- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа Подготовительные курсы по математике для 9 класса-50 час
Рабочая программа Подготовительные курсы по математике для 9 класса-50 час
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | ПРОСКУРИНА С.Е. |
Дата | 22.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ №26
109559, г. Москва, ул. Цимлянская, д. 7, стр. 1; тел/факс 358-05-68; e-mail: [email protected]
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора _________________________
от «___» ____________20__ г.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине:
Математика
для слушателей подготовительных курсов
(50 часов)
Москва, 2012
Обсуждена и одобрена
предметной (цикловой)
комиссией:
_____________________
_____________________
Протокол № __________
от «__ »_________ 2012 г
Автор: Проскурина Светлана Егоровна, высшая квалификация
(Ф. И. О., должность, квалификационная категория, научная степень)
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
6
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
10
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
12
-
ПАСПОРТ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
«Математика»
1.1. Организационно-методические основы реализации учебной программы дисциплины подготовительных курсов
Целью изучения данного курса является в формировании знаний и умений по математике для успешной подготовки к ГИА и поступлению в средние специальные учебные заведения.
В результате освоения курса слушатель должен уметь:
-
выполнять основные действия со степенями с рациональными показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметического корня n-ой степени для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные не- линейные системы;
-
решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
-
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
изображать геометрические фигуры, выполнять чертежи по условию
-
в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
-
проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
-
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей основных геометрических фигур), значения синуса, косинуса, тангенса острого угла в прямоугольном треугольнике;
-
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования.
В результате освоения курса слушатель должен знать:
-
проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений;
-
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
-
решать комбинаторные задачи путѐм систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
-
вычислять средние значения результатов измерений;
-
находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;
-
находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Методы преподавания курса:
Для проведения занятий целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику.
Для развития творческой активности слушателей рекомендуется выполнение ими самостоятельных творческих работ по алгебре и геометрии. Цель самостоятельной работы в комплексном и фундаментальном изучении курса, а также формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения и т. д.; развитие и тренинг мышления и творческого подхода в частности; поддерживание интереса к деятельности обучающихся.
Требования к уровню освоения курса
В процессе освоения данного курса слушатель приобретает (развивает) следующие компетенции: работать с информацией из различных источников; способность представлять современную картину мира на основе целостной системы математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры; представлять итоги анализов в виде отчетов; способность работать в команде.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
-
Объем учебного курса и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
50
в том числе:
Теоретические занятия
37
Практические занятия
10
Итоговая аттестация: зачет
3
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины курса
«Математика»
(наименование)
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа слушателей, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
1
2
3
Раздел I.
Алгебра
24
Тема 1.1. Линейные и квадратные уравнения
Содержание учебного материала:
2
-
Действия с действительными числами
-
Линейные уравнения и неравенства
Практическая работа№1: «Решение линейных и квадратных уравнений»
2
Тема 1.2.Квадратичная функция
Содержание учебного материала:
3
-
Функции и их графики. Свойства функции.
-
Квадратный трехчлен и его корни.
-
Определение корня n-ой степени. Определение степени с рациональным показателем
Практическая работа №2 «Построение и преобразование графиков квадратичной функции»
1
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 1.3.Уравнения и неравенства с одной переменной
Содержание учебного материала:
3
-
Целое уравнение и его корни. Уравнения, приводимые к квадратным
-
Дробно-рациональные уравнения
-
Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
Практическая работа №3 «Решение уравнений и неравенств с одной переменной»
1
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 1.4.Уравнения и неравенства с двумя переменными
Содержание учебного материала:
3
-
Уравнение с двумя переменными и его график
-
Решение систем уравнений второй степени. Графический способ решения систем уравнений.
-
Неравенства с двумя переменными. Системы неравенства
Практическая работа №4 «Решение уравнений и неравенств с двумя переменными»
1
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 1.5. Арифметическая и геометрическая прогрессии
Содержание учебного материала:
2
-
Последовательности. Определение арифметической прогрессии. Формула n-го члена арифметической прогрессии.
-
Определение геометрической прогрессии. Формула n -го члена геометрической прогрессии.
Практическая работа №5 «Решение задач с использованием формул арифметической и геометрической прогрессии»
2
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 1.6. Элементы комбинаторики и теории вероятностей
Содержание учебного материала:
2
-
Примеры комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания
-
Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий
Практическая работа №6 «Решение задач на элементы комбинаторики и теории вероятности»
2
Самостоятельная работа слушателей:
Раздел II. Геометрия
24
Тема 2.1 Теорема Пифагора
Содержание учебного материала:
2
-
Виды треугольников.
-
Теорема Пифагора.
Практическая работа №7 «Решение задач на вычисление сторон прямоугольного треугольника»
2
Тема 2.2 Подобие фигур
Содержание учебного материала:
2
-
Подобие фигур. Признак подобия треугольников по двум углам. Признак подобия по 2-м сторонам и углу между ними. Признак подобия треугольников по 3-м сторонам.
-
Подобие прямоугольных треугольников. Углы, вписанные в окружность. Пропорциональность отрезков хорд и секущих окружности
Практическая работа №8 «Решение задач на подобие треугольников»
2
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 2.3 Решение треугольников
Содержание учебного материала:
3
1.Теорема косинусов Теорема синусов.
2. Применение теоремы косинусов и синусов при решении задач
3.Соотношение между углами треугольника и противолежащими сторонами
Практическая работа №9 «Решение треугольников»
1
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 2.4 Многоугольники
Содержание учебного материала:
2
-
Ломаная. Выпуклые многоугольники. Правильные многоугольники.
-
Построение некоторых правильных многоугольников Подобие правильных многоугольников. Длина окружности. Радианная мера угла
Практическая работа №10 «Решение задач по многоугольникам»
2
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 2.5 Площади фигур
Содержание учебного материала:
3
-
Понятие площади. Площадь прямоугольника.
-
Площадь параллелограмма. Площадь треугольника.
-
Площадь трапеции. Площадь круга.
Практическая работа №11 «Решение задач»
1
Самостоятельная работа слушателей:
Тема 2.6 Элементы стереометрии
Содержание учебного материала:
2
-
Аксиомы стереометрии. Параллельность и Перпендикулярность прямых и плоскостей в пространстве
-
Многогранники. Призма Пирамида. Тела вращения
Практическая работа №12 «Решение задач по стереометрии»
2
Самостоятельная работа слушателей:
Зачет
Варианты заданий представлены в п. 4.3.
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
Посадочные места по количеству слушателей; рабочее место преподавателя; классная доска; библиотечка; постоянные или сменные учебно-информационные стенды.
Технические средства обучения:
Телевизор, медиапроектор, персональный, компьютер, экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Учебники: «Алгебра» под редакцией С. А. Теляковского, Москва, Просвещение, 2011;
-
«Геометрия» А. В. Погорелов, Просвещение, 2011.
-
Ю. Н. Макарычев и др., дидактические материалы, Алгебра, 9 класс, «Просвещение», 2010,
-
В. А. Гусев, А. И. Медяник, Геометрия, дидактические материалы, 9 класс, «Просвещение», 2010,
-
А. П. Ершова и др., «Алгебра», «Геометрия», 9 класс, ИЛЕКСА, 2011,
Дополнительные источники:
-
ТЕСТЫ к школьному учебнику Алгебра, 9 класс, «АСТ-ПРЕСС», 2005,
-
ТЕСТЫ к школьному учебнику Геометрия, 9 класс, «АСТ-ПРЕСС», 2005.
-
Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре, за курс основной школы, под редакцией С. А. Шестакова, Астрель, 2010,
-
Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе, Л. В. Кузнецова, «Просвещение», 2010,
-
ГИА, Алгебра, тренировочные задания, ЭКСМО, 2010,
-
ГИА, КИМ, Геометрия, 9 класс, «ВАКО», 2012,
-
Л. Б. Крайнева, Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля, Алгебра 9 класс, «Интеллект-Центр». 2009.
Интернет - ресурсы
-
Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября» http://mat.1september.ru
-
Math.ru: Математика и образование http://www.math.ru
-
Московский центр непрерывного математического образования (МЦНМО) http://www.mccme.ru
-
EqWorld: Мир математических уравнений http://eqworld.ipmnet.ru
-
Exponenta.ru: образовательный математический сайт http://www.exponenta.ru
-
Геометрический портал http://www.neive.by.ru
-
Графики функций http://graphfunk.narod.ru
-
Дидактические материалы по информатике и математике http://comp-science.narod.ru
-
ЭГЭ по математике: подготовка к тестированию http://www.uztest.ru
-
Задачи по геометрии: информационно-поисковая система http://zadachi.mccme.ru
-
Задачник для подготовки к олимпиадам по математике http://tasks.ceemat.ru
-
Занимательная математика - школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике) http://www.math-on-line.com
-
Математические олимпиады и олимпиадные задачи http://www.zaba.ru
-
Международный математический конкурс «Кенгуру» http://www.kenguru.sp.ru
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
4.1. Итоговая аттестация по курсу «Математика» проходит в виде письменного зачета. Зачет состоит из вопросов, охватывающих теоретический и практический материал курса.
Критерием оценки результатов зачета служит глубина раскрытия и детальное рассмотрение предложенных вопросов. Итоговая аттестация проводится комплексно и учитывает результаты проведенных теоретических занятий и практических работ.
-
-
Темы рефератов
-
-
Квадратичная функция.
-
Уравнения и неравенства с одной переменной
-
Уравнения и неравенства с двумя переменными
-
Арифметическая и геометрическая прогрессии
-
Элементы комбинаторики и теории вероятностей
-
Подобие фигур
-
Решение треугольников
-
Многоугольники
-
Площади фигур
-
Элементы стереометрии.
4.3. Варианты заданий для проведения итогового контроля знаний и умений абитуриентов
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№1
1. Доказать теорему об окружности, вписанной в треугольник.
2. Решение квадратных уравнений.
Решите уравнение: (х-13)2-(х-5)2=(х-12)2
3. Острый угол ромба равен 300, его высота 8 см. Вычислите площадь роба.
Преподаватель: ___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№2
1. Доказать теорему один из признаков подобия треугольников.
2. Функции вида у = кх, ее свойства и график.
Построить график функции у = -3х.
3. Найти площадь и периметр треугольника по трем сторонам: 13см., 14см., 15см.
Преподаватель: ___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№3
1. Доказать один из признаков параллельности прямых.
2. Вывести формулу n-го члена арифметической прогрессии.
Найти 3-й член арифметической прогрессии, если а1 = -8; d = -0,4
3. Решите уравнение:
Преподаватель: ___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№4
1. Внешний угол треугольника (определение). Доказать теорему о внешнем угле треугольника.
2. Решение линейных уравнений.
Решите уравнение:
3. Дан прямоугольный треугольник с острым углом 300. Противоположный катет равен 8 см. Определите длину гипотенузы и площадь этого треугольника.
Преподаватель: ___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№5
1. Признаки подобия треугольника (один из них доказать).
2. Параллелограмм, его свойства.
Периметр параллелограмма равен 122 см. Одна из сторон больше другой на 25 см. Найти его стороны.
3. Вычислите
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№6
1. Свойства биссектрисы угла.
2. Решение системы линейных неравенств.
Решите систему неравенств:
3. Найдите радиусы описанной (R) и вписанной (r) окружности для треугольника со сторонами: 13 см., 14 см., 15 см.
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№7
1.Средняя линия треугольника (определение). Свойства средней линии.
2. Решение линейных уравнений.
Решите уравнение:
3. Найти площадь и периметр прямоугольного треугольника, если его катеты равны 5 см. и 6 см.
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№8
1. Вывести формулу для вычисления площади трапеции.
2.Уравнение окружности, ее свойства и график.
Составить уравнение окружности, если ее центр совпадает с началом координат, а диаметр равен 16 см.
3. Решите уравнения: х²-7х+12=0
5х-х²=0
9-х²=0
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№9
1. Доказать свойства диагоналей прямоугольника.
2. Написать формулу корней квадратного уравнения.
Решите уравнение: (х-3)²+(х+1)²=х(х+1)+4
3.Периметр равнобедренного треугольника равен 15,6 см. Найти его стороны, если основание меньше боковой стороны на 3 см.
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№10
1. Вывести значение синуса, косинуса, тангенса для угла 60°
2. Написать уравнение окружности.
Составить уравнение окружности, если ее центр находится в точке А (-2,5), а диаметр равен 8 см.
3. Упростите выражение:
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№11
1. Теорема синусов.
2. Решить неравенство:
3. Периметр равнобедренного треугольника равен 15,6 см. Найти его стороны, если основание больше боковой стороны на 3 см.
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№12
1. Доказать теорему о сумме углов треугольников.
2. Функция y=ax²+bx+c, ее свойства и график.
Построить график функции y=(x+3) ².
3. Даны векторы: а ={5;-2}; в ={-3;4}. Найти 1) 2а+3в; 2) |a|
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№13
1. Соотношение между сторонами и углами в прямоугольном треугольнике
2. Решение линейных неравенств с одной переменной.
Решить неравенство: (х-2) ²-(x+3) ² <3
3. Средняя линия равнобедренного треугольника, параллельная основанию, равна 3 см. Найдите стороны треугольника, если периметр равен 16 см.
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№14
1. Доказать свойства равнобедренного треугольника.
2. Функция y=xn, ее свойства и график.
Построить график функции: y=x3
3. Выполнить действия:
Преподаватель:___________
Предмет МАТЕМАТИКА
Вариант№15
1. Теорема косинусов. Доказать.
2. Разложить квадратного трехчлена на множители.
Решить неравенство: (x2 - 3x -4)*(x2-2x-15)<0
3. Стороны треугольника, периметр которого 105 см, пропорциональны числам 6, 7 и 8. Вычислите длины отрезков, на которые делит биссектриса меньшего угла треугольника противоположную сторону.
Преподаватель:___________