- Преподавателю
- Математика
- Рабочая программа по алгебре 7-9 классов
Рабочая программа по алгебре 7-9 классов
Раздел | Математика |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Колчанова Г.Р. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Содержание
1
Паспорт рабочей программы
Стр. 2
2
Пояснительная записка
Стр. 3
3
Содержание разделов и тем учебного курса
Стр. 6
4
Учебно-тематический план
Стр. 9
5
Требования к уровню математической подготовки обучающихся 5-6 классов
Стр. 13
6
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Стр. 17
7
Перечень учебно-методического обеспечения и список литературы
Стр. 19
8
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Стр. 21
9
Приложение 1 (календарно-тематическое планирование уроков алгебры 7 класс)
10
Приложение 2 (календарно-тематическое планирование уроков алгебры 8 класс)
11
Приложение 3 (календарно-тематическое планирование уроков алгебры 9 класс)
-
Паспорт рабочей программы
Тип программы
Программа общеобразовательных учреждений
Статус программы
Рабочая программа учебного курса математика
Название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Рабочая программа;
Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала анализа. 10-11 классы/авт.-сост. И.И.Зубарева, А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2009
Категория обучающихся
Учащиеся 7 - 9 классов МАОУ СОШ № 13 города Тюмени
Сроки освоения программы
3 года
Объём учебного времени
по 102 часа ежегодно
Форма обучения
очная
Режим занятий
3 часа в неделю
-
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра» в 7 - 9 классах составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование" (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004)
-
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).
-
Учебного плана МАОУ СОШ № 13 города Тюмени на 2014-2015 учебный год.
-
Примерной и авторской программы основного общего образования по математике Программы. Математика. 5-6 классы Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы/ авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г, Мордкович. - 2-е изд., испр. и доп.. - М.: Мнемозина, 2009. - 63 с.).
Программа соответствует учебникам:
Мордкович А.Г. Алгебра-7. Учебник.
Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра-7. Задачник.
Мордкович А.Г. Алгебра-8. Учебник.
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е., Мишустина Т.Н. Алгебра-8. Задачник.
Мордкович А.Г. Алгебра-9. Учебник.
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е., Мишустина Т.Н. Алгебра-9. Задачник.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, а также овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм способствует развитию воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим для формирования функциональной грамотности - умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Изучение предмета направленно на достижение следующих целей:
-
В направлении личностного развития:
-
Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-
Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
-
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
-
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
-
Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
-
В метапредметном направлении:
-
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
-
Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
-
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
-
В предметном направлении:
-
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных образовательных учреждениях, для изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
-
Создание фундамента математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Основное общее образование - завершающая ступень обязательного образования в Российской Федерации. Поэтому одним из базовых требований к содержанию образования на этой ступени является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и по социально-культурному направлениям.
Ведущим аспектом изучения курса является математическая модель - это то, что остается от реального процесса, если отвлечься от его материальной сути. Математические модели описываются математическим языком. Основная функция математического языка - организующая: таблицы, схемы, графики, алгоритмы, правила вывода, способы логически правильных рассуждений. Особая цель математического образования - развитие речи на уроках математики. В наше прагматичное время культурный человек должен уметь излагать свои мысли четко, кратко, раскладывая «по полочкам», умея за ограниченное время сформулировать главное, отсечь несущественное. Этому он учится в школе прежде всего на уроках математики.
В данной программе материал построен таким образом, что например, понятие функция «созревает» с 7 по 9 класс. Пока изучаются простейшие функции (линейная, обратная пропорциональность, квадратичная и т. д. - это материал 7, 8 классов), следует отказаться от формального определения функции и ограничится описанием, не требующим заучивания. В 7 классе мы работаем с обучающимися на наглядно-интуитивном уровне, в 8 классе - на рабочем уровне и только в 9 классе выходим на формальный уровень. Новые математические термины и обозначения должны появляться мотивированно, только тогда, когда в них возникает необходимость (в первую очередь с появлением новой математической модели).
Потенциал школьного курса алгебры мы видим в том, что:
-
владение математическим языком и математическим моделированием позволит обучающемуся лучше ориентироваться в природе и обществе;
-
математика по своей внутренней природе имеет богатые возможности для воспитания мышления и характера ребёнка;
-
даёт возможность реализовать в процессе преподавания идей развивающего и проблемного обучения;
-
уроки математики способствуют развитию речи обучаемого.
3. Содержание разделов и тем учебного курса
7 класс.
-
Математический язык. Математическая модель. (15 ч). Числовые и алгебраические выражения. Первые представления о математическом языке и о математической модели. Линейные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
-
Линейная функция.(12 ч). Координатная прямая, виды промежутков на ней. Координатная плоскость. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Отыскание наибольших и наименьших значений линейной функции на заданном промежутке. Прямая пропорциональность и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций. Возрастание и убывание линейной функции.
-
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными. (15 ч). Основные понятия, связанные с системами двух линейных уравнений с двумя переменными. Графическое решение систем. Метод подстановки, метод алгебраического сложения. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций (текстовые задачи).
-
Степень с натуральным показателем и её свойства. ( 6 ч). Определение степени с натуральным показателем, таблицы основных степеней. Степень с нулевым показателем.
-
Одночлены. Арифметические операции над одночленами.( 8 ч). Понятие одночлена, его стандартный вид. Сложение и вычитание одночленов, умножение одночленов, возведение одночлена в натуральную степень. Деление одночлена на одночлен.
-
Многочлены. Арифметические операции над многочленами.( 15 ч). Понятие многочлена, его стандартный вид. Сложение и вычитание многочленов. Умножение многочлена на одночлен, умножение многочлена на многочлен. Формулы сокращённого умножения. Деление многочлена на одночлен.
-
Разложение многочленов на множители.( 18 ч). Понятие о разложении многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращённого умножения. Комбинирование различных приёмов. Понятие тождества и тождественного преобразования алгебраического выражения. Первые представления об алгебраических дробях: сокращение алгебраических дробей.
-
Функция y = x2. ( 6 ч). Функция y = x2, её свойства и график. Отыскание наибольших и наименьших значений функции на заданных промежутках. Графическое решение уравнений. Функции заданные разными формулами на различных промежутках («кусочные» функции). Понятие о непрерывных и разрывных функциях. Разъяснение смысла записи y = f(x). Функциональная символика.
8 класс.
-
Алгебраические дроби. ( 20 ч). Понятие алгебраической дроби. Основное свойство алгебраической дроби. Сокращение алгебраических дробей. Сложение и вычитание алгебраических дробей. Умножение и деление алгебраических дробей. Возведение алгебраической дроби в степень. Рациональное выражение. Рациональное уравнение. Решение рациональных уравнений (первые представления). Степень с отрицательным целым показателем.
-
Функция y= √x. Свойства квадратного корня. ( 17 ч). Рациональные числа. Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Иррациональные числа. Множество действительных чисел. Функция у = √x, ее свойства и график. Выпуклость функции. Область значений функции. Свойства квадратных корней. Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня. Освобождение от иррациональности в знаменателе дроби. Модуль действительного числа. График функции у = \х\.
-
Квадратичная функция. Функция y= k/x. ( 18 ч). Функция y=ax2, её график и свойства. Функция у =k/x , ее свойства, график. Гипербола. Асимптота. Построение графиков функций у = f(x + I), у = f(x) + т, У = f(x + I) + т, у = -f(x) по известному графику функции у = f(x). Квадратный трехчлен. Квадратичная функция, ее свойства и график. Понятие ограниченной функции. Построение и чтение графиков кусочных функций, составленных из функций у = С, у = kx + т, у = ах2, у = ах2+ Ьх + с, у = k/x, у = |х|. Графическое решение квадратных уравнений.
-
Квадратные уравнения. ( 21 ч). Квадратное уравнение. Приведенное (неприведенное) квадратное уравнение. Полное (неполное) квадратное уравнение. Корень квадратного уравнения. Решение квадратного уравнения методом разложения на множители, методом выделения полного квадрата. Дискриминант. Формулы корней квадратного уравнения. Параметр. Уравнение с параметром (начальные представления). Алгоритм решения рационального уравнения. Биквадратное уравнение. Метод введения новой переменной. Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. Частные случаи формулы корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Иррациональное уравнение. Метод возведения в квадрат.
-
Неравенства.( 14 ч). Свойства числовых неравенств. Неравенство с переменной. Решение неравенств с переменной. Линейное неравенство. Равносильные неравенства. Равносильное преобразование неравенства. Квадратное неравенство. Алгоритм решения квадратного неравенства. Возрастающая функция. Убывающая функция. Исследование функций на монотонность (с использованием свойств числовых неравенств). Приближенные значения действительных чисел, погрешность приближения, приближение по недостатку и избытку. Стандартный вид числа.
9 класс.
-
Рациональные неравенства и их системы. Линейное и квадратное неравенство с одной переменной, частное и общее решение, равносильность, равносильные преобразования. Рациональные неравенства с одной переменной, метод интервалов, кривая знаков, нестрогие и строгие неравенства. Элемент множества, подмножество данного множества, пустое множество. Пересечение и объединение множеств. Системы линейных неравенств, частное и общее решение системы неравенств.
-
Системы уравнений. Рациональное уравнение с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, равносильные уравнения, равносильные преобразования. График уравнения, система уравнений с двумя переменными, решение системы уравнений с двумя переменными. Метод подстановки, метод алгебраического сложения, метод введения новых переменных, графический метод, равносильные системы уравнений.
-
Числовые функции. Функция, область определение и множество значений функции. Аналитический, графический, табличный, словесный способы задания функции. График функции. Монотонность (возрастание и убывание) функции, ограниченность функции снизу и сверху, наименьшее и наибольшее значения функции, непрерывная функция, выпуклая вверх или вниз. Элементарные функции. Четная и нечетная функции и их графики. Степенные функции с натуральным показателем, их свойства и графики. Свойства и графики степенных функций с четным и нечетным показателями, с отрицательным целым показателем.
-
Прогрессии. Числовая последовательность. Способы задания числовой последовательности. Свойства числовых последовательностей, монотонная последовательность, возрастающая последовательность, убывающая последовательность. Арифметическая прогрессия, разность, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена арифметической прогрессии, формула суммы членов конечной арифметической прогрессии, характеристическое свойство арифметической прогрессии. Геометрическая прогрессия, знаменатель прогрессии, возрастающая прогрессия, конечная прогрессия, формула n-го члена геометрической прогрессии, формула суммы членов конечной геометрической прогрессии, характеристическое свойство геометрической прогрессии.
-
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. Методы решения простейших комбинаторных задач (перебор вариантов, построение дерева вариантов, правило умножения). Факториал. Общий ряд данных и ряд данных конкретного измерения, варианта ряда данных, её кратность, частота и процентная частота, сгруппированный ряд данных, многоугольники распределения. Объем, размах, мода, среднее значение. Случайные события: достоверное и невозможное события, несовместные события, событие, противоположное данному событию, сумма двух случайных событий. Классическая вероятностная схема. Классическое определение вероятности.
4. Учебно - тематический план
Алгебра 7 класс
Номер параграфа
Содержание материала
Количество часов
по программе
фактически
Повторение курса 6 класса
-
4
Глава 1. Математический язык. Математическая модель.
13
15
1
Числовые и алгебраические выражения.
3
3
2
Что такое математический язык.
2
2
3
Что такое математическая модель.
3
3
4
Линейное уравнение с одной переменной.
2
2
5
Координатная прямая.
2
3
1-5
Контрольная работа № 1
1
1
1-5
Обобщающий урок
-
1
Глава 2. Линейная функция.
11
12
6
Координатная плоскость.
2
2
7
Линейное уравнение с двумя переменными и его график.
3
3
8
Линейная функция и её график.
3
2
9
Линейная функция у = kх.
1
2
10
Взаимное расположение графиков линейных функций.
1
2
6-10
Контрольная работа № 2
1
1
Глава 3. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными.
13
15
11
Основные понятия.
2
2
12
Метод подстановки.
3
3
13
Метод алгебраического сложения.
3
3
14
Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций.
4
4
11-14
Контрольная работа № 3
1
1
11-14
Обобщающий урок
-
2
Глава 4. Степень с натуральным показателем и её свойства.
6
6
15
Что такое степень с натуральным показателем.
1
1
16
Таблица основных степеней.
1
1
17
Свойства степени с натуральным показателем.
2
2
18
Умножение и деление степеней с одинаковыми показателями.
1
1
19
Степень с нулевым показателем.
1
1
Глава 5. Одночлены. Операции над одночленами.
8
8
20
Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена.
1
1
21
Сложение и вычитание одночленов.
2
2
22
Умножение одночленов. Возведение одночлена в натуральную степень.
2
2
23
Деление одночлена на одночлен.
2
2
20-23
Контрольная работа № 4
1
1
Глава 6. Многочлены. Арифметические операции над многочленами.
15
15
24
Основные понятия.
1
1
25
Сложение и вычитание многочленов.
2
2
26
Умножение многочлена на многочлен.
2
2
27
Умножение многочлена на многочлен.
3
3
28
Формулы сокращенного умножения.
5
5
29
Деление многочлена на одночлен
1
1
24-29
Контрольная работа № 5
1
1
Глава 7. Разложение многочленов на множители.
18
18
30
Что такое разложение многочленов на множители и зачем оно нужно.
1
1
31
Вынесение общего множителя за скобки
2
2
32
Способ группировки.
2
2
33
Разложение многочлена на множители с помощью формул сокращенного умножения.
5
5
34
Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов.
3
3
35
Сокращение алгебраических дробей.
3
3
36
Тождества.
1
1
30-36
Контрольная работа № 6
1
1
Глава 8. Функция у = х2
8
6
37
Функция у = х2 и её график.
3
2
38
Графическое решение уравнений.
2
2
39
Что означает в математике запись у = f (х)
3
2
Итоговое повторение
9
2
Итоговая контрольная работа
1
1
итого
102
102
Алгебра 8 класс
Номер параграфа
Содержание материала
Количество часов
по программе
фактически
Повторение курса 7 класса
-
6
Глава 1. Алгебраические дроби.
21
20
1
Основные понятия.
1
1
2
Основное свойство алгебраической дроби.
2
2
3
Сложение и вычитание алгебраических дробей с одинаковыми знаменателями.
2
2
4
Сложение и вычитание алгебраических дробей с разными знаменателями.
4
3
1-4
Контрольная работа № 1
1
1
5
Умножение и деление алгебраических дробей . Возведение алгебраической дроби в степень.
2
2
6
Преобразование рациональных выражений.
3
3
7
Первые представления о решении рациональных уравнений.
2
2
8
Степень с отрицательным целым показателем
3
3
5-8
Контрольная работа № 2
1
1
Глава 2. Функция у = √х. Свойства квадратного корня.
18
17
9
Рациональные числа.
2
1
10
Понятие квадратного корня из неотрицательного числа.
2
2
11
Иррациональные числа.
1
1
12
Множество действительных чисел.
1
1
13
Функция у = √х, её свойства и график.
2
2
14
Свойства квадратных корней.
2
2
15
Преобразование выражений, содержащих операцию извлечения квадратного корня.
4
4
9-15
Контрольная работа № 3
1
1
16
Модуль действительного числа.
3
3
Глава 3. Квадратичная функция. Функция у = k/х
18
18
17
Функция у = kх2, её свойства и график.
3
3
18
Функция у = k/х, её свойства и график.
2
2
16-18
Контрольная работа № 4
1
1
19
Как построить график функции у = f (х + l), если известен график функции у = f (х )
2
2
20
Как построить график функции у = f (х ) + m, если известен график функции у = f (х )
2
2
21
Как построить график функции у = f (х + l) + m, если известен график функции у = f (х )
2
2
22
Функция у = ах2 + bх + с, её свойства и график.
4
4
23
Графическое решение квадратных уравнений.
1
1
19-23
Контрольная работа № 5
1
1
Глава 4. Квадратные уравнения.
21
21
24
Основные понятия.
2
2
25
Формулы корней квадратных уравнений.
3
3
26
Рациональные уравнения
3
3
24-26
Контрольная работа № 6
1
1
27
Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций.
4
4
28
Еще одна формула корней квадратного уравнения.
2
2
29
Теорема Виета
2
2
27-29
Контрольная работа № 7
1
1
30
Иррациональные уравнения.
3
3
Глава 5. Неравенства.
15
14
31
Свойства числовых неравенств.
3
3
32
Исследование функций на монотонность.
3
3
33
Решение линейных неравенств.
2
2
34
Решение квадратных неравенств.
3
3
31-34
Контрольная работа № 8
1
1
35
Приближенные значения действительных чисел.
2
1
36
Стандартный вид положительного числа.
1
1
Обобщающее повторение
7
4
Итоговая контрольная работа
2
2
итого
102
102
Алгебра 9 класс
Номер параграфа
Содержание материала
Количество часов
по программе
фактически
Повторение курса алгебры 8 класса
-
4
Глава 1. Неравенства и системы неравенств.
16
16
1
Линейные и квадратные неравенства (повторение)
3
3
2
Рациональные неравенства
5
5
3
Множества и операции над ними.
3
3
4
Системы рациональных неравенств.
4
4
1-4
Контрольная работа № 1
1
1
Глава 2. Системы уравнений.
15
15
5
Основные понятия
4
2
6
Методы решения систем уравнений
5
7
7
Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
5
5
5-7
Контрольная работа № 2
1
1
Глава 3. Числовые функции
25
24
8
Определение числовой функции. Область определения, область значений функции.
4
4
9
Способы задания функции.
2
2
10
Свойства функций.
4
4
11
Четные и нечетные функции.
3
3
8-11
Контрольная работа № 3
1
1
12
Функции у = х n, их свойства и графики.
4
3
13
Функции у = х - n, их свойства и графики.
3
3
14
Функции у = 3√ х , её свойства и графики.
3
3
12-14
Контрольная работа № 4
1
1
Глава 4. Прогрессии.
16
16
15
Числовые последовательности.
4
4
16
Арифметическая прогрессия.
5
5
17
Геометрическая прогрессия.
6
6
15-17
Контрольная работа № 5
1
1
Глава 5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
12
12
18
Комбинаторные задачи.
3
3
19
Статистика - дизайн информации.
3
3
20
Простейшие вероятностные задачи.
3
3
21
Экспериментальные данные и вероятности событий.
2
2
18-21
Контрольная работа № 6
1
1
Повторение курса алгебры
17
14
Итоговая контрольная работа
1
1
Итого
102
102
5. Требования к уровню математической подготовки обучающихся 7 - 9 классов
В результате изучения алгебры 7 класса ученик должен:
знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
-
формулы сокращенного умножения;
уметь:
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с одночленами и многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; сокращать алгебраические дроби;
-
решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; строить графики линейных функций и функции y=x2;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений и систем;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
-
интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
В результате изучения алгебры 8 класса ученик должен:
знать/понимать:
-
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике, широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
-
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
-
универсальный характер логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности; вероятностный характер различных процессов окружающего мира.
уметь:
-
выполнять арифметические действия, сочетая устные и письменные приёмы; находить значение арифметического квадратного корня, используя при необходимости вычислительные устройства; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
-
составлять буквенные выражения и формулы по условию задачи; осуществлять в буквенных выражения и формулах числовые подстановки, выполнять соответствующие вычисления, выполнять подстановку одного выражения в другое; выражать из формулы одну переменную через другие;
-
выполнять основные действия со степенями с целым показателем, с многочленами и алгебраическими дробями; выполнять разложение многочлена на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметического квадратного корня для вычисления значений и преобразования числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные и квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложных нелинейных уравнений;
-
решать линейные неравенства и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из условия задачи;
-
находить значение функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по её графику; применять графическое представление при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики.
В результате изучения алгебры 9 класса ученик должен:
знать/понимать:
-
существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
-
существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
-
как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
-
как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
-
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
-
вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
-
смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;
уметь:
-
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
-
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
-
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
-
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
-
решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
-
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
-
изображать числа точками на координатной прямой;
-
определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;
-
распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;
-
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
-
определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
-
описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
-
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
-
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций; интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
6. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Формы контроля
Устный опрос - устная форма контроля знаний и умений, используется взаимопроверка, самопроверка по образцу, заслушивание ответа и его оценивание учителем.
Математический диктант - письменная форма контроля, применяемая для проверки умения правильно понимать и записывать числа, математические термины и понятия.
Тестирование - письменная форма контроля с предложенными вариантами ответов, один из которых правильный, применяемая для проверки базовых знаний по математике, математических терминов и понятий.
Самостоятельная работа - письменная форма контроля, рассчитанная на 5 - 20 мин, применяется для оценивания уровня сформированности знаний и умений по изучаемому вопросу в теме.
Практическая работа - форма контроля, применяется для оценивания умения выполнять определенные практические действия, применяя знания математики.
Контрольная работа - письменная форма контроля знаний, умений и навыков по изучаемой теме, рассчитана на выполнение в течение урока.
Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
-
работа выполнена полностью;
-
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
-
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
-
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
-
допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
-
допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
-
допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
-
изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
-
правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
-
продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
-
возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
-
допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
-
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
-
неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
-
имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
-
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
-
при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
7. Перечень учебно - методического обеспечения и список литературы
Основная литература:
-
Мордкович А.Г. Алгебра-7. Учебник, М. Мнемозина , 2012
-
Мордкович А.Г., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра-7. Задачник, М. Мнемозина, 2012
-
Мордкович А.Г. Алгебра-8. Учебник, М. Мнемозина, 2012
-
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е., Мишустина Т.Н. Алгебра-8. Задачник, М. Мнемозина, 2012
-
Мордкович А.Г. Алгебра-9. Учебник, М. Мнемозина, 2012
-
Мордкович А.Г., Тульчинская Е.Е., Мишустина Т.Н. Алгебра-9. Задачник, М. Мнемозина, 2012
-
А.Г.Мордкович. Алгебра 7-9. Методическое пособие для учителей, М. Мнемозина, 2012.
Дополнительная литература:
-
А.Г.Мордкович и П.В.Семенов. События, комбинаторика, вероятность. Дополнительные материалы к курсу «Алгебра-9».
-
Ю.П.Дудницын, Е.Е.Тульчинская. Алгебра-7. Контрольные работы.
-
Ю.П.Дудницын, Е.Е.Тульчинская. Алгебра-8. Контрольные работы.
-
Ю.П.Дудницын, Е.Е.Тульчинская. Алгебра-9. Контрольные работы.
-
Л.А. Александрова Алгебра 7 класс: Самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007
-
Л.А. Александрова Алгебра 8 класс: Самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007;
-
Л.А. Александрова Алгебра 9 класс: Самостоятельные работы для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2007
-
Е. Б. Арутюнян. Математические диктанты для 5-9 классов. - М. 1995
-
Д. В. Клименченко Задачи по математике для любознательных. - М., Просвещение», 2007;
Печатные пособия
-
Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения
-
Карточки с заданиями по математике
-
Портреты выдающихся деятелей математики
Учебно- практическое и учебно- лабораторное оборудование
-
Комплект чертежных инструментов: линейка, транспортир, угольник, циркуль.
-
Комплекты планиметрических и стереометрических тел.
Технические средства обучения:
-
Компьютер
-
Мультимедийный проектор
-
Экран
Интернет-сайты для математиков
-
edu.ru (сайт МОиН РФ).
-
school.edu.ru (Российский общеобразовательный портал).
-
fipi.ru(сайт Федерального института педагогических измерений).
-
math.ru(Интернет-поддержка учителей математики).
-
it-n.ru(сеть творческих учителей).
-
som.fsio.ru (сетевое объединение методистов).
-
mat. 1 september.ru (сайт газеты «Математика»).
-
int-edu.ru (Институт новых технологий).
-
pedlib.ru (педагогическая библиотека. Книги по педагогике, психологии, образовательным технологиям).
-
math.ru/lib (электронная математическая библиотека).
-
http:/school.cjllection.informika.(единая коллекция цифровых образовательных ресурсов)
8. Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
Алгебра 7 класс
№ урока
Тема
Кодификатор
Форма контроля
№ 4
Повторение курса математики за 6 класс
Проверка сформированности арифметических навыков учащихся: действий с обыкновенными дробями, десятичными дробями, положительными и отрицательными числами
Вводная контрольная работа
№ 18
«Математический язык. Математическая модель»
Проверка сформированности умений составлять математическую модель ситуации, описанной в задаче, использовать модель для решения задачи
Контрольная работа №1
№ 31
«Линейная функция»
Проверка сформированности умений выполнять построение графика линейной функции, прямой пропорциональности; представлений о взаимном расположении графиков линейных функций
Контрольная работа №2
№ 44
«Системы двух линейных уравнений с двумя переменными»
Проверка сформированности умений решать системы линейных уравнений способом подстановки, сложения
Контрольная работа №3.
№ 60
«Одночлены. Операции над одночленами»
Проверка сформированности умений выполнять операции над одночленами: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в натуральную степень
Контрольная работа № 4.
№ 75
«Многочлены. Арифметические операции над многочленами»
Проверка сформированности умений выполнять операции над многочленами: сложение, вычитание многочленов, умножение на одночлен, умножение на многочлен, деление на одночлен; применять формулы сокращённого умножения для преобразования многочленов
Контрольная работа № 5.
№ 93
«Разложение многочленов на множители»
Проверка сформированности умений выполнять разложение многочлена на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, метод выделения полного квадрата, формулы сокращённого умножения.
Контрольная работа
№ 6
№ 102
«Итоговое повторение»
Проверить сформированность знаний основных понятий курса, умений применять полученные знания при решении задач, в том числе повышенного уровня сложности
Итоговая контрольная работа
Алгебра 8 класс
№ урока
Тема
Кодификатор
Форма контроля
№ 4
Повторение курса алгебры за 7 класс
Проверка сформированности умений выполнять операции над одночленами и многочленами; знаний формул сокращенного умножения и применение их при преобразовании многочленов.
Вводная контрольная работа
№ 15
«Сложение и вычитание алгебраических дробей»
Проверка сформированности умений приводить алгебраические дроби к одному знаменателю, складывать, вычитать дроби.
Контрольная работа №1
№ 26
«Умножение и деление алгебраических дробей»
Проверка сформированности умений умножать, делить алгебраические дроби и возводить в натуральную степень, выполнять тождественные преобразования рациональных выражений
Контрольная работа №2
№ 40
«Функция Свойства квадратного корня»
Проверка сформированности умений решать графически уравнение вида у = f(х); извлекать квадратные корни из неотрицательного числа.
Контрольная работа №3.
№ 49
«Функция у= kх2. Функция y=k\x.»
Проверка сформированности умений строить графики функции у=кх2, у=к/х, у=ах2; знаний свойств и расположение графиков на координатной плоскости в зависимости от коэффициента; умений строить и читать графики кусочных функций; умений решать графически квадратные уравнения вида ах2,+вх+с=0.
Контрольная работа № 4.
№ 61
«Функция у=ах2+вх+с»
Проверка сформированности умений строить графики функции у=ах2+вх+с; умений строить графики y=f(x+l), y=f(x)+m, y=f(x+l)+m, путём параллельного переноса, если известен график функции y=f(x); умений строить и читать графики кусочных функций; умений решать графически квадратные уравнения вида ах2,+вх+с=0.
Контрольная работа № 5.
№ 70
«Квадратные уравнения»
Проверка сформированности умений решать квадратное уравнение с помощью дискриминанта по алгоритму.
Контрольная работа
№ 6
№ 79
«Разложение квадратного трехчлена на множители»
Проверка сформированности умений использовать известные способы решения квадратных уравнений: метод разложения на множители, метод выделения полного квадрата, графический метод; раскладывать квадратный трехчлен на множители с помощью формулы, выведенной из теоремы Виета; решать рациональные уравнения по данному алгоритму; решать иррациональные уравнения методом возведения в квадрат.
Контрольная работа
№ 7
№ 94
«Неравенства»
Проверка сформированности умений решать неравенства с одной переменной, квадратные неравенства; знаний возрастающей и убывающей функцией; умений исследовать функции на монотонность.
Контрольная работа
№ 8
№ 101 - 102
Итоговое повторение
Проверить сформированность знаний основных понятий курса, умений применять полученные знания при решении задач, в том числе повышенного уровня сложности
Итоговая контрольная работа
Алгебра 9 класс
№ урока
Тема
Кодификатор
Форма контроля
№ 4
Повторение курса алгебры за 8 класс
Проверка сформированности умений выполнять действия с алгебраическими дробями; решать квадратные уравнения; строить графики квадратичной функции.
Вводная контрольная работа
№ 20
«Неравенства и системы неравенств»
Проверка сформированности умений совершать равносильные преобразования, решать неравенства методом интервалов; решать рациональных неравенств и их систем
Контрольная работа №1
№ 35
«Системы уравнений»
Проверка сформированности умений совершать равносильные преобразования, решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными; решать уравнения и системы уравнений различными методами: графическим, подстановкой, алгебраического сложения, введения новых переменных
Контрольная работа №2
№ 49
«Числовая
функция. Область
определения, область значений функции»
Проверка сформированности понятия функции, её области определения, области значения; о различных способах задания функции: аналитическом, графическом, табличном, словесном;
Контрольная работа №3.
№ 59
«Степенная функция»
Проверка сформированности умений применять четность или нечетность, ограниченность, непрерывность, монотонность функций; находить наибольшее и наименьшее значение на заданном промежутке, решая практические задачи;
Контрольная работа № 4.
№ 75
«Прогрессии»
Проверка сформированности умений решать текстовые задачи, используя свойства арифметической и геометрической прогрессии
Контрольная работа № 5.
№ 87
«Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности»
Проверка сформированности умений вычислять средние значения результатов измерений; находить частоту события; вероятности случайных событий в простейших случаях.
Контрольная работа
№ 6
№ 102
Итоговое повторение
Проверить сформированность знаний основных понятий курса, умений применять полученные знания при решении задач, в том числе повышенного уровня сложности
Итоговая контрольная работа