РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС

Рабочая программа составлена на основании следующих документов: Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089). Примерной программы основного общего образования и авторской программы А. В. Погорелова. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 – 9 классы / Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008). Федеральный базисный учебный план для основного общего образования. Место предмета в федеральном базисном учебном плане Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии  в 8 классе отводится   2 часа в неделю, всего 70часов. Уровень обучения – базовый. Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 класс». Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 2008.
Раздел Математика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6»

п. Медвеженский

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ГЕОМЕТРИИ

8 КЛАСС

базовый уровень

2014 - 2015 учебный год

Автор - составитель

Ксензюк Л.П.

математика

первая категория


2014 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основании следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).

  • Примерной программы основного общего образования и авторской программы
    А. В. Погорелова. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 - 9 классы / Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008).

  • Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.

Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70часов.

Уровень обучения - базовый.

Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 класс». Погорелов А.В. - М.: Просвещение, 2008.

Цели изучения геометрии в 8 классе:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;

  • приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности; умений ясного и точного изложения мыслей;

  • интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;

  • развитие пространственного мышления и математической культуры, интуиции;

  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;

  • систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости,

  • развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Задачи учебных занятий на ступени основной школы определены как закрепление следующих умений:

  • - разделять процессы на этапы, звенья;

  • - выделять причинно-следственные связи;

  • - определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого;

  • - сравнивать, сопоставлять, квалифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

















Содержание обучения


Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

Владеть компетенциями:

  • познавательной;

  • информационной;

  • коммуникационной;

  • рефлексивной.


  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;

  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;

  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);

  • приобрести опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольным тестом. Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводиться по готовым чертежам.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.

Нормы и критерии оценивания


1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  • работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

  • Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2.Оценка устных ответов обучающихся по математике

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» ставится, если:

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.

  1. Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.



Требования к математической подготовке учащихся 8 класса


В результате изучения геометрии ученик должен

Уметь:

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат); изображать указанные геометрические фигуры;

  • выполнять чертежи по условию задачи;

  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).





Тематический план



Тема

Кол-во часов

Основная цель

1

Геометрические построения

7

Систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности; сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки

2

Четырехугольники

19

Дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах

3

Теорема Пифагора

13

Сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве

4

Декартовы координаты на плоскости

10

Обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умения применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач

5

Движение

7


Познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований

6

Векторы

8

Познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами

7

Итоговое повторение

6

Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу геометрии 8 класса


итого

70





Контрольные работы


№ п/п

Дата

Тема

1

Геометрические построения

2

Четырехугольники

3

Теорема Пифагора

4

Декартовы координаты на плоскости

5

Движение

6

Векторы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Дата

Тема урока

Новые понятия, термины

Знания, умения, навыки, опыт практической деятельности

Д/З

Геометрические построения ( 7 часов)

1


Окружность

Окружность, центр окружности, хорда, диаметр

Знать:

-равенство радиусов одной окружности;

- перпендикулярность касательной и радиуса;

- положение центров вписанной и описанной окружности

Уметь:

- применять изученные сведения к решению задач;

- решать простейшие задачи на построение

П 38, 43

№ 3стр 63

№ 20(1)

стр 64

2


Окружность, описанная около треугольника

Определение описанной окружности, теорема о центре описанной окружности

П 39, 44

№ 6 стр 63

№ 23(1а)

Стр 65

3


Центр окружности, описанной около треугольника

теорема о центре описанной окружности

П 39, 44

№ 25

4


Касательная к окружности

Касательная к окружности, касание окружностей

П 40,45

№ 15(1)

Стр 64

№ 26 стр 65

5


Окружность, вписанная

в треугольник

Определение вписанной окружности, теорема о центре вписанной окружности

П 41, 46

№17 стр 64

№ 29 стр 65

6


Центр окружности, вписанной в треугольник

теорема о центре вписанной окружности

П 47

№ 34, 35

Стр 65

7


Контрольная работа №1 по теме «Геометрические построения»


Уметь:

- применять изученные сведения к решению задач;

- решать простейшие задачи на построение

§ 5













Контрольно-измерительные дидактические материалы


  1. Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.

  2. Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.




Учебно-методическое обеспечение


Для учащихся:

1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /

А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009

Для учителя:

1. Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.

  1. Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)

  2. Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.

  3. Устьев Г. М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. -М.: Московский репетитор, 1991.

Шуба М.Ю., Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1995 и последующие издания.

  1. Поурочное планирование по геометрии: 8 класс: к учебнику А.В. Погорелова «Геометрия. 7 - 9 классы» /

Н.Б. Мельникова. - М.: «Экзамен», 2009.

Информационно - образовательные ресурсы

Приложение «Математика», сайт prosv.ru (рубрика «Математика»)

Интернет - школа Просвещение.ru

standart.edu.ru

Журнал « Математика в школе».

Интернет - школа Просвещение.ru.

Сайт инновационной образовательной сети «Эврика» eurekanet.ru/

Московский центр непрерывного математического образования

mccme.ru/

Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики

it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com

Открытый класс. Сообщество «Мир математики» openclass.ru/node/2367

Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" 1september.ru/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») festival.1september.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/



РАССМОТРЕНО:

на заседании МО естественно-

математического цикла

протокол №1 от ____­­­­­­­__________

Руководитель МО___________


© 2010-2022