Обобщение опыта учителя математики

«Математика – это космос, её можно учить и понимать, только жертвуя свободным временем, развлечениями, сознательно проводя массу времени  в труде за письменным столом». Эти слова учительницы с 40 летнем стажем Воскобойниковой  Валентины  Григорьевны, можно назвать девизом в  нашей профессии. Я работаю учителем 23 года, и мои представления о том, чему учить и как надо учить, многократно изменялись. Начало моей педагогической деятельности пришлось на «лихие 90 годы», когда резко изменились услови...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ с.Становое.

0Б0БЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ

ЛЯЛИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ.





2014 ГОД.











«Математика - это космос, её можно учить и понимать, только жертвуя свободным временем, развлечениями, сознательно проводя массу времени в труде за письменным столом». Эти слова учительницы с 40 летнем стажем Воскобойниковой Валентины Григорьевны, можно назвать девизом в нашей профессии.

Я работаю учителем 23 года, и мои представления о том, чему учить и как надо учить, многократно изменялись.

Начало моей педагогической деятельности пришлось на «лихие 90 годы», когда резко изменились условия жизни. Полученное в школе образование не гарантировало социальной защищённости, а приобретённые знания не помогали адаптироваться в современных условиях. Нужны ли знания? За последние 10 лет интерес к знаниям у школьников, во всяком случае, мало вырос. Но некоторая сумма знаний, умений, навыков должна быть усвоена каждым учеником в любом случае.

При этом ни какие насильственные меры не приводили к улучшению ситуации: не помогли ни жёсткий контроль, за выполнением домашних заданий, ни обязательные дополнительные занятия, ни выставления плохих оценок.

Что делать? Как учить школьников, испытывающих трудности в учении, и, что ещё важнее, как учить результативно? Какие методы, какие средства и технологии нужно использовать, чтобы развивать у учащихся память, мышление, внимание, речь и повысить обучаемость детей, развивать их творческие способности.

Постепенно я поняла, что затерянные казённые слова: «Урок - основная форма учебно-воспитательного процесса…» - несут в себе глубокий смысл, просто необходимо поменять способы овладения знаниями и их применения. Хотя бы частично отказаться от информационных методов обучения (учитель рассказал учащимся новый материал, показал образцы решения задач, проверил знание правил, теорем, а так же умения выполнять преобразования выражения, дал задания для самостоятельного решения и оценил их выполнение).

В методике преподавания математики в школе приходила и уходила мода то на повальное использование т.с.о., то на всевозможные игры на уроках; мода на лекционно-семинарский метод сменялась модой на ежедневную, самостоятельную работу с учеником.

Последний писк моды это конечно применение ИКТ при обучении. Не попробовав нового блюда, разве узнаешь его вкус? Пробовала всё вышеуказанное.

За длительный период работы сложилась определённая манера преподавания. Впитывала понемногу приемлемое для меня и моих учеников, и продолжаю учиться.

Последние 10 лет моей педагогической практики - это непрерывный процесс обучения. За 5 лет я прошла обучение на трёх курсах повышения квалификации:

2008г. Обучение для будущего «Intel»- 72 ч. ЛИРО;

2010г. «Обучение математике в условиях современного образования» - 72ч. ЛИРО;

2012г. Использование ЭОР в обучении. 108ч. ЛИРО.

На первый взгляд - парадоксально, но подготовка к урокам в последние годы у меня занимает гораздо больше времени, чем в начале учительской карьеры не смотря на то, что компьютер освободил от рутинной работы.

Я должна чётко и конкретно представлять себе - чему я на данном уроке должна научить, с какими знаниями и умениями с моего урока уйдут школьники. В сферу интересов личности входит умение адаптироваться к новым условиям жизни: анализировать ситуацию, адекватно изменять организацией свою деятельность, уметь владеть средствами коммуникации, добывать информацию и пользоваться ею. Если с этой точки зрения обратиться к целям школьного математического образования, то одной из первоочередных и важнейших задач является развитие мышления учащихся. «Учить надобно не мыслям, а мыслить», - эти слова И. Канта, произнесённые в18 в., стали моим педагогическим кредо.

Специальные исследования показывают, что одной из причин неумения мыслить является несформированность умений и навыков учебной деятельности, а это ведёт к перегрузке учащихся, неуспеваемости, нежеланию учиться.

Ученикам должно быть интересно. Интересно должно быть математическое содержание урока, интересными для учеников должны быть результаты собственной деятельности.

Основным инструментом в обучении для поддержания интереса к математике, по моему убеждению, является логика. Математика - предмет наиболее удобный для развития логического мышления. Этому способствует логическое построение курса, чёткая система упражнений для закрепления полученных знаний, и абстрактный язык математики. Это позволяет формировать у учащихся такие качества, как находчивость, настойчивость, способность быстро ориентироваться в сложных ситуациях, принимать обоснованные решения словом, работать творчески.

В своей работе ведущее значение, я отвожу традиционным формам урока, но с добавлением элементов занимательного. Это может быть старинная задача, легенда, лабораторная работа, задачи связанные с историей Липецкого края. Вот эти компоненты урока содержат в себе необычное, удивительное, что способствует развитию познавательной активности учащихся. Всем известно, что математику невозможно изучать пассивно. На каждом уроке ученики выполняют ряд упражнений, потому что именно упражнения являются одним из способов организации и управления учебно-познавательным процессом. Поэтому подготовка к уроку начинается с отбора упражнений. Упражнения распределяю по блокам:

1) подготовительные упражнения (упражнения, которые помогают создать проблемную ситуацию, организовать внимание учащихся); 2) упражнения для непосредственного применения, полученных знаний (стандартные, можно из учебника);

3) задачи поискового характера (составить упражнения по аналогии, найти ошибку, отличить верное решение от неверного);

4) задания, включающие в себе применение полученных знаний в совокупности с ранее изученным материалом (повторение). Последние задания должны быть на каждом уроке, причём в системе. Ранее изученный материал необходимо повторять. Это способствует устранению пробелов в знаниях учащихся и повышению качества знаний.

Это каждодневный кропотливый нелёгкий учительский труд, позволит ученику приобрести программные знания и умения.

Мне удаётся получить стабильное качество знаний. Таблица за последние 5 лет.

2009-2010

45℅ - 5 А класс

2010-2011

47℅ 6 А класс

53℅ 5А класс

48℅ 8 А класс

2011-2012

47℅ 7 А класс

58℅ 6 А класс

50℅ 9 А класс

2012-2013

45℅ - 8 А класс

55℅ 7 А класс

45℅ 10 А класс

Но образование - это постоянный поиск методов, созвучных времени; приёмов, которые так организуют жизнь ребёнка на каждом занятии в школе, что в дальнейшем он сможет по образу и подобию, самостоятельно строить свою жизнь. Одной из современных технологий, которую я использую в своей работе, является «Метод проектов». Я познакомилась с данной технологией на курсах в 2008г. Обучение для будущего «Intel».

Ещё Сократ писал «То, что учитель рассказывает важно, но тысячу раз важнее то, что думают учащиеся. Идеи должны зарождаться в умах учащихся, задача учителя - направлять мысленную деятельность на достижение поставленной цели».

Цель ученических проектов: научить учащихся учиться, т.е. совершать учебную деятельность, быть активным участником активного процесса. Я проводила проекты после изучения темы в классно-урочной системе с защитой своих проектов. На защиту приглашались директор, завучи, учителя, дети из других классов. Каждый проект получал оценку присутствующих. Затем с проектом «Закон Ома на службе нашего здоровья» мы приняли участие в межрегиональной дистанционной конференции «Первые шаги - 2010», получили сертификаты и самое главное рецензию к работе. После проделанной работы у меня выросли крылья. Дальше было неоднократное участие в школьных, региональных конференциях, проводимых в 44 лицее г.Липецка и г.Елец ЕГПУ им.Бунина. Дети получили грамоты, дипломы были отмечены лучшие работы.

Я делилась опытом на методических семинарах в школе, педагогических советах, выступала на августовских конференциях, проводила мастер класс в ЕГПУ для студентов по теме «Проектная технология «Intel» и её возможности в организации и осуществлении исследовательской деятельности учащихся», а самое главное «загоревшись» сама, я смогла «зажечь» детей. В процессе работы над проектом приходилось «перелопачивать» массу дополнительной литературы, общаться с интереснейшими людьми. После завершения работы над проектами я поднималась выше на ступень в своей профессии, я развивалась вместе с детьми. Эта технология позволила мне использовать в полной мере ИКТ для подготовки и проведения к уроков. Сказать, что данная технология предел, я не мог. Я снова в поиске. Осваиваю новые, современные технологии, такие как использование ЭОР в обучении, математические конструкторы , в июне 2013 года я приняла участие в 3-м Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР в образовательном процессе «Формула - 2013» и ставить точку в совершенствовании своего мастерства не планирую. Участие в конкурсе «Учитель года» я рассматриваю как мероприятие, способствующее повышение квалификации.



© 2010-2022