Развитие ключевых компетентностей на уроках стереометрии

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Развитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрии





Способы развития ключевых компетентностей на уроках стереометрии.

С.Я. Балабанова, учитель математики сш №7, г. Аксу, Павлодарская область

«Нет ничего дороже для человека, того чтобы хорошо мыслить» .

Л, Толстой.

Современное общество меняет взгляды на математическое образование. При обучении геометрии должна проводиться работа по формированию важных умений: видеть в реальных ситуациях изученные теоретические положения, приводить примеры их реализации на предметах окружающей обстановки. Основное внимание направлено на развитие способов применения полученных знаний и умений в жизненных ситуациях.

На уроках геометрии, в частности стереометрии, учитель имеет большие возможности для развития функциональной грамотности учащихся. При изучении стереометрии учащиеся познают пространство, в котором живут, приобретают необходимые практические умения: изображать, моделировать, измерять.

Многие учащиеся не обладают достаточно развитым пространственным воображением, поэтому испытывают затруднения при изучении стереометрии.

Все психические процессы, в том числе и пространственное воображение, совершенствуются в результате деятельности.

В последнее время при наличии хорошо оснащенных кабинетов техническими средствами обучения учителя экономят время, используя готовые чертежи, рисунки. Ученики не участвуют в построении изображений, этому не учит и учебник. А это недопустимо. Учащиеся должны иметь четкое представление об объекте и уметь создавать иллюстрации. Наиболее эффективные способы развития пространственных представлений являются :

- демонстрирование фигур,

- сравнение положений фигур относительно друг друга,

- моделирование,

- грамотное изображение фигур,

- чтение чертежа.

В своей работе я предлагаю некоторые способы и приемы для реализации этой проблемы.

Работа с моделями.

  1. Из нескольких моделей выбрать модели параллелепипедов.

  2. Из моделей параллелепипедов выбрать модели прямых параллелепипедов.

1

  1. Из последних выбрать модели прямоугольных параллелепипедов.

  2. Построить изображения одной из моделей.



  1. Предложить несколько моделей и их изображения. Найти соответствие.

Работа с изображением.

Пространственное воображение трудно развить, если пользоваться только моделями. Основная нагрузка должна ложиться на изображение этих объектов. Поэтому важно тренировать в правильном чтении изображений и их построении.

По изображению куба определить, какая грань расположена ближе к нам, какая дальше:

В сво

ей статье я В своей статье я предлагаю некоторые способы и приемы для реализации этой проблемы.

предлагаю некоторые способы и приемы для реализации этой проблемы.



Развитию визуального мышления способствуют упражнения следующего вида:

1.Какие параметры двух пирамид равны?









2

2. Какие из заштрихованных фигур не могут быть сечениями куба?



Образное мышление

развивается через построение геометрических объектов при решении задач. В этом случае целесообразно делать рисунок не сразу, а параллельно с решением. Пример 1: «Дана треугольная пирамида, основание - ромб, все двугранные углы при основании равны».

  1. Построить изображение ромба.

  2. Так как все двугранные углы при основании равны, высота проходит через точку пересечения диагоналей ромба - центр окружности, вписанной в ромб.

  3. Построить изображение высоты пирамиды..

  4. Построить боковые ребра.

  5. Построить изображение линейного угла двугранного при основании.

Построение сопровождается необходимыми обоснованиями

Пример 2: Построить модель и изобразить на рисунке: аРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииα, bРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрии=B,сРазвитие ключевых компетентностей на уроках стереометрииα.

Пример 3: Прямые а и b пересекаются в точке А, принадлежащей плоскости α. Здесь важно заметить, что возможны два случая.

Эксперимент.

Одним из эффективных средств развития логического мышления является эксперимент, что способствует развитию конструктивных навыков, практическую сметку . Пример1 : При изучении объемов тел можно провести опыт.

Две модели формы призмы и пирамиды, которые имеют равные основания и высоты. Пересыпая песок из пирамиды в призму, учащиеся убеждаются, что объем пирамиды в 3 раза меньше объема призмы. Далее проводится логическое обоснование найденной формулы.

Пример 2: Площадь поверхности шара. Модель полушара - в центре большого круга и в вершине полушара вбить 2 гвоздя. Прикрепить конец шнура к гвоздику покрыть полушар шнуром спирально. Затем покрыть шнуром большой круг. Измерив длины шнуров, увидим, что длина шнура, потраченного на основание полушара в 2 раза короче. Отсюда формула: С= 4πR. Затем логическое обоснование формулы.

Моделирование

Моделируемая фигура может быть определена по разному: только своей формой; формой и всеми размерами; формой и величинами, связанными с размерами косвенно.

Пример 1 Изготовить модель тела по его развертке, по указанным размерам, по его проекции, и т.д.

Пример 2: При изучении курса стереометрии в 10 классе в поле зрения учителя должна быть задача выработки у учащихся умений представить и изобразить на чертеже ту ситуацию, о которой идет речь в теореме или задаче. С этой целью учащимся дается задание изготовить модель по условию задачи, используя картон, спицы, нити и другой материал, выполнить рисунок и решить ее.

Развитию логического и пространственного мышления учащихся способствуют задачи, решаемые на уровне интуитивного познания.

Пример1: Три попарно пересекающиеся прямые a, b,c пересекают плоскость в точках A,B,C. Что можно сказать о расположении точек А,В,С? Ответ объяснить и выполнить рисунок.

Пример : Изобразить тело, полученное вращением равнобедренной трапеции вокруг прямой, содержащей меньшее основание.

Занимательные задачи.

Развитию пространственного воображения способствуют занимательные задачи. Это могут быть устные задачи, задачи на построение и коструирование. Оригинальность этих задач вызывает у учащихся интерес. Для решения этих задач не надо специальных знаний, их можно предлагать и в 5 классе и в старших.

Примеры:

  1. Какую фигуру может имеет тень куба?

  2. Согнуть из проволоки фигуру, при параллельном проектировании корой получается буква С, Л, О, Г.

  3. Как при помощи линейки измерить диагональ кирпича?

Заключение: при подготовке к уроку учителю необходимо тщательно подбирать задачи, продумывая форму работы и методику работы с каждой из них, с тем, чтобы она обеспечивала формирование основных компетентностей, необходимых современному человеку.

4




© 2010-2022