• Преподавателю
  • Математика
  • Анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы»

Анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы»

Раздел Математика
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ методической, психолого-педагогической литературы по теме «Методика подготовки учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы»

Государственная (итоговая) аттестация (ГИА) - это новая форма организации выпускных экзаменов для учащихся 9-х классов. Она проводится с 2008 года в регионах Российской Федерации в рамках создания Общероссийской системы оценки качества образования.

Согласно Приказу Министерства Образования и Науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 года в девятых выпускных классах ГИА может проходить в двух формах - ГВЭ и ОГЭ.

В данном приказе регламентируются следующие вопросы:

  1. Понятие и сущность ГВЭ и ОГЭ.

  2. Требования к организации и проведению ГВЭ и ОГЭ. [18]

Проведем анализ некоторых статей, посвященных подготовке и проведению ГИА.

1.1. В программе курса: «Подготовка к ГИА по математике», составленной Ивановой Светланой Михайловной можно выделить:

  1. Предназначение курса: «Подготовка к ГИА по математике».

«Курс «Подготовка к ГИА по математике» направлен на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку типовых заданий ГИА по математике на тестовом материале. Курс составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной школы».

  1. Умения учащихся по основным модулям:

  1. Модуль «Алгебра».

  2. Модуль «Геометрия».

  3. Модуль «Реальная математика»:

  1. Рекомендации для учителя:

  1. при решении уравнений и неравенств использовать различные обозначения, а не только y, x;

  2. увеличить количество заданий на чтение графиков и соответствий;

  3. включить задания на построение графиков элементарных функций в общем виде;

  4. увеличить количество заданий графического плана при решении уравнений и систем уравнений;

  5. при решении одного и того же задания рассматривать различные формы записи условия, причем делать это с помощью самих учеников;

  6. при решении задач с помощью уравнения принимать за переменную различные величины, работающие в условии задачи;

  7. при работе с прогрессиями обратить внимание на возможность вычислений только по определению;

  8. как можно больше включать упражнения на выражение одной переменной через другую;

  9. в действиях со степенями включать числа, записанные в стандартном виде;

  10. в заданиях вычислительного характера, использовать запись ответа в стандартном виде;

  11. постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание.[25]

1.2. В статье «Рекомендации учащимся по подготовке к ГИА и ЕГЭ» Масько Евгении Геннадьевны формулируются советы (рекомендации) по подготовке к ГИА. Среди них можно выделить:

  1. знакомство с правилами проведения ГИА;

  2. составление планов, схем при повторении материала за 5-9 классы;

  3. систематическая работа с тестовыми материалами. [26]

1.3. В своей статье «Советы по подготовке к ГИА» Колесникова Людмила Михайловна большое внимание уделяет процедуре организации и проведения экзамена, учитывая психологические особенности, как самого ученика, так и его родителей. [27]

1.4. В публикации Альмиевой Фании Шайхутдиновны «Опыт, проблемы подготовки учащихся к ГИА по математике в 9 классе» затронут следующий вопрос: «Как же подготовить учащихся к сдаче экзамена?».

Отвечая на поставленный вопрос, в своей статье Фания Шайхутдинова дает следующие рекомендации:

  1. вести тетрадь-справочник, где прописывается теоретический материал (алгоритмы решения);

  2. проводить вначале каждого учебного года в 5-9 классах входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся;

  3. проводить уроки - лекции (учащиеся имеют отдельную тетрадь, в которую записывают предписания и образцы выполнения заданий);

  4. проводить практические занятия в различных формах работы (фронтальной, групповой, индивидуальной);

  5. проводить в целях оперативного контроля усвоения алгоритма небольшие самостоятельные работы, цель которых - не выставление оценок, а выявление тех учащихся, которые что-то не поняли;

  6. предлагать учащимся разноуровневые задания. [22]

1.5. Учитель математики Гусак Елена Николаевна в своей статье «Использование интернета при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике» описывает, как интернет может помочь учащимся в подготовке к ГИА:

  1. информация о процедуре проведения экзамена, правилах заполнения бланков, оценивания, апелляции представлена на официальном информационном портале государственной итоговой аттестации gia.edu.ru/ ;

  2. теоретический материал в виде справочника за 7-9 класс учащимся могут найти на сайтах: «ЗАВУЧ.инфо» zavuch.info/, сайт учителя математики Семёновой Е.Ю. semenova-klass.moy.su и т.д.;

  3. как будут выглядеть задания по математике в текущем году, а так же структура и содержание ГИА, выпускникам предлагается посетить сайты «Информационный портал государственной итоговой аттестации» gia.edu.ru;

  4. для оценивания своих возможностей, учащимся представляются сайты с тренировочными и диагностическими работами, пробными и репетиционными вариантами: «Всем, кто учится» alleng.ru и «Онлайн тесты по математике» matematestonline.narod.ru. Выполняя тренировочные и диагностические работы, они самостоятельно могут проверить уровень своей подготовки в режиме онлайн. [28]

1.6. В публикации «Подготовка учащихся к ЕГЭ и ГИА по математике» Галия Мукатдясовна Рафикова выделяет комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА.

В комплексный подход включено следующее:

  1. информационная работа с педагогами:

  1. информирование учителей на производственных совещаниях:

  • нормативно-правовыми документами по ГИА;

  • о ходе подготовки к ГИА в школе, в городе и крае;

  1. включение в планы работы школьных методических объединений;

  2. педагогический совет «ГИА - методологические подходы к подготовке учащихся»;

  3. направление учителей на городские семинары и курсы по вопросам подготовки к ГИА.

  1. информационная работа с учащимися:

  1. информационная работа в форме инструктажа учащихся:

  • правила поведения на экзамене;

  • правила заполнения бланков;

  • расписание работы кабинета информатики (часы свободного доступа к ресурсам Интернет).

  1. создание информационного стенда для учащихся: нормативные документы, бланки, правила заполнения бланков, ресурсы Интернет по вопросам ГИА;

  2. проведение занятий по тренировке заполнения бланков;

  3. пробные внутришкольные ГИА по различным предметам.

  1. информационные работы с родителями учащихся. [29]

Вывод:

Проанализировав статьи, можно выделить следующие методические рекомендации по подготовке учащихся к итоговой аттестации за курс основной школы:

  1. Проводить вначале каждого учебного года в 5-9 классах входные мониторинговые контрольные работы для выявления остаточных знаний учащихся (Альмиева Ф.Ш.).

  2. Вести тетрадь-справочник, где прописывается теоретический материал (алгоритмы решения) (Альмиева Ф.Ш.).

  3. Практические занятия проводить в различных формах (фронтальной, групповой, индивидуальной) (Альмиева Ф.Ш.).

  4. Предлагать учащимся разноуровневые задания, используя в заданиях различные обозначения (Ивановой С.М.).

  5. Систематически работать с тестовыми материалами (Масько Е.Г.).

  6. Увеличить количество заданий графического плана (Иванова С. М.).

  7. При решении одинаковых заданий рассматривать различные формы записи условия, делая это с помощью самих учеников (Иванова С. М.).

  8. В заданиях вычислительного характера, использовать запись ответа в стандартном виде (Иванова С. М.).

  9. Необходимо постоянно обращать внимание учащихся на то, сколько времени необходимо тратить на то или иное задание (Иванова С. М.).



© 2010-2022