7

-10

-9

-8

-7

-10

-9

-8

-7

47

45

50

42

39

37

50

35

52

40

38

35

-7

-6

-4

-5

-6

-9

-7

-8

-9

-7

-8

-9

23

24

25

26

24

28

29

30

22

31

32

33

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

старт

В ходе игры школьники, кроме вычислений, учатся выбирать наибольшее среди отрицательных и положительных чисел. Можно составить таблицу с более сложными заданиями, использовать действия с обыкновенными дробями.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие о в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения должны быть разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

Основным в дидактической игре на уроках математике является обучении математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным ,эмоциональным, творческим.

Использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой.

Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие в эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь.

Систематическое использование дидактических игр на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.



© 2010-2022