- Преподавателю
- Математика
- Анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы»
Анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы»
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Статьи |
Автор | Чуева А.В. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы»
Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) - это новая форма организации выпускных экзаменов для учащихся 9-х классов. Она проводится с 2008 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования.
Согласно Приказу Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года в девятых выпускных классах ГИА может проходить в двух формах - ГВЭ и ОГЭ.
В данном приказе регламентируются следующие вопросы:
-
Понятие и сущность ГВЭ и ОГЭ.
-
Требования к организации и проведению ГВЭ и ОГЭ. [18]
Проведем анализ некоторых статей, посвященных подготовке и проведению ГИА.
1.1. В программе курса: «Подготовка к ГИА по математике», составленной Ивановой Светланой Михайловной можно выделить:
-
Предназначение курса: «Подготовка к ГИА по математике».
«Курс «Подготовка к ГИА по математике» направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ГИА по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы».
-
Умения учащихся по основным модулям:
-
Модуль «Алгебра».
-
Модуль «Геометрия».
-
Модуль «Реальная математика»:
-
Рекомендации для учителя:
-
при решении уравнений и неравенств использовать различные обозначения, а не только y, x;
-
увеличить количество заданий на чтение графиков и соответствий;
-
включить задания на построение графиков элементарных функций в общем виде;
-
увеличить количество заданий графического плана при решении уравнений и систем уравнений;
-
при решении одного и того же задания рассматривать различные формы записи условия, причем делать это с помощью самих учеников;
-
при решении задач с помощью уравнения принимать за переменную различные величины, работающие в условии задачи;
-
при работе с прогрессиями обратить внимание на возможность вычислений только по определению;
-
как можно больше включать упражнения на выражение одной переменной через другую;
-
в действиях со степенями включать числа, записанные в стандартном виде;
-
в заданиях вычислительного характера, использовать запись ответа в стандартном виде;
-
постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание.[25]
1.2. В статье «Рекомендации учащимся по подготовке к ГИА и ЕГЭ» Масько Евгении Геннадьевны формулируются советы (рекомендации) по подготовке к ГИА. Среди них можно выделить:
-
знакомство с правилами проведения ГИА;
-
составление планов, схем при повторении материала за 5-9 классы;
-
систематическая работа с тестовыми материалами. [26]
1.3. В своей статье «Советы по подготовке к ГИА» Колесникова Людмила Михайловна большое внимание уделяет процедуре организации и проведения экзамена, учитывая психологические особенности, как самого ученика, так и его родителей. [27]
1.4. В публикации Альмиевой Фании Шайхутдиновны «Опыт, проблемы подготовки учащихся к ГИА по математике в 9 классе» затронут следующий вопрос: «Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена?».
Отвечая на поставленный вопрос, в своей статье Фания Шайхутдинова дает следующие рекомендации:
-
вести тетрадь-справочник, где прописывается теоретический материал (алгоритмы решения);
-
проводить вначале каждого учебного года в 5-9 классах входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся;
-
проводить уроки - лекции (учащиеся имеют отдельную тетрадь, в которую записывают предписания и образцы выполнения заданий);
-
проводить практические занятия в различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной);
-
проводить в целях оперативного контроля усвоения алгоритма небольшие самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли;
-
предлагать учащимся разноуровневые задания. [22]
1.5. Учитель математики Гусак Елена Николаевна в своей статье «Использование интернета при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике» описывает, как интернет может помочь учащимся в подготовке к ГИА:
-
информация о процедуре проведения экзамена, правилах заполнения бланков, оценивания, апелляции представлена на официальном информационном портале государственной итоговой аттестации gia.edu.ru/ ;
-
теоретический материал в виде справочника за 7-9 класс учащимся могут найти на сайтах: «ЗАВУЧ.инфо» zavuch.info/, сайт учителя математики Семёновой Е.Ю. semenova-klass.moy.su и т.д.;
-
как будут выглядеть задания по математике в текущем году, а так же структура и содержание ГИА, выпускникам предлагается посетить сайты «Информационный портал государственной итоговой аттестации» gia.edu.ru;
-
для оценивания своих возможностей, учащимся представляются сайты с тренировочными и диагностическими работами, пробными и репетиционными вариантами: «Всем, кто учится» alleng.ru и «Онлайн тесты по математике» matematestonline.narod.ru. Выполняя тренировочные и диагностические работы, они самостоятельно могут проверить уровень своей подготовки в режиме онлайн. [28]
1.6. В публикации «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике» Галия Мукатдясовна Рафикова выделяет комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА.
В комплексный подход включено следующее:
-
информационная работа с педагогами:
-
информирование учителей на производственных совещаниях:
-
нормативно-правовыми документами по ГИА;
-
о ходе подготовки к ГИА в школе, в городе и крае;
-
включение в планы работы школьных методических объединений;
-
педагогический совет «ГИА - методологические подходы к подготовке учащихся»;
-
направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам подготовки к ГИА.
-
информационная работа с учащимися:
-
информационная работа в форме инструктажа учащихся:
-
правила поведения на экзамене;
-
правила заполнения бланков;
-
расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).
-
создание информационного стенда для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА;
-
проведение занятий по тренировке заполнения бланков;
-
пробные внутришкольные ГИА по различным предметам.
-
информационные работы с родителями учащихся. [29]
Вывод:
Проанализировав статьи, можно выделить следующие методические рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы:
-
Проводить вначале каждого учебного года в 5-9 классах входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся (Альмиева Ф.Ш.).
-
Вести тетрадь-справочник, где прописывается теоретический материал (алгоритмы решения) (Альмиева Ф.Ш.).
-
Практические занятия проводить в различных формах (фронтальной, групповой, индивидуальной) (Альмиева Ф.Ш.).
-
Предлагать учащимся разноуровневые задания, используя в заданиях различные обозначения (Ивановой С.М.).
-
Систематически работать с тестовыми материалами (Масько Е.Г.).
-
Увеличить количество заданий графического плана (Иванова С. М.).
-
При решении одинаковых заданий рассматривать различные формы записи условия, делая это с помощью самих учеников (Иванова С. М.).
-
В заданиях вычислительного характера, использовать запись ответа в стандартном виде (Иванова С. М.).
-
Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание (Иванова С. М.).