Проценты. Решение задач. Подготовка к ЕГЭ по математике (11 класс)

Раздел Математика
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 г. Аши Челябинской области (с начальной профессиональной подготовкой)

Урок алгебры в 11 классах по теме

«Проценты. Решение задач. Подготовка к ЕГЭ»

Проблема: «Жить или курить?»

Форма урока: решение проблемного вопроса «Жить или курить?» при помощи решения задач, урок - беседа, обсуждение.

Цели урока:

  1. Актуализировать личностный смысл учащихся к повторению учебного материала по теме «Проценты», помочь развить познавательный интерес к вычислению процентов.

  2. Способствовать грамотному закреплению темы «Проценты» на примерах решения задач по вычислению процентов, отработке практических навыков в вычислении процентов.

  3. Содействовать сознательному пониманию актуальности вопроса в современной жизни «Жить или курить?»

  4. Содействовать развитию у старшеклассников умения выделять главное в понимании поставленного вопроса, расширению знаний о вреде курения и понятии «здоровый образ жизни».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Проведем его, обсуждая проблему для человечества - наше будущее, здоровое человеческое будущее без вредных привычек, одной из которых является пагубная привычка - курение.

На предыдущем уроке мы провели анонимное анкетирование:

Вопросы анкеты:

  1. Курят ли родители?

  2. Курит брат или сестра?

  3. Пробовал(а) ли ты сам(а) курить?

  4. Куришь ли ты сейчас?

  5. Если куришь, то стаж курения?

  6. Тебе это нравится?

В течение урока мы с вами посчитаем и выясним процентное соотношение ваших ответов.

Большинство ученых стран Запада, исследуя отравляющее действие табачного дыма на организм человека, пришли к выводу, что курение опасный враг для здоровья и жизни человека. В развитых странах мира за последние 30 лет курящих стало меньше. Их количество сократилось в 2-3 раза, чего явно не происходит в нашей стране. У нас количество курящих увеличилось в 3 раза. И это не предел. Можно смело сказать, и я думаю, что большинство скажет: «Это модно». А мы давайте подумаем - модно ли это?

А может быть стоит задуматься над проблемой «Жить или курить?»

На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе урока при повторении темы «Проценты».

  1. 1.Устный счет

(Учащиеся отвечают «цепочкой»):

А) Прочитать число и представить его в виде процента:

0,5; ½, 0,17; 1,01, 2/5, 1/25, ¼, 0,017;, 0,56; 0,48; 1/8

Б) Процент представить виде дроби:

13%,4%, 25%, 1,3%, 112%, 50,3%, 18%, 40%, 2,5%

2. Решение задачи №1

1.В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм. Определите процентное содержание самых ядовитых веществ - синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония, - в одной сигарете, если никотина 2%, а синильная кислота составляет ½ часть никотина; табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина; окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода.

Решение:

синильная кислота составляет ½ часть никотина, т.е. ½ от 2%

1%;

табачного дегтя в 7,5 раз больше, чем никотина, т.е. 2%∙7,5=15%

окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя

15:5∙3=9%

полоний 210 составляет 2/3 от количества окиси углерода

9:3∙2=6%

  1. Все ядовитые вещества влияют на организм человека. Курильщики страдают от различных заболеваний.

Например? (Обсуждение вопроса всем классом). Ученики отвечают на вопрос и приводят примеры заболеваний: легкие, сердце, печень, болезни ног. Невольно возникает вопрос: почему же все-таки люди курят? (Ответы учеников, из которых делается обобщение: любопытство, подражание, привычка, так называемое «снятие нервного напряжения».)

4.Учитель: Когда же чаще всего начинают курить? Конечно же, в подростковом возрасте

(Ученики предъявляют свою информацию)

Решение задачи №2

Статистика показывает, что курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 40%. Определите, сколько курящих детей в школе, если в ней 305 мальчиков и 395 девочек?

60%=0,6 40%=0,4

305∙0,6=183

395∙0,4=158

Задачу решают самостоятельно. У доски решает ученик. Ответы сравнивают, сверяют с тем, что решено у доски.

Учитель: Вывод. Почти половина учеников школы не задумывается о том, что у них ухудшится внешность, начинают портится зубы и появляется неприятный запах, ухудшается зрение, слух, развиваются болезни внутренних органов, появляется раздражительность, неуравновешенность, из-за быстрой утомляемости резко ухудшается успеваемость.

5.(Устная работа, обсуждение)

При проверке состояния здоровья учащихся школы из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания - органов дыхания и пищеварения. Остальные по 1 виду заболеваний. Определите, сколько учащихся этой группы имеют по 2 заболевания и сколько по одному?

Решение:

20∙0,7=14 человек по 2 заболевания

20-14=7 человек по одному

Ну и как же вы думаете, нужно ли курить? Нужно ли придерживаться этой моды?

6.(Работа у доски. Задача дана на карточках. Ученик зачитывает условие,)

№3

Курящие дети сокращают свою жизнь на 15%. Определите, какова продолжительность жизни нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 56 лет?

56∙0,15=8,4

56-8,4=47,6

Стоит ли курить, если срок жизни укорочен? Обсуждение

Давай те посмотрим итоги вашего анкетирования:

1. Кто курит в семье?

11 «В» 11 «Б» 11 «А»

Да - 15 человек 12 14

Никто - 9 14 12

Папа - 14 человек 12 13

Мама - 1 1 2

Редко - 0 человек 0 1

2. Курит ли брат или сестра?

Да - 9 человек 3 3

Нет - 15 человек 23 24

  1. Пробовали ли Вы курить?

Да - 8 человек 12 17

Нет - 16 человек 14 10

  1. Курите ли вы сейчас

Да - 3 2 5

Нет -21 24 22

  1. Стаж курения?

  1. 21 22 23

  2. 0 человек 0 1

2 года -2 1 1

3 года - 1 человек 1

6 лет - 0 человек 2

4 месяца - 0 0 1

6 месяцев - 0 0 1

7.Нравится ли Вам курить?

Да - 1 1 2

Нет -18 15 19

Безразлично - 5 6 6

Нормально - 0 4 0

  1. Как вы думаете, кто является примером для подражания?

Ученики: В первую очередь - взрослые и конечно же, родители. Дети, рожденные в семьях курильщиков, в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительны.

Учитель: Давайте посчитаем средний вес новорожденного ребенка, если его родители курят.

№4.

Средний вес новорожденного ребенка 3кг 300г. Если у ребенка отец курит, то его вес будет меньше среднего на 125г, если курит мать - меньше на 300г. Определите, сколько процентов теряет в весе новорожденный, если:

А) курит папа Б) мама. Ответ округлите до целых( 3%, 9%)

Согласимся с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие родителей.

8. Весь мир считает, что курить не модно, не эстетично, да и для здоровья вредно. Может быть, кто-то из вас приведет доводы полезности? (Мнения)

Так вот, во всем мире идет борьба с курением. Во многих странах запрещено курение на рабочем месте. Серьезный работодатель может отказать в приеме на работу или уволить курящего. Причину этого может объяснить такой пример.

Если хороший секретарь-машинистка курит, то на странице печатного текста в 800 знаков у нее будет 4% ошибок

5.Сколько сделает ошибок машинистка на этой странице?

Сколько будет у нее ошибок на странице, где знаков в 1,5 раза больше?

(32 ошибки, 48)

9. Ну, теперь попробуем сделать вывод на основе ответа задачи. Я думаю, вам понятна причина увольнения курящего человека. Ежегодный прирост курящих в России составляет 3% В 1998 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин -40, ну а к 2002 году - мужчин 90 человек, женщин - 45.

Определите количество курящих на конец 2006 года, ответ округлить до целых.

Аннотация к уроку

Возрастающая потребность связи математики и различных жизненных ситуаций настоящего времени вынуждает учителя часто задумываться об организации разнообразных форм проведения уроков, позволяющих донести различные знания до учащихся как можно интереснее, доступнее, разнообразнее. Таких форм уроков множество. Одним из них является урок-проблема с дальнейшим обсуждением вопроса и беседой с учащимися.

Основное обучающее воздействие урока-проблемы, или урока-обсуждения принадлежит дидактическому материалу, вопросам проблемам, которые, вовлекая учащихся в обсуждение, в решение конкретного вопроса на примерах решения задач, как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность учащихся в нужное русло.

Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме решения проблемы; учебная деятельность подчиняется правилам беседы-обсуждения; учебный материал используется в качестве средства для решения проблемного вопроса; в учебную деятельность вводится элемент заинтересованности в здоровом образе жизни.

Правила урока-проблемы (урока-обсуждения) должны учитывать цели урока и индивидуальные возможности учащихся. На уроке создаются условия для проявления самостоятельной, мыслительной активности при решении заданного вопроса и принятии верного решения.

Урок-проблема имеет определенный результат, который является финалом обсуждения, придает уроку законченность, а учащимся при принятии верного выбора пути моральное и умственное удовлетворение.

Данный урок-проблема разработан в соответствии с требованиями личностно ориентированного урока. В нем созданы условия для самореализации ученика через познавательный интерес, через многообразие жизненных ситуаций и ответственный выбор учащихся.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики повышает интерес к предмету, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, помогает разобраться в правильности жизненного пути.






Коваленко Светлана Николаевна,

учитель математики

муниципального образовательного учреждения

средняя общеобразовательная школа

№ 9 г. Аши Челябинской области

(с начальной профессиональной подготовкой)



Разработка урока

алгебры

по теме «Проценты. Решение задач. Подготовка к ЕГЭ»

11 класс


Методы: беседа, обсуждение

Тип учебного занятия: урок повторения

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

УМК: Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл./ сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк - М.: Дрофа, издание 3-е 2002 - 2004,

Используемая литература:

1. Тесты ЕГЭ разных лет







Аша

Челябинская область

2008


Коваленко Светлана Николаевна

© 2010-2022