Разработка урока по математике на тему Обыкновенные дроби

Раздел Математика
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема. Доли. Обыкновенные дроби (5 класс, Н.Я.Виленкин)

Урок изучения нового материала

Сапожникова Александра Мироновна - учитель математики

МБОУ Ленинской СОШ

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с основными понятиями: обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби; сформировать умение записывать и читать обыкновенные дроби;

  2. развивать математическую речь, внимание, наблюдательность;

  3. воспитывать чувство удовлетворения о возможности показать на уроке свои знания.

Оборудование: проектор; компьютер.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

Мотивация к учебной деятельности.

Цели:

- актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности;

- создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность;

Планируемые результаты (УУД). Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им; оформлять свои мысли в установленной форме.

Ну-ка, проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Толька лишь оценку пять.

У нас сегодня урок - путешествие в «Королевство дроби» (слайд 2).

Итак, давайте определимся с маршрутом. (слайд 3).

  1. II. Актуализация опорных знаний. (слайд 4)

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения. Цели:

- создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия;

- организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

- выявить место затруднения;

- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Планируемые результаты (УУД). Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение.

(Повторение по теме «Окружность и круг»). Кто будет внимателен и активен, тот узнает о новом математическом термине. Нужно разгадать кроссворд. На доске.

Разработка урока по математике на тему Обыкновенные дроби

1) ОА - … 2) О - … 3) … 4) АВ - … 5) …

Разработка урока по математике на тему Обыкновенные дроби

6) Название инструмента для вычерчивания окружностей.

Прочитайте слово, получившееся в выделенном столбце кроссворда.

Ответ: сектор - часть круга, ограниченная двумя радиусами.

III. Изучение нового материала

  1. Замок «Точных наук» (слайд 5).

Ребята, а вы смотрели мультфильм «Мы делили апельсин»? Давайте вспомним стихотворение.

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа!

Эта долька - для чижа!

Эта долька - для утят!

Эта долька - для котят!

Эта долька - для бобра!

№2. Практическая работа (слайд 6).

Работа с соседом по парте. Возьмите окружность и разделите её на 2 равные части, на 4 равные части.

Как называются эти равные части?

Включить видеоурок И. Жаборовского «Доли. Обыкновенные дроби»

Какая тема урока? (слайд 7)

А цели и задачи урока? (слайд 8)

Запись обыкновенной дроби, определение числителя, знаменателя.

(слайд 9)

- обыкновенная дробь,

- числитель дроби (Где пишут? - Над чертой)

- знаменатель дроби (Где пишут? - Под чертой)

- Что показывает знаменатель дроби? (Знаменатель показывает на сколько частей разделили). (Слайд 10)

- Что показывает числитель дроби? (Числитель дроби показывает - сколько взято). (Слайд 10)

Проверьте по учебнику «все ли мы узнали или нет?»

- Проверка понимания, закрепления знаний.

Определите какая часть фигуры закрашена? (Слайд 11)

  1. Замок «Истории математики» Выступления учащихся

Вам интересно узнать историю появления дроби? Послушаем товарищей, которые подготовились по следующим вопросам.

Итак, первый вопрос: В каких древних источниках встречаются первые упоминания о дробях? И для чего были нужны дроби? (Слайд 12, Приложение 1)

Второй вопрос: Отношение к дробям в Древней Греции. Когда и где стали записывать дроби с помощью числителя и знаменателя? (Слайд 13, Приложение 1)

Третий вопрос: Система дробей в Древнем Риме. (Слайд 14, Приложение 1)

Дроби на Руси (слайд 15)

4. Замок «Здоровье сберегающих технологий» Видеофизминутка (слайд 16).

5. IV. Замок «Первичного контроля и закрепления знаний»

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- закрепить новое знание в речи и знаках;

- зафиксировать преодоление возникшего затруднения.

Планируемые результаты (УУД). Познавательные: уметь добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Регулятивные: уметь работать по коллективно составленному плану, проговаривать последовательность действий на уроке. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

1. Работа в группах по 4 человека.

Разделите квадрат со стороной 4 см на 4 доли тремя способами.

2. № 888 прочитайте записи передовая эстафету (слайд 17).

3. Программированный контроль. (Приложение 2).

Раздать тексты работы теста. После окончания работы поменяться работами, вывести на экран правила оценивания и правильные ответы. (Слайд 18, 19).

V. Итог урока. Планируемые результаты. Регулятивные: уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

а) Ученикам раздается анкета. (Приложение 3).

  1. Оцените степень сложности урока. Вам было на уроке:

  • легко;

  • обычно;

  • трудно.

  1. Оцените степень вашего усвоения материала:

  • усвоил полностью, могу применить;

  • усвоил полностью, но затрудняюсь в применении;

  • усвоил частично;

  • не усвоил.

б) Как называется число в обыкновенной дроби, которое стоит над чертой?

в) Как называется число в обыкновенной дроби, которое стоит под чертой?

VI. Замок «Домашнего задания» (слайд 20).

Пункт 23; №925; №934 (а) - на оценку «3»

Пункт 23; №926; №934 (б) - на оценки «4» и «5»

IX. Дополнительное задание (если останется время). (Слайд 21)

Урок закончим стихотворением:

Дроби всякие нужны,

Дроби всякие важны.

Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.

Если будешь дроби знать,

Точно смысл их понимать,

Станет легкой даже трудная задача.

Спасибо за урок! (слайд 22).

Использованная литература:

  1. Н.Я.Виленкин. Математика, 5 класс, изд-во Мнемозина, 2009

  2. Е.В.Алтухова и др. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства, изд-во Учитель, 2009

  3. Федин С.Н., Федина О.В. Занимательные задачи и головоломки для детей, изд-во Арйис-Пресс, 2007

  4. Видеоуроки по математике 5 класс И. Жаборовского.

  5. Видеофизминутка.

© 2010-2022