Рабочая программа учебного курса математический кружок «В мире чисел» для 7 класса

Рабочая программа учебного курса математический кружок «В мире чисел» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований федерального компонента государственного стандарта.  Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается...
Раздел Математика
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка


Рабочая программа учебного курса математический кружок «В мире чисел» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований федерального компонента государственного стандарта.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Как известно, устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 13-14 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 7 начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Достижению данных целей способствует организация внеклассной работы, которая является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в школе. Она позволяет не только углублять знания учащихся в предметной области, но и способствует развитию их дарований, логического мышления, расширяет кругозор. Кроме того, внеклассная работа по математике в форме кружковой деятельности имеет большое воспитательное значение, ибо цель ее не только в том, чтобы осветить какой-либо узкий вопрос, но и в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, вовлечь их в серьезную самостоятельную работу.

В целях усиления развивающих функций задач, развития творческой активности учащихся, активизации поисково-познавательной деятельности используются творческие задания, задачи на моделирование, конструирование геометрических фигур, задания практического характера.

Данный курс ставит перед собой:

Общеучебные цели:

  • Создание условия для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки.

  • Создание условия для умения ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи.

  • Формирование умения использовать различные языки математики: словесный, символический, графический.

  • Формирование умения свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Создание условия для плодотворного участия в работе в группе; умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность.

  • Формирование умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

  • Создание условия для интегрирования в личный опыт новую, в том числе самостоятельно полученную информацию.

Общепредметные цели:

  • Овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования.

  • Интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиция, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.

  • Формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.

  • Воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Курс развивает общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • Планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов.

  • Решение разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска путей и способов решения.

  • Исследовательской деятельности, развитие идей, проведение экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач.

  • Ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства.

  • Проведение доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.

  • Поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Основная проверка знаний проводится в виде практических занятий, игр, викторин, КВН, олимпиад.

Формы проведения занятий:

  • тестирование;

  • практикум по решению задач;

  • решение задач, повышенной трудности;

  • доклады учащихся;

  • игровые занятия;

  • практические занятия («составь фигуру из отдельных частей», «задания со спичками», «графы», «создание сборника задач»);

  • работа с научно - популярной литературой.

Занятия организованы по принципу: теория- практика

Тема раздела

теория

практика

всего

1.

Решение задач на смекалку

1

20

21

2.

Решение задач со спичками

1

5

6

3.

Решение олимпиадных задач

5

11

16

4.

Графы и их применение

6

8

14

5.

Решение заданий ЕГЭ(начальная подготовка)

10

23

33

Итого:

90

Тематическое планирование

ч

Тема занятия

Теория

Практика

Дата

1. Решение задач на смекалку - 21ч




1

1

Решение занимательных задач

+

2

1

Решение занимательных задач

+

3

1

Решение занимательных задач

+

4

1

Решение старинных задач

+

5

1

Решение старинных задач

+

6

1

Решение старинных задач

+

7

1

Решение старинных задач

+

8

1

Решение задач на разрезание

+

9

1

Решение задач на разрезание

+

10

1

Решение задач на разрезание

+

11

1

Составление сборника занимательных задач

+

12

1

Составление сборника занимательных задач

+

13

1

«Путешествие в царство математики»

+

14

1

Математическая викторина

+

15

1

Решение задач «Магические квадраты»

+

16

1

Решение задач «Магические квадраты»

+

17

1

Геометрия вокруг нас

+

18

1

Геометрия вокруг нас

+

19

1

Геометрия вокруг нас

+

20

1

«Я и мир логики» (логические задачи)

+

21

1

«Я и мир логики» (логические задачи)

+

2. Решение задач со спичками -6ч

22

1

Составление различных фигур из спичек.

+

23

1

Составление различных фигур из спичек.

+

24

1

Головоломки со спичками.

+

25

1

Головоломки со спичками.

+

26

1

Головоломки со спичками.

+

27

1

Головоломки со спичками.

+

3. Решение олимпиадных задач -16ч

28

1

Решение задач с числовыми выражениями

+

29

1

Решение задач с числовыми выражениями

+

30

1

Решение задач с числовыми выражениями

+

31

1

Решение задач с числовыми выражениями

+

32

1

Решение задач на разрезание.

+

33

1

Решение задач на разрезание.

+

34

1

Решение задач на движение.

+

35

1

Решение задач на движение.

+

36

1

Решение вероятностных задач.

+

37

1

Решение вероятностных задач.

+

38

1

Решение задач на проценты.

+

39

1

Решение задач на проценты.

+

40

1

Решение задач на дроби.

+

41

1

Геометрические задачи.

+

42

1

Олимпиада 7-8кл

+

43

1

Олимпиада 7-8кл

+

4. Графы и их применение -14ч

44

1

Первое знакомство с графами.

+

45

1

Решение задач на составление графов

+

46

1

Полный граф. Дополнение графа.

+

47

1

Полный граф. Дополнение графа.

+

48

1

Степень вершины.

+

49

1

Степень вершины.

+

50

1

Путь в графе. Цикл.

+

51

1

Путь в графе. Цикл. Связность графа.

+

52

1

Операция удаления ребра. Мост.

+

+

53

1

Деревья, лес. Изображение графа.

+

54

1

Решение задач на построение графов

+

55

1

Решение задач с применением графов

+

56

1

Решение задач с применением графов

+

5. Решение заданий ЕГЭ -33ч

57

1

Числа и выражения

+

58

1

Числа и выражения

+

59

1

Числа и выражения

+

60

1

Числа и выражения

+

61

1

Числа и выражения

+

62

1

Числа и выражения

+

63

1

Преобразование выражений.

+

64

1

Преобразование выражений.

+

65

1

Разложение на множители способом группировки

+

66

1

Разложение на множители способом группировки

+

67

1

Разложение на множители способом группировки

+

68

1

Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

+

69

1

Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

+

70

1

Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

+

71

1

Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

+

72

1

Разложение на множители с помощью формул сокращенного умножения

+

73

1

Уравнения.

+

74

1

Уравнения.

+

75

1

Неравенства

+

76

1

Неравенства

+

77

1

Координаты и графики.

+

78

1

Координаты и графики.

+

79

1

Возможности координатной плоскости

+

80

1

Текстовые задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»

+

81

1

Текстовые задачи на «концентрацию», на «смеси и сплавы»

+

82

1

Текстовые задачи на движение

+

83

1

Текстовые задачи на движение

+


84

1

Текстовые задачи на работу

+

85

1

Текстовые задачи на работу

+

86

1

Задачи геометрического содержания

+

87

1

Задачи геометрического содержания

+

88

1

Задачи на составление уравнений, систем, отношений

+

89

1

Самостоятельное решение тестов

+

90

1

Обобщающее занятие


Литература.


  1. Альхова З. И. Внеклассная работа по математике. Саратов, ОАО «Лицей», 2001г.

  2. Клименко Д.В. Задачи по математике для любознательных.- М.: Просвещение, 1991.

  3. Кардемский Б.А. Увлечь школьников математикой.- М.: Просвещение,1981.

  4. Чистяков П.Н. Исторические задачи. -Киев: «Наукова думка», 1960.

  5. Шапиро А.Д. Зачем нужно решать задачи. - М: Просвещение, 1996.

  6. Семенов В.F. Изучаеи геометрию. _ М.: Просвещение,1987.

  7. Леман И. Увлекательная математика. _ М: «Мир», 1978.

  8. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы.- М.: Айрис-пресс, 2005г Власова Т.Г. Предметная неделя математики в школе. Ростов-на-Дону: «Феникс» 2006г.


© 2010-2022