Рабочая программа по геометрии 7 класс, автор Погорелов А. В

Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Икейская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

Руководитель МО учителей предметов естественно-математического цикла

__________ /_С.П. Захаренко_/

Протокол заседания МО

№ ____

от «____»__________20__г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР


________ / Е.В.Буякова/

Протокол заседания МС

№ ____

от «____»________20__г.

Утверждаю

Директор МОУ «Икейская СОШ»

_______ /М.М.Леонченко/

Приказ №____

от «____»_______20__г.




Рабочая программа

по геометрии

Класс 7

Образовательная область: математика







Разработала: Буякова Елена Владимировна,

учитель математики

первой квалификационной категории


с. Икей

2014 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по геометрии, утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089;

  • Закон №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

  • Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия 7-9 классы, М., «Просвещение», 2009, Составитель Т.А. Бурмистрова (совпадает с изданием 2011 г.);

  • Образовательная программа федерального компонента ООО МОУ «Икейская СОШ» на 2014-2018 гг.

Количество часов в неделю: 2

Плановых уроков: 60

Контрольных уроков: 8

Учебник: Автор Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы. - М.: Просвещение, 2008 г. (более поздние издания не изменены).

Дополнительная литература:

Методическое пособие: Гусев В.А., Медяник А.И. Дидактические материалы для 7 класса. - М.: Просвещение, 2004.

Медяник А.И. Контрольные и проверочные работы по геометрии для 7-11 классов. - М.: Дрофа, 2002.

Мищенко Т.М. Геометрия. Тематические тесты. 7 класс - М.: Просвещение, 2014

Дудницын Ю.П. Рабочая тетрадь «Геометрия». 7 класс - М.: Просвещение, 2014

КИМ. Геометрия к учебнику А.В.Погорелова, М.: ООО «ВАКО», 2014-11-16

Компакт -диск «Геометрия 7», издание 2013г. «ВИДЕОУРОКИ.NET»

Электронное пособие. Лабораторный практикум по геометрии 7 ru.wikipedia.org/wiki/Погрешность.

stanislav-zevalev.narod.ru/lab.htm Геометрия 7-9. Л.С.Атанасян и др.

Преподавание ведется по второму варианту - 2 часа в неделю, всего 68 часов.

Геометрия - один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Целью изучения курса геометрии является систематическое изучение свойств геометрических фигур на плоскости, развитие логического мышления и подготовка аппарата, необходимого для изучения смежных дисциплин и курса стереометрии в старших классах.

Курс характеризуется рациональным сочетанием логической строгости и геометрической наглядности. Увеличивается теоретическая значимость изучаемого материала, расширяются внутренние логические связи курса, повышается роль дедукции, степень абстракции изучаемого материала. Учащиеся овладевают приемами аналитико-синтетической деятельности при доказательстве теорем и решении задач. Систематическое изложение курса позволяет начать работу по формированию представлений учащихся о строении математической теории, обеспечивает развитие логического мышления школьников. Изложение материала характеризуется постоянным обращением к наглядности, использованием рисунков и чертежей на всех этапах обучения и развитием геометрической интуиции на этой основе. Целенаправленное обращение к примерам из практики развивает умение учащихся вычленять геометрические факты и отношения в предметах и явлениях действительности, использовать язык геометрии для их описания.

Изучение программного материала дает возможность учащимся:

  • осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов;

  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;

  • получить представления о некоторых областях применения геометрии в быту, науке, технике, искусстве;

  • усвоить систематизированные сведения о плоских фигурах и основных геометрических отношениях;

  • приобрести опыт дедуктивных рассуждений: уметь доказывать основные теоремы курса, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

  • научиться решать задачи на доказательство, вычисление и построение;

  • овладеть набором эвристик, часто применяемых при решении планиметрических задач на вычисление и доказательство (выделение ключевой фигуры, стандартное дополнительное построение, геометрическое место точек и т. п.);

  • приобрести опыт применения аналитического аппарат (алгебраические уравнения и др.) для решения геометрических задач.

Требования к математической подготовке учащихся 7 класса


В результате изучения геометрии ученик должен уметь

  • пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира;

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники и их частные виды); изображать указанные геометрические фигуры;

  • выполнять чертежи по условию задачи;

  • владеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур, а также для нахождения длин отрезков и величин углов;

  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин (длин, углов), опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

  • владеть алгоритмами решения основных задач на построение;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • описания реальных ситуаций на языке геометрии;

  • решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);

  • построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по геометрии

1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.

Ответ оценивается отметкой «5», если:

  • работа выполнена полностью;

  • в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  • в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится в следующих случаях:

  • работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

  • допущены одна ошибка или есть два - три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

  • допущено более одной ошибки или более двух - трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.

2. Оценка устных ответов обучающихся по геометрии

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

  • изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

  • правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;

  • продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;

  • возможны одна - две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;

  • допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;

  • имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

  • ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

  • при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Тематическое планирование

Наименование темы

Общее количество часов

Количество контрольных работ

1

Основные свойства простейших фигур

16

1

2

Смежные и вертикальные углы

9

1

3

Признаки равенства треугольников

14

1

4

Сумма углов треугольника

12

2

5

Итоговое повторение

5

1

6

Геометрические построения

13

2

7

Итого

68

8

Календарно-тематическое планирование, 7 класс, геометрия, 2014 г.

№ урока

Система уроков

Кол-во часов

План.
дата

Факт.
дата

Повторение

Требования к уровню подготовки обучающихся

1

Геометрические фигуры. Точка и прямая. п. 1,2

1

Какие геометрические фигуры знают? (изобразить и обозначить).

Знать терминологию, связанную с описанием взаимного расположения точек и прямых, Уметь обозначать точки и прямые на рисунке, описывать ситуации, изображенные на рисунке, и, наоборот, по описанию ситуации делать рисунок

2

Отрезок. Измерение отрезков, п. .3,4

1

Какие геометрические фигуры знают? (изобразить и обозначить).

Знать понятие отрезка. Уметь измерять отрезки, решать задачи с использованием длины отрезка

3

Отрезок. Измерение отрезков, п.3,4

1

Какие геометрические фигуры знают? (изобразить и обозначить).

4

Полуплоскость, п.5

1

п.1-4

Знать понятие полуплоскости, полупрямой.
Уметь различать полупрямые на прямой, дополнительные полупрямые

5

Полупрямая, п.6

1

п.1-4

6

Угол, п.7

1

п.1-4

Знать понятие угла, различные виды углов.
Уметь измерять углы

7

Угол. Биссектриса угла, п.7

1

п.1-4

Знать понятие угла, различные виды углов, понятие биссектрисы угла.
Уметь измерять углы; применять полученные знания при решении задач

8

Откладывание отрезков и углов, п.8

1

п.1-7, записи в тетради.

Знать понятие отрезка и угла.

Уметь откладывать от данной точки отрезок заданной длины; откладывать отданной полупрямой в заданную полуплоскость угол заданной градусной меры. строить отрезки и углы

9

Откладывание отрезков и углов, п.8. Контрольная работа №1 (.20 - 25 мин)

1

п.1-7, записи в тетради.

10

Треугольник. Существование треугольника равного данному, п.9, 10

1

п.1-9, записи в тетради.

Знать определение треугольника, свойства равенства треугольника, формулировку основного свойства существования треугольника. Уметь по записи равных треугольников находить пары равных элементов

11

Треугольник. Существование треугольника равного данному

1

п.1-8, записи в тетради.

12

Параллельные прямые, п.11

1

п.1-10, записи в тетради

Знать определение параллельных прямых, свойство параллельных прямых
Уметь различать параллельные прямые на плоскости

13

Теорема и доказательства. Аксиомы, п.12,13

1

§ 1, подготовка к контрольной работе.

Знать понятие аксиомы, теоремы, доказательства.
Уметь приводить примеры аксиом, теорем и определений

14

Решение задач

1

§ 1, подготовка к контрольной работе.

Уметь распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение; изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач, решать задачи, опираясь на изученные свойства фигур

15

Решение задач

1

§ 1, подготовка к контрольной работе.

16

Контрольная работа №2по теме «основные свойства простейших геометрических фигур»

1

§1 п.1-13

17

Смежные углы, п. 14

1

Обозначение углов тремя способами. §13-15

Знать определение смежных углов, теорему о сумме смежных углов.
Уметь строить угол, смежный с данным, находить смежные углы на чертеже

18

Смежные углы, п.14

1

Обозначение углов тремя способами. §13-15

Знать теорему о сумме смежных углов, следствие из нее. Уметь решать задачи с использованием свойства смежных углов

19

Вертикальные углы, п. 15

1

п.17-18

Знать определение вертикальных углов, теорему о вертикальных углах.
Уметь строить вертикальные углы, решать задачи с применением теоремы о равенстве вертикальных углов

20

Перпендикулярные прямые. Доказательство от противного, п. 16,17

1

6 классу §9 п.43

Знать определение перпендикулярных прямых, метод от противного.
Уметь применять метод от противного к решению задач

21

Биссектриса угла, п. 18. Решение задач

1

6 классу §9 п.43

22

Решение задач

1

23

Контрольная работа №3 по теме «Смежные и вертикальные углы»

1

п.14-17

24

Резерв

1


25

Первый признак равенства треугольников. Использование аксиом при доказательстве теорем, п.20,21

1

п.9-10,25

Знать 1-й признак равенства треугольников.
Уметь применять признак к решению задач

Знать 2-й признак равенства треугольников.
Уметь применять признак к решению задач

26

Второй признак равенства треугольников, п.22

1

п.19, п. 9-10

27

Решение треугольников

1

П. 20 -21

28

Равнобедренный треугольник, п. 23

1

п.20-21, п. 9-10

Знать определение равнобедренного и равностороннего треугольника; теорему о свойствах углов равнобедренного треугольника. Уметь применять определения и теорему при решении задач

29

Равнобедренный треугольник, п.23

1

п.20-21,

30

Обратная теорема, п. 24

1

п.9-10

Знать понятие обратной теоремы. Уметь применять обратную теорему на практике

31

Обратная теорема, п. 24

1

п.9-10

32

Высота, биссектриса и медиана треугольника, п.25

1

П. 20 - 23

Знать теорему о медиапе равнобедренного треугольника, проведенной к основанию. Уметь применять понятия биссектрисы, медианы, высоты треугольника при решении задач

33

Свойства медианы равнобедренного треугольника, п.26

1

П. 20 - 25

34

Свойства медианы равнобедренного треугольника, п.26

1

П. 20 - 23

35

Третий признак равенства треугольников, п.27

1

Повторить 1,2 признаки равенства треугольников.

Знать 3-й признак равенства треугольников.
Уметь решать задачи с примене- нием 3-го признака

36

Решение задач

1

П. 20 - 27

Знать 1-й, 2-й, 3-й признаки равенства треугольников.
Уметь применять признаки к решению задач

37

Решение задач

1

П. 20 - 27

38

Контрольная работа №4 по теме «Признаки равенства треугольников»

1

п.20-23

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

39

Параллельность прямых, п.29

1

6 класс, п.44, параллельные прямые.

Знать определение параллельных прямых, аксиому параллельных прямых; теорему о параллельности двух прямых третьей. Уметь строить параллельные прямые, вести доказательство методом от противного

40

Углы, образованные при пересечении двух прямых и секущей, п.30

1

6 класс, п.44, параллельные прямые.

Знать свойства углов, образованных при пересечении двух прямых секущей.
Уметь построить рисунок, объяснить, какие углы называются внутренними накрест лежащими и внутренними односторонними

41

Признак параллельности прямых, п.31

1

5 класс, п.41, угол.

Знать теорему и следствия из нее. Уметь применять теорему при решении задач

42

Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей, п.32

1

5 класс, п.41, угол.

Знать теорему о свойстве углов, образованных при пересечении двух параллельных прямых секущей.
Уметь применять свойство при решении задач

43

Решение задач

Контрольная работа №5

1

5 класс, п.41, угол., п.29 - 32

44

Сумма углов треугольника, п. 33

1

п.31-32

Знать теорему о сумме углов треугольника и следствие из нее. Уметь решать задачи с применением теоремы

45

Сумма углов треугольника, п. 33

1

п.31-32

46

Внешние углы треугольника, п.34

1

п.31-32

Знать определение внешних углов треугольника, теорему о внешнем угле.
Уметь строить и распознавать внешние углы треугольника, применять теорему при решении задач

47

Прямоугольный треугольник, п. 35

1

п.33,34, признаки равенства треугольников

Знать определение прямоугольного треугольника, название его сторон.
Уметь по чертежу или словесным данным определять элементы прямоугольного треугольника

48

Прямоугольный треугольник, п. 35

1

п.33,34

Знать признаки равенства прямоугольных треугольников

49

Существование и единственность перпендикуляра к прямой, п. 36

1

п.33,34

50

Контрольная работа №6 по теме «Сумма углов треугольника»

1

§4



29.03.11

51

Повторение курса геометрии 7 класса. Решение задач «Начальные геометрические
сведения»

1



Основной теоретический материал.

Знать начальные геометрические сведения.
Уметь решать задачи по теме

52

Итоговое повторение. Резерв

1


53

Повторение курса геометрии 7 класса. Решение задач «Начальные геометрические
сведения»

1



Основной теоретический материал.

Знать начальные геометрические сведения.
Уметь решать задачи по теме

54

Повторение курса геометрии 7 класса. Решение задач «Признаки равенства тре- угольников»

1

Основной теоретический материал.

55

Повторение курса геометрии 7 класса. Решение задач «Сумма углов треугольника. Параллель- ные прямые»

1

Основной теоретический материал.

Знать теорему о сумме углов треугольника, о параллельных прямых. Уметь решать задачи по теме

56

Итоговая контрольная работа №8

1

Основной теоретический материал.

Уметь проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования

57

Окружность, п.38

1

1

§4

Знать определение окружности, центра окружности, радиуса, хорды, диаметра.
Уметь использовать эти понятия при решении задач

58

Окружность, описанная около треугольника, п.39

2

1

п.38

Знать определение окружности, описанной около треугольника,

59

Касательная к окружности, п. 40

2

1

п.38,39

Знать определение касательной к окружности; понятие внешнего и внутреннего касания окружностей.
Уметь строить касательную к окружности; применять изученные понятия при решении задач срединного перпендикуляра к отрезку.
Уметь применять свойства описанной окружности при решении задач

60

Окружность, вписанная в треугольник, п.41

3

1

п.40; записи в тетради.

Знать определение окружности, вписанной в треугольник. Уметь пользоваться этим определением при решении задач

61

Построение треугольника с данными сторонами, п.42,43

4

1

п.40; записи в тетради.

Знать алгоритм решения задачи на построение треугольника по трем сторонам.
Уметь применять его при решении задач с числовыми или геометрическими заданными условиями

62

Построение угла, равного данному, п.44

1

п.40,43; записи в тетради.

Знать алгоритм решения задачи на построение угла, равного данному. Уметь применять алгоритм при решении задачи на построение треугольников по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум углам

63

Построение биссектрисы угла. Деление отрезка пополам, п.45,46

1

п.42-44

Знать алгоритм решения задачи на деление угла и отрезка пополам. Уметь решать несложные задачи на построение с использованием этих алгоритмов

64

Построение перпендикулярной прямой, п.47 Геометрическое место точек, п.48

1

п.42-46

Знать алгоритм построения перпендикулярной прямой. Уметь применять его при решении несложных задач на построение

65

Метод геометрических мест, п. 49

1

п.42-45

Знать, что такое геометрическое место точек, какой фигурой является геометрическое место точек, равноудаленных от данной точки. Уметь распознавать геометрическое место точек

66

Контрольная работа №7 по теме «Геометрические построения»

ВОЗВРАТ НА УРОК51

1

П. 42 47

67

Резерв. Решение задач.

1


§5

Знать, что такое геометрическое место точек, какой фигурой является геометрическое место точек, равноудаленных от данной точки, от двух данных точек. Уметь решать задачи на построение методом геометрических мест

68

Резерв

Решение задач

1

Использовать приобретенные знания для построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир)


© 2010-2022