Доклад: Системно-деятельностный подход в воспитании

Cистемно- - деятельностный подход - это основная составляющая федеральной  государственной образовательной системы т.е. стандартов второго поколения. Данный подход позволяет учителям осуществлять самостоятельную деятельность учащихся .Работать в парах , в группах для того чтобы дети умели общаться между собой объясняя друг другу , этим самым развивая свою речь . Развивали коммуникативные каества. В этом подходе дозволено проводить самооценку своим знаниям , оценивать товарища .Осуществлять взаим...
Раздел Математика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Альзонова Людмила Даниловна

Учитель математики


МОУ Булусинская СОШ им.профессора Т.А.Бертагаева Эхирит-Булагатского района, с.Булуса, Иркутской области.


Системно - деятельностный подход к обучению и воспитанию в условиях ФГОС»

Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Да и работодатель сегодня выдвигает требования к работникам не о наличии определенного уровня образования, а об уровне квалификации - о владении теми или иными компетенциями. Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.Нужно включить ученика в образовательный процесс, помочь его самоопределению, научить релаксировать. Это можно сделать толькос помощью действия.Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».Китайская мудрость гласит «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я усваиваю». Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.Цельюдеятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Новые технологии должны помогать учителю организовывать учебную деятельность так, чтобы обучающиеся являлись субъектами собственной деятельности: осознавали и сами могли вычленить проблему, сами могли поставить цель изучения того или иного вопроса, сами формулировали задачи, решали их, применяли полученные знания на практике.Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены с опорой на системно-деятельностный подход. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. Рассмотрим две главные составляющие такого деятельностного подхода:
Первая заключается в том, что учебный материал представляется в виде последовательности задач, которые следует решить ученикам вместе с учителем, сформулировать выводы, осуществить обобщения на различных этапах и выполнить переход к следующим задачам. Вторая составляющая - это поэлементное формирование у учащихся умений осуществлять то или иное мыслительное или практическое действие.Остановлюсь на структуре урока и особенностях некоторых его этапов,которые я использую в своей работе1.Организационный момент.Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».• 1-2 минуты;• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.• включение детей в деятельность;• выделение содержательной области.Приёмы работы:•в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);• предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);• самопроверка домашнего задания по образцу.Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)Актуализация знаний.Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.1. 4-5 минут;2. Возникновение проблемной ситуации,ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи); создание проблемной ситуации;выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урок-4-5 мин. Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.«Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения,7-8 мин, способы: диалог, групповая или парная работа:• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог, организация самостоятельной исследовательской деятельности, выведение алгоритма.Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.Взавершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.Первичное закрепление: через проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.4-5 минут, способы: фронтальная работа, работа в парах, средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий, выполнение заданий с проговариванием в громкой речи..Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль: цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. 4-5 минут, небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий)выполняется письменно ,методы: самоконтроль, самооценка.При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха..Включение нового знания в систему знаний и повторение.- 7-8 минут. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.Рефлексия деятельности (итог урока)- 2-3 минуты.





© 2010-2022