- Преподавателю
- Математика
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ГЕОМЕТРИИ 8 КЛАСС
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ксензюк Л.П. |
Дата | 15.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
п. Медвеженский
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА ГЕОМЕТРИИ
8 КЛАСС
базовый уровень
2014 - 2015 учебный год
Автор - составитель
Ксензюк Л.П.
математика
первая категория
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании следующих документов:
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
-
Примерной программы основного общего образования и авторской программы
А. В. Погорелова. (Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 7 - 9 классы / Т.А. Бурмистрова. - М.: Просвещение, 2008). -
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение геометрии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70часов.
Уровень обучения - базовый.
Программа соответствует учебнику «Геометрия. 7-9 класс». Погорелов А.В. - М.: Просвещение, 2008.
Цели изучения геометрии в 8 классе:
-
овладение системой математических знаний и умений, необходимых в практической деятельности, продолжения образования;
-
приобретение опыта планирования и осуществления алгоритмической деятельности; умений ясного и точного изложения мыслей;
-
интеллектуальное развитие, формирование свойственных математической деятельности качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе;
-
развитие пространственного мышления и математической культуры, интуиции;
-
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии;
-
систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости,
-
развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.
Задачи учебных занятий на ступени основной школы определены как закрепление следующих умений:
-
- разделять процессы на этапы, звенья;
-
- выделять причинно-следственные связи;
-
- определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого;
-
- сравнивать, сопоставлять, квалифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.
Содержание обучения
Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.
Изучение программного материала дает возможность учащимся:
Владеть компетенциями:
-
познавательной;
-
информационной;
-
коммуникационной;
-
рефлексивной.
-
осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;
-
научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
-
получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;
-
усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;
-
приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
-
научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;
-
овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);
-
приобрести опыт применения аналитического аппарата (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.
Выявление итоговых результатов изучения темы завершается контрольным тестом. Учитывая жесткий лимит учебного времени, объяснение материала и фронтальное решение задач проводиться по готовым чертежам.
В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.
Нормы и критерии оценивания
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
-
работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
-
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2.Оценка устных ответов обучающихся по математике
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала (определены «Требованиями к математической подготовке учащихся» в настоящей программе по математике);
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится, если:
-
ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изученному материалу.
-
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
3.1. Грубыми считаются ошибки:
-
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
-
незнание наименований единиц измерения;
-
неумение выделить в ответе главное;
-
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
-
неумение делать выводы и обобщения;
-
неумение читать и строить графики;
-
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
-
потеря корня или сохранение постороннего корня;
-
отбрасывание без объяснений одного из них;
-
равнозначные им ошибки;
-
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
-
логические ошибки.
3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:
-
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
-
неточность графика;
-
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
-
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
-
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
3.3. Недочетами являются:
-
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
-
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Требования к математической подготовке учащихся 8 класса
В результате изучения геометрии ученик должен
Уметь:
-
пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;
-
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
-
распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (прямоугольник, параллелограмм, ромб, квадрат); изображать указанные геометрические фигуры;
-
выполнять чертежи по условию задачи;
-
владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;
-
уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;
-
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
-
владеть алгоритмами решения основных задач на построение;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
-
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
-
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Тематический план
№
Тема
Кол-во часов
Основная цель
1
Геометрические построения
7
Систематизировать и расширить знания учащихся о свойствах окружности; сформировать умение решать простейшие задачи на построение с помощью циркуля и линейки
2
Четырехугольники
19
Дать учащимся систематизированные сведения о четырехугольниках и их свойствах
3
Теорема Пифагора
13
Сформировать аппарат решения прямоугольных треугольников, необходимый для вычисления элементов геометрических фигур на плоскости и в пространстве
4
Декартовы координаты на плоскости
10
Обобщить и систематизировать представления учащихся о декартовых координатах; развить умения применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач
5
Движение
7
Познакомить учащихся с примерами геометрических преобразований
6
Векторы
8
Познакомить учащихся с элементами векторной алгебры и их применением для решения геометрических задач; сформировать умение производить операции над векторами
7
Итоговое повторение
6
Обобщить и систематизировать знания учащихся по курсу геометрии 8 класса
итого
70
Контрольные работы
№ п/п
Дата
Тема
1
Геометрические построения
2
Четырехугольники
3
Теорема Пифагора
4
Декартовы координаты на плоскости
5
Движение
6
Векторы
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
Дата
Тема урока
Новые понятия, термины
Знания, умения, навыки, опыт практической деятельности
Д/З
Геометрические построения ( 7 часов)
1
Окружность
Окружность, центр окружности, хорда, диаметр
Знать:
-равенство радиусов одной окружности;
- перпендикулярность касательной и радиуса;
- положение центров вписанной и описанной окружности
Уметь:
- применять изученные сведения к решению задач;
- решать простейшие задачи на построение
П 38, 43
№ 3стр 63
№ 20(1)
стр 64
2
Окружность, описанная около треугольника
Определение описанной окружности, теорема о центре описанной окружности
П 39, 44
№ 6 стр 63
№ 23(1а)
Стр 65
3
Центр окружности, описанной около треугольника
теорема о центре описанной окружности
П 39, 44
№ 25
4
Касательная к окружности
Касательная к окружности, касание окружностей
П 40,45
№ 15(1)
Стр 64
№ 26 стр 65
5
Окружность, вписанная
в треугольник
Определение вписанной окружности, теорема о центре вписанной окружности
П 41, 46
№17 стр 64
№ 29 стр 65
6
Центр окружности, вписанной в треугольник
теорема о центре вписанной окружности
П 47
№ 34, 35
Стр 65
7
Контрольная работа №1 по теме «Геометрические построения»
Уметь:
- применять изученные сведения к решению задач;
- решать простейшие задачи на построение
§ 5
Контрольно-измерительные дидактические материалы
-
Бурмистрова Н.В., Старостенкова Н.Г. Проверочные работы с элементами тестирования по геометрии, 8 класс- Саратов: «Лицей», 2001 и последующие изданя.
-
Ершова А.П., В.В. Голобородько, А.С.Ершова. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и геометрии для 8 класса- М6 Илекса, 2005 и последующие издания.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся:
1. Геометрия. 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений /
А.В. Погорелов. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009
Для учителя:
1. Изучение геометрии в 7-9 классах . Методические рекомендации к учебнику. Книга для учителя. М. : Просвещение , 2000 и последующие издания.
-
Поурочные разработки по геометрии. 8 класс -2-ое издание переработанное и доп.- М.: ВАКО, 2006( В помощь школьному учителю)
-
Семёнов Е. Е. Изучаем геометрию: Книга для учащихся. - М. : Просвещение, 1998.
-
Устьев Г. М. Планиметрия в упражнениях на готовых чертежах. -М.: Московский репетитор, 1991.
Шуба М.Ю., Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя. М.:Просвещение, 1995 и последующие издания.
-
Поурочное планирование по геометрии: 8 класс: к учебнику А.В. Погорелова «Геометрия. 7 - 9 классы» /
Н.Б. Мельникова. - М.: «Экзамен», 2009.
Информационно - образовательные ресурсы
Приложение «Математика», сайт prosv.ru (рубрика «Математика»)
Интернет - школа Просвещение.ru
standart.edu.ru
Журнал « Математика в школе».
Интернет - школа Просвещение.ru.
Сайт инновационной образовательной сети «Эврика» eurekanet.ru/
Московский центр непрерывного математического образования
mccme.ru/
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики
it-n.ru/communities.aspx?cat_no=4510&tmpl=com
Открытый класс. Сообщество «Мир математики» openclass.ru/node/2367
Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" 1september.ru/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» («Первое сентября») festival.1september.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
РАССМОТРЕНО:
на заседании МО естественно-
математического цикла
протокол №1 от ______________
Руководитель МО___________