Формирование ключевых компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики

Раздел Математика
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование ключевых компетенций учащихся

через применение ИКТ на уроках математики.

ГАПОУ СО «ННХТ»

Преподаватель Аникина М.А.

Выбранная тема не случайна. Модернизация страны опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. В последнее время основными приоритетами образовательной политики становятся:

а) достижение социальной компетентности обучающихся;

б) гарантия прав граждан на качественное образование;

в) формирование ключевых (базовых) компетенций;

г) обеспечение компьютерной грамотности.

Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования.

Компетенция - это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению.

Компетентность - это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Основной задачей обучения является формирование ключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.

В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций:

а) коммуникативных - умение вступать в диалог с целью быть понятым;

б) информационных - владение информационными технологиями;

в) автономизационные - способность к самоопределению и самообразованию;

г) нравственных - способность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Они рассматриваются, как готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Приобретение этих компетенций базируется на опыте деятельности учащихся в конкретных ситуациях. Овладение ключевыми компетенциями позволяют человеку быть успешным и востребованным обществом.

Успешность учащегося определяется не только и не столько его способностями, сколько желанием учиться, т.е. мотивацией. Познавательные мотивы в самом широком смысле - это желание учащегося освоить новые знания или способы получения новых знаний.

Результаты мониторинга, проводимого в 2013 году, показали, что активность у учащихся развита недостаточно. При проведении исследования был использован диагностический метод мотивации учения, основанный на опроснике Ч.Д. Спилгерга (модификация А.Д. Андреевой 1987 год). Метод направлен на изучение уровней познавательной активности, тревожности и гнева.

Анализ полученных данных показал:

Высокая познавательная активность у 15%

Средняя познавательная активность у 58%

Низкая познавательная активность у 27% учащихся.

Я поставила перед собой цель: создать условия учащимся для активизации познавательной деятельности.

Учитывая, что информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом, в своей практической деятельности я создаю оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации через внедрение информационных технологий в процесс обучения.

Данные технологии способствуют:

а) активизации познавательной деятельности учащихся;

б) развитию вариативности мышления, математической логики;

в) направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно поэтому ИКТ вызывают интерес и апробируются мною в практической деятельности через:

электронные носители. (Живая математика);

внутришкольный образовательный ресурс.

Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:

использование возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;

повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера;

фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;

использование диагностических и контролирующих материалов;

выполнение самостоятельных и творческих заданий;

использование компьютера для вычислений;

формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать

информацию из различных источников, в том числе электронных.

ПФормирование ключевых компетенций учащихся через применение ИКТ на уроках математики.оскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте (Живая математика) и для индивидуальной работы с учащимися (тренажеры и контроль).

Наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, поэтому использование ИКТ в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Для формирования данных компонентов использую в процессе обучения презентации.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

а) более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении;

б) создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную

деятельность учащихся, более разнообразно проводить устный счет на уроке,

эффективнее использовать время на уроке.

Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме.

Обучающие тесты предназначены для выработки навыка применения полученных знаний при выполнении определенных заданий, ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой.

Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме, при его выполнении ученик имеет всего одну попытку. Выполнив тест, ученик сразу видит результат, который показывает какой процент. Учащиеся знают шкалу оценок: 25% -50% удовлетворительно; 51-80% хорошо; 81-100% отлично.

Такая форма работы позволила иметь оперативную информацию:

о контроле знаний учащихся,

о состоянии процесса усвоения знаний каждым учеником по любой теме,

видеть анализ работ учащихся с целью ликвидации пробелов знаний у учащихся.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде) я формирую у учащихся основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы им в будущем.

Применяя информационные технологии, мне удалось:

а) индивидуализировать учебный процесс;

б) создать условия для развития самостоятельности учащихся;

в) повысить качество наглядности в учебном процессе (презентации);

г) использовать компьютер для освобождения учащихся от рутинных вычислений;

д) снизить трудоемкость процесса контроля и консультирования;

е) снять у учеников нервную нагрузку, сопутствующую контрольным работам,

исчезает карающая роль оценки - ее всегда можно попытаться исправить, если все

повторить.

Информационные технологии повысили :

  • информативность урока;

  • эффективность обучения;

  • придали уроку динамизм и выразительность.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика повышения познавательной активности учащихся.

В перспективе планирую формировать ключевые компетенции через применение метода учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующая в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, исследовательские и другие методики. Участие в предметной проектной деятельности позволит формировать у учащихся:

  • способность брать ответственность на себя;

  • умение совместно принимать решения;

  • навык самостоятельно заниматься своим обучением;

  • умение отстаивать свое мнение, вступать в дискуссию.

Использование информационных технологий при проектной деятельности учащихся, позволит увеличить скорость разработки проекта и качество его выполнения.








© 2010-2022