• Преподавателю
  • Математика
  • Доклад на тему: «Использование метапредметных связей при обучении математике студентов средних профессиональных учреждений»

Доклад на тему: «Использование метапредметных связей при обучении математике студентов средних профессиональных учреждений»

Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОУ СПО «ТИРАСПОЛЬСКИЙ ТЕХНИКУМ КОММЕРЦИИ»

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПРПОДАВАТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ












ДОКЛАД

«использование метапредметных связей при обучении математике студентов средних профессиональных учреждений»



Разработал:

преподаватель математики и информатики М.С.Дариенко



Тирасполь -2015г.

Обучая студентов математике в среднем профессиональном учреждении, я столкнулась с проблемой. Учащиеся не понимают, с какой целью изучают математику в рамках их рабочей профессии. На примере группы, обучающейся по профессии «Повар, кондитер», продемонстрирую, каким образом раскрывается качественная оценка по этапам личностных характеристик.

Необходимо мотивировать (активизировать) учебную деятельность студента, прививая личностный смысл обучения с помощью повышения интереса к обучению, принятия и освоения социальной роли студента (вчера он ученик 9 класса, а сегодня уже студент), стремления к непрерывному обучению. В курсе «Организация обслуживания предприятий общественного питания», учащиеся сталкиваются с сервировкой стола. Изучая способы складывания салфеток, студенты встречают уже знакомые им геометрические понятия: диагональ, горизонтальная ось, треугольник, прямоугольник, угол. При сервировке стола нужно уметь различать геометрические фигуры и иметь представление о симметрии, т.к. при этом процессе необходимо четко отслеживать расстояние между тарелками и приборами, а также соблюдать пропорции (существует правило: скатерть должна находиться со всех сторон на равном расстоянии от пола). Изучая раздел стереометрии, излагаю материал на примерах близких к профессиональной деятельности повара, кондитера. Это кулинарные изделия, выложенные в форме цилиндра - салаты, гарниры, в форме шара - закуски и другие блюда, а также кондитерские изделия в виде цилиндра, призмы, конуса - это пирожные, торты.

Наряду с геометрическими знаниями, на занятиях применяются знания из курса математики и алгебры. Например, на производстве перед поваром стоят реальные математические задачи: определить процент отходов при холодной и тепловой обработке сырья, рассчитать среднюю цену продуктов, по установленным нормам выхода при разделе туш, установить выход частей туши при заданной массе и другие производственные ситуации. На одном из занятий студентам было предложено решить следующие задачи.

Производственная ситуация №1. При снятии фактических остатков оказалось 31,2 кг говядины тушеной крупным куском. Определите, сколько говядины было израсходовано, если потери при тепловой обработке составляют 40%, а отходы при холодной обработке 26 %.

Производственная ситуация №2. Рассчитать среднюю цену одного апельсина, если при взвешивании четырех партий по 1 кг оказалось 11, 11, 10 и 12 шт. Цена за 1 кг: 60р.

Производственная ситуация №3. Для приготовления блюд нужно израсходовать 180 кг очищенного картофеля. Сколько неочищенного картофеля следует взять, если отходы при холодной обработке составляют 40% от массы брутто.

На практических занятиях нелишне прибегнуть к игровой форме работы: разделить студентов на команды, выбрав капитанов. Решая задачи коллективно, у студентов возникает интерес и уважительное отношение к мнению другого члена команды, а также понимание ценности собственного мнения (особенно, если на капитана команды будет возложена функция принятия решения ответа, от которого будет зависеть исход игры для всех членов команды).

Появление стандартов третьего поколения определило, что большая часть учебного времени отводится на самостоятельную работу студентов. Домашняя работа носит индивидуальный характер. Разработан банк заданий по различным разделам. При проведении промежуточной и итоговой аттестации студентов особое внимание отводится домашней работе. Именно систематичность выполнения домашнего задания позволяет студентам почувствовать ответственность за свои поступки, выработать самостоятельность в выполнении повседневных дел.

С целью активизации познавательной деятельности учащихся и популяризации науки, в техникуме было создано студенческое научное общество, в рамках которого обучающиеся выполняют исследовательскую работу под руководством педагогов. Работы заслушиваются сначала на методических комиссиях, а впоследствии лучшие из них выходят на уровень техникума. Именно такая форма работы с учащимися побуждает к проявлению инициативности, умению установить взаимоотношения сотрудничества между студентами и преподавателями.

При изучении раздела «Основы тригонометрии» на учащихся благоприятно влияет демонстрация фотографий архитектурных сооружений (например, крыши детской школы Гауди и винодельни «Бодегас Исиос» в Барселоне, собор Парижской Богоматери и др.) и явлений природы (радуга, северное сияние), которые напоминают синусоиды или имеют связь с тригонометрическими функциями. Аналогично, при изучении темы «Конус», можно продемонстрировать иллюстрации водонапорной башни в Ландскроне, кафедральный собор архиепископства Рио-де-Жанейро имени Св.Себастьяна и другие. Это приводит студентов к стремлению сохранить объекты материальной культуры и природы, вызывает интерес и понимание прекрасного, раскрывает в обучающихся потребность в переживании эстетических чувств.

В обучении студентов принципиальное значение отводится такой личностной характеристике как привитие желания представлять и отстаивать своё субъективное мнение. В этом вопросе наиболее выигрышны внеаудиторные мероприятия и исследовательская работа студентов. В техникуме проводилось открытое мероприятие в форме интеллектуального поединка на тему «Математика в профессии «Повар, кондитер» среди учащихся первого и второго курсов. В ходе занятия студентам предлагались различные конкурсные задания как коллективного, так и индивидуального характера. В одном из заданий необходимо было показать на конкретных примерах, где именно повару, кондитеру встречается математика в профессиональной деятельности. Команды продемонстрировали искусство карвинга, в котором устанавливается связь с геометрией посредством терминов: линейный угол, двугранный угол, плоскость; кондитерские изделия в виде караваев и пряничных домов, которые невозможно изготовить без знания таких понятий как периметр, площадь боковой поверхности и объем призмы, симметрия. С помощью такого креативного конкурса студенты выражали и доказывали свою позицию к вопросу о применении математики в своей будущей профессиональной деятельности. В целом, это позволяет развивать творческое мышление, порождает к самостоятельному поиску новых задач, приобретаются устойчивые ценностно-смысловые установки, учащимся становится проще обосновывать свою точку зрения в любом вопросе.

Применяя такой подход к изучению курса математики в техникуме, хочется отметить, что студенты активно работают с математическим материалом, т.к. видят перспективы его использования в профессиональной деятельности; с удовольствием выполняют индивидуальные домашние задания по подбору подобных заданий; приобретают устойчивые ценностно-смысловые установки.



© 2010-2022