- Преподавателю
- Математика
- Программа факультативного курса Математика в профессиях
Программа факультативного курса Математика в профессиях
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Нурахметова Ж.К. |
Дата | 25.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ФАКУЛЬТАТИВНЫЙ КУРС
«Математика в различных профессиях».
Учитель матиматики и информатики Курчумской средней школы №4 имени Николая Островского Нурахметова Ж.К.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современной школе профильное обучение стало велением времени. Но переход к нему - проблема не из легких. Как помочь учащимся и их родителям в выборе профиля и более осознанно определиться с будущей профессией? Как быть с теми учащимися, которые уже определились в своей будущей профессии, но ошибочно думают, что в том будущем им не придется столкнуться с такой сложной наукой, как математика? Ответ на эти вопросы может дать факультативный курс, который можно начать вводить для учащихся 8-9 классов и по возможности продолжить эти занятия в 10-11 классах, но уже выбирая темы и задания углубленного и научного характера.
Курс даст возможность учащимся более объективно оценить свои математические способности и поможет осуществить выбор нужного профиля, соответствующий его интересам. Введением этого курса хотелось бы убедить учащихся в том, что в любой профессии, знание математики необходимо и что основа этих знаний закладывается именно в 5-7 классах. С другой стороны, каждый урок математики, должен формировать знания, умения и навыки учащихся, соответствующих стандарту образования, помочь им подготовиться к государственным экзаменам и ЕНТ. Заучивание формул и запоминание способов решения не может дать необходимого результата, поэтому, необходимо подвести учащихся к критическому осмыслению связи теоретического материала с жизнью, т.е повысить их интерес к предмету. Одним из лучших способов повышения интереса к математике - это преподавание предмета через практическую направленность.
В основе курса лежит проектно-исследовательская деятельность учащихся, что должно формировать навыки и повысить интерес у учащихся к исследовательской деятельности. В содержании курса отводится время на защиту проектов, что позволит развить у учащихся уверенность в себе, лидерские качества и умение убеждать. Для защиты проектов понадобится умение работать в программе Power Point. При оформлениии результатов работы в виде компьютерной презентации, и расположении нужного материала на слайдах презентации, ребятам будут необходимы не только дизайнерские способности, но и умение критически мыслить. При защите проектов учащимся предоставляется возможность оценивания и самооценивания презентаций по определенным критериям (разработку критериев можно провести совместно с учащимися).
Так как в сельских школах количество учащихся в классе небольшое, то количество часов в плане расчитано с учетом того, что на занятиях при групповой форме работы будут принимать участие 2-3 группы по 4-5 человек. В классах с большим количеством учащихся, время отведенное на определенные темы можно изменить.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Цели курса:
-
на основе решения задач практического содержания создание условий для повышения интереса учащихся к изучению математики и определения собственных способностей и возможностей в освоении теоретического материала по математике;
-
знакомство учащихся с профессиями, в которых человек может воспользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках математики;
-
формирование навыков и привитие интереса к исследовательской деятельности.
Задачи курса:
-
закрепление знаний и умений по темам, изученным в курсе математики среднего звена;
-
формирование навыков работы в малых и больших группах, вовлечение учащихся в групповую деятельность, создание атмосферы сотрудничества;
-
формирование навыков работы в Microsoft РоwerРоint., развитие навыков ораторского искусства.
Содержание данного курса составлено таким образом, что первая часть ее направлена на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету. Первые уроки нацелены на закрепление знаний, умений навыков, полученных в курсе математики 5-7-х классов, а так же обобщению методов решения текстовых задач и усвоению более рациональных способов. На последующих уроках, учащимся предоставляется возможность для проявления своих творческих способностей, путем вовлечения их в практическую работу по составлению собственных задач. Данная работа позволит просмотреть работу талантливых и одаренных учащихся. Основная часть курса отводится на проектно-исследовательскую деятельность учащихся. Здесь ученики должны работать по определенной теме, подобрать задачи, составить собственные, решить их и представить вниманию всего класса. Кроме поисковой деятельности, учащимся будет необходимо уметь отбирать необходимый материал, оформить результаты работы в виде компьютерной презентации. Не маловажно в данной работе подведение итогов всего курса, т.е, защита проектов требует тщательной подготовки и для придания значимости выполненной учащимися работы, лучше всего организовать комиссию и аудиторию из учащихся школы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся:
-
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
-
решать типичные текстовые задачи по различным темам курса математики основной школы (проценты, дроби, пропорции;КВУР…)
-
приводить примеры из жизненных ситуаций, в которых необходимы знания математики на уровне основной школы;
-
уметь находить и решать задачи практического содержания и составлять собственные задачи;
-
выделять главное и отбирать необходимый материал для компьютерной презентации;
-
оформлять материал для защиты в программе Power Point;
-
защищать проект, а также оценивать себя и других;
-
работать в группе, в атмосфере сотрудничества.
Основные требования к учителю, организующему данный курс:
-
заинтересованность в преподаваемом предмете;
-
теоретическая подкованность;
-
умение организовывать групповую работу и направлять учащихся на поисковую деятельность;
-
компьютерная грамотность, умение использовать ИКТ;
-
нестандартный подход к организации учебного процесса
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
факультативного курса «Математика в различных профессиях»
Всего 17 часов
Основная цель занятия
Кол-во часов
Виды деятельности на занятиях
Результаты обучения
Вводный урок - беседа «Математика в нашей жизни» (1 час)
Формирова-ние навыков практичес-кого применения математи-ческих знаний
1 ч.
-
Психогеометрический тест «Выбери фигуру».
-
Просмотр компьютерной презентации, вводная беседа о роли математики в жизни человека
-
Работа в группах над созданием кластера или постера по теме «Математика в нашей жизни»
-
(д/з интервью родителей)
-Знают примерные склонности своего характера на основе теста;
-умеют приводить примеры ситуаций применения математики в жизни.
Урок ролевых игр «Профессии наших родителей» (1 час)
Понимание важности и необходимости профессий родителей и определение связи данных профессий с математикой
1 ч.
-
Разбиение учащихся на группы по итогам исследования «Профессии наших родителей» (домашнего задания).
-
Защита кластеров.
-
Работа в группах: поиск задач из предложенных сборников, относящихся к тем или иным профессиям
-
(д/зПоиск задач из различных учебников математики, дополнительной литературы, СМИ)
-Знают основные функции и обязанности родителей в их профессиональной деятельности;
-умеют находить ситуации применения математических знаний по элементарной математике в работе родителей
Классификация текстовых задач (2 часа)
Усвоение рациональных методов решения текстовых задач на работу, движение, %-е содержание
2 ч.
Групповая работа по разбору задач различного типа
Можно использовать стратегии Карусель, РАФТ, Аквариум и.т.д.
-Знают рациональные методы решения текстовых задач (в частности задач ЕНТ)
Урок практической работы (2 часа)
Развитие навыков составления задач, практического содержания
2 ч.
-
Составление собственных задач по различным данным статистики.
-
Работа в группах: самостоятельное решение подобранных задач, обсуждение решений
-
Тест «Нарисуй человека с помощью геометрических фигур»
-Умеют составлять простейшие задачи по статистическим данным, по отчетам и газетным вырезкам.
Выбор будущей профессии (10 часов)
Развитие навыков постановки целей
1 ч.
-
Деление на группы по результатам теста.
-
Работа в группах «Выбери профессию»
-
Определение целей и задач проекта. Разработка критериев оценивания презентации «Математика в профессии…» и ее защиты.
-умеют определять цели работы
- разрабатывают критерии оценивания
Развитие поисковой деятельности
2 ч.
Работа в группах: поиск задач, относящихся к выбранной ими профессии, из различных учебников математики, интернет ресурсов, дополнительной литературы, поход в различные организации (желательно по ранней договоренности учителя с представителями организаций о положительном отзыве к просьбе учащихся)
-умеют находить подход к людям, подбирать и отбирать материал для составления задач.
Развитие творческих способностей, оттачивание умений решения задач
3 ч.
Работа в группах: самостоятельное решение подобранных задач, обмен мнениями между группами, проверка решений учителем.
-умеют находить решения;
-учатся корректировать свои задачи, после взаимооценивания групп
Развитие критического мышления
3 ч.
Подготовка компьютерной презентации (групповая, парная и индивидуальная работа)
-умеют отбирать материал для презентации и выделять главное;
-работают творчески
Развитие навыков публичного выступления
1ч
-
Организация работы по созданию комиссии по оцениванию, обеспечение аудитории (показательный урок для учащихся школы)
-
Психологический настрой перед защитой проектов.
-
Защита проектов «Математика в профессии …»
-умеют владеть собой, отстаивать свое мнение;
-умеют увлечь своей работой других учащихся школы.
Обобщающий урок (1 час)
Поведение итогов и определение собственных способностей и возможностей
1 ч.
-
Конкурс инсценированных логических задач, связанных с жизненными ситуациями.
-
Логические игры и игры на внимание.
-
Подведение итогов занятий.
-
Оценивание и взаимооценивание работ
Рефлексия
-умеют находить выход из ситуаций, делать выводы, анализировать свою деятельность в течении всего курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
рекомендуемой при проведении учебных занятий
-
Республикансий журнал «Репетитор-Көмекші»
-
Научно-популярный журнал для старшеклассников « Жас талап - kz»,
-
Г.И. Глейзер «История математики в школе», Просвещение, Москва, 1984 год
-
Я.И. Перельман «Живая математика», Наука, 1978 год
-
В.С. Кущенко «Сборник конкурсных задач по математике», Судостроение, 1964 год
-
Ю.М. Макарычев, Н.Г. Миндюк Алгебра - Дидактические материалы, Просвещение, 2001 год
-
И.П.Рустюмова, С.Т. Рустюмова Тренажер по математике для подготовки к ЕНТ, Алматы, 2001 год