- Преподавателю
- Математика
- Развитие ключевых компетентностей на уроках стереометрии
Развитие ключевых компетентностей на уроках стереометрии
Раздел | Математика |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Балабанова С.Я. |
Дата | 24.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Способы развития ключевых компетентностей на уроках стереометрии.
С.Я. Балабанова, учитель математики сш №7, г. Аксу, Павлодарская область
«Нет ничего дороже для человека, того чтобы хорошо мыслить» .
Л, Толстой.
Современное общество меняет взгляды на математическое образование. При обучении геометрии должна проводиться работа по формированию важных умений: видеть в реальных ситуациях изученные теоретические положения, приводить примеры их реализации на предметах окружающей обстановки. Основное внимание направлено на развитие способов применения полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.
На уроках геометрии, в частности стереометрии, учитель имеет большие возможности для развития функциональной грамотности учащихся. При изучении стереометрии учащиеся познают пространство, в котором живут, приобретают необходимые практические умения: изображать, моделировать, измерять.
Многие учащиеся не обладают достаточно развитым пространственным воображением, поэтому испытывают затруднения при изучении стереометрии.
Все психические процессы, в том числе и пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности.
В последнее время при наличии хорошо оснащенных кабинетов техническими средствами обучения учителя экономят время, используя готовые чертежи, рисунки. Ученики не участвуют в построении изображений, этому не учит и учебник. А это недопустимо. Учащиеся должны иметь четкое представление об объекте и уметь создавать иллюстрации. Наиболее эффективные способы развития пространственных представлений являются :
- демонстрирование фигур,
- сравнение положений фигур относительно друг друга,
- моделирование,
- грамотное изображение фигур,
- чтение чертежа.
В своей работе я предлагаю некоторые способы и приемы для реализации этой проблемы.
Работа с моделями.
-
Из нескольких моделей выбрать модели параллелепипедов.
-
Из моделей параллелепипедов выбрать модели прямых параллелепипедов.
1
-
Из последних выбрать модели прямоугольных параллелепипедов.
-
Построить изображения одной из моделей.
-
Предложить несколько моделей и их изображения. Найти соответствие.
Работа с изображением.
Пространственное воображение трудно развить, если пользоваться только моделями. Основная нагрузка должна ложиться на изображение этих объектов. Поэтому важно тренировать в правильном чтении изображений и их построении.
По изображению куба определить, какая грань расположена ближе к нам, какая дальше:
В сво
ей статье я В своей статье я предлагаю некоторые способы и приемы для реализации этой проблемы.
предлагаю некоторые способы и приемы для реализации этой проблемы.
Развитию визуального мышления способствуют упражнения следующего вида:
1.Какие параметры двух пирамид равны?
2
2. Какие из заштрихованных фигур не могут быть сечениями куба?
Образное мышление
развивается через построение геометрических объектов при решении задач. В этом случае целесообразно делать рисунок не сразу, а параллельно с решением. Пример 1: «Дана треугольная пирамида, основание - ромб, все двугранные углы при основании равны».
-
Построить изображение ромба.
-
Так как все двугранные углы при основании равны, высота проходит через точку пересечения диагоналей ромба - центр окружности, вписанной в ромб.
-
Построить изображение высоты пирамиды..
-
Построить боковые ребра.
-
Построить изображение линейного угла двугранного при основании.
Построение сопровождается необходимыми обоснованиями
Пример 2: Построить модель и изобразить на рисунке: аα, b=B,сα.
Пример 3: Прямые а и b пересекаются в точке А, принадлежащей плоскости α. Здесь важно заметить, что возможны два случая.
Эксперимент.
Одним из эффективных средств развития логического мышления является эксперимент, что способствует развитию конструктивных навыков, практическую сметку . Пример1 : При изучении объемов тел можно провести опыт.
Две модели формы призмы и пирамиды, которые имеют равные основания и высоты. Пересыпая песок из пирамиды в призму, учащиеся убеждаются, что объем пирамиды в 3 раза меньше объема призмы. Далее проводится логическое обоснование найденной формулы.
Пример 2: Площадь поверхности шара. Модель полушара - в центре большого круга и в вершине полушара вбить 2 гвоздя. Прикрепить конец шнура к гвоздику покрыть полушар шнуром спирально. Затем покрыть шнуром большой круг. Измерив длины шнуров, увидим, что длина шнура, потраченного на основание полушара в 2 раза короче. Отсюда формула: С= 4πR. Затем логическое обоснование формулы.
Моделирование
Моделируемая фигура может быть определена по разному: только своей формой; формой и всеми размерами; формой и величинами, связанными с размерами косвенно.
Пример 1 Изготовить модель тела по его развертке, по указанным размерам, по его проекции, и т.д.
Пример 2: При изучении курса стереометрии в 10 классе в поле зрения учителя должна быть задача выработки у учащихся умений представить и изобразить на чертеже ту ситуацию, о которой идет речь в теореме или задаче. С этой целью учащимся дается задание изготовить модель по условию задачи, используя картон, спицы, нити и другой материал, выполнить рисунок и решить ее.
Развитию логического и пространственного мышления учащихся способствуют задачи, решаемые на уровне интуитивного познания.
Пример1: Три попарно пересекающиеся прямые a, b,c пересекают плоскость в точках A,B,C. Что можно сказать о расположении точек А,В,С? Ответ объяснить и выполнить рисунок.
Пример : Изобразить тело, полученное вращением равнобедренной трапеции вокруг прямой, содержащей меньшее основание.
Занимательные задачи.
Развитию пространственного воображения способствуют занимательные задачи. Это могут быть устные задачи, задачи на построение и коструирование. Оригинальность этих задач вызывает у учащихся интерес. Для решения этих задач не надо специальных знаний, их можно предлагать и в 5 классе и в старших.
Примеры:
-
Какую фигуру может имеет тень куба?
-
Согнуть из проволоки фигуру, при параллельном проектировании корой получается буква С, Л, О, Г.
-
Как при помощи линейки измерить диагональ кирпича?
Заключение: при подготовке к уроку учителю необходимо тщательно подбирать задачи, продумывая форму работы и методику работы с каждой из них, с тем, чтобы она обеспечивала формирование основных компетентностей, необходимых современному человеку.
4