Дифференцированный подход в обучении математике в колледже

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дифференцированный подход в обучении математике.

В условиях современного общества от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться в той или иной ситуации, быстро и безошибочно принимать решение.

Математическое образование необходимо как часть общей культуры для всех учащихся, а поэтому изучение математики в колледже в группах, готовящих квалифицированных специалистов на базе основной школы с получением среднего образования и специальности, является необходимым. Уровень математического образования, обеспечиваемый введением новых программ, становится одним из важных элементов подготовки учащихся к общественно полезной деятельности.

Задача для преподавателя математики в колледже непростая: в кратчайший срок, за полтора года, в отведенное по учебному плану время изучить программный материал в объеме математики 10-11 классов. И не только изучить, но и вооружить мобильными, ровными знаниями, которые при переходе на дальнейшую ступень учебы будут сразу востребованы при изучении высшей математики в вузах.

Курс математики служит основой развития профессионально важных качеств каждого отдельного ученика и поэтому необходим дифференцированный (групповой и индивидуальный) подход в обучении математики для поднятия успеваемости слабых учеников и развития сильных. Необходимо обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, удовлетворения его познавательных потребностей.

Цели дифференциации обучения:

С психолого-педагогической точки зрения - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого обучающегося.

С социальной точки зрения - целенаправленное воздействие на формирование индивидуального творческого, профессионального потенциала общества в целях рационального использования возможностей каждого студента в его взаимоотношениях с социумом.

С дидактической точки зрения- разрешение назревших проблем обучения путём создания новой методической системы дифференцированного подхода к учащимся, основанной на принципиально новой мотивационной основе.

Цели преподавания математики в колледже заключаются в:

1) овладении учащимися основами математических знаний;

2) формировании математической культуры студентов;

3) создании базы для дальнейшего изучения специальных дисциплин.

В таком виде сформулированные цели не раскрывают полностью смысла изучения математики. Основная цель обучения математике на первом и втором курсах колледжа - привить учащимся умение применять математические формулы и законы при дальнейшем изучении специальных дисциплин! Ведь успех изучения спец. дисциплин определяет, в конечном счете, качество подготовки специалиста, а улучшение качества подготовки будущих профессионалов - главная задача обучения, особенно в условиях жесткой конкуренции на рынке труда в настоящее время. Уровень владения специальными знаниями, умениями и навыками напрямую влияет на дальнейшее трудоустройство и карьеру выпускника.

Обучение каждого ученика должно происходить на доступном для него уровне и в оптимальном для него темпе. Именно поэтому в качестве основного пути осуществления дифференциации обучения предлагается формирование групп. Деление на группы осуществляется, прежде всего, на основе критерия достижения уровня обязательной подготовки.

Обычно выделяют три группы:

1 группа - учащиеся, которые могут сводить сложное задание к цепочке простых действий, самостоятельно освоить новый материал, находить несколько способов для выполнения задания. Это ученики с высоким темпом продвижения в обучении.

2 группа - учащиеся, которые имеют достаточные знания программного материала, могут применить их при решении стандартных заданий, но затрудняются при переходе к выполнению упражнений нового типа; не справляются самостоятельно с решением сложных (нетиповых) заданий. Это ученики со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания преподавателя.

3 группа - учащиеся, которые имеют пробелы в знаниях программного материала, самостоятельно могут сделать задания в один-два шага, выполнение более сложных заданий начинают со слепых проб. Они не умеют вести целенаправленный поиск пути выполнения упражнения. В этой группе могут быть учащиеся, имеющие пробелы в знаниях и отставание в развитии вследствие частых пропусков уроков по болезни, в силу систематической плохой подготовки к урокам. Это ученики с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.

Знание уровня знаний обучающихся, их умений и навыков помогает преподавателю в подготовке к уроку, позволяет заранее спланировать все виды дифференцированных воздействий, подобрать соответствующие задания и продумать формы помощи для каждой группы учащихся, ориентируясь на зону ближайшего развития.

Дифференцированное обучение способствует кардинальному изменению не только сознания ученика, но и преподавателя. Оно вдохновляет педагогов на создание такого образовательного процесса, в котором ученик в самой жизни учится менять, улучшать, совершенствовать условия этой жизни, повышать её качество. Дифференцированный подход обеспечивает личностно - ориентированную среду для развития, воспитания и сохранения здоровья обучающихся.


Дифференцированные формы учебной деятельности могут быть успешно организованы на любом этапе урока математики.

Применение дифференцированного обучения помогает учителю достичь следующих целей:

Для первой группы:

  • Развивать обобщенный интерес к предмету;

  • Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности;

Для второй группы:

  • Развивать устойчивый интерес к предмету;

  • Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия;

  • Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала;

  • Сформировать умения самостоятельно работать над заданием;

  • Развивать интеллектуальные умений учащихся

Для третьей группы:

  • Пробудить интерес к предмету путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с их индивидуальными особенностями;

  • Ликвидировать пробелы в знаниях и умениях;

  • Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.

Таким образом, преподавание математики в колледже должно носить, прежде всего, прикладной характер, при этом необходимо постоянно использовать межпредметные связи, консультироваться с преподавателями специальных дисциплин.

Наиболее эффективно и результативно развитие математического творчества проявляется при составлении математических задач преподавателем и учащимися, где отражается систематическое применение материалов по специальности, элементов производственного процесса. Математическое творчество прослеживается на всех этапах составления задач по математике. Целесообразно давать учащимся задания на составление задач, связанных с той или другой специальностью, чтобы при их решении нужно было использовать изучаемый на уроках материал.

Сопровождая уроки различными формами, методами и способами подачи математического материала преподаватель тем самым повышает его привлекательность. Внедренные элементы активизируют стремление учащихся к знаниям. Ученики чувствуют себя ответственными, приучаются к самоорганизации учебного труда. Самое главное - вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься математикой в дальнейшем.

Основным исходным положением, затрагивающим профессиональную направленность курса математики, является прикладная значимость знаний в практической деятельности. Прикладная направленность математических знаний означает осуществление реализации профессиональной подготовки. К основным направлениям этой работы в процессе обучения математике можно отнести следующие:

• усиление в аспекте прикладной ориентации взаимосвязи математики и других смежных дисциплин;

• сближение методов решения учебных задач с методами, применяемыми на практике;

• формирования у учащихся умений строить математические модели;

• систематическое использование на уроках математики материала по специальности;

• ознакомление учащихся средствами математики с особенностями выбранной ими специальности.

Каждая решаемая задача имеет методическую цель. Поэтому преподаватель должен стремиться не к тому, чтобы задача была решена быстро и безошибочно, или только на развитие тренировки, а к тому, чтобы она была решена творчески, и чтобы из нее выжить как можно больше пользы для математического развития ученика.

Несомненно, кроме овладения рядом необходимых для дальнейшего обучения навыков и умений, изучение курса математики в колледже способствует формированию многих качеств математического мышления. Причем, этот процесс идет независимо от желания учащегося, его математических способностей, прилежания и т.д. Уже сам процесс знакомства с математическими определениями, аксиомами, теоремами, решение задач приводит к развитию аналитических способностей студентов, логики, общей математической культуры.

У учащихся зачастую формируются неправильные представления о целях изучения математики, они считают ее «наукой для науки». На самом же деле применение математических методов в различных областях человеческой деятельности очень разнообразно, и знакомство учащихся с прикладной математикой является обязательным. Это приводит к необходимости сдвига акцентов в обучении. Математическое мышление имеет эмпирический и теоретический типы. Подлинное математическое мышление, которое проявляется в самостоятельном решении возникающих задач, является мышлением теоретического типа и имеет аналитический, планирующий и рефлексирующий уровни развития.

Как и всякая живая наука, математика постоянно развивается и обновляется, поэтому занятия исследовательской деятельностью - непременная составляющая работы преподавателей. В обучении же на первый план выходят те разделы и методы, которые находят непосредственное применение в исследовательской деятельности.

Применяемые технологии - это воплощение педагогики сотрудничества и применение их в обучении даст тот положительный эффект, при котором у учеников будет развиваться логическое мышление и воспитываться чувство ответственности за результат своего труда.

Изучение основ математики в современных условиях становится все более существенным для общеобразовательной подготовки студентов. Концепция математического образования, разработанная за последние годы, направлена на осуществление в процессе обучения математике гармоничного сочетания интересов личности и общества, основана на идее личностно ориентированного обучения, приобщения каждого учащегося к математической культуре как к части общезначимой культуры человечества. В настоящее время преподаватели математики руководствуются тезисом "не ученик для математики, а математика для ученика". Этим определяется переход от принципа "вся математика для всех" к внимательному учету индивидуальных параметров личности - для чего конкретному ученику нужна и будет нужна в дальнейшем математика, в каких пределах и на каком уровне он хочет и/или может ее освоить, к конструированию курса "математики для каждого". Одной из основных целей учебного предмета "Математика", относящейся к каждому учащемуся, является развитие мышления, прежде всего, формирование абстрактного мышления, способности к абстрагированию и умения "работать" с абстрактными, "неосязаемыми" объектами. В процессе изучения математики в наиболее чистом виде может быть сформировано логическое и алгоритмическое мышление, многие качества мышления - такие, как сила и гибкость, конструктивность и критичность и т.д. Эти качества мышления сами по себе не связаны с каким-либо математическим содержанием, и вообще, с математикой, но обучение математике вносит в их формирование важную и специфическую компоненту, которая в настоящее время не может быть эффективно реализована даже всей совокупностью других изучаемых в школе и колледже дисциплин.



Список литературы:

  1. Жужгова К.А. « Дифференциация в процессе обучения математике», 2005

  2. Дорофеев Г.В., Кузнецова Л.В. «Дифференциация в обучении математике» 1990.-№ 4.

  3. Мудрая Л.З. Организация индивидуальной работы учащихся на уроках математики. - М., Высшая школа, 1975.

  4. Дусовицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М., 1996.

  5. Индивидуально-дифференцированный подход к обучению и воспитанию школьников (проблемы, поиск, опыт): Сборник статей. Орехово-Зуево, 2003.

  6. Коротяев Б.И. Обучение - процесс творческий: Из опыта работы. М.,1980.

  7. Научно-практический журнал «Завуч» 2004 - 2005 гг.

  8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.

© 2010-2022