- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по математике (5 класс)
Рабочая программа по математике (5 класс)
Раздел | Математика |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нимаева В.А. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа рабочего посёлка Мухен
муниципального района имени Лазо Хабаровского края
-
«Согласовано»
Руководитель ШМО
_____ / Кушнарь Л.А. /
Протокол №____ от
«___» _________ 2015 г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР _____ /Сизых Л.А./
«___» _________ 2015 г.
«Утверждено»
Директор
_____ /Лазорко О.Г./
Приказ № ______ от
«___» _________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Область математика
Предмет математика
Класс 5 «а», «б»
Учитель Нимаева Вера Александровна
учитель математики, I квалиф.категории
2015- 2016 учебный год
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса по математике 5 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по математике с использованием рекомендаций авторской программы Г. В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина, С. Б. Суворовой (сборник Рабочих программ 5-6 классы, составитель Т.А. Бурмистрова, 2009) в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Цели и задачи:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
-
Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей:
-
Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов:
-
Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В курсе математики 5 класса изучается раздел «Арифметика», даются начальные геометрические представления.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными дробями, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Основные цели обучения математике в 5 классе:
-
Выявить и развить математические и творческие способности учащихся;
-
Обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;
-
Обеспечить базу математических знаний, достаточную для изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
-
Сформировать устойчивый интерес учащихся к предмету.
Изучение математики в 5 классе направлено на решение задач:
-
систематическое развитие понятие числа,
-
выработку умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики,
-
подготовку учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Основное содржание:
Арифметика
Натуральные числа. Десятичная система счисления. Римская нумерация. Арифметические действия над натуральными числами. Степень с натуральным показателем. Делимость натуральных чисел. Признаки делимости на 2,3,5,9,10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители. Наибльший общий делитель и наименьшее общее кратное. Деление с остатком.
Дроби. Обыкновенная дробь. Основное свойство дроби. Сравнение дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями. Нахождение части от целого и целого по его части.
Рациональные числа. Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Текстовые задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом.
Измерения, приближения, оценки. Единицы измерения длины, площади, объема, массы, времени, скорости. Округление чисел. Прикидка и оценка результатов вычислений.
Алгебра
Координаты. Изображения чисел точками координатной прямой.
Геометрия
Начальные геометрические понятия. Линия. Прямая. Отрезок. Луч. Ломаная. Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. Биссектриса угла. Многоугольники. Окружность и круг. Наглядные представления о пространственных телах: кубе, параллелепипеде, пирамиде, шаре, сфере, конусе, цилиндре. Примеры разверток.
Треугольник. Прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники. Равнобедренные и равносторонние треугольники.
Четырехугольник. Прямоугольник, квадрат.
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Дуга окружности.
Измерения геометрических величин. Длина отрезка. Длина ломаной. Периметр многоугольника. Величина угла. Градусная мера угла. Равносоставленные и равновеликие фигуры. Площадь прямоугольника.
Элементы логики, комбинаторики
Множества и комбинаторика. Примеры решения комбинаторных задач: перебор вариантов, правило умножения.
Статистические данные. Представление данных в виде таблиц, диаграмм. Понятие и примеры случайных событий.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 5 класса.
В результате изучения математики ученик должен уметь
-
Выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
-
Переходить от одной формы записи чисел к другой, находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями; находить значения числовых выражений;
-
Округлять целые числа, находить приближения чисел с недостатком и с избытком;
-
Пользоваться основными единицами длины, массы, времени, площади, выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
-
Решать текстовые задачи;
-
Изображать числа точками на координатной прямой;
-
Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
-
Вычислять значения геометрических величин: длин, углов, площадей, объемов;
-
Извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах; составлять таблицы, строить диаграммы.
Литература
Для реализации программного содержания курса математики используются следующие учебники и учебные пособия:
-
Учебник Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ [ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 303 с
-
Бокарева С.А. Математика: поуроч. разработки для 5 кл.: кн. Для учителя /С.А.Бокарева, Т.В.Смирнова. - М.: Просвещение, 2009. - 319 с.
-
Бунимович Е.А., Краснянская К.А., Кузнецова Л.В. и др. Математика. Рабочая тетрадь для 5 класса общеобразовательных учреждений, 6-е издание, Москва «Просвещение» 2004, - 128 с
-
Чесноков А.С., Нешков К.И. Дидактические материалы по математике для 5 класса. - М.:Классикс Стиль, 2002. - 144 с
-
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса. - М.:Илекса, 2005. - 176 с
-
Минаева С.С. Математика. Устные упражнения. 5 - 6 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ С.С.Минаева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2011. - 128 с: ил.
-
Барсукова Н.Л. Открытые уроки математики: 5 - 6 классы. - М.: ВАКО, 2012. - 208 с. - (Мастерская учителя математики).
-
Ким Е.А. Нестандартные уроки математики. 5-6 классы. Поурочные планы./ Сост. Ким Е.А.. - Волгоград: Учитель - АСТ, 2005. - 112 с
-
Ремчукова И.Б. Математика. 5-8 классы: игровые технологии на уроках /авт.-сост. И.Б. Ремчукова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 94 с
-
Бощенко О.В. Математика. Игровые уроки. 5-9 классы / Авт.-сост. О.В. Бощенко. - Волгоград: Учитель,2005. - 69 с
-
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика.5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными) / Авт.-сост. Т.Д.Гаврилова. - Волгоград: Учитель,2006. - 95 с
2. КОНТРОЛЬНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ МИНИМУМ
На изучение учебного предмета «Математика» в 5 классе отводится:
- всего - 170 часов в учебный год (5 часов в неделю),
в том числе:
- на написание контрольных работ - 8 часов.
-
КАЛЕНДАРНО-Тематическое планирование
№ урока
Раздел, тема урока
Кол-во часов
Образовательный стандарт, основные понятия
ЦОРы
Дата проведения
План
Факт
Глава 1 Линии 7 часов
Развить представление о линии, продолжить формирование графических навыков и измерительных умений.
1
1.1
Разнообразный мир линий
1
Линия (замкнутая, незамкнутая, самопересекающаяся, без самопересечений, границы областей)
2-3
1.2
Прямая. Части прямой. Ломаная.
2
Прямая. Отрезок. Луч. Ломаная. Вершины, звенья ломаной.
4-5
1.3
Длина линии
2
Единицы измерения. Метрическая система единиц. Расстояние между точками. Длина ломаной.
6-7
1.4
Окружность
2
Окружность. Круг. Центр, радиус, диаметр, дуга окружности.
Глава 2 Натуральные числа 12 ч.
Систематизировать и развить знания учащихся о натуральных числах, научить читать и записывать большие числа, сравнивать и округлять, изображать числа точками на координатной прямой, сформировать первоначальные навыки решения комбинаторных задач с помощью перебора возможных вариантов.
8-9
2.1
Как записывают и читают числа
2
Римская нумерация. Арабские цифры. Десятичная, позиционная система.
10-11
2.2
Сравнение чисел
2
Натуральный ряд чисел. Четные и нечетные числа. Двойное неравенство
12-13
2.3
Числа и точки на прямой
2
Единичный отрезок. Координатная прямая. Координата точки.
14-15
2.4
Округление натуральных чисел
2
Правило округления.
16-19
2.5
Перебор возможных вариантов
4
Способ перебора. Дерево возможных вариантов
Глава 3 Действия с натуральными числами 25 ч.
Закрепить и развить навыки арифметических действий с натуральными числами, ознакомить с элементарными приемами прикидки и оценки результатов вычислений, углубить навыки решения текстовых задач арифметическим способом.
20-24
3.1
Сложение и вычитание
5
Слагаемые. Сумма. Свойства сложения. Уменьшаемое, вычитаемое, разность. Свойства вычитания. Неизвестные компоненты сложения и вычитания
25-31
3.2
Умножение и деление
7
Множители. Произведение. Свойства умножения. Делимое, делитель, частное. Свойства деления. Неизвестные компоненты умножения и деления
32
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание, умножение и деление натуральных чисел» 1 ч.
33-36
3.3
Порядок действий в вычислениях
4
Числовые выражения. Значение выражения. Порядок действий.
37-39
3.4
Степень числа.
3
Степень числа. Основание, показатель степени. Квадрат, куб числа.
40-43
3.5
Задачи на движение
4
Скорость сближения, скорость удаления. Скорость движения по течению, против движения. Собственная скорость.
44
Контрольная работа по теме «Действия с натуральными числами» 1ч
Глава 4 Использование свойств действий при вычислениях 12 ч.
Расширить представления учащихся о свойствах арифметических действий, продемонстрировать возможность применения свойств для преобразования числовых выражений
45-46
4.1
Свойства сложения и умножения
2
Буквенное равенство. Переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения
47-49
4.2
Распределительное свойство
3
Распределительное свойство. Вынесение общего множителя за скобки
50-53
4.3
Задачи на части
4
Задачи на части
54-55
4.4
Задачи на уравнивание
2
Задачи на уравнивание
56
Контрольная работа по теме «Использование свойств действий при вычислениях»
1ч
Глава 5 Многоугольники 7ч.
Познакомить учащихся с новой геометрической фигурой - углом; ввести понятие биссектрисы угла; научить распознавать острые, тупые и прямые углы, строить и измерять на глаз; развить представление о многоугольнике.
57-58
5.1
Как обозначают и сравнивают углы
2
Угол. Стороны, вершины угла. Прямой, развернутый, острый, тупой угол. Биссектриса угла
59-61
5.2
Измерение углов
3
Градус. Транспортир. Величина угла. Построение углов
62-63
5.3
Углы и многоугольники
2
Четырехугольник. Вершины, стороны, углы четырехугольника. Периметр многоугольника
Глава 6 Делимость чисел 15ч.
Познакомить учащихся с простейшими понятиями, связанными с понятием делимости чисел (делитель, простое число, разложение на множители, признаки делимости).
64-66
6.1
Делители и кратные
3
Делители числа. Кратные числа
67-68
6.2
Простые и составные числа
2
Простые и составные числа. Разложение на простые множители
69-70
6.3
Делимость суммы и произведения
2
Делимость суммы. Делимость произведения. Контрпример.
71-73
6.4
Признаки делимости
3
Признаки делимости на 2, на 5, на 10, на9 и на 3. Разложение числа на простые множители.
74-76
6.5
Деление с остатком
3
Деление с остатком. Неполное частное.
77
6.6
Разные арифметические задачи
1
78
Контрольная работа по теме «Делимость чисел» 1ч
Глава 7 Треугольники и четырехугольники 9 ч.
Познакомить учащихся с классификацией треугольников по сторонам и углам; развить представления о прямоугольнике; сформировать понятие равных фигур, площади фигуры; научить находить площади прямоугольников и фигур, составленных из прямоугольников; познакомить с единицами измерения площадей.
79-80
7.1
Треугольники и их виды
2
Равнобедренный, равносторонний треугольник. Боковые стороны, основание равнобедренного треугольника. Прямоугольный, тупоугольный, остроугольный треугольник.
81-82
7.2
Прямоугольники
2
Прямоугольник. Квадрат. Свойства диагоналей прямоугольника
83-84
7.3
Равенство фигур
2
Равные фигуры
85-86
7.4
Площадь прямоугольника
2
Единицы измерения площади. Квадратная единица.
87
7.5
Единицы площади
1
Ар. Гектар.
Глава 8 Дроби 20 ч.
Сформировать понятие дроби, познакомить учащихся с основным свойством дроби и научить применять его для преобразования дробей, научить сравнивать дроби; сформировать на интуитивном уровне начальные вероятностные представления
88-89
8.1
Доли
2
Доли.
90-93
8.2
Что такое дробь
4
Дробь. Числитель, знаменатель дроби. Правильные и неправильные дроби. Нахождение дроби от числа
94-97
8.3
Основное свойство дроби
4
Равные дроби. Основное свойство дроби. Приведение дробей к новому знаменателю. Дополнительный множитель. Сокращение дробей.
98-99
8.4
Приведение дробей к общему знаменателю
2
Приведение дробей к общему знаменателю. Наименьший общий знаменатель.
100-102
8.5
Сравнение дробей
3
Сравнение дробей с одинаковыми знаменателями
103-104
8.6
Натуральные числа и дроби
2
Дробное число.
105-106
8.7
Случайные события
2
Достоверные, невозможные, случайные, равновероятные события
107
Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби».
1ч
Глава 9 Действия с дробями 35 ч.
Научить учащихся сложению, вычитанию, умножению и делению обыкновенных и смешанных дробей; сформировать умение решать задачи на нахождение части целого и целого по его части.
108-111
9.1
Сложение дробей
4
Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение дробей с разными знаменателями
112-114
9.2
Сложение смешанных дробей
3
Смешанная дробь. Целая часть, дробная часть. Выделение целой части. Сложение смешанных дробей
115-120
9.3
Вычитание дробных чисел
6
Вычитание обыкновенных дробей. Вычитание дроби из целого числа. Вычитание чисел, одно из которых выражается смешанной дробью. Рациональные приемы. Вычитание смешанных дробей
121
Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание дробей»
1
122-126
9.4
Умножение дробей
5
Умножение дроби на натуральное число. Умножение смешанных дробей. Решение задач, приводящих к умножению дробей. Возведение в степень обыкновенных дробей. Применение свойств умножения для упрощения вычислений
127-132
9.5
Деление дробей
6
Взаимно обратные дроби. Деление обыкновенных дробей. Деление обыкновенной дроби на натуральное число и числа на дробь. Деление смешанных дробей.
133-137
9.6
Нахождение части целого и целого по его части
5
Целое. Нахождение дроби от числа и числа по его дроби
138-141
9.7
Задачи на совместную работу
4
Задачи на совместную работу
142
Контрольная работа по теме «Умножение и деление дробей»
1
Глава 10 Многогранники 10 ч.
Познакомить учащихся с такими телами, как цилиндр, конус, шар; Сформировать представление о многограннике; познакомить со способами изображения пространственных тел, в том числе научить распознавать многогранники и их элементы по проекционному чертежу; научить изображать параллелепипед и пирамиду; познакомить с понятием объема и правилом вычисления объема прямоугольного параллелепипеда.
143-144
10.1
Геометрические тела и их изображение
2
Многогранники. Куб, цилиндр, шар, конус. Грани, вершины, ребра многогранника.
145-146
10.2
Параллелепипед
2
Длина, ширина, высота прямоугольного параллелепипеда. Куб.
147-149
10.3
Объем параллелепипеда
3
Объем. Единицы объема. Литр.
150
10.4
Пирамида и ее элементы
1
Пирамида. Основание, боковые грани пирамиды.
151-152
10.5
Развертки
2
Развертка.
Глава 11 Таблицы и диаграммы 8 ч.
Формирование умений извлекать необходимую информацию из несложных таблиц и столбчатых диаграмм.
153-155
11.1
Чтение и составление таблиц
3
Информация. Таблицы. Турнирные и частотные таблицы. Построение таблиц.
156-157
11.2
Чтение и построение диаграмм
2
Столбчатые диаграммы. Круговые диаграммы.
158-160
11.3
Опрос общественного мнения
3
Опрос общественного мнения
Повторение.
10
161
1
Действия с натуральными числами
1
162
2
Использование свойств действий при вычислениях
1
163
3
Делимость чисел
1
164
4
Дроби
1
165
5
Действия с дробями
1
166
6
Итоговая контрольная работа
1
167
7
Треугольники и четырехугольники.
1
168
8
Многогранники.
1
169
9
Таблицы и диаграммы
1
170
10
Итоговое повторение
1