СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики

Учебный процесс в школе для детей  с нарушением слуха может быть успешным только при условии, если методы и приёмы обучения будут давать пищу уму и чувствам детей, обеспечивать их интенсивное умственное развитие. Ведь недаром в основу новых программ положена идея развивающего обучения.           В связи с этим возрастают требования к более рациональному использованию  времени на уроке. Одним из источников экономии времени является дифференцированный подход к обучению на уроках математики. Диффер...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.СтатьяПриёмы активизации работы учащихся на уроках математики.Приёмы активизации работы учащихся на уроках математики.

Учебный процесс в школе для детей с нарушением слуха может быть успешным только при условии, если методы и приёмы обучения будут давать пищу уму и чувствам детей, обеспечивать их интенсивное умственное развитие. Ведь недаром в основу новых программ положена идея развивающего обучения.

В связи с этим возрастают требования к более рациональному использованию времени на уроке. Одним из источников экономии времени является дифференцированный подход к обучению на уроках математики.

Дифференцированным считается такой учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учёт типичных индивидуальных различий учащихся.

Организация учителем внутри классной дифференциации включает несколько этапов:

  1. Проведение диагностики.

  2. Распределение детей по группам с учётом результатов диагностики.

  3. Выбор способов диффенциации, разработка разноуровневых заданий для созданных групп учащихся.

  4. Реализация диффенцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.

  5. Диагностический контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных заданий.

Следует использовать дифференциацию по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, выясняют его смысл и правило оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы ещё одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-ой группы, т. е. школьники с низким уровнем обучаемости), выполняют все задания под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-ий группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-ой полусамостоятельная, для 3-ий- фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Приведём пример, как организуется работа над составной арифметической задачей.

1 этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к её самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать аналогичную задачу.

2 этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связи между ними, выполнении наглядной интерпретации. Например, краткой записи или схемы. После этого ещё часть детей приступает к самостоятельной работе.

3 этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составления плана решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.

4 этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся. Таким способом в отличие от дифференциации по степени самостоятельности, не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения выполнения задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространёнными видами помощи являются:

а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений;

б) помощь в виде «подсказок» (карточек-помощниц), карточек-консультаций, записей на доске и др.

Рассмотрим особенности работы с карточками-помощницами.

Учащимся 3-ий группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-ий или 2-ий групп оказывается помощь различного уровня. Карточки - помощницы являются одинаковыми для всех детей группы, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научится выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

- образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, виде подробной записи решения примера) и оформления;

- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы; таблицы единиц длинны массы и т.п.;

- алгоритмы, памятки планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);

- наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблицы и др.);

- дополнительная конкретизация задания (например, разъяснения отдельных слов задачи; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи;

- вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

- план решения задачи;

- начало решения или частично выполненное решение.

Различные виды помощи при выполнении учеником одного задания часто сочетаются друг с другом.

Другим источником экономии времени является улучшение контроля и самоконтроля на уроках математики. Контроль и самоконтроль позволяют учащимся глубже вникнуть в математическую сущность рассматриваемых вопросов.

С целью формирования навыка самоконтроля и коммуникативных умений в ходе изучения математического материала мы предлагаем учителям начальной школы создать в своих классах математическую картотеку, содержание которой должно соответствовать Федеральному Государственному образовательному стандарту по математике.

Математическая карточка состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов и информационных карточек по следующим разделам: арифметические действия; задачи; геометрический материал; величины, алгебраический материал.

На карточках-вопросах учащиеся помещают задания, придуманные или взятые ими из дополнительных источников (книг, журналов, Интернета). На карточках-ответах ученики записывают образцы решения данных заданий. Информационные карточки включают материал, необходимый для ответа на вопрос, помещённый в первой карточке. На первом этапе работа строится таким образом: ученик выбирает карточку-вопрос в своей тетради или на чистой карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу и оценивает его. Примеры карточек приведены.

Эффективность работы по составлению математической картотеки обусловливается наличием уже сформировавшихся в процессе обучения таких первоначальных умений и навыков работы, как чтение текста, поиск нужного задания, умение пользоваться рисунками, схемами, чертежами, таблицами, составление заданий по аналогии.

Работа с математической картотекой может проходить следующим образом: ученик берёт карточку-вопрос, отвечает на него в своей тетради, изучив предварительно материал в информационной карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу. Такая работа окажет положительное влияние на формирование самоконтроля младших школьников.

Примером развития самостоятельности служат индивидуальные карточки, на которых предложены вопросы или задания по тем или иным разделам математики.

Перечислим особенности раздаточного дидактического материала.

  1. Задания, предложенные на карточках, различаются по уровню трудности и объёму материала.

  2. Весь дидактический материал построен на принципе постепенного усложнения (от простого к сложному).

  3. По возможности осуществляем связи с другими учебными предметами и окружающим миром.

Так по теме «Треугольник» можно предложить карточки по которым ученики определяют виды треугольников.

Виды треугольников

Название видов треугольников



И хотелось бы остановиться на эффективном приёме усвоения теоретического материала на уроках математики - это создание проблемной ситуации. Очень часто проблемную ситуацию можно создать так, чтобы учащиеся могли самостоятельно установить новые факты и сделать выводы.

Приведу фрагмент урока в 5 классе:

Учитель: У вас на столе лежат конверты с заданиями. Я буду называть угол (за экраном), а вы должны мне показать этот угол. (Учитель называет углы, а дети показывают их. Тупой, острый, прямой.)

Учитель: Молодцы, а сейчас возьмите транспортиры и измерьте величину углов на другой карточке.

Учитель: какова величина синих углов?

Дети: 90˚, 90˚, 90˚…

Учитель: какова величина красных углов?

Дети: 65˚, 65˚, 65˚…

Учитель: какова величина зелёных углов?

Дети: 120˚, 120˚, 120˚…

Вывод: величина углов не зависит от расположения его на листе.



© 2010-2022