Выступление на районном МО на тему Лмчностно-ориентированный подход при изучении математики

Раздел Математика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Доклад на тему:




Личностно-ориентированный подход к процессу обучения математике через элементы технологии «Создание ситуации успеха».


Подготовила для выступления на районном методобъединении

учителей математики

учитель Кировской средней школы

Катрущенко М.А.








Личностно-ориентированный подход к процессу обучения математике через элементы технологии «Создание ситуации успеха».

Современная школа требует коренного переосмысления процессов обучения и воспитания, применения перспективных технологий, создания условий для самообразования, саморазвития и самореализации личности ученика. Новая школа использует новую педагогику - педагогику жизнетворчества личности, формирование человека как творца, проектировщика собственной судьбы, субъекта социального творчества.

На первый план выступает развитие творческого потенциала ребенка, раскрытие его индивидуальных, самобытных способностей.

Задача учителя математики - помочь школьнику усвоить базовые знания; научить искать для себя лучшего, создать условия для свободного самоопределения. Основой развития личности должна стать свобода выбора желаний и действий, удовлетворения жажды познания.

Реализация основной формулы педагогики жизнетворчества личности «Помоги мне сделать это самому!» предусматривает внедрение инновационной технологии обучения, воспитания и развития - педагогики толерантности.

Она предусматривает гуманизацию учебно-воспитательного процесса; выработку способов взаимодействий, правил общения; законов сосуществования взрослых и детей.

Вершиной, абсолютной целью должен стать человек, личность, которой в учебном заведении должно быть комфортно.

Аксиомы этики школы должны быть такими:

-уважительное отношение к человеку и жизни;

-вера в одаренность детей;

-доверие;

-добродетельность;

Педагогика толерантности предусматривает формирование партнерского стиля и культуры деловых межличностных отношений между основными участниками учебно-воспитательного процесса - учителями, учениками, родителями.

В первую очередь, это взаимоотношения «учитель - ученик». Важно, чтобы учитель и ученик были желаемыми партнерами, чтобы между ними существовали доверительные и открытые отношения, чтобы они были к совместной работе. Поэтому учителю необходимо:

- всегда говорить детям правду;

- быть доброжелательным;

- начинать обучение не с формул, а с радости;

- не прибегать к нотациям;

- помнить, что ребенок относится к тебе так, как к нему относятся взрослые;

- не забывать похвалить;

- не забывать, что пока в детях живет вера в добро, в человека, в идеал - до тех пор существует воспитание;

Одним из основных заданий современной школы является подготовка учеников к жизни в современном техногенном обществе. В период формирования личности учащихся, оберегая их природную индивидуальность, необходимо сосредоточить усилия на воспитании у учащихся уверенности, веры в свои возможности, в позитивные перспективы будущего.Каждому ученику необходимо создать психоэмоциональный комфорт в школе.

Такой личностно-ориентированный подход к процессу обучения и воспитания лежит в основе педагогической технологии «Создание ситуации успеха»

Ситуация успеха - это субъективное психическое состояние удовольствия вследствие физического или морального напряжения исполнителя упражнения. Ситуация успеха достигается тогда, когда сам ребенок определяет этот результат как успех. Созданная ситуация успеха становится точкой отсчета для смены во взаимоотношениях с окружающими, для дальнейшего продвижения ребенка вверх по ступеням развития личности.

Заряд активного оптимизма, полученного в юности, закаливает характер, повышает жизненную стойкость; способность к противодействию. Такая технология помогает решить проблему снижения интереса к обучению, агрессивности, непослушности, изолированности, лени учащихся. Именно через создание ситуации успеха учитель математики достигает желания учащихся изучать этот сложный предмет, привлекая своих воспитанников к участию в творческо-поисковой, научно-исследовательской работе, помогает учащимся преодолевать трудности, быть уверенным в собственных знаниях.

Успех - это талант в учебной деятельности. Успех может быть ожидаемым и неожиданным, подготовленным и неподготовленным, кратковременным и продолжительным. Теоретическим основанием осуществления личностно-ориентированного обучения математике через технологию «Создание ситуации успеха» является «педагогика добра» ( В.А. Сухомлинский). Основа этой педагогики - воспитание без наказания, повышение роли слова и личности учителя. Дать детям радость труда, радость успеха в обучении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства - единственный источник внутренних сил ребенка, который порождает энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Для этого педагог в учебном процессе должен использовать разнообразные методы стимуляции учебной деятельности: метод познавательной деловой игры, метод создания познавательной дискуссии, метод и прием самостоятельной работы, метод эвристической беседы и т. д. Например, прием «Эврика» - это стремление учителя активизировать учащихся пусть на маленькое, но собственное открытие известных уже фактов. Для учителя главное - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя приходит к выводу, что раскрывает всю красоту процесса познания. Прием «Нарочная ошибка » в последнее время получила широкое признание в школе, как прием, который активизирует внимание учащихся.

Технологию «Создание искусственной ситуации успеха» уместно претворять в таких высказываниях:

- Это очень важно, и у тебя непременно получится . . .

- Именно ты и мог бы выполнить это . . .

- Это совсем не сложно . . . Если не выйдет - ничего страшного . . .

- Начинай же! Это ты хорошо сделаешь!

- Вот эта часть вышла очень хорошо!

Эта технология включает создание разнообразных видов радости, использование разнообразных приемов, методов на уроке с разными категориями учащихся.

Ситуация успеха имеет искусственно созданный характер, потому что учитель на какое-то время усиливает акцент на позитивных достижениях учащихся и не обращает внимание на их недочеты.

В этой педагогической технологии условно разделили всех учащихся на группы. (см. Таблицу 1 )

Категория учеников «надежные» - это школьники разного возраста, которые имеют хорошие способности, добросовестно относятся к своим обязанностям, активные в общественной работе. Эти ученики приучены к самостоятельности, уверены в себе. Уровень их требований адекватен их возможностям. В классе такие дети чувствуют себя спокойно, уверенно, защищенно. Отношения в семье, обычно, хорошие. Основная их надежность - в постоянном ощущении радости, которая произошла. Хотя их радость в чем-то буднична, зато постоянная и глубокая.

В работе с учениками категории «надежные» можно применять разные методики. Главное - на уроках математики им не должно быть скучно, таким ученикам уместно давать как можно больше самостоятельных, творческих заданий.

Категория учеников «уверенные». Способности таких учеников могут быть и более высокими, чем у «надежных», но система работы не настолько отлажена. Периоды подъема, взлета сменяются расслаблением. Дети очень эмоционально реагируют и на достижения, и на неудачи. В классе вызывают симпатию и у одноклассников и у учителей. Однако недостатками таких учеников, кроме возможных сбоев в работе, является быстрое привыкание к успехам, перерастание уверенности в самоуверенность.

Таким ученикам необходимо давать задания, которые требуют нестандартного мышления, имеют несколько способов решения, показывают бесконечность знаний.

Ученики третьей категории «неуверенные» - вполне успешные школьники, познавательные интересы которых связаны обычно с обучением. Имеют хорошие способности и ответственно относятся к делу. Главная их распознавательная черта - неуверенность в своих силах. Причины этого могут быть самые различные: заниженная самооценка, меняющееся настроение, сложная психологическая обстановка в семье и т. п.

Этим ученикам уместно давать опережающие домашние задания, обязательно перед всем классом отмечать их успехи, постоянно показывать, что решение математических задач им под силу при условии постоянной работы.

Категория учеников «разуверившиеся» - это главным образом, дети, которые имеют неплохую подготовку, способности, успехи в обучении. Однако после испытанной когда-то радости ожиданий, которые исполнились, по разным причинам, утратили ее. Причины отчаяния могут быть разнообразными: серия неудач, нетактичность педагога, позиция семьи, в которой сначала ребенок занимал место всеобщего любимца, а потом попал в ситуацию «золушки». Учителям математики, которые работают с категорией детей «разуверившиеся», следует знать, что чем меньше у ребенка надежды на успех, тем быстрее он замыкается в себе и выставляет в дальнейшем более глубокую защиту против вмешательства. Такой ребенок может легко стать «белой вороной» среди сверстников из-за своей нестандартности, нежелания менять мировоззрение.

Рассмотрим на нескольких приемах педагогические технологии.

В 5-6 классах большую роль на уроках играют элементы игры. Они важны тем, что могут активизировать учебный процесс и помогать развитию практического мышления. Ученик, который в процессе был неуверенным, на этом этапе может проявить себя, почувствовать ситуацию успеха. Учитель должен замечать самые малые достижения и подбадривать детей.

Ситуацию успеха помогает создавать на уроке дифференцированный подход на этапах закрепления нового материала, проведения контроля знаний. При этом учителю важно подбадривать и подхваливать учеников за выполнение какого-угодно уровня практического задания и попытки решить задание высокого уровня. Надежда на успех живет в каждом человеке. Но, к сожалению, не все ожидания сбываются, потому что успех гарантирован лишь тем, кто прилагает к его осуществлению собственные усилия. Для некоторых учеников ожидание успеха обычное, для некоторых эпизодическое, а для некоторых - совсем одноразовое.

Пути создания ситуации успеха разные и зависят от тех групп школьников, с которыми работает учитель.

Прием «Невмешательство» - максимальное предоставление самостоятельности решения проблем «надежными» учениками. Лучше оставить их на некоторое время в покое и дать возможность самим разобраться в себе и ситуации, которая сложилась.

В работе с учениками категории «уверенные» уместным является прием «Холодный душ». Учитель не спешит с улучшением оценок, наоборот, оттягивает время. «Он не только не поливает бальзамом затронутое самолюбие, ущемленные амбиции родных, но и немного «подсыпает соли» ( по А.С. Макаренко ).

Смысл приема «Эмоциональное поглаживание» - вселить ребенку категории «неуверенные» веру в себя, похвалить за что-то, даже незначительное; улыбкой, взглядом, дать понять ребенку, что сердце, душа учителя раскрыты и готовы пойти на эмоциональный контакт.

Сущность приема «Анонсирование» - сначала обговорить с учеником, что ему нужно будет сделать, как бы отрепетировать будущее событие «Неуверенным» такая предварительная подготовка создаст психологическую установку на возможный успех, даст уверенность в собственных силах.

Используя прием «Гадкий утенок» для категории учеников «разуверившиеся», важно вовремя увидеть, узнать такого ребенка, создать все возможные условия для его расцвета.

Велика роль учителя и в ситуации типа «Мышь в сметане». Это другой тип «разуверившихся», которые попали в сложную ситуацию, но не перестали бороться. Тут необходимо, чтобы вовремя подошла помощь как со стороны преподавателей, так и со стороны учеников; нужно поддержать стремление ребенка стать на ноги, вселить уверенность в собственных силах.

Необходимо создавать ситуацию успеха во время оценивания результатов учебной деятельности учеников, отмечая каждый шаг в продвижении к твердым знаниям. Уместно использовать такие педагогические приемы и методики:

- тестирование ( открытое и закрытое )

- экспресс-опрос (задания типа: «продолжи формулировку», «допиши формулу», «заполни таблицу», «нарисуй диаграмму», «составь алгоритм» и т. п.

- расширенный опрос (вопросы уместно дать заранее).Ученики класса задают отвечающему дополнительные вопросы. Формы проведения могут быть такими: «открытый смотр знаний», «мини-экзамен», «семинар», «конференция», «мини-доклад» и т. п.

- контрольное задание (его объявляет учитель, но подобные упражнения необходимо отработать).

- наблюдение (учитель перед изучением тем планирует показатели, которые будет отслеживать на протяжении занятий; перед конкретным уроком отбирает учеников, которых будет оценивать за данными показателями.

- самооценка и взаимооценка (использование критерия оценивания «лист самооценки», метод вопросов-ответов).

- методика «Дельта-плюс».

- игровые методы оценивания (корректировка неточных, неправильных ответов и действий возможна лишь в форме предложения действовать иначе: «возможен другой ход решения», «возможен другой ответ», «существует другая мысль по поводу решения», «можно сделать по-другому» и т. п.

Во время изучения нового материала на уроках математики уместно использовать методики: «Обучая, учусь», «Замени учителя», именно они заставляют учеников прилагать как можно больше усилий для объяснения товарищам нового материала.

Реализация «Технологии ситуации успеха» возможна при наличии комфортного психологического климата на уроках, для этого учителю полезно использовать такие приемы: «собственное имя» (звучание собственного имени всегда приятно ученику), «зеркало отношений» (нужно помнить, что улыбка способна притягивать учеников и вселяет в них уверенность), «золотые слова» (слова, которые немного преувеличивают позитивные достижения учеников). Учителя математики в ходе ответов учеников или в ходе решения упражнений, задач, очень часто используют слова «да» и «нет». Тут уместно вспомнить высказывание Пифагора: «Хотя слова «да» и «нет» короткие, все же они требуют серьезных раздумий».









© 2010-2022