- Преподавателю
- Математика
- Дополнительные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ
Дополнительные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ
Раздел | Математика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шаталова С.П. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа спецкурса
«Дополнительные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ»
СОДЕРЖАНИЕ:
-
Пояснительная записка………………………… 3 стр.
-
Программное содержание………………… … 7 стр.
-
Учебное тематическое планирование……… 9 стр.
-
Литература для учителя………………………15 стр.
-
Литература для ученика………………………16 стр.
-2-
Пояснительная записка.
Настоящая программа написана на основании следующих нормативных документов:
-
Федеральный компонент государственного стандарта, утвержденный приказом Министерства образования РФ
от 5.03.2004 г. №1089;
-
Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 9.03.2004 г. №1312;
-
Примерные программы для среднего (полного) общего образования. Математика. Базовый уровень.//Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-128с.
-
Примерные программы для среднего (полного) общего образования. Математика. Профильный уровень.//Сборник нормативных документов. Математика/сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007.-128с.
-
Приказ Департамента Ульяновской области от 20.06.2007г. №415 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Ульяновской области»
Программа данного спецкурса «Дополнительные вопросы курса математики в КИМах ЕГЭ» (всего: 34 часа, 1 час в неделю) рассчитана на учащихся 10 классов информационно-технологического, социально-гуманитарного и общеобразовательного профиля, которые хотят изучать математику (алгебра и начала анализа, геометрия) на повышенном уровне, но испытывают некоторые затруднения. Причиной таких затруднений является несформированность навыка работы с различными математическими объектами и действиями, а также недостаточного количества часов, для усвоения учащимися данных тем, в связи с направлением профиля
Основная цель обучения:
-
Подготовка учащихся к итоговой аттестации (ЕГЭ) по курсу математики.
Основные задачи обучения:
-
Формирование у учащихся систематизированных базовых знаний и опирающихся на них устойчивых навыков по основным темам курса алгебры и началам анализа 10 класса, геометрии 7-10 классов;
-
Обеспечение более глубокого усвоения математических объектов и возможность работы с ними на повышенном уровне;
-
Формирование логической и общей математической культуры учащихся, развитие познавательного интереса к предмету;
-3-
Соответствие изучаемых вопросов.
Изучаемые вопросы в школьнов курсе
ДоПОЛНИТЕЛЬНЫЕ вопросы для изучения(*)
Действительные числа
-
Действительные числа.
-
Действия с действительными числами.
-
Метод математической индукции.
-
Доказательство числовых неравенств методом математической индукции.
-
Решение задач с целочисленными неизвестными.
Рациональные уравнения и неравенства.
-
Рациональные уравнения и неравенства.
-
Системы рациональных уравнений и неравенств.
-
Метод интервалов решения неравенств.
-
Деление многочлена на многочлен.
-
Алгоритм Евклида.
-
Неравенства, содержащие модуль.
-
Неравенства, содержащие параметр.
Корень степени n-ой и степень положительного числа.
-
Корень степени n-ой и его свойства.
-
Корень степени n-ой из натурального числа.
-
Степень с рациональным и иррациональным показателем
-
Предел последовательности.
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
-
Свойства логарифмической и показательной функций.
-
Логарифмы.
-
Простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
-
Показательные и логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного
-
Однородные уравнения и неравенства.
-
Уравнения, содержащие модуль.
-
Уравнения, содержащие параметр.
Тригонометрия.
-
Синус, косинус, тангенс, котангенс.
-
Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс.
-
Формулы сложения.
-
Тригонометрические функции числового аргумента.
-
Простейшие тригонометрические уравнения.
-
Применение основных тригонометрических формул для решения уравнений.
-
Графики функций для арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса.
-
Формулы сложения для тангенса и котангенса.
-
Введение вспомогательного угла и замена неизвестного t=sin x + cos x.
-
Тригонометрические неравенства.
Геометрия.
-
Вписанная и описанная окружность, треугольник.
-
Прямоугольный треугольник.
-
Параллелограмм.
-
Ромб.
-
Трапеция.
-
Касательная к окружности.
-
Решение задач из КИМов ЕГЭ прошлых лет.
(*)-дополнительные вопросы в программе выделены курсивом.
Организация учебного процесса.
Занятия проводятся в форме практикумов и семинаров, на которых знания по темам углубляются и закрепляются. Затем рассматривается применение знаний в новой, измененной ситуации, в нестандартной ситуации. Разработка и обсуждение теории, алгоритмов в группах.
Ученики в микрогруппах, в сотрудничестве с учителем выполняют различные задания по сложности, в результате чего выявляются и устраняются пробелы в знаниях учащихся.
Учащиеся должны знать и уметь.
Знать
Уметь
-
Действия с действительными числами.
-
Алгоритм решения неравенств методом интервалов;
-
Свойства степени и корня;
-
Алгоритм решения неравенств методом интервалов;
-
Тригонометрические формулы сложения
-
Формулы для решения тригонометрических уравнений;
-
Свойства логарифмической и показательной функций;
-
Свойства логарифмов, арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса.;
-
Свойства пределов;
-
Свойства треугольников, окружности, касательной к окружности, параллелограмма, ромба.
-
Выполнять доказательство числовых неравенств методом математической индукции;
-
Выполнять деление многочлена на многочлен;
-
Решать логарифмические, показательные, иррациональные уравнения и неравенства, содержащих модуль и параметр.
-
Решать неравенства методом интервалов;
-
Выполнять преобразования логарифмических, тригонометрических, степенных выражений;
-
Решать однородные уравнения;
-
Решать тригонометрические уравнения и неравенства;
-
Выполнять решение задач с целочисленными неизвестными;
-
Решать уравнения с помощью введения вспомогательного угла и производить замену неизвестного t=sin x + cos x.
Организация и проведение аттестации учеников.
Целью аттестации учащихся по данному курсу является выявление пробелов в их знаниях по данным темам и их устранение в индивидуальной работе.
Проводится аттестация в виде тестов (тексты прилагаются).
-6-
Программное содержание.
-
Действительные числа.
Действительные числа. Действия с действительными числами. Метод математической индукции. Решение задач с целочисленными неизвестными.
Основная цель - систематизировать и обобщить сведения о действительных числах. Отработать алгоритмы действий с действительными числами. Уметь выполнять доказательство числовых неравенств методом математической индукции. Научиться решать задачи с целочисленными неизвестными.
-
Рациональные уравнения и неравенства.
Деление многочлена на многочлен. Алгоритм Евклида. Рациональные уравнения и неравенства. Системы рациональных уравнений и неравенств. Метод интервалов решения неравенств. Неравенства, содержащие модуль.
Неравенства, содержащие параметр.
Основная цель - систематизировать знания учащихся при решении рациональных уравнений и неравенств и их систем, выработать стойкие умения и навыки при делении многочлена на многочлен. Научиться выполнять более сложные подстановки при решении систем уравнений. Сформировать у учащихся понятие «алгоритма Евклида». Научится решать уравнения и неравенства с модулем и параметром.
-
Корень степени n-ойи степень положительного числа.
Корень степени n-ой и его свойства. Корень степени n-ой из натурального числа. Степень с рациональным и иррациональным показателем. Предел последовательности.
Основная цель - систематизировать свойства корня n-ой степени свойства степени с рациональным и иррациональным показателем. Выработать стойкие умения и навыки выполнять преобразование выражений, содержащие корень n-ой степени и степень с рациональным и иррациональным показателем. Рассмотреть предел последовательности и их свойства.
-
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства.
Свойства логарифмической и показательной функций. Логарифмы. Показательные и логарифмические уравнения и неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Показательные и логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Однородные уравнения и неравенства. Уравнения, содержащие модуль. Уравнения, содержащие параметр.
-7-
Основная цель - более глубокое изучение свойств функций, работа по графикам. Учащиеся должны понимать, как влияют основание степени и основание логарифма на расположение в координатной плоскости графиков функций. Выработать умения по упрощению логарифмических выражений. Систематизировать знания учащихся при решении показательных и логарифмических уравнений и неравенств, сводящихся к простейшим. Решать показательные и логарифмические уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного. Отработать навыки по решению однородных уравнений и неравенств. Рассмотреть уравнения, содержащие модуль и уравнения, содержащие параметр.
-
Тригонометрия.
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс. Формулы сложения. Тригонометрические функции числового аргумента. Тригонометрические уравнения и неравенства. Введение вспомогательного угла и замена неизвестного t=sin x + cos x. Однородные уравнения.
Основная цель - обобщить примеры использования арксинуса, арккосинуса, арктангенса, арккотангенса, систематизировать знания по применению формул сложения, выработать умение по решению тригонометрических уравнений и неравенств, сводящихся к простейшим. Закрепить навыки по решению однородных уравнений второй степени. Научиться выполнять введение вспомогательного угла и замену неизвестного t=sin x + cos x.
-
Геометрия. (Планиметрия)
Вписанная и описанная окружность, треугольник. Прямоугольный треугольник. Параллелограмм. Ромб. Трапеция. Касательная к окружности.
Основная цель - обобщить примеры использования основных формул по нахождению площади треугольника. Используя теоремы синусов, косинусов, Пифагора выработать умение по нахождению элементов треугольника, параллелограмма, трапеции. Решение комбинированных задач.
-8-
Учебное тематическое планирование.
дата
Тема учебного занятия
Кол час.
№ ур
Тип урока
Форма проведения
Методы обучен.
Организа-ция сам. деят-ти
Нагляд-
ность
Форма контрол
Образова-
тельный
продукт
Доп.
литерат
прим
-
Действительные числа. 4 часа
Действительные числа. Действия с действительными числами.
1
1
Обобщение и системат. знаний
Фронт.
групповая
исследов
Задачи для групп
Таблица
Взаим
[4]
Метод математической индукции
1
2
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
[ 3 ]
Доказательство числовых неравенств методом математической индукции
1
3
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Учит
[ 3 ]
Решение задач с целочисленными неизвестными.
1
4
Урок- практикум
Групповая, индив.
Проблем-поисков.
Задачи для групп
Взаим.
Учит.
Составле-ние плана для решен.
задач.
[ 3 ]
-
Рациональные уравнения и неравенства. 5 часов
Деление многочлена на многочлен. Алгоритм Евклида.
1
5
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Составле-ние конспекта
[ 1 ]
дата
Тема учебного занятия
Кол час.
№ ур
Тип урока
Форма проведения
Методы обучен.
Организа-ция сам. деят-ти
Нагляд-
ность
Форма контрол
Образова-
тельный
продукт
Доп.
литерат
прим
Рациональные уравнения и неравенства.
1
6
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Взаим.
[ 1 ]
[ 8 ]
Системы рациональных уравнений и неравенств.
1
7
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Учит.
[ 1 ]
[ 7 ]
Метод интервалов решения неравенств.
1
8
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Задачи на готовых чертежах
Составле-ние конспекта
[ 1 ]
[ 6 ]
Неравенства, содержащие модуль.
Неравенства, содержащие параметр.
1
9
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Таблица
Взаим.
Учит.
Составле-ние плана.
-
Корень степени n-ой и степень положительного числа. 6 часов.
Корень степени
n-ой и его свойства.
2
10
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Таблица
Взаим.
[ 1 ]
[ 10 ]
11
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Учит.
Корень степени n-ой из натурального числа.
1
12
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Учит.
дата
Тема учебного занятия
Кол час.
№ ур
Тип урока
Форма проведения
Методы обучен.
Организа-ция сам. деят-ти
Нагляд-
ность
Форма контрол
Образова-
тельный
продукт
Доп.
литерат
прим
Степень с рациональным и иррациональным показателем
2
13
Обобщение и системат. Знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Формулы
[ 1 ]
[ 3 ]
[ 10 ]
14
Урок- практикум
Групповая, индив.
Проблем-поисков.
Задачи для групп
Взаим.
Учит.
Предел последовательности.
1
15
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Таблица
Составле-ние конспекта
[ 1 ]
-
Показательные и логарифмические уравнения и неравенства. 7 часов.
Свойства логарифмической и показательной функций.
1
16
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Взаим.
Составле-ние презента-ции по функциям.
[ 1 ]
[ 3 ]
Логарифмы.
1
17
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Учит.
Простейшие показательные и логарифмические уравнения.
1
18
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Взаим.
[ 10 ]
Простейшие показательные и логарифмические неравенства.
1
19
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Учит.
дата
Тема учебного занятия
Кол час.
№ ур
Тип урока
Форма проведения
Методы обучен.
Организа-ция сам. деят-ти
Нагляд-
ность
Форма контрол
Образова-
тельный
продукт
Доп.
литерат
прим
Показательные и логарифмические неравенства, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного.
1
21
Урок- практикум
Групповая, индив.
Проблем-поисков.
Задачи для групп
Взаим.
Учит.
Однородные уравнения.
1
22
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Таблица
Составле-ние плана.
[ 3 ]
[ 10 ]
Уравнения, содержащие модуль. Уравнения, содержащие параметр.
1
23
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Таблица
Составле-ние плана.
[ 1 ]
[ 10 ]
-
Тригонометрия. 9 часов.
Синус, косинус, тангенс, котангенс. Арксинус, арккосинус, арктангенс, арккотангенс.
1
24
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Взаим.
Составле-ние презента-ции
дата
Тема учебного занятия
Кол час.
№ ур
Тип урока
Форма проведения
Методы обучен.
Организа-ция сам. деят-ти
Нагляд-
ность
Форма контрол
Образова-
тельный
продукт
Доп.
литерат
прим
Формулы сложения.
1
25
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Таблица с формула-ми
Взаим.
Тригонометричес-кие функции числового аргумента.
1
26
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Учит.
Простейшие тригонометричес-кие уравнения.
1
27
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Таблица частный решений уравнений
Взаим.
[ 10 ]
Применение основных тригонометричес-ких формул для решения уравнений.
1
28
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Основныетригоно-метрические формулы
Учит.
[ 10 ]
Однородные уравнения. (первой и второй степени)
1
29
Комбини-рованный урок
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
[ 1 ]
[ 6 ]
Тригонометричес-кие уравнения, сводящиеся к простейшим.
1
30
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Таблица частный решений уравнений
[ 10 ]
дата
Тема учебного занятия
Кол час.
№ ур
Тип урока
Форма проведения
Методы обучен.
Организа-ция сам. деят-ти
Нагляд-
ность
Форма контрол
Образова-
тельный
продукт
Доп.
литерат
прим
Введение вспомогательного угла и замена неизвестного
t=sin x + cos x.
1
31
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Таблица
Составле-ние плана.
[ 1 ]
[ 10 ]
Тригонометричес-кие неравенства.
1
32
Урок изучения нового материала
Фронт. индив.
Частично-поисков.
Фронт раз. задач.
Таблица
Составле-ние плана.
[ 1 ]
[ 10 ]
-
Геометрия
Окружность. Треугольники.
1
33
Обобщение и системат. знаний
Парная
исследов
Задачи для стат. пар
Таблица с формула-ми
Взаим.
Составле-ние презента-ции
[ 2 ]
[ 9 ]
Четырёхуголь-ники. (Параллелограмм. Ромб. Трапеция.)
1
34
Обобщение и системат. знаний
Фронт. индив.
исследов
Фронт раз. задач.
Учит.
Составле-ние презента-ции
[ 2 ]
[ 9 ]
-14-
литература для учителя:
-
Ершова А.П., Голобородько В.В., Ершова А.С. Самостоятельные и контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 класс. -М.: Илекса, 2008г.
-
Ершова А.П., Голобородько В.В. Самостоятельные и контрольные работы по геометрии для 10 и 11 класса. - М.: Илекса, 2006г.
-
О.А. Креславская, В.В.Крылов, В.И. Снегурова, В.Е. Ярмолюк ЕГЭ-2008.Математика: Сдаем без проблем! -М.:Эскмо, 2008
-
Лукин Р.Д., Лукина Т.К., Якунина М.С. Устные упражнения по по алгебре и началам анализа: Книга для учителя. - М.: Просвещение. 1989г.
-
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2009
-
Ф.Ф. Лысенко. Математика ЕГЭ-2009. Вступительные испытания. Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2008
-
Ф.Ф. Лысенко. Математика .ЕГЭ-2008. Подготовка к ЕГЭ-2010.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2007
-
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2009.Тематические тесты.10-11 класс. часть 1 (А1-А10, В1-В3).-Ростов-на-Дону:Легион,2008
-
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2009.Тематические тесты.10-11 класс. часть 2 (В4-В11,С1-С5).-Ростов-на-Дону:Легион,2008
-
Сборник нормативных документов. Математика. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы» . Сост./ Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев.-М.:Дрофа,2007
-15-
литература для ученика:
-
Портал информационной поддержки единого государственного экзамена: ege.edu.ru
-
Т.А. Корешкова ЕГЭ 2010. Математика. Типовые задания. / М.: Издательство «Экзамен», 2009
-
Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2010.Учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону,
Издательство «Легион-М»,2009
-
Ф.Ф. Лысенко. Математика. ЕГЭ-2009.Тематические тесты.10-11 класс. часть 2 (В4-В11,С1-С5).-Ростов-на-Дону:Легион,2008
-
Федеральный институт педагогических измерений: fipi.ru
-16-