Выступление на семинаре Применение рефлексии на уроках

В статье раскрывается классификация видов рефлексии по ее функциям, по формам деятельности, по содержанию. Приведены примеры рефлексивных приемов, используемых на уроках. Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержани...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «Вектор» Собко Людмила Александровна

Использование рефлексивной технологии на уроках

Выступление на семинаре учителей наук

информационно-технологического цикла

Эпиграфом к сегодняшней встрече я выбрала стихотворение «Свободный разговор»:

- Поговорим?

- О чем?

- О разном и о прочем.

О том, что хорошо,

И хорошо не очень.

Чего-то знаешь ты.

А что-то мне известно.

Поговорим?

- Поговорим.

Вдруг будет интересно.

На нашем семинаре мы обсуждаем проблему использования новых технологий в реализации ФГОС.

Современный урок в условиях ФГОС открывает перед нами, педагогами широкую возможность проживания ребенком счастья жизни на всех его уровнях. Именно в рамках урока формируется у школьника способность быть счастливым.

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия.

Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) - собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от старолатинскогоreflexio- обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

По своим функциям, рефлексия может быть:

  • диагностическая - выявление уровня взаимодействия между участниками педагогического процесса, уровня эффективности данного взаимодействия, отдельных педагогических средств;

  • проектировочная - предполагает моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия, целеобразование в деятельности;

  • организаторская - выявление способов и средств организации продуктивной деятельности и взаимодействия;

  • коммуникативная - рефлексия как условие продуктивного общения педагога и воспитанника;

  • смыслотворческая - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия;

  • мотивационная - определение направленности и целевых установок деятельности;

  • коррекционная - побуждение участников педагогического процесса к корректировке своей деятельности, осуществляемого взаимодействия.

Рефлексия по форме деятельности:

  • индивидуальная - формирование реальной самооценки (-за что ты можешь оценить свою работу, - беседа с ребенком по результатам самооценки -почему выбран тот или иной уровень)

  • групповая - акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»)

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке - это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Рефлексия по содержанию

Устная рефлексия имеет своей целью обнародование собственной позиции, ее соотнесение с мнениями других людей. Часто выражение своих мыслей в форме повествования, диалога или вопросов помогает прояснить некоторые значимые проблемы

Письменная - эссе (сочинение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему, имеющее свободную композицию), бортовой журнал - форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, умозаключений, вопросов. Дневник - существует различные виды - обычный, художественный, дневник из двух частей (1 графа - факты, 2 графа - комментарии), по типу, по способу.

Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:

1 этап - анализ своего настроения

- анализ своих успехов

2 этап - ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника)

3 этап - анализ работы одноклассников

4 этап - анализ работы группы как своей, так и других.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Этап рефлексии является обязательным условием создания развивающей среды на уроке. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия. Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия в этом случае - не только итог, но и стартовое звено для новой образовательной деятельности и постановки целей.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменджмента.

Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Исходя из целей, рефлексию классифицируют следующим образом:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  • рефлексия деятельности;

  • рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности.

Как? /Рефлексивные приемы/

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

«Три лица»:

Учитель показывает учащимся карточки с изображением 3 лиц веселую, нейтральную, грустную. Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Или дорисовать в готовую форму смайлика свое «настроение»

Пейзаж.

Учащимся предлагается две картины. Одна проникнута печальным, грустным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Таблица «Мое настроение».

Учащиеся до урока и после урока кружочками отмечают настроение до и после уроков.

«Солнышко».

Инструкция: Закончи предложение: «Моё настроение похоже на…»:

  • солнышко;

  • солнышко с тучкой;

  • тучку;

  • тучку с дождиком;

  • тучку с молнией.

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных. Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, используя например такие приемы.

«Лестница успеха».

Ребенок сам должен оценить, на какой ступеньке он оказался в результате деятельности во время урока, т.е. оценить достигнутые результаты.

«Дерево успеха».

На доску крепится лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся выбирает листочек определённого цвета, отражающий его активность на уроке (красный, жёлтый, зелёный).Красный - я активен и уверен на уроке, жёлтый - я чувствовал себя неуверенно, работал мало; зелёный - у меня возникло много вопросов, мне есть над чем поработать дома...

Рефлексивная мишень.

Цель применения: активизация всех типов рефлексии в зависимости от выбора критериев, предлагаемых для оценки; получение преподавателем информации о ходе, результатах занятия (взаимодействия).

Оборудование: рисунок мишени, фломастеры (ручка).

Технология реализации: учитель предлагает учащимся при помощи точки зафиксировать свою оценку предложенных критериев. Мишень предполагает наличие четырех секторов, что предопределяет подбор четырех критериев для оценки. Например, учащимся предлагается оценить: подготовку к занятию, выполнение домашнего задания, доступность изучаемого материала, интерес к изучаемой теме, свою работу на занятии, деятельность учителя на занятии, формы и методы взаимодействия и т.д. При коллективном использовании «Рефлексивной мишени» она может располагаться на доске. При этом название критериев прописываются непосредственно на листе. В этом случае применение метода целесообразно в конце занятия. Для индивидуального использования понадобятся листочки с рисунком мишени и обозначением секторов по порядку (против часовой стрелки). При этом обращение к «Рефлексивной мишени» возможно в течение всего занятия. Полученные результаты позволяют учителю получить информацию о состоянии группы или каждого участника, ходе и результатах взаимодействия с целью корректировки его хода и содержания.

«Рефлексивнaя мишень»

На листе бумаги А4 рисуется мишень, которая делится на 4 сектора: 1 - оценка содержания; 2 - оценка формы, методов взаимодействия; 3 - оценка деятельности ведущего; 4 - оценка своей деятельности. Каждый участник маркером «стреляет» в мишень четыре раза - по одному в каждый сектор, делая метку (точку, плюс и т. д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. После того как каждый участник «выстрелил» в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и психолог организует ее краткий анализ.

Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации) можно оформить в виде графического организатора «рыбья кость»

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Эффективен прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием анализа субъективного опыта и достаточно известный прием синквейна, который помогает выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

«Рефлексивный экран».

Экран с незаконченными предложениями находится перед глазами детей. Они по желанию выбирают себе фразу и заканчивают ее самостоятельно.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Расскажу дома, что …

Как вариант - рефлексия оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания типая не знал… - теперь я знаю…);

Плюс - минус - интересно

Заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс» записывается все, что понравилось на уроке. В графу «М» - «минус» записывается все, что не понравилось на уроке. В графу «И» - «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Эту таблицу придумал Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления. Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика.

Для учащихся наиболее важными будут графы «П» и «И», так как в них будут содержаться памятки о той информации, которая может им когда-нибудь пригодиться.

"Свободный микрофон".

Объявляю, что в нашей аудитории работает микрофон и любой желающий может высказать своё мнение... Ученики, по очереди, берут в руки микрофон (включать его необязательно) и отвечают на вопросы, которые могут быть распечатаны заранее на листочках или спроецированы на экране при показе презентации. Например:

- На уроке мне больше всего запомнилось...

- Меня удивило то, что...

- После урока я расскажу своим друзьям о...

- Ещё мне хотелось бы узнать...

- Знания, полученные на уроке, я могу использовать в...

- Лучше всех на уроке работал...

Варианты начала высказываний могут самые разнообразные.

«Корзина идей»

Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.

«Синквейн».

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн - это пятистрочная строфа.

1-я строка - 1 - 2 ключевых слова, определяющее содержание синквейна;

2-я строка - свойство этого объекта или 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка - три глагола, или действия в рамках заданной темы;

4-я строка - короткое предложение, суть темы или отношение к ней;

5-я строка - синоним ключевого слова (существительное) или резюме.

Рефлексия нужна не только ученикам, но и учителю. С этой целью я в старших классах предлагаю ответить на вопрос: "Что бы Вы изменили, если бы готовили этот урок сами?" Ответы ребят помогают увидеть места, трудные для усвоения. А иногда - просто скучные моменты урока.

А в конце учебного года провожу анонимную анкету:

Какой урок понравился в этом году больше всего?

НЕ понравился урок....

Самым трудным на уроках математики для меня было...

Мне интересно, когда на уроке математики ...

Не люблю на уроке математике ...

Ответы ребят помогают корректировать приемы работы, стиль преподавания.

Прием «Рефлексивные координаты»

Цель: проанализировать и оценить результаты своей работы на уроке, сравнить с результатами одноклассников, получить итоговые результаты класса

Технология проведения: Учащимся предлагается 3 координатных луча (используется интерактивная доска): общее впечатление, изученный материал, работа на уроке. Каждый ученик отмечает по одной точке на каждом луче. Чем больше координата точки, тем выше учащийся оценивает урок. В итоге видны общие результаты

Эссе - как произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам (М.Н.Эпштейн "На перекрестке образа и понятия"). Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определенному вопросу.

Письменное интервью - вариант групповой письменной рефлексии в форме вопросов и ответов участников группы. Данный способ позволяет в достаточно короткий промежуток времени провести письменную рефлексию с целью взаимообмена мнениями.

При использовании любой из предложенных форм рефлексии на уроках проводить «обращение назад» регулярно, чтобы у учащихся была потребность в осмыслении своих учебных действий, желание анализировать, размышлять, исследовать. Рефлексия должна работать на главную учебную цель-повышение эффективности самой учебной деятельности, развитие учебных компетенций обучающихся.

Из всего сказанного можно сделать вывод: рефлексия - это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Развитие рефлексивных способностей учащихся призвано облегчить вхождение личности в мировое сообщество и позволит успешно функционировать в нём.

Проведение рефлексии - очень интересный этап, когда можно раскрыть слабые и сильные моменты методической стороны урока, узнать эмоциональное состояние детей и т.д. Это возможность красиво закончить свой урок.

А сейчас я предлагаю вам творческое задание. Это рефлексия по теме сегодняшнего семинара. Выполним ее, используя методику «Чемодан, мясорубка, корзина»

Чемодан, мясорубка, корзина.

Цель применения: активизация интеллектуальной, личностной рефлексии, осмысление учащимися процесса и результатов учебной деятельности.

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан - всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка - информацию переработаю.

Корзина - всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

На чемодан вы приклеиваете стикер с ответом «Что я возьму с собой с урока?»

На мясорубку вы приклеиваете стикер с ответом «Что мне стоит переработать (над чем еще подумать)?»

На корзину вы приклеиваете стикер с ответом «Какая информация с урока не пригодится?»

9


© 2010-2022